Конспект открытого занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Раздел «Художественный труд» в подготовительной группе комбинированной направленности № 10 «Фантазёры» на тему «Кукольных дел мастера»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мельникова Елена Ивановна

Конспект открытого занятия 

по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Раздел «Художественный труд»

в подготовительной группе комбинированной направленности

 № 10 «Фантазёры»

на тему «Кукольных дел мастера»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Конспект открытого занятия  

по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Раздел «Художественный труд»

в подготовительной группе комбинированной направленности

 № 10 «Фантазёры»

на тему «Кукольных дел мастера»

Мельникова Е. И. -  воспитатель.

г. Советский 10.11.2023

Цель: Обучение детей приемам изготовления куклы из ниток в соответствие с народными традициями.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с русскими народными традициями. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.  

 Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы «Мотанки».

Познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-закрутка», «оберег», «безликая».

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию, эстетический вкус, коммуникативные способности.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому народному творчеству и рукоделию. Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Игровая

и/с «Выставка кукол»

и/с «Мастерская по изготовлению кукол»

игра «Мастер и куклы»

Коммуникативная

Беседа, вопросы-ответы.

Двигательная

Физминутка, зрительная гимнастика

Продуктивная

Изготовление куклы «Мотанки»

Форма проведения: мастер-класс.

Участники: дети и педагоги.

Количество детей: 10

Количество приглашенных педагогов: 12

Материал и оборудование.

Демонстрационный: схема поэтапного изготовления куклы «мотанки», образец куклы, показы на каждый этап работы. Куклы: «Ангелочек», «Неразлучники», «Покосница», «Масленица», «Купавка», «День и Ночь», «Кузьма и Демьян», «Счастье». Куклы в русских народных костюмах.

Раздаточный: набор разных шерстяных ниток, ножницы, картонки для наматывания ниток при выполнении заготовок туловища

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?

(ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)

- Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ».

- А чем вы больше всего любите заниматься?

Дети: играть.

Воспитатель: а какая самая любимая игрушка у детей?

Дети: куклы, машинки и т.д.

Воспитатель: вы назвали много разных игрушек, и конечно же одной из самых любимых игрушек является кукла.

И сегодня я вас приглашаю вместе с нашими гостями посетить выставку кукол.

2. Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите, на эти куклы, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, эти куклы из соломы (показ соломенных кукол, эти куклы из тряпок (показ тряпичных кукол). Но у них есть и общее, все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли.

- Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла.

- Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки, ниток.

- Как вы думаете, что значит подручный материал? (Ответы детей).

- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

- Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

- Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

 - Ребята, обрядовые куклы делались по разным поводам, для разных случаев.

Самая первая кукла называлась ласково «Нянюшка», ее делали при рождении ребенка и подвешивали над детской колыбелькой. Вот эту куклу называли «Куватка».

В подарок на именины делали куклу «Ангелочек».

На свадьбу делали жениха и невесту, свадебных кукол называли «Неразлучники».

Во время сенокоса делали куклу, изображавшую женщину, называлась она «Покосница».

А вспомните, когда у нас с вами бывает Масленичная неделя, какую куклу мы с вами делаем? (Ответы детей).

 - Правильно, чучело Масленицы, наряженное в женские одежды.

На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Называли ее обрядовая.

Еще куклы были игровые. Как вы думаете игровые, для чего они? (ответы детей)

Конечно, для того, чтобы использовать их для игры. Например, это игровая кукла «На счастье».

А вот эти куклы называют «кукла-оберег». Как вы думаете почему? (Ответы детей).

Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Куклу-оберег наряжали, но никогда ей ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).

Таких кукол называли «безликая».

- Вспомним, какая русская народная сказка поведала нам про куклу-оберег?

Сказка «Василиса Прекрасная».

- Вспомните, что дала матушка Василисе? Зачем она дала куклу? Что она при этом сказала Василисе? (чтобы никому не показывала, прежде чем попросить помощи, покормить ее)

 - Получив от матушки по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая ее всегда выручала из беды.

- Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки.

- Пришло время нам попробовать изготовить куклу своими руками. Мы с вами сегодня будем делать куклу из ниток «Мотанку».

Я вам и нашим гостям предлагаю отправиться в мастерскую. Но прежде чем мы отправимся давайте поиграем.

Физминутка: «Мастер и куклы»

Поиграли, а теперь за дело. (Дети и гости присаживаются за столы).

Начнем выполнение работы кукол из ниток. У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны. С одной стороны картонки надо связать пучок в узел. Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины.

Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны, длина картонки точно соответствует длине рук куклы. Снимите нитки с картонки и отступив немного от края завяжите пучок ниток с обеих сторон ниткой другого цвета. С двух концов это видно по образцу.

Соединяем туловище и ручки вместе, закрепляем на линии талии нитью другого цвета. Формируем ножки для мальчика. Подравниваем самый край, ручки и ножки.

Проверяем свою работу. Что возможно, исправьте: подтяните и расправьте нитки.

3. Итог занятия.

- Вот и закончилось наше занятие.

- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

- Мы с вами сегодня узнали много нового о народных куклах. Попробовали смастерить кукол своими руками. Наверно из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудиться, когда станете мастерами, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд, всю душу, старания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (Раздел «Музыка») средняя, старшая, подготовительная группы 2019-2020 уч.г. один год (срок реализации программы)

Рабочая программапо художественно-эстетическому развитию(Раздел «Музыка»)средняя, старшая, подготовительная группы2019-2020 уч.г.один год(срок реализации программы)...

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальное творчество» в подготовительной группе

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальное творчество»в подготовительной группеТема: «Путешествие в  сказку&r...

Конспект открытого занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» тема «Остановись, мгновенье!» в старшей группе

Цель: Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков старших дошкольников средствами фото и фототехники. Задачи:1.Познакомить детей с историей фотоаппарата.2.Расширить представле...