Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» тема « Знакомство с техникой «ЭБРУ»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Кулябина Гульнара Гарифулловна

Цель: познакомить детей с техникой «эбру».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

тема « Знакомство с техникой «ЭБРУ»

 

Цель: познакомить детей с техникой «эбру».

 

Задачи:

1) Воспитывать  интерес к изучению нового материала;

2) Развивать воображение;

3) Развивать связную речи и обогащать словарь ребёнка;.

4) Познакомить детей  с особенностями рисования по воде;

 

Материалы и оборудование: лоток, листы бумаги, кисточки (щетина, вода с загустителем, краски «эбру», стаканчики с водой, салфетки, шпажки с заострённым концом для рисования на воде узоров, (можно купить готовый набор для рисования на воде), аудиозапись «Звуки природы» ссылка:

https://lightaudio.ru/mp3/нежные%20мелодии.%20музыка%20природы

аудио запись «Музыка для волшебства» ссылка

https://drive.gybka.com/q/музыкальный+эффект+волшебство+превращение/

Перед ОД нужно заранее приготовить раствор (загуститель добавить в воду выждать положенное время, желательно, чтобы дети об этом не знали, тогда получится настоящее волшебство)

 

Ход НОД:

Вам необходимо заинтересовать, привлечь внимание детей. Воспитатель включает аудиозапись «Звуки природы», как только дети обратят внимание, можно им  предложить: «Я хочу предложить вам стать волшебниками, вы согласны?» (ждём ответа)

 

Начинаем ОД*:

Воспитатель: посмотрите, у нас на столе лежат: краски разных цветов, кисточка, лоток с водой, шпажки, бумага, салфетки и стаканчик с водой. Как вы думаете, что мы со всем этим будем делать? (ждём ответа)

Воспитатель: будем рисовать, но рисовать мы будем необычным способом, на воде. Можно ли рисовать на воде? (ответ детей, нет) Почему? (ответ детей, краска растворяется в воде).

Воспитатель: я сейчас произнесу волшебные слова, и превращу нас в волшебников (включает музыку для волшебства):

Будем чудо в гости звать,

Кисточкой взмахнём на пять.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем сказку рисовать!

 

Воспитатель: Мы с вами стали волшебниками и сможем теперь рисовать на воде. Эта техника рисования называется «Эбру». Люди с помощью объединения цветов на воде создают целые шедевры. Искусствоведы предполагают, что  искусство Эбру возникло в Турции. Слово «эбр» означает «похожий на облака» или «ветер и облака». Я покажу и расскажу, как создаются прекрасные узоры на воде.

У меня в лотке не простая вода, которая течет из-под крана, а волшебная, в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки, которое растет только в Турции или на Кавказе, называется оно гевен. Можете потрогать пальчиком воду и сравнить, на что она похожа? (ждём ответа детей, воспитатель так же высказывает предположение, если дети об этом не скажут, что вода похожа на кисель).

Воспитатель: я беру кисточку, создам фон нашему будущему рисунку. Опускаем кисточку в краску. Открою тебе секрет, краски не такие, какими мы привыкли рисовать на бумаге, в них добавлены натуральные цветные пигменты, вода и желчь, чтобы они могли оставаться на поверхности воды. Разбрызгиваем краску по воде, стуча кисточкой об палец. Затем промываем кисточку от краски, оставшуюся воду впитываем салфеткой. Берем следующий цвет и повторяем. И в третий раз делаем также. Цвета могут быть такие, какие тебе нравятся. Теперь я беру волшебную палочку (шпажку). Посмотри, она не очень острая, но нужно быть с ней осторожнее. Опускаю ее в воду и начинаю водить ею в разных направлениях, только чуть – чуть  прикасаясь к воде, капли краски растекаются по поверхности воды, на один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, становясь цветком, дельфином или причудливым узором. Можно вообразить себе какие-нибудь узоры и нарисовать их. Также вы можете взять гребень и создать волнообразный рисунок,  рисунок может быть завершен или служить фоном для дальнейшего создания узоров. Вода постоянно изменяется и, воспринимая настроение художника, ведет себя все время по-разному. По-разному ведут себя и краски на поверхности воды, характер красок все время меняется, это настоящее волшебство!

 Посмотрите, круги краски расплываются, кружатся, словно танцуют на воде. Чтобы наши круги были более интересными, придадим им форму с помощью палочки (шпажки), отведем краску от края круга к центру, и у нас получаются красивые цветы.

Эбру — это танец красок на воде, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры.

Когда наш рисунок готов,  мы переносим его на бумагу.

Аккуратно кладём  бумагу на воду.Хочу такой сайт

 Теперь мы все вместе досчитаем до 5.(Один, два, три, четыре, пять).

Вынимаем лист, строго по краю лотка, чтобы лишняя вода осталась в лотке, а рисунок на бумаге.

Смотрите, что у нас получилось. Правда это чудо и волшебство? Вам понравилось? (ответ детей). 

А сейчас я предлагаю, порисовать вам и стать настоящим волшебником, но прежде, чем приступить к рисованию, я хочу предложить вам поиграть: (поиграть с пальчиками, разогреть их) 

Пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»

Дружно пальчик проснулись, (разжимают кулачки),

Дружно разом потянулись (напрягают, разводят пальцы) 

Отряхнулись, обнялись (встряхивают кисти, имитация рукопожатия),

Рисовать все принялись (закатывают рукава), 

Рисовали, рисовали (имитируют рисование),

В гости всех к себе позвали (приглашающие движения кистями рук)

Красоту изображали, на рояле мы играли (имитируют игру на клавишах),

Дружно вместе танцевали (ручки «танцуют»)

Теперь приступаем к рисованию.

Во время рисования воспитатель помогает.

Воспитатель: если вы считаете, что ваш рисунок завершен, мы перенесем его на бумагу. Кладем  бумагу на воду, ждем  пару секунд, вынимаем лист, строго по краю лотка, чтобы лишняя вода осталась в лотке, а рисунок на бумаге.

Вам интересно посмотреть, что же получилось? (ждём ответа)

Воспитатель: посмотрите, какие необычные яркие, неповторимые рисунки у нас получились. Давайте положим наши рисунки на стол, чтобы они высохли.

Заключительная часть. 

Воспитатель: Вам понравилось рисовать на воде?

Что было трудным?

Как называется эта техника? (ЭБРУ)

Почему не тонут краски? (Специальные натуральные  краски)

На чем мы рисовали? (на воде, в которую  добавляется загуститель, изготовленный из цветка……)

Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (нужно перенести его на бумагу)

Мы стали сегодня немножко волшебниками и  научились рисовать чудо. Вы хорошо поработали, у вас получились очень красивые рисунки.

 

Научившись этой технике, можно рисовать даже пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево и стекло. Рисунки могут быть как завершенными, или  служить фоном для дальнейшей работы в виде аппликации.

Используемые источники:

  1. аудиозапись «Звуки природы» ссылка:

https://lightaudio.ru/mp3/нежные%20мелодии.%20музыка%20природы

  1. аудио запись «Музыка для волшебства» ссылка

https://drive.gybka.com/q/музыкальный+эффект+волшебство+превращение/

  1. Окульская, Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру / Л. В. Окульская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65. —

URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10385/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области «Художественно – эстетическое развитие» «Изобразительная деятельность» Рисование на тему: «Сказочная Гжель» для детей старшей группы

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области "Художественно - эстетическое развитие", "Изобразительная деятельность"...

Образовательная деятельность в области художественно-эстетическое творчество рисование. Тема Снеговик. Группа вторая младшая.

Его не растили,Из снега слепили,Вместо носа ловкоВставили морковку.Глаза - угольки,Холодный, большой.Кто он такой?- Кто же он такой?Дети: Снеговик!...