Мастер-класс «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников через реализацию парциальной программы Ирины Александровны Лыковой «Fanclastik: весь мир в руках твоих»»
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Бирюкова Марина Владимировна

Мастер-класс

«Интеллектуально-творческое развитие дошкольников через реализацию парциальной программы Ирины Александровны Лыковой

«Fanclastik: весь мир в руках твоих»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_fanklastik.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Интеллектуально-творческое развитие дошкольников через реализацию парциальной программы Ирины Александровны Лыковой

«Fanclastik: весь мир в руках твоих»»

Воспитатель МАДОУ № 15

Бирюкова М.В.

«Фанкластик» образовано сочетанием слов «фантазия» и «кластер». «Фантазия» — это качество, которое позволяет каждому человеку креативно решать встающие перед ним задачи (бытовые, познавательные, коммуникационные, художественные и др.), свободно комбинировать и сочетать знакомые способы действий, изобретать новые способы для поиска выхода из нестандартных ситуаций.

«Кластер» — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Цель: Знакомство с конструктором «Фанкластик» как средством интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности.

Задачи:

  • Продемонстрировать возможности конструктора «Фанкластик» при конструировании от объектов к более сложным.
  • Развивать внимание, творчество, умение планировать предстоящую деятельность и рассказывать о результатах работы.
  • Повысить интерес к новому дидактическому материалу, его возможностям в педагогической деятельности.

Креативное мышление рассматривается в наши дни как одна из высших ценностей, имеющих универсальный характер и значимых для каждого человека. Креативное мышление предполагает синхронизацию активности двух полушарий мозга, гармонизацию отношений человека с окружающим миром и самим собой — своим «Я» и сокровенным миром личности. Творческое мышление успешно развивается в условиях интеграции интеллектуальной и художественной деятельности. Наибольший эффект интеллектуально-творческой интеграции наблюдается именно на уровне дошкольного образования, если создается мотивирующая образовательная среда и учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Детское конструирование — это целенаправленный процесс создания различных фигурок, изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.

Конструктор «Фанкластик» позволяет решать интеллектуальные задачи в художественной форме при создании творческого продукта (игрушки, фигурки, постройки, инструмента, оборудования и др. конструкций).

В процессе конструирования я делаю акцент на развитие у детей универсальных способностей на основе умения видеть целое (конструкцию) и его части: устанавливать связь между конфигурацией и назначением; определять пространственное положение элементов и понимать логику конструкции (выделять опорные детали и узлы крепления; учитывать запас прочности для адекватного изменения постройки); использовать детали с учетом их конструктивных свойств; заменять одни детали другими в разных комбинациях; находить творческие решения; не бояться апробировать варианты, замечать и своевременно исправлять ошибки, оценивать результат своей и совместной с другими детьми деятельности.

Отличительной особенностью данного конструктора является возможность трансформации построек. Я предлагаю детям изменять постройки на основе выявления ее конструктивных и функциональных особенностей. Например, такие темы образовательных ситуаций «Как узкая дорожка стала широкой», «Как деревенская дорогая стала городской», «Как прямая дорога превратилась в лабиринт» и др.). Это позволяет стимулировать и развивать функции анализа и синтеза у дошкольников:

  • анализ первоначальной постройки, ее характеристики;
  • выделение общего у обеих построек;
  • изменение первоначальной постройки путем добавления или исключения определенных деталей (трансформация);
  • обыгрывание полученной постройки.  

Целью каждой образовательной ситуации является поиск способов

решения увлекательной для детей задачи: как люди изобрели колесо,

научились делать транспорт, прокладывать дороги и возводить мосты; как

родник превратился в поющий фонтан, а труба — в водопровод; как гусеница

стала бабочкой, а бутон раскрылся и с тал цветком и м н. д р.

В процессе деятельности знакомлю детей с ее структурой: помогаю определять замыслы (что мы будем строить?), мотивы деятельности (зачем, для чего и для кого будем строить?), выбирать подходящие материалы для конструирования (из чего будем строить?), предлагаю разные способы создания постройки с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (по частичному показу, модели, схеме, фотографии, описанию), завершение работы, обыгрывание постройки и в игровой форме  анализ ее качества (соответствие замыслу, функциональность, устойчивость, привлекательность); предлагаю детям самостоятельно выбирать способ презентации своей постройки.

Программа предполагает организацию занятий с конструктором «Фанкластик» со второй младшей группы до подготовительной к школе группы.

Во второй младшей группе дети знакомятся с конструктором, учатся узнавать, различать и правильно называть детали конструктора; устанавливают связь между реальным изображением объекта и его постройкой; создают простейшие постройки (дорожка, заборчик, башня, дом, мост и др.) и учатся обыгрывать их.

В средней группе продолжается работа по закреплению конструктивных умений, полученных дошкольниками в младшей группе, а также дети учатся создавать конструктивные варианты одних и тех же построек (домики, ворота, мосты) осмысленно и самостоятельно преобразовывая их в высоту, длину и ширину с учетом конструктивной или игровой задачи.

В старшей группе происходит расширение опыта конструирования из разных деталей разными способами: по словесному описанию, условию, модели, рисунку, схеме, фотографии, предложенной теме, собственному замыслу. Постройки становятся более сложными, состоящими из нескольких частей. Постройки детей группы объединяются в один общий сюжет для последующего обыгрывания.

В подготовительной к школе группе формируется представление о конструировании как о деятельности, позволяющей человеку создавать целостный «продукт» во всех сферах жизни. Понимание того, что конструировать можно не только постройки, но и другие «конструкции»: сказку, спектакль, танец, диалог, букет цветов, рецепт блюда, план путешествия и др. В любой конструкции элементы объединяются в осмысленное целое тем или иным способом, в зависимости от материала и типа сооружения.

Тематически несколько занятий объединяю в цикл занятий. Например, на первом занятии мы с детьми строим дорожку способом «приложения» без фиксации соединительных креплений и обыгрываем ее с помощью мелких игрушек. На следующем занятии мы показываем, как узкая дорожка стала широкой, обращая внимание детей на разные способы конструирования широкой дорожки.  Далее обычную дорожку превращаем в лабиринт с поворотами, а после в сказочную. При анализе построенных дорожек, обращаю внимание детей на «слабые» места постройки, создаю проблемные ситуации «Человечек шел по дорожке, дорожка сломалась», решая которые дошкольники эмпирическим путем приходят к выводу «Постройка должна быть прочной». Формирование у детей привычки анализировать постройку и прогнозировать ее прочность в процессе эксплуатации побуждает детей предвидеть возможные «слабые места» постройки еще на этапе ее планирования. Таким образом, у дошкольников развиваю soft skills -компетенции (критическое мышление, креативное мышление, способность к самоорганизации)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Воспитание нравственных чувств у дошкольников через ознакомление с семейными традициями."

Данный материал помогает рассмотреть формы взаимодействия детского сада с  с родителями  в процессе воспитания нравственных чувств у детей.Помогает  воспитателям разработать...

Статья " Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А."

Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А....

Мастер-класс «Совершенствование просодических компонентов речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Цель: представление опыта работы по совершенствованию просодических компонентов речи дошкольников через театрализованную деятельность.Задачи:Обобщение профессиональных знаний, практических умений...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?»

Задачи: 1. Систематизировать знания воспитателей по вопросу развития игровой деятельности дошкольников как средство социализации детей в ДОУ. 2. Расширить представления о современных технологиях ру...

консультация для педагогов "Развитие интеллектуально-творческого речевого потенциала дошкольника, через технологию проектирования, моделирования"

Для педагогов дошкольного образования. Проблема интеллектуально – творческого речевого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, посколь...

Презентация педагогического опыта "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности через реализацию парциальной программы "Юные исследователи"

Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, котор...