проект "Волшебный квадрат"
проект по конструированию, ручному труду

Кочкина Мария Викторовна

Живописцу требуется холст, скульптору - необходимо пространство, для оригами нужен только лист бумаги.Чем больше мастерства в детской руке,тем умнее ребенок.  (В.А. Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_kvadrat.docx43.07 КБ

Предварительный просмотр:

Живописцу требуется холст,

Скульптору - необходимо пространство,

Для оригами нужен только лист бумаги.

Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок.

В.А. Сухомлинский

Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Ещё древними учёными, жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны. 

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что чем проворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь. 

Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) - всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.

Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию творческих способностей и художественного вкуса у детей через кружковую работу.

Актуальность проекта

Поделки, выполненные в технике оригами, можно эффективно использовать для занятий театральной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать сказки, такие как «Колобок», «Репка», «Теремок». Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановкам. Что может быть интереснее-  создать что - то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.

Оригами:

  • Помогает детям испытывать свои возможности и проявлять конструктивные, изобразительные, творческие и оформительские способности,
  •  развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,
  •  концентрацию внимания,
  •  стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,
  • совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
  •  способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.

Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.

Цель проекта: создать оптимальные условия для развития творческого мышления у детей в художественно - речевой и театрализованной деятельности по средствам занятий оригами.

Задачи проекта:

- познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности;

- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в традиционной манере без надрезов изготовлении моделей оригами, сложения из листа бумаги другой формы: треугольной, прямоугольной и пяти угольной.

- научить «читать» пооперационную карту;

- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;

- изготовить поделки для театра оригами;

- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;

- формировать культуру труда.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: 01.09.2022 – 25.05.2023 г.

Необходимые ресурсы.

Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок), использование мультимедиа.

Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.

Ожидаемые результаты:

  • дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;
  • у детей развивается речь, желание знать и умение ставить новые театрализованные постановки.
  • применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
  • проявление творчества при изготовлении поделок;
  • применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

В проекте выделены три этапа:

Первый этап - подготовительный

  1. Просмотр презентации «Откуда появилась бумага».
  2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.
  3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте».
  4. Просмотр презентации «Базовые формы оригами».
  5. Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.
  6. Оформление материала в родительском уголке на тему «Воскресные дни с родителями или как организовать досуг ребенка».
  7. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, ее разновидности»
  8. Деловая игра с родителями «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста».
  9. Диагностика детей.

Второй этап – основной.

  1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
  2. Знакомство с техникой изготовления оригами
  3. Сотрудничество с библиотекой в помощи с методической литературой.
  4. Занятия по конструированию из бумаги (оригами).
  5. Изготовление атрибутов для сюжетно0ролевых игр: колечки, кошельки.
  6. Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, познание.
  7. Изготовление в технике оригами героев сказок для театрализованных игр.
  8. Организация выставки «Мои поделки по оригами».

Третий этап – итоговый.

Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.


Перспективное планирование

Тема занятий

Цели и задачи

Сентябрь

«В некотором царстве, в бумажном государстве…»

  • заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них
  • начать знакомить детей с историей искусства оригами

 «Знакомимся со свойствами бумаги»

  • познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги
  • научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами

"Дверь", "Шкафчик".

  • учить детей сгибать лист бумаги пополам, совмещая противоположные стороны; а также сгибать противоположные стороны к основной линии сгиб

«Косынка»

  • учить сгибать квадрат по диагонали, совмещая два противоположных угла

Октябрь

«Елка»

  • учить детей складывать квадрат по диагонали, составлять из треугольников елочку

«Вишенки»

  • учить сгибать круг по диагонали, и склеивать между собой

«Гриб»

  • учить складывать круги разных размеров пополам, составлять из двух частей целое

«Ветка рябины»

  • учить  мастерить поделки из базовой формы «стрела»

Ноябрь

«Воздушный змей»

  • научить мастерить воздушного змея по операционной карте

«Коробочка»

  • познакомить детей с новым способом складывания бумаги

«Волк»

  • научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях

Декабрь

«Новогоднее панно»

  • учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами

«Ожившая сказка»

  • повышать интерес к занятиям оригами в театрализованной деятельности

«Двухтрубный корабль»

  • познакомить детей с новой базовой формой «блинчик»

Январь

«Гном»

  • учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей

«Дед Мороз»

  • учить детей делать фигурки в технике оригами, используя схему

«Веселые человечки»

  • учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую

Февраль

«Вертушки для малышей»

  • учить изготавливать новые поделки из квадрата, треугольника,  шестиугольника, круга

«Праздник мальчиков»

  • упражнять в изготовлении новой поделки путем соединения нескольких деталей

«Экскурсия в зоопарк».

  • учить мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путем складывания его пополам и загибания углов к середине, соединяя четыре готовые детали.

«Грач»

  • продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, и используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыба».

Март

«Рыбка»

  • развивать умение складывать бумагу по схеме для получения определенной поделки;
  • закреплять знания о способах работы с бумагой.

«Лягушонок»

  • закреплять умение складывать бумагу пополам;
  • закреплять умение работать с бумагой;
  • развивать мелкую моторику пальцев;
  • развивать умение добиваться результатов в работе.

«Бабочка»

  • развивать внимание, усидчивость.
  • развивать умение вырезать из сложенной в базовую форму бумагу;
  • развивать мелкую моторику рук.

«Мордочка щенка»

  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать интерес к работе с бумагой.
  • воспитывать аккуратность в работе.

«Цыпленок»

  • упражнять детей в многократном складывании бумаги;
  • развивать глазомер.
  • совершенствовать навыки сгибания, складывания
  • развивать интерес к ручному труду.

Апрель

«Дом»

  • воспитывать желание делать приятное другим.
  • развивать творчество в работе с бумагой;
  • учить умение создать определенный образ.

«Аквариум» - коллективная работа

  • развивать фантазию
  • учить работать в группах.

«Лодочка плывет»

  • Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косыночка»,
  • Украшение  поделки с помощью аппликации.

«Любимые игрушки»

  • Совершенствовать навыки складывания мордочек животных на основе знакомой базовой формы.

Май

«Цветочный букет» коллективная работа

  • Создание готовой поделки на основе уже знакомой базовой формы «косыночка», работа в коллективе.

«Веселая полянка» Выставочная работа

  • Повторить пройденный материал
  • Закрепить знания по оригами

Организация деятельности с родителями

  • Беседы
  • Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

                               «Роль оригами в развитии детей»

  • Практические задания: Изготовление оригами совместно с детьми дома.
  • Выставка поделок оригами: лягушка, котенок, пингвин, журавлик
  • Создание коллективной работы по сказки «Теремок»
  • Презентация проекта на собрании
  • Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

                                «Роль оригами в развитии детей»

  • Буклет на тему: «Оригами – через игру к творческому развитию»

Диагностика

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.

Диагностика детского развития проводится два раза : вводный - сентябрь - октябрь, итоговый – апрель-май.

Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Волшебный квадрат»

Задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.

Задание №1

Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.

Инструкция: «Сложи лист пополам»

 Оценка:

5 баллов –  ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

 3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.

Инструкция: «Сложи лист по диагонали».

Оценка:

5 баллов –  ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

3 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;

1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.

Задание №4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).

Инструкция: Воспитатель берет квадрат, согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».

Оценка:

5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;

3 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;

1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.

Протокол обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами) детей 5-6 лет.

п/п

Фамилия имя ребенка

Умение складывать лист бумаги

Знает

Общее количество баллов

Уровень

прямоугольный пополам

квадратный по диагонали

геометрические фигуры

геометрические понятия

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Высокий уровень: (15 до20 баллов). Средний уровень: (от 9 до 14 баллов). Низкий уровень: (ниже 9 баллов).

Качественная характеристика уровней развития

конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»

Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)

Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет, и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.

Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)

Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.

Низкий уровень: (ниже 9 баллов)

Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.

Список использованных источников

1. Гончарова О.В. Театральная палитра. - М.: «Творческий центр», 2010 г.

2. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г.

3. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ. -М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007г.

4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. - Ярославль: «Академия развития», 1998 г.

5. Соколова С. Театр оригами. - М.: «Академия умелые руки», 2006 г.

6. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких. - М.: «Творческий центр»,2009 г.

7. О.Щеглова, А.Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н./Д: Владис: М.: РИПОЛ Классик, 2008. – 416с., с ил.

8. О.Мэри, О.Рошин. Оригами. Фигурки животных из бумаги. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, 2012г.

9. Иголкина О.В./Альбом для детского творчества. Оригами/ Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород, 2012г.

10. Модульное оригами. Игровые практики для детей и взрослых// вед. Шкурко Е.М. DVD, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат»

Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анал...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми 2 младшей группы с использованием «Квадрата Воскобовича» «Путешествие Квадрата. Семафор».

Цель: продолжить знакомство с квадратом Воскобовича и приемами складывания.Задачи:  - создать ситуацию для развития логического и творческого мышления.- закреплять умение конструировать уже знако...

Конспект НОД с ипользованием логико-математической игры "Квадрат Воскобовича" для детей старшего дошкольного возраста "Чудесные превращения квадрата"

В методической разработке представлен вариант включения в НОД логико-математической игры "Квадрат Воскобовича" с целью интеллектуального развития и развития познавательных интересов детей с ...

Мастер класс на тему: Знакомство с «Квадратом Воскобовича» или «Игровой квадрат» (2-х цветный)

В игре "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п....

Буклет для родителей "Игры с квадратом Воскобовича. Сказка о превращениях Квадрата"

Рекомендации родителям дошкольников, как в игровой форме познакомить ребенка с квадратом Воскобовича....

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности, c использованием блоков Дьенеша и квадрата Воскобовича «Приключения Квадрата» (cредняя группа)

Программное содержание:Формировать логическое мышление дошкольников через развивающие игры и упражнения с использованием квадрата Воскобовича;Закрепить в самостоятельной деятельности умение различать ...

Игры с Квадратом Воскобовича «Квадрат-трансформер»

Республика БурятияКомитет по образованию   г. Улан-УдэМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 113 «Капитошка» комбинированного вида г.Улан-Уд...