«Квиллинг - техника обучения детей дошкольного возраста конструированию из бумаги»
консультация по конструированию, ручному труду

Анна Викторовна Логачева

Доклад для семинара педагогов дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Квиллинг -  техника обучения детей дошкольного возраста конструированию из бумаги»

Работая в дошкольном образовательном учреждении, нередко задаешь себе вопросы: от чего зависит успешность ребенка в школе? Каким образом стимулировать его развитие? Психологами доказано, что уже с самого раннего возраста начинает формироваться личность человека. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы дошкольного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности.

Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт. Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству.  Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и рисовая - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал (бумага)  приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг».

Квиллинг (quilling — от англ. слова quill птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги, склеиваемых между собой. Основная форма квиллинга представляет собой спираль из полоски бумаги, скрученной при помощи специального инструмента. Готовые формы наклеиваются на основу или склеиваются между собой, образуя формы цветов, листьев и различные кружевные орнаменты.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и не долговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению  она не развалится и не сломается. В общем, квиллинг это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

В практике нашего  дошкольного учреждения  используется  такой вид творчества  как «квиллинг» или «бумагопластика». Это принципиально новый вид искусства, который  очень нравится детям, однако не все педагоги и родители знакомы с этим искусством.

Занимаясь, данным видом творчества мы ставим перед собой следующую цель и задачи:

 Цель:

научить детей новой технике  обработки бумаги - квиллингу, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

познакомить воспитанников с новым видом конструирования – квиллингом;

научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции (от простых до сложных);

повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, глазомера, творчества;

воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении работы.

Детский квиллинг: 

не предусматривает создание сложных, замысловатых фигур и элементов из скрученной в роллы бумаги. Из готовых элементов, дети составляют различные композиции,  усложняя уровень выполнения работ. Для успешной организации занятий по обучению художественной технике квиллинг необходимо учитывать возрастные особенности детей: прежде всего, надо позаботиться о том, чтобы поделка была практически значима для ребенка, и он мог ее использовать в качестве сувенира или игрушки. Кроме того, работа не должна быть особенно сложной, утомляющей ребенка, для этого первые поделки в технике квиллинг должны состоять из небольшого количества деталей.

Из истории:

история возникновения этого вида рукоделия очень интересна и уходит своими корнями глубоко в прошлое. Впервые заговорили о нём в 14- начале 15 века в Европе, а первые создатели украшений в этой технике были монахи.

В эпоху ренессанса этот вид рукоделия был широко распространен в итальянских и французских монастырях, монахини украшали при помощи квиллинга книжные обложки и предметы религиозного культа. В своих работах они очень часто использовали полоски бумаги, вырезанные из полей книг с позолотой. Работы в этой технике того периода очень часто имитировали  кованые изделия.

В 18-м веке филигранное кружево из бумаги стало популярно в Европе, в те времена девушки обучались рукоделию в специальных школах, это было одно из немногих занятий позволительное женщинам. Затем квиллинг распространился и на американском континенте, благодаря  колониальному господству европейцев.

Украшения из квиллинга применялись повсеместно: на шкафах и стойках, кошельках, дамских принадлежностях, картинах и рамах, корзинах, гербах и винных бочках. Квиллинг очень активно применялся и в украшении мебели, некоторая мебель изготавливалась со специальными углублениями в лицевых панелях под бумажное кружево. Так же квиллинг использовался в сочетании с вышивкой, живописью и другими видами искусства.

В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В наши дни бумагокручение  широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы и на Востоке.

Очень популярна корейская школа работ в технике квиллинг, она  отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объемное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей. Отдельного внимания достойна и другая техника изготовления – контур- ный  квиллинг.  Работы в этой технике также создаются из длинных узких полосок, которые ставятся на ребро. Из-за использования того же материала такую технику работы с бумагой тоже называют квиллингом, но благодаря тому, что полосы кладут на ребро, рисунок получается контурный. Изделия смотрятся более живо и реалистично. А еще особенно хорошо выглядят «смешанные» работы, где используются несколько техник выполнения квиллинга.

 Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»

Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями. Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

Польза квиллинга неоспорима:

1. Квиллинг развивает мелкую моторику у детей.

Сколько миллионов нервных окончаний ребенок задействует, пока создает фигурку. Все это стимулирует у детей усидчивость, внимание, зрительную память, образное мышление и речь.

2. Осуществляется связь пальцевой моторики и речевой функции.

Учёные доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Занятия квиллингом с использованием логопедических приемов ненавязчиво, эффективно помогают избавиться от дефектов речи и пополнить словарный запас ребенка.

3. Развивает воображение.

4. Самовыражение.

Занятия квиллингом безмерно развивают чувство прекрасного. Шедевры, которые рождаются из-под маленьких пальчиков невозможно недооценивать. Ребенок творит, создает.

Каждый ребенок уникален - и игрушка, картина, поделка у него получается УНИКАЛЬНАЯ в своем роде.

5. Кроме того, занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.

6. Корректирует  поведение ребенка с помощью творчества.

В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг - незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.

Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя — долгая и кропотливая работа. Чтобы добиться  результата, недостаточно показать и объяснить, как это сделать. Нужно делать вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу, в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.

В итоге — тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые — учатся доверять, а неусидчивые — направлять свою энергию в русло творчества.

7.Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащает словарь ребенка специальными терминами.

8.Развивает пространственное воображение.

9. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

10.Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит  аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе:

• доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядность (иллюстративность) “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (Константин Дмитриевич Ушинский);

• демократичность и гуманизм  (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Инструменты для квиллинга:

Для занятия квиллингом вам не понадобятся дорогостоящие инструменты и специально оборудованное место. Для того чтобы сделать композицию практически любой сложности вам понадобятся следующие материалы и принадлежности:

- цветная двусторонняя бумага или готовые нарезанные полоски (на первом этапе  лучше использовать полоски бумаги  шириной 10 мм, и наматывать их на карандаш, что помогает детям лучше понять технику, затем ширину полосок уменьшаем до 3-7 мм) Полоски можно купить одного цвета или с переходными тонами в одном наборе. Бывают наборы разных цветов. Как правило, длина всех полосок около 30 см (длина листа АА). При необходимости вы сами делаете полоски короче, обрезая их, или длиннее, склеивая несколько полос.

- зубочистки или тонкие ватные палочки для нанесения клея на спираль Инструмент для накручивания роллов. По сути своей это ручка, на конце ее находится вилочка, в прорезь которой вставляется бумажная полоска и закручивается. Вилочка бывает разной высоты: 3 мм, 5 мм, 10 мм, 1,5 см, т.е. соответствует тем же параметрам, что и бумага. Лучше всего иметь в запасе несколько инструментов, например, 5 мм подойдет для 3 мм и для 5 мм, а 1,5 см подойдет для 10 мм и 1,5 см. Это могут быть два разных инструмента или один инструмент с двумя кончиками. Можно и вовсе обойтись подручными средствами — использовать зубочистку. Можно изготовить инструмент самостоятельно.  В работе с детьми я применяю зубочистку т.к. считаю, что она менее травмаопасна.

- пинцет – используется при наклеивании на основу квиллинговых заготовок. Бывают пинцеты с разными носиками, самый популярный — с угловым носиком, т.е., носиком опущенным вниз. Но можно использовать и канцелярский пинцет (при отсутствии такого можно взять пинцет из маникюрного набора). Пинцет используют не только для того, чтобы выкладывать готовые модули при сборе, но и для того, чтобы плотно прижать им кончик бумажной полосы к спирали при приклеивании, но можно обойтись  и без него.

- клей – используется для фиксации спиралек  склеивания элементов между собой, а также для приклеивания  их на основу. Особых рекомендаций нет. Однако клей должен достаточно быстро высыхать и не оставлять след. В работе мы используем клей ПВА и клей карандаш.

- пластиковый шаблон - линейка - применяется для формирования спиралек нужного размера. Это обычная линейка с кругами разных диаметров. Ее удобно использовать для создания одинаковых по размеру элементов: скрутив нужную спираль, вы закладываете ее в круг нужного диаметра, а все остальные измеряете по- этому же кругу.

Сейчас в продаже появились готовые наборы для начинающих работать в технике квиллинга. В таком наборе вы найдете все необходимое: инструменты, бумагу, картон для основы, шаблоны и подробные инструкции.

Но при работе в технике квиллинг необходимо учитывать и соблюдать следующие условия: 

 - использование физиологически оправданной системы упражнений для развития движений пальцев рук;

 - проведение занятий в небольших подгруппах(6 человек);

 - использование метода синхронной работы;

 - индивидуального подхода к каждому ребенку;

 - овладение детьми основными техниками квиллинга (от простого к сложному);

 - создание положительного эмоционального отношения к изображаемому и интереса к художественному конструированию.

Всего существует более 20 базовых форм для квиллинга.

Давайте я вас с ними познакомлю с некоторыми из них!

С помощью этих приёмов Вы сможете создать собственные композиции: от простого цветка, до самых необычных поделок.  Разовьете художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Тугая спираль

Скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась.

Стрелка

Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде треугольника. Два угла прижмите друт другу - получится стрелка.

Полукруг

Сделайте свободную спираль, сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая – закругленной.

Глаз

Сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза.

Круг с выемкой

Сделайте свободная спираль и серединку круга сожмите при помощи пальцев или ручки.

Квадрат

Скрутите ленту в ролл. Зажмите его между большим и указательным пальцами и сожмите. Затем поставьте фигуру на ребро и снова сожмите.

Лист

Сделайте свободная спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны.

Свободная спираль

Скрутите ленту, снимите спираль с инструмента и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться.

Тугой овал

Скрутите ленту в ролл. Зажмите его между большим и указательным пальцами и сожмите.

Рекомендации педагогам:

 * Занятия по квиллингу можно начинать со старшего возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ.

 * Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.

Обучение должно быть постепенным и последовательным. Выполнение каждой новой формы (приема) следует закрепить на нескольких занятиях и только после этого продолжать знакомить детей с новыми приемами.

 * Наилучшим вариантом будет выкладывание узора, после чего каждый из элементов квиллинга необходимо приклеить на своё место.

 * Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Работа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать

Для того чтобы освоить искусство квиллинга достаточно лишь освоить изготовление отдельных элементов миниатюр, а затем уже готовить из них разные поделки, открытки, картины.

Работа с родителями:

интерес – важный стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению его интеллекта. Но не только педагоги заинтересованы в этом. Как развивается ребенок, каков его кругозор и интеллект - это те вопросы, которые должны волновать и родителей. А поэтому родители должны постоянно заботиться о том, как помочь своим детям не растерять те знания, которые дают их малышам педагоги. Проще говоря, родители должны уметь то, что умеют делать их дети.

Проведена работа с родителями: мастер-класс по данной теме, в уголке для родителей помещены консультации: «Волшебный мир квиллинга», «Развиваем моторику своих детей».

Техника квиллинг осваивалась воспитанниками нашей группы в индивидуальной форме в течение всего дня. Ранее освоенные базовые элементы квиллинга совершенствовались детьми в процессах самостоятельной и организованной деятельностей при изготовлении поделок и коллективных композиций.

Квилинг так нравится детям, что они применяют полученные знания, умения и навыки на занятиях по конструктивно-модельной деятельности и аппликации по замыслу.

Данной техникой бумагокручения увлеклись все ребята в группе, с помощью приемов квиллинга мы делали открытки мамам ко дню 8 марта, открытки для пап к празднику 23 февраля, коллективные панно для оформления группы,  сувениры к празднику Пасхи, шкатулки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ МЕЛКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Конструирование и строительная игра открывает большие возможности для возникновения творчества детей, умственного, нравственного и эстетического развития дошкольника...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ МЕЛКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Из теории и практики дошкольной педагогики известны многие способы, пути формы, средства, методы умственного развития детей. Один из них – детское конструирование....

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ

Обучая детей конструированию из бумаги воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с цел...

"ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ МЕЛКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА"

Значение детского конструирования для развития ребенка-дошкольника.   2.   Организация обучения детей конструированию из мелкого строительного материала....

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

Мастер класс на тему: Карты Проппа, как инновациооная техника обучения детей дошкольного возраста рассказыванию"

Данный мастер класс предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Очень полезен и интересен....

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...