НОД "Мастерская ремёсел"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Кузнецова Татьяна Александровна

Открытое занятие в подготовительной группе с участием старшего поколения, дедушек и бабушек. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад»

Технологическая карта познавательно-исследовательской игровой деятельности

(занятия по окружающему миру) с детьми подготовительной группы, направленной на развитие творческой инициативы и приобщение к труду через знакомство с народными промыслами в детском творчестве.

Разработчик:

Кузнецова Татьяна Александровна,

воспитатель, ВКК

Красноуфимск, 2023

Технологическая карта занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы, направленного на развитие творческой инициативы и приобщение к труду через знакомство с народными промыслами в детском творчестве.

Составитель:

Кузнецова Татьяна Александровна,

воспитатель,

высшая квалификационная категория

Тема: «Мастерская ремёсел».

Возрастная группа: дети 7-го года жизни (подготовительная группа)

Занятие построено на основе системно-деятельностного подхода.

Форма совместной деятельности: познавательная, коммуникативная, изобразительная деятельность.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Учебно-методический комплект: Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

Материалы: ковер, 3 пары столов (центры активности),  стулья по количеству детей.

Средства:

  • наглядные – календарь событий, видео с музыкой весеннего пробуждения природы, микрофон, таблица «Модель трёх вопросов», фломастер, картинки-магниты (как узнать?).
  • оборудование – в центр изобразительного творчества: белая и цветная бумага А4, А5, белый и цветной картон А5, правила безопасности, картинки цветов для вырезывания, трафареты цветов; в познавательный центр открытий и экспериментов: семена, альбомы с иллюстрациями цветов и их семян; в центр мастерской ремёсел: заготовки кашпо из картона, цветная проволока, природная глина; трудовой центр: лопаточки, клеёнку для труда, фартуки, лейки, тряпочки.

Цель: Знакомство с народными ремёслами  в детском творчестве.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к разным видам труда;

- воспитывать стремление принимать собственные решения и проявлять инициативу;

- вызвать эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения;

- воспитывать бережное и ответственное отношение к природе родного края.

Обучающие:

- расширять знания детей о природном и социальном мире (весеннее пробуждение природы, влияние человека на красоту природы);

- формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;

- расширять знания детей о творческой деятельности, её особенностях.

Развивающие:

- развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;

- развивать умение вести диалог.

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:

Понятия: кашпо,студия, ремесло.

Планируемые результаты:

- ребёнок проявляет положительное отношение к разным видам труда;

- ребёнок способен применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;

- ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками;

- ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире;

- ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;

- ребёнок имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней.

Ход деятельности:

Этап деятельности

1 этап. Мотивационный «Утренний круг»

Технологические компоненты деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность

Задача: организовать детей на совместную деятельность, создать положительный эмоциональный настрой.

Актуализация знаний детей

(работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?)

Звучит мелодия с видеороликом «Пробуждение природы», которая приглашает детей на утренний круг. (Ребята собираются на большом ковре в «кругу встречи и общения»).

https://youtu.be/VzAadywtWkc

Приветствие:

«Вот собрался наш кружок,

улыбнись скорей дружок.

Рука другу, рука другу,

Передаём тепло по кругу».

- Ребята, какое сейчас время года? … (дети отвечают)

- А какой месяц? (апрель) Это середина весны. Давайте назовём три весенних месяца.

- Весной природа пробуждается от зимнего сна, прилетают птицы, поют весенние трели и рассказывают новости.

Организовывает детей на совместную деятельность.

Приветствует детей.

Создаёт доброжелательную ситуацию и положительный эмоциональный настрой.

Отвечают на приветствие взрослого.

Рассаживаются на ковре, чтобы всем хватило места.

Проявляют интерес.

Вступают в диалог со взрослым.

Проявляют эмоциональный настрой на общение, совместную деятельность.

Выполняют правила утреннего круга.

Умеют внимательно слушать.

Делятся знаниями.

Обмен новостями (с передачей микрофона):

Задача: с помощью краткого диалога подвести детей к теме занятия.

Обозначить культурно-смысловой контекст деятельности: определить «для чего и для кого?»

- А что интересного вы хотите рассказать, ребята? Какими новостями хотите поделиться? …(дети отвечают, рассказывают коротко с передачей микрофона)

- В апреле есть замечательный праздник «День Земли» - праздник чистой Воды,  Земли и Воздуха.

 – Ребята, как вы думаете, действия человека могут повлиять на чистоту и красоту природы?… (дети отвечают)

- Как мы с вами можем позаботиться о природе и сделать её красивее? … (дети рассказывают)

Игра «Закончи предложение…»

- Слайд1 Мы можем создать красивую клумбу и посадить цветы. 11 лет назад мы собрались командой «Семицветик добрых дел» и решили стать волонтёрами, помогать природе. За территорией детского сада рядом с памятником мы создали клумбу.

- Вспомните, как она называется? … (ответ…«Звезда») (ФОТО НА СЛАЙДЕ Презентация)

- Слайд2 Давайте вспомним, как мы ухаживаем за клумбой? Весной вскапываем землю, чтобы корням цветов было легче пить воду, Слайд3 высаживаем семена и рассаду цветов. Слайд4  Летом клумба радует нас своей красотой, а мы помогаем ей, пропалываем сорняки. Слайд5 Осенью что мы делаем? … (собираем семена и просушиваем),… чтобы весной вновь посадить.

- Ребята, а где мы выращиваем рассаду? …

Слайд6 Да. В цветочных горшочках на подоконнике.

- Давайте вместе создадим мини-сад на подоконнике. Согласны? … (дети отвечают)

Стимулирует интерес к деятельности.

Стимулирует общение.

Стимулирует детей к речевой активности.

Мотивирует детей на включение в деятельность.

Проявляют  интерес.

Внимательно слушают. Вступают в диалог со взрослым.

Выражают своё отношение, эмоции.

Проявляют заинтересованность

Умеют внимательно слушать.

Делятся знаниями.

Динамическая пауза:  «Цветы»

Задача:

Слайд7 Расскажем и покажем вместе, как растут цветы.

«На окне в горшочках

(присесть на корточки)

Поднялись цветочки.

(медленно встать)

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

(потянуться на носочках,

поднять руки вверх)

К солнышку листочки

Повернут цветочки.

(развести руки в стороны ладонями

и повернуться)

Развернут бутоны,

В солнышке утонут».

(соединить руки над головой,

развести и присесть на стул)

Стимулирует детей к речевой и двигательной активности.

Выполняют движения по тексту и повторяют  текст  стихотворения.

Выполняют движения.

Умеют внимательно слушать.

Проблемная ситуация:

работа с моделью трёх вопросов.

Задача: тренировать в коммуникативных умениях – проговаривать, внимательно выслушивать

У нас есть вот такие горшочки для выращивания рассады. В этом году предлагаю вам вырастить рассаду каждому в своём цветочном горшочке. Хотите, чтобы они стали необычными и красивыми? ….(дети отвечают)

- Давайте сделаем кашпо для цветочных горшочков своими руками в мастерских ремёсел.

- А вы знаете, что такое кашпо? …(ответы)  

Кашпо – это красивая ваза для цветочного горшока.

- Вы знаете, как можно сделать кашпо? ….(ответ)… Запишем этот вопрос. (в модель 3-х вопросов)

- Изготовление изделий ручным трудом, творческая деятельность мастеров  называется ремеслом.

Модель трёх вопросов:

-  Что вы знаете о ремёслах? Какие бывают ремёсла?…(ответы)

(Например:

Ремесло – это творческий труд.

Мастер учит ремеслу учеников.

Ремеслу надо долго учиться.

Разные виды ремёсел (кузнечное, плотницкое, ткацкое, гончарное, столярное, прядильное, ювелирное, пекарное, кожевенное и др.).

- Что ещё вы бы хотели узнать?…(ответы)

(Например:

Какие материалы обрабатывают мастера? (дерево, бересту, глину, камень, металл, кожу)

Какие ремесленные мастерские были раньше и как они изменились сейчас?

В каких ещё мастерских мы можем побывать в детском саду и ремеслу каких мастеров поучиться?

Какие ремёсла популярны сейчас?

- Как мы можем узнать об этом? … (из книг, журналов, интернета, посетить библиотеку, в мастерской у мастера, спросить родителей)

Мотивирует детей к высказыванию.

Создаёт проблемную ситуацию.

Выслушивает детей, побуждает к диалогу.

Фиксирует предложения в таблице «Модель трёх вопросов».

Даёт новую информацию.

Внимательно слушают.Вступают в диалог, обсуждают, делятся опытом.

Проявляют интерес к новой информации.

Проявляет заинтересованность

Умеют внимательно слушать.

Высказывают своё мнение, задают вопросы.

Презентация воспитателем центров активности: представление новой информации.

Задача: Запланировать совместно-самостоятельную деятельность с детьми в центрах активности и групповое обсуждение по окончанию работы

Предоставление права выбора детям центров активности:

Слайд8 Посмотрите на экран и попробуйте отгадать загадки о мастерских, какие вы сегодня сможете посетить. И каким ремёслам вы сможете поучиться? (СЛАЙДЫ в презентации) Загадка….

Послушайте внимательно.

Слайд9  Кузнечное ремесло – это ремесло обработки металла. В Древней Руси знали все виды художественной металлообработки, но главными были чеканка, ковка, литьё, ювелирное искусство.

Сегодня в «Мастерской кузнечного ремесла» в центре конструирования вы сможете создать красивые изделия из металла. Как настоящие кузнецы отливали скульптуры и статуэтки, вы сможете сделать кашпо из картона и тонкого металла – фольги.

Слайд10 

Шей, вяжи – не унывай,

Или гладью вышивай!

Не губи ты жизнь бездельем –

Занимайся… (Рукодельем)

В «Мастерской рукоделия» в центре мастерской ремёсел вы сможете создать кашпо-аппликацию из ткани, собрать кашпо из фетра и фоамирана с помощью нитей, лент, ножниц  и иголки.

Слайд11

Он сидит за верстаком и мнёт руками мягкий ком, вертящийся на диске. И ком становится горшком, кувшином или миской.

 В «Мастерской гончарного ремесла» сегодня в центре изобразительного творчества вы сможете слепить кашпо из настоящей глины или из цветного воздушного пластилина.

Подумайте, в какой мастерской вы хотите поработать и создать кашпо? Какому ремеслу хотите научиться?

- В «Мастерской кузнечного ремесла» вас ждёт кузнец,  Владимир Викторович.

- В «Мастерской рукоделия» вас ждёт рукодельница, Софья Сергеевна

- В «Мастерской гончарного ремесла»  вас ждёт гончар, Татьяна Александровна.

Разместите свои картинки на доске выбора «Мастерская кузнечного ремесла» в центре конструирования, «Мастерская гончарного ремесла» в центре изобразительного творчества и «Мастерская  рукоделия» в центре мастерской ремёсел.

В мастерских, ребята, вы будете работать с колющими и режущими инструментами, поэтому вспомните правила безопасного обращения с ножницами, иголкой, отвёрткой и мелкими предметами.

Желаю удачи в творчестве. А через 15 минут мы снова соберёмся на ковре и покажем, что у нас получилось.

Мотивирует детей к деятельности.

Даёт новую информацию.

Мотивирует детей на включение в деятельность.

Согласовывает с детьми действия.

Организует работу.

Внимательно слушают.

Проявляют  интерес к заданию.

Делают выбор.

Подбирает количество предметов, соответствующее данной цифре.

2 этап.

Деятельностный: работа в центрах активности

Задача: помочь детям освоить умения создания кашпо на основе народных ремёсел. Развивать творческие способности.

- Посмотрите, как можно изготовить кашпо для цветочного горшочка. Какие необычные и красивые вещи создают  мастера …(кузнечного, гончарного и рукодельного) ремесла.

- Выберите себе цветочный горшочек, для которого вы хотите сделать кашпо.

- Подумайте, как будет выглядеть ваше кашпо, чем вы хотите его украсить.

Посмотрите и подумайте, какие материалы вам для этого нужны.

Возьмите необходимые материалы и инструменты… И приступаем к работе.

- Задавайте вопросы, если сомневаетесь и вам нужна помощь.

Организует работу детей в центрах активности (под фоновую музыку): творческих студиях ремёсел.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Учитывает интересы детей.

Задаёт уточняющие вопросы.

Выполняют задание в соответствии с установленными требованиями.

Осуществляют самоконтроль.

Соблюдают технику безопасности.

Задают уточняющие вопросы.

Проявляют заинтересованность и инициативу.

Самостоятельно работают под руководством взрослого.

Умеют внимательно слушать и выполнять задание совместно.

Развита мелкая моторика.

3 этап.

Рефлексия.

Задача: самоанализ собственной деятельности.

-Примерные вопросы:

- Какой результат у тебя получился?

- Ты выполнил всё, что задумал?

- Вы довольны своей работой?

- Ребята, что для вас было сложным сегодня?

- Что для вас было самым интересным?

- Что нового вы узнали?

- Чему вы сегодня научились?

- Где вам могут пригодиться полученные сегодня знания и умения?

Модель трёх вопросов:

- Посмотрите на первый вопрос: «Как можно сделать кашпо?»

Мы с вами ответили на него, посетив мастерские ремёсел. Спасибо мастерам. Софья Сергеевна, Владимир Викторович, скажите пожалуйста, что для вас сегодня было интересным или сможет сложным. Поделитесь с нами своими впечатлениями.

Активизирует обсуждение.

Стимулирует детей к самоанализу.

Анализирует результаты, успехи и трудности вместе с детьми.

Предлагает рассмотреть выполненные работы.

Собираются в круг.

Представляют результат своей деятельности.

Делятся впечатлениями, открытиями, выражают эмоции посредством слов.

Испытывают чувство удовлетворённости.

Умеет делиться своими впечатлениями со взрослыми и сверстниками.

4 этап.

Заключительный

Открытость: ориентация на самостоятельную деятельность в группе и в семье.

Задача: Переход детей из одной деятельности в другую.

Наши кашпо готовы. Но впереди ещё много работы. Нам с вами нужно приготовить землю, достать и посадить семена в цветочные горшочки, поставить их в красивые кашпо. А свои наблюдения за ростом семян вы можете записывать в дневники наблюдений, которые у нас уже сделаны и находятся в центре природы. В центре изобразительного творчества вы можете сделать наклейки со своим именем и приклеить на кашпо. Там же вы можете вырезать и наклеить картинку цветка, который посажен, или нарисовать его самостоятельно.

В центре мастерской ремёсел сможете, как кузнецы, заняться художественной ковкой и изготовить изящные кашпо из цветной проволоки. Или, как гончары, слепить кашпо из природной глины.

Альбомы с иллюстрациями цветов и их семян, вы сможете найти в познавательном центре открытий и экспериментов. А в трудовом центре мы найдём всё для посадки семян.

А сейчас давайте красиво расставим наши кашпо с цветочными горшочками на подоконнике, где будет наш мини сад. И после этого продолжим заниматься творчеством и играть в других центрах.

Обсуждает с детьми

предстоящую деятельность.

Поддерживает инициативу детей.

Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.

Делают самостоятельный выбор, определяют перспективу.

Проявляют самостоятельность, креативность в выборе дальнейшей деятельности.

Умеет рассуждать.

Настраиваются на творческую самостоятельную работу.

2 этап.

Деятельностный: работа в центрах активности

Задача: помочь детям освоить умения создания кашпо на основе народных ремёсел. Развивать творческие способности. Поддерживать детскую инициативу.

Центр активности

Содержание деятельности

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей

Результат, продукт деятельности

«Мастерская кузнечного ремесла» в центре конструирования

Развивать умение создавать изделие (кашпо) из проволоки или фольги и картона в технике скручивания, изгибания, обёртывания, прикручивания саморезов отвёрткой для создания объёмного изображения.

- Вы сможете создать красивые изделия из металла. Как настоящие кузнецы отливали скульптуры и статуэтки, вы сможете сделать кашпо из картона и тонкого металла – фольги. Заняться художественной ковкой и изготовить изящные кашпо из проволоки.

Иллюстрации кузнечного ремесла: кузнец в кузнице за работой, инструменты кузнеца. Изделия художественного литья: скульптуры, статуэтки; и художественной ковки: ворота, скамейки, предметы быта.

Правила пользования инструментами.

- Цветочные горшочки разной формы и размера, картонные заготовки, фольга, медная проволока, заготовка каркаса из картона, ножницы, отвёртки, саморезы. Образец оформления кашпо.

Правила безопасной работы в мастерской.

Кашпо для цветочного горшка, выбранной формы и размера.

«Мастерская гончарного ремесла» в центре изобразительного творчества

Развивать умение создавать изделие (кашпо) из глины или воздушного пластилина используя декоративную лепку в технике лепки на каркасе, процарапывания или пластилиновой живописи.

-  Вы сможете слепить кашпо из настоящей глины, после высыхания можно будет раскрасить. Или слепить кашпо из цветного воздушного пластилина.

Иллюстрации разных техник лепки: декоративная, процарапывание, пластилиновая живопись; приёмов лепки.

- Цветочные горшочки разной формы и размера, глина нужной вязкости, перчатки (для работы с глиной), досочки для лепки, стеки, воздушный пластилин, влажные салфетки, картонные заготовки.

Правила безопасной работы в мастерской.

Кашпо для цветочного горшка, выбранной формы и размера.

«Мастерская рукоделия» в центре мастерской ремёсел

Развивать умение создавать изделие (кашпо) из фетра, фоамирана или ткани с помощью техники сшивания, плетения, склеивания.

-  Вы сможете создать кашпо-аппликацию из ткани, собрать кашпо из фетра и фоамирана с помощью нитей, лент, ножниц  и иголки.

Иллюстрации рукоделия: лоскутное шитьё, плетение, художественное оформление предметов (кашпо, шкатулки), аппликация из ткани, вышивка.

Правила пользования инструментами (ножницы, иголка).

- Цветочные горшочки разной формы и размера, фетр, фоамиран, материал ЭВА, ткань плотная (кусочки), заготовки из картона, фетра, плотных салфеток, трафареты цветов, ленты, вязальные нитки и нитки для шитья, пуговицы декоративные, иголки портные, игольницы, иголки пластмассовые для сшивания пряжи и контейнер под них, ручки цветные, ножницы, клей ПВА, клей-карандаш, двухсторонний скотч, салфетки влажные.

Правила безопасной работы в мастерской.

Кашпо для цветочного горшка, выбранной формы и размера.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей 6-7лет "Ярмарка ремёсел"

Ярмарка проходит в форме народного праздника. Несколько продавцов предлагают свой  товар по разным направлениям: русская изба, рукоделие, игрушки, выпечка....

Итоговое занятие по познанию с применением ИКТ «Город ремёсел»

Формирование  у детей знаний о  народных ремёслах....

Праздник по сохранению и развитию традиционных промыслов и ремёсел исторического и культурного наследия народов населяющих Югру «Вороний праздник» (Ворнга Хатл)

Праздник по сохранению и развитию традиционных промыслов и ремёсел исторического и культурного наследия народов населяющих Югру «Вороний праздник» (Ворнга Хатл).Праздник посвящается главно...

Проектная работа "Ярмарка народных ремёсел"

Проектная работа с интеграцией областей...

Презентация "17 самых красивых видов народных ремёсел России"

Знакомство детей с самыми крсивыми видами народных ремёсел России...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ЯРМАРКА НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ»

На дворе 21 век, у всех в домах имеется современная техника: посуда, мебель, люди носят современную одежду. Но, никто из детей не имеет представление о жизни людей в старину. Как одевались, из какой п...

«Город ремёсел»

Цель: Формировать у детей знания о народных ремёслах. Задачи: • Развивать умения детей различать особенности, характерные для каждого вида ремесла. • Учить петь разнохарактерные песни (серьёзные, ...