Конспект и технологическая карта интегрированного занятия по окружающему миру «Животные Тайги» с элементами конструирования
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Интегрированное занятие нацелено на обогощение знаний детей о природной зоне Тайге и ее обитателей. Так же в ходе учебной деятельности дети смогут создать робота «Заяц» для подробного изучения поведения животного в естественной среде обитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Тема занятия: Животные Тайги

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель занятия: расширение представлений у детей подготовительной к школе группы о животных Тайги (рысь, лось, заяц), посредством виртуальной экскурсии, дидактической игры и конструирования из робототехнического конструктора Lego WeDo

Задачи занятия:

Образовательные (обучающие):

- расширить представления детей о животных Тайги (рысь, лось, заяц): особенностях внешнего вида и поведения, способах приспособления к окружающей среде;

- совершенствовать умения создавать и программировать подвижные модели из робототехнического конструктора Lego WeDo (заяц).

Развивающие:

- развивать интерес к изучению животных Тайги;

- продолжать развивать умения анализировать, сравнивать разные объекты, устанавливать их сходства и различия (на примере животных тайги).

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, доброжелательность;

- воспитывать желание детей правильно вести себя в природе.

Дополнительные задачи:

Программирование: составить программу для управления движением модели «Заяц», собранной из робототехнического конструктора Lego WeDo

Словарная работа: активизация словаря: природная зона, Тайга, рысь, лось, заяц, бурундук.

Дидактическая задача: закрепить представления о животных Тайги посредством игры на интерактивной доске.

Игровая задача: соблюдая игровые правила, правильно выполнить задания и получить как можно больше количества звездочек.

Планируемый результат занятия: дети описывают особенности внешнего вида и поведения животных Тайги (рысь, лось, заяц), их способах приспособления к окружающей среде; дети умеют создавать и программировать подвижные модели из робототехнического конструктора Lego WeDo ; дети проявляют интерес к изучению животных Тайги; дети проявляют доброжелательность по отношению друг к другу и воспитателю, аккуратно работают с конструктором; дети демонстрируют бережное отношение к животным, знают правило обращения с животными в природе, дети соблюдают игровые правила и правильно выполняют задания дидактической игры.

Подготовительная работа: разработка виртуальной экскурсии с помощью программы MoviMaker, сборка подвижной модели из робототехнического конструктора Lego WeDo , подготовка модели к программированию, изготовление дидактического материала, разработка дидактической игры с помощью программы SMART Notebook

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук с программным обеспечением Lego WeDo , робототехнический конструктор Lego WeDo , модель «Заяц», детские столы, стулья, карточки с изображением животных Африки, Тайги и Антарктиды.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Сформировать у детей интерес к теме занятия.

Обращается за помощью к детям: «Ребята, я нашла свою любимую энциклопедию, но там не достает нескольких страниц про Тайгу и ее обитателей, а я не всё об этом знаю. Поможете мне собрать информацию?»

Словесные:

беседа

Слушают внимательно педагога, отвечают на вопросы.

Дети проявляют интерес к теме занятия.

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме.

Предлагает детям выбрать животных Тайги из предложенных животных Африки, Тайги и Антарктиды. Проблема: дети не различают животных Африки, Тайги и Антарктиды.

Задает вопросы: «Что же нам делать? Как можно получить информацию о Тайге и ее обитателях?»

Словесные:

беседа, проблемный вопрос

Наглядные:

работа с карточками

Слушают внимательно педагога, при выполнении задания испытывают интеллектуальное затруднение, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, выдвигают свои предположения, дополняют ответы друг друга.

Дети осознают проблему и проявляют интерес к ее решению.

Этап ознакомления с материалом

Расширить и уточнить представления у детей о животных Тайги (медведь, лось, заяц): особенностях внешнего вида и поведения, способах приспособления к окружающей среде

в процессе виртуальной экскурсии.

Напоминает о правилах поведения во время виртуальной экскурсии. Проводит виртуальную экскурсию, с использованием ИКТ оборудования.

План:

  1. Природная зона Тайга
  2. Рысь
  3. Лось
  4. Заяц
  5. Береги природу

Проводит тематическую гимнастику для глаз.

Словесные:

инструктаж, рассказ

Наглядные:

виртуальная экскурсия

Практические:

упражнения для глаз

Наблюдают, внимательно слушают педагога.

Выполняют упражнения для глаз по команде воспитателя.

Дети получили информацию о животных Тайги, эмоционально на неё откликнулись.

Этап практического решения проблемы

Организовать практическую работу по решению проблемной ситуации по средства конструирования из робототехнического конструктора Lego WeDo (программирования подвижной модели).

Проводит инструктаж по технике безопасности, при работе в центре конструирования. Совместно с детьми анализирует модель. Распределяет роли между детьми (работа с программой, работа с моделью) и фиксация результатов подбора программы. Организует практическую деятельность детей по программированию подвижной модели, наблюдает. Следит за осанкой детей. Проводит тематическую динамическую паузу.

Словесные: инструктаж, беседа. Практические: программирование модели, динамическая пауза.

Слушают инструктаж по технике безопасности. Соблюдают правила техники безопасности. Анализируют совместно с воспитателем модель, участвуют в практической работе по программированию модели. Обсуждают, делают выводы. Держат осанку, выполняют движения по команде воспитателя.

Решение детьми проблемной ситуации в ходе практической работы.

3.

Заключительный этап

Подвести итоги занятия.

Проводит дидактическую игру на закрепление материала. проводит гимнастику для глаз. Задает вопросы на понимание материала, организует обмен мнениями, впечатлениями.

-Какая проблема возникла у нас в начале занятия?

-Что мы сделали, чтобы решить эту проблему?

-А теперь вы можете назвать животных Тайги?

-Что нового вы сегодня узнали?

Словесные: беседа, вопросы, ответы на вопросы.

Практические: дидактическая игра, гимнастика для глаз.

Выполняют задания дидактической игры. Выполняют гимнастику для глаз. Отвечают на вопросы педагога, участвуют в обсуждении, дополняют ответы друг друга, делятся впечатлениями от занятия.

Дети участвуют в подведении итогов занятия.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

- Ребята, недавно я нашла свою любимую энциклопедию, но там не достает нескольких страниц про Тайгу и ее обитателей, а я не всё о них знаю. Поможете мне собрать информацию?

- Я приготовила карточки с изображениями разных животных, выберите тех животных, которые по-вашему обитают в Тайге. (дети выбирают не правильные картинки)

- Что же нам делать? Как можно получить информацию о Тайге и ее обитателях?

(сюрпризный момент, перестройка) 

- Ребята, мой знакомый профессор недавно вернулся из научной экспедиции. Его путешествие пролегало через Тайгу. Он рассказал мне много интересной информации, которой я хочу поделиться с вами. Ребята, я приглашаю вас посетить виртуальную экскурсию.

(правила поведения при виртуальной экскурсии) 

При просмотре фильма ходить и разговаривать не разрешается. Если вам будет что-нибудь нужно, позовите меня.

(текст виртуальной экскурсии)

Тайга протянулась через всю территорию нашей страны с запада на восток широкой полосой. «Тайга» в переводе с якутского означает «лес». Здесь теплое лето и холодная зима, с высокими снегами. Здесь много озер, болот, рек. Животный мир тайги не разнообразен. Из-за суровости климата условия жизни в тайге сложны. Но таежные животные хорошо приспособлены к ним. Здесь обитают такие животные, как:

Рысь – это хищная лесная кошка. Она имеет сильное и гибкое тело, шерсть густая, серого цвета в пятнах. Рысь обладает коротким хвостом с черным кончиком, а ее уши украшают кисточки. У рыси имеются острые зубы и когти на мощных лапах. Рыси ловко ползают по скалам и ветвям деревьев, также они умеют хорошо плавать. Благодаря острому зрению и слуху, рысь является хорошей охотницей.

Лось – одно из самых крупных животных .У него тёмно-бурая шкура, длинные ноги, крупные туловище и голова, с торчащими ушами. Лось может похвастаться большими рогами, похожими на лопату. Лоси питаются ветками деревьев и кустарников, калужницей, осокой, а также болотной растительностью..Зимой лось кормится днем, а ночью спит. Летом, же, наоборот. Прячась от жары и мошек, летним днём он отдыхает, а ночью ищет себе пропитание.

Заяц - беляк один из самых крупных из всех видов зайцев. У него длинные уши, и короткий круглый хвост.  Летом он серый, немного рыжеватый. Белый он только в зимнее время года, но даже тогда кончики ушей остаются черными. Меняет шубу заяц весной и осенью. Заяц-беляк ловко и быстро перемещается, благодаря широким лапам. У этого зверька очень чуткий слух. Ест он – молодые побеги, траву, кору деревьев, ягоды, оставшиеся на некоторых кустарниках.  После вылазки за пропитанием, возвращаются в нору, путая следы.

Хоть Тайга занимает большую территорию, вероятность её исчезновения очень большая. Из - за разных катастроф и плохого отношения человека, исчезают многие виды растений, а животные оказываются на страницах красной книги. Давайте, будем бережно относится к нашей природе!

- Понравилась ли вам экскурсия? Я очень рада. А теперь я прошу вас помочь мне отнести и поставить стулья в наш центр конструирования и вернуться. Думаю нашим глазам нужно отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для глаз. (повторить 2 раза)

Глазкам нужно отдохнуть.

(Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут.

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут

(Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо.

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!

(Глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)

- Отлично, наши глаза отдохнули.  Как вы увидели на экскурсии климат в Тайге, суров. Животным сложно приспособится к жизни в этих местах. Как вы думаете, что помогает им? Верно, их поведение. Сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли учёных и поработать с моделью «Заяц». Вы согласны? Сейчас приглашаю вас  в центр конструирования. Но прежде вам нужно решить, кто будет работать с моделью, а кто будет работать с программой.

- Садитесь, выпрямите спины! Прежде чем мы начнём с вами, давайте вспомним правила при работе в центре конструирования.

Правила при работе в центре конструирования

Наши руки должны быть чистыми и сухими.

Передвигать компьютер, касаться руками, предметами его экрана и трогать руками провода не разрешается. Напоминаю вам, что детали конструктора мелкие и работать сними нужно аккуратно, использовать по назначению. Будем помогать друг другу, договорились?

(состав робота)

- Предлагаю посмотреть, как устроен наш робот. У него имеется крепкий корпус, защищающий СмартХаб, средний мотор, позволяющий модели двигаться и датчик дальности, позволяющий модели останавливаться, увидев препятствие. Мотор приводит в движение колёса с помощью ремня передачи. Мотор вращает ось со шкивом, а шкив заставляет вращаться ось с передними колёсами модели научного робота.

- Перед началом нашей работы вам нужно добрать нашего робота, чтобы он был похож на зайца. Чего ему не хватает? (возьмите закругленный кирпичик 1*6 прозрачный, светло-голубой, присоедините его к балке 2-модульной с основанием, повторите эти действия, присоедините их к пластине 1*4)

- Ребята, как вы думаете, каким должен быть наш робот заяц, в дикой природе? (Быстрым, бесшумным, останавливаться если услышит или увидит опасность) А зачем ему эти качества?

- Как вы уже сказали, наш робот должен быть быстрым, бесшумным, останавливаться, если услышит или увидит опасность. Сейчас я предлагаю вам составить программу для нашего робота, чтобы посмотреть на поведение и повадки животного в дикой природе.

(составление программы)

- Наша программа будет начинаться с блока «Начало». Чтобы наша модель начала двигаться, следующим блоком программы будет «Мощность мотора», под ним находится «Вход числа» благодаря которому можно выбрать мощность от 1 до 9. Так как в природе заяц очень быстрый, мощность мотора должна быть высокой, чтобы наша модель научного робота стала правдивой. Наша модель должна отражать поведение зайца при обнаружении хищника. Для этого у нашего научного робота есть датчик расстояния. Чтобы наш научный робот останавливался при виде хищника, следующим блоком программы будет «Ждать», так же под ним мы прикрепляем блок «Вход датчик расстояния». Чтобы завершить нашу программу последним блоком мы ставим «Выключить мотор».

- Мы с вами настоящие учёные, модель собрали, программу составили, давайте протестируем!

Мы с вами хорошо поработали! Предлагаю вам отдохнуть.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.             

(Встать, ноги вместе, руки через стороны – вверх - вдох, опустить вниз - выдох)

Дети по лесу гуляли,                             
За природой наблюдали.                      

(Ходьба на месте)

Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.                          

(Встать на носки, руки через стороны поднять вверх и потянуться)

Чудеса у нас на свете                            

Стали карликами дети.

(Присесть, руки на поясе.)

А потом все дружно встали                 
Великанами мы стали.                          
Хорошо мы погуляли  

(Встать на носочках, руки на поясе,)

(сюрпризный момент, перестройка) 

- Ну что, вы отдохнули? Ребята, профессор поделился со мной игрой, чтобы проверить полученные знания о Тайге и ее обитателях. Предлагаю вам в неё поиграть.

Как же мы определим, кто первый будет выполнять задания, при помощи считалочки или вы сами договоритесь между собой?

Напоминаем правила работы с доской 

Руки должны быть чистыми и сухими. Работаем аккуратно, одним указательным пальцем на расстоянии вытянутой руки. Напоминаю, что мы не стоим под проектором.

(Задания игры) 

Каждый из вас по очереди выбирает задание. Если задание выполнено правильно, то вы получаете в награду жетоны. Напоминаю, в игре есть «пропуск хода», и если он вам попадется, не спешите расстраиваться. Это игра, и в следующий раз вам повезёт больше.

А вот и наше первое задание. Посмотрите на картинки. Знакомые изображения животных? Да, они встречались нам в самом начале занятия. Ребята, выберете животных, которые обитают в Тайге.

Посмотрите внимательно, изображение стейка означает хищников, а ростка – травоядных. Перенеси изображения животного к стейку, если это хищник, и к ростку, если это травоядное. Объясни свой ответ.

Пропуск хода

Внимательно послушай высказывания и вставь в таблицу зеленую лапу, если

это правильное высказывание о Тайге, и красную лапу, если это не правда.

- Животный мир тайги очень разнообразен.

- Рыси не умеют плавать.

- «Тайга» в переводе с якутского означает «лес».

- Зимой лось кормится днем, а летом ночью.

На доске изображены несколько программ, перенеси их к зелёной лапе, если программа подходит для модели «Заяц», и к красной лапе, если это не так. Объясни свой ответ.

- Игра пройдена. Посчитайте ваши фишки.  Сколько фишек у вас получилось? Я рада, что у вас все получилось.

- Ребята, мы работали с вами с интерактивной доской и наши глаза устали. Давайте повторим нашу гимнастику для глаз.

Глазкам нужно отдохнуть.

(Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут.

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут

(Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо.

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!

(Глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)

  Ребят, а давайте вспомним:

- Какая же проблема возникла у нас в начале занятия?

-Что мы сделали, чтобы решить эту проблему?

-А теперь вы можете назвать животных Тайги?

-Что нового вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Задачи занятия:Закреплять и расширять представление детей о  домашних животных и их детёнышах, особенностях их поведения и питания.Закреплять умение вести диалог: слушать и понимать заданный вопр...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру, художественной литературе и конструированию в средней группе.

Цель: развитие представлений о транспорте.Задачи: - расширить представление о видах транспорта;-       Уточнить знания детей о правилах поведения в транспорте;-...

Технологическая карта Открытого занятия по окружающему миру в подготовительной группе

Технологическая карта Открытого занятия по окружающему миру в подготовительной группе...

Технологическая карта интегрированного занятия с элементами конструирования

Технологическая карта интегрированного занятия с элементами конструирования из плоскостного геометрического конструктора «У нас в гостях Степашка из телепередачи «Спокойной ночи»&raq...