Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приключения с Роботиком»
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Ковырдюлина Александра Викторовна

Данная дополнительная программа имеет техническую направленность и рассчитана на детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_robotik.docx71.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №43 «ЖУРАВУШКА» Г. ЛЕСОСИБИРСКА»

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

Протокол №__ «__» ________ 20__

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ

«Детский сад №43 «Журавушка»

_________________ А.В. Игнатова

Приказ №________ «__» ________ 20__

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Приключения с Роботиком»

Техническая направленность

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

воспитатель

Ковырдюлина Александра Викторовна

Лесосибирск, 2025


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Приключения с Роботиком» МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Устав МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»;
  • Правила внутреннего распорядка МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка».

1. Комплекс основных характеристик Программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приключения с Роботиком» имеет техническую направленность и является важным направлением в интеллектуальном и познавательном развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста. Программа реализуется с использованием различных образовательных конструкторов.

Актуальность

Данная программа раскрывает для дошкольника мир техники. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Образовательные конструкторы объединяют в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизируют мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивают конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствуют интерпретации и самовыражению, расширяют кругозор, позволяют поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование конструкторов является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Отличительная особенность программы в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в дополнительном образовании открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструкторы открывают ребенку новый мир, предоставляют возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Адресат программы: программа разработана для занятий с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6-7 лет) во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 72 часа в год, срок освоения программы 1 год.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: для занятий объединяется группа детей, проявляющих интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности. Группа сформирована из числа воспитанников одного возраста, являющиеся основным составом кружка.

На занятиях присутствует группа воспитанников до 12 человек. Группа формируется по принципу добровольности.

Состав группы постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, 30 минут.

Форма организации занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

1.2. Цель и задачи  план Программы

Цель: создание условий для развития технического творчества, первоначальных конструкторских умений и начал программирования у дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с основными деталями образовательных конструкторов;

- познакомить с основными принципами работы первых механизмов;

- учить создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям, словесной инструкции;

- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать свою работу.

Развивающие:

- развивать умение сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

- развивать умение видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать ее основные части;

- развивать пространственное и техническое мышление;

- развивать умение ставить техническую задачу, собирать и изучать информацию, необходимую для решения задачи, осуществлять свой творческий замысел, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

- развивать коммуникативные способности и навыки межличностного общения.

Воспитательные:

- воспитывать личностные качества (самостоятельность, инициативность, усидчивость, терпение, самоконтроль);

- формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе;

- воспитывать ценностное отношение к своему труду, труду других людей и его результатам.

1.3. Принципы Программы

Обучение детей осуществляется на основе следующих принципов:

  • принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого ребенка;
  • принцип доступности и последовательности (от простого к сложному с учетом индивидуальных возможностей детей);
  • принцип активной включенности и созидательности: каждый ребенок должен быть включен в игровую целенаправленную деятельность, а не пассивно  созерцать со стороны;
  • принцип результативности и гарантированности – ребенок имеет право на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

1.4. Формы организации обучения

В ходе реализации программы используются рекомендованные исследователями (В.Г. Нечаева, З.Е. Лиштван, Л.А. Парамонова) формы организации обучения:

1. Конструирование по образцу. Детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний и способов действий, основанных на подражании. В основе конструирования по образцу лежит подражательная деятельность – важный этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2. Конструирование по модели. Детям в качестве образца предлагают модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них элементов конструктора. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками – эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям. Детям не дают образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей конструктора воссоздаются особенности объектов, дает возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5. Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности. Форма не является средством обучения детей по созданию замыслов, а лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Это распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.

1.5. Уровни освоения Программы

Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии, определяющие развитие интеллектуальных и технических способностей детей: развитие памяти, воображения, образного, логического и технического мышления. Итоговая оценка развития личностных качеств воспитанника производится по трем уровням:

  • ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне освоения программы;
  • средний уровень освоения программы – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
  • высокий уровень освоения программы – ребенок выполняет задание самостоятельно, применяет собственные творческие подходы.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

В результате обучения дети должны знать:

  • наименования основных деталей образовательных конструкторов (назначение, особенности);
  • простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей);
  • виды конструкций: плоские, объемные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
  • правила техники безопасности при работе с образовательными конструкторами.

Дети должны уметь:

  • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
  • конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
  • правильно конструировать поделку по образцу, схеме, по замыслу, по условиям, работать в команде;
  • с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  • реализовывать творческий замысел, рассказать о своей постройке;
  • демонстрировать технические возможности конструкций.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Особенности содержания Программы

Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Занятия должны увлекать ребенка. Необходимо помнить, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, а действие – способ познания ребенком окружающего мира. Образовательные конструкторы являются не только универсальным средством для интеллектуального развития детей, но и обеспечивают интеграцию различных видов деятельности. В процессе конструирования дети развивают свои индивидуальные творческие способности, преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания.

Каждое занятие имеет свою логическую структуру:

  • Организационный этап – мотивирующее начало в игровой форме (от 2 до 5 минут).
  • Основной этап (до 25 минут) – практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности: показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки; самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, физкультминутка, пальчиковая или дыхательная гимнастика.
  • Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) – рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ. Анализ проводится с учетом таких критериев: аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции; технические умения и навыки; самостоятельность проделанной работы; целеустремленность, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы.

Все занятия проходят в специально оборудованном учебном кабинете. Применение образовательных конструкторов позволяет педагогу увлечь дошкольников техническим творчеством, а так же развивать у детей воображение, логическое и пространственное мышление, самостоятельность, коммуникативность, навыки взаимодействия со сверстниками.

2.2. Методы и приемы обучения

При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения:

  • наглядный (просмотр обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, готовых построек, демонстрация способов крепления, подбора деталей по форме, размеру, цвету);
  • словесный (описание и объяснение действий, чтение отрывков из произведений художественной литературы, загадки, пословицы);
  • игровой (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета);
  • проблемный (постановка проблемы и поиск ее решения);
  • практический (воспроизведение и использование на практике полученных знаний и способов деятельности);
  • контрольный (оценка качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).

2.3. Перспективное планирование работы по Программе

Тема курса

Содержание темы

Количество часов

1. Вводное занятие. Знакомство с роботом Роботиком

Введение детей в роботехнику. Понятия о роботах, их технические характеристики, строение. Знакомство с конструкторами, организация рабочего места. Техника безопасности.

16

2. Конструктор

Техника безопасности. Знакомство с конструктором: названия и назначение деталей, способы крепления. Чтение схем сборки. Сборка моделей по темам. Расширение знаний по темам занятий.

16

3. Конструктор

Техника безопасности. Знакомство с конструктором: названия и назначение деталей, способы крепления. Чтение схем сборки. Учить анализировать детали конструкции, выделять существенные признаки.

18

4. Конструктор

Знакомство с деталями конструктора, способом сборки. Расширение знаний детей по темам.

6

5. Конструктор

Техника безопасности. Знакомство с конструктором: названия и назначение деталей, способы крепления.

5

6. Конструктор

Техника безопасности. Знакомство с конструктором: названия и назначение деталей, способы крепления. Чтение схем сборки. Сборка моделей по темам.

10

Итоговое занятие. Конструирование по замыслу

Определение темы и цели конструируемых моделей. Подбор необходимого оборудования. Конструирование по замыслу.

1

Итого

72

2.4. Календарно-тематическое планирование по Программе

Месяц

Тема

Цели, задачи

Количество занятий

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Конструктор

Вводное занятие. Знакомство с Роботиком

Введение детей в робототехнику. Роль и место робототехники в жизни современного общества. Знакомство с образовательными робототехническими конструкторами.

1

Правила планеты «Роботария»

Правила поведения и техника безопасности, организация рабочего места.

1

Робот

Понятия о роботах, их технические характеристики, строение. Учить строить робота.

1

Путешествие на планету «Хьюнаробо»

Знакомство с конструктором. Техника безопасности. Правила поведения при работе с конструкторами. Основные детали. Спецификация.

1

Сказка «Три поросенка»

Учить собирать по инструкции братьев-поросят. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

1

Волк

Используя различные блоки, научить детей самостоятельно собирать модель волка. Учить заранее обдумывать содержание модели.

1

Сказка «Прятки». Жираф и страус из сказки

Познакомить со сказкой «Прятки». Уточнить знания детей о страусе. Учить детей самостоятельно собирать модель жирафа, страуса, используя различные блоки. Учить заранее обдумывать содержание модели.

1

Сказка «Прятки». Слон и краб из сказки

Уточнить знания детей о слоне и о крабе. Учить детей самостоятельно собирать модель краба и слона, используя различные блоки. Учить заранее обдумывать содержание модели.

1

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Робот-собачка

Познакомить с историей про жадную собачку. Учить собирать робота-собачку, используя красочные блоки.

1

Робот-крокодил

Познакомить с историей про голодного крокодила. Учить собирать робота-крокодила, используя красочные блоки.

1

Робот-поросенок

Познакомить с историей про веселого поросенка. Используя красочные блоки.

1

Прочный мост

Познакомить со сказкой «Два упрямых козленка». Учить строить прочный мост. Познакомить с концепцией баланса и стабильности. Чтение схем сборки.

1

Упрямый козленок

Познакомить с инструкцией сбора козленка. Закрепить знание об окружающем мире (домашние животные, их польза).

1

Доверчивый барашек

Познакомить с рассказом «Лев с несвежим дыханием». Учить детей в любой ситуации оставаться спокойными и думающими. Познакомить с отличительными чертами барана. Закрепить знания об окружающем мире.

1

Злой лев

Познакомить с семейством кошачьих. Учить находить отличительные черты и собирать робота-льва. Игра «Найди недостающие части».

1

Проект «Роботы-животные»

Закрепить умение, используя красочные блоки. Развивать творческую инициативу, воображение.

1

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Конструктор

Знакомство с новым видом лего-конструктора «Дакта»

Знакомство с основными составляющими частями конструктора. Знакомство детей с конструктором, с формой деталей и вариантами их скреплений. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога.

1

Избушка Бабы Яги (коллективная работа)

Закрепить умение строить по карточке. Учить строить сказочную избушку Бабы Яги. Учить работать в коллективе.

1

Лесные жители

Продолжать знакомить детей с конструктором лего. Учить пользоваться конструктивными приемами построения модели диких животных. Учить анализировать образец, выделять основные части. Обыгрывание построек.

2

Ферма и домик фермера

Обсуждение с детьми, какими они представляют себе фермера и его дом. Конструирование фермы, домика фермера. Учить находить материал для постройки.

1

Домашние животные

Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу. Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения.

1

Обитатели фермы

Беседа «Кто живет на ферме?». Конструирование обитателей фермы. Обыгрывание построек.

2

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Играем в зоопарк. Слон

Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения. Учить строить слона с большим хоботом из лего-конструктора «Дакта».

1

Играем в зоопарк. Верблюд

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно- и двугорбых верблюдов.

1

Играем в зоопарк. Обезьяна

Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

1

Играем в зоопарк. Попугай

Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

1

Мастерская Деда Мороза

Продолжать учить строить объемные и плоскостные изображения, воплощать свой замысел, опираясь на образец. Продолжать объединять детали в общую композицию, учить работать в коллективе.

2

Совместный проект «Новый год»

Учить создавать из конструктора фигуры людей. Учить моделировать образцы в соответствии со своим замыслом, соединять детали различными способами. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

2

Я

Н

В

А

Р

Ь

Конструктор

Разные домики

Формировать обобщенные представления о домах. Учить строить домики разной величины и длины.

1

Кафе

Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу.

1

Магазины

Закреплять названия магазинов, их виды. Закреплять навыки конструирования зданий.

1

Многоэтажные дома

Знать названия кубиков и элементы конструктора, умение крепить кубики разными способами. Работать со схемой. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

1

Транспорт (легковой автомобиль)

Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили, автобус». Учить создавать сложные постройки легковых автомобилей, правильно соединять детали.

1

Грузовой транспорт

Закреплять знания о транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить модели транспорта по схеме. Учить создавать сложные постройки грузовой машины.

1

Городской транспорт (автобус)

Закреплять знания о транспорте. Учить создавать сложные постройки автобуса, правильно соединять детали.

1

Дорожные знаки и светофор

Учить строить дорожные знаки на плате. Закреплять знания о светофоре.

1

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Проект «Улицы нашего города»

Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему, давать ее общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

2

Водный транспорт. Корабль, катер, пароход

Учить конструировать корабль. Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

2

Робот-самолет

Презентация «Воздушный транспорт». Закреплять знания о профессии летчика. Учить конструировать самолет (большой, маленький).

1

Робот-танк

Учить конструировать танк.

1

Проект «Военная техника»

Презентация «Военная техника». Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему, давать ее общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Вспомнить понятия об армии, военной технике. Закреплять умение строить военную технику по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.

2

М

А

Р

Т

Проект «Подарок для любимой мамы»

Учить конструировать цветы и цветочные композиции разными способами по схемам и по образцу. Учить самостоятельно подбирать детали.

2

Конструктор

Первая поездка

Знакомство с набором конструктора лего «Экспресс «Юный программист». Это вводное занятие позволит детям изучить кубики действий и различные кубики в наборе.

1

Станция

Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для поездов.

1

Звук поезда

Изучить функцию каждого блока действий и их использование для решения задач.

1

О-образная дорожка-петля

Научить изучать и понимать использование О-образной дорожки для повторяющихся последовательностей.

1

Y-образный трек. Условные операторы

Изучить и Y-образную траекторию, ее возможности, а также проектировать и оптимизировать решения задач.

1

Путешествие. Неприятности на дороге

Изучить различные дорожные знаки и научиться решать типичные проблемы на дороге.

1

А

П

Р

Е

Л

Ь

Конструктор

Ракета, космонавты

Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить строить ракеты по схемам.

1

Космический корабль

Учить строить космический корабль.

1

Луноход

Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора.

1

Космические приключения (квест)

Путешествие по станциям и выполнение заданий для помощи инопланетянам в починке космического корабля.

1

Роботик-футболист

Закреплять умение строить из конструктора людей. Развивать память, внимание.

1

Конструктор

Качели

Учить строить конструировать сложную постройку из лего-конструктора.

1

Карусели

Продолжать учить конструировать сложную постройку из лего-конструктора.

1

Беседка для ребят

Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях. Учить строить беседку. Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей.

1

М

А

Й

Веселые горки

Знакомство с деталями конструктора, способом сборки моделей. Формировать представления о выборе конструктора для постройки по замыслу.

2

Колесо обозрения

Продолжать учить конструировать сложную постройку из лего-конструктора.

1

Проект «Парк развлечений»

Презентация «Парк развлечений». Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему, давать ее общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Закреплять умение строить по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.

4

Итоговое занятие. Конструирование по замыслу

Определение темы и цели конструируемых моделей. Давать их общее описание. Подбор необходимого оборудования.

1

Итого

72

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, педагогическим коллективом и социальными партнерами

Система взаимодействия с родителями предусматривает:

- ознакомление родителей с содержанием работы по программе;

- открытые занятия;

- размещение в группах памяток, папок-раскладушек с консультациями по теме;

- выступления на родительских собраниях с целью повышения уровня родительской компетенции по вопросам развития технического творчества у детей и ознакомления с результатами работы по программе;

- привлечение родителей к организации совместных выставок творческих работ;

- привлечение родителей к участию в конкурсах технической направленности.

Взаимодействие с коллегами в рамках реализации программы осуществляется через творческие мастерские, семинары-практикумы, консультации.

Взаимодействие с социальными партнерами осуществляется посредством участия воспитанников в различных мероприятиях и творческих конкурсах технической направленности.

2.6. Материально-техническое и кадровое обеспечение Программы

Для успешной реализации программы необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

Общие требования к обстановке: оформление должно соответствовать содержанию программы, постоянно обновляться учебным материалом и пособиями; чистота, освещенность, проветриваемость группы.

Учебно-наглядное обеспечение:

- схемы, модели, образцы;

- иллюстрации, картинки, фотографии с изображением объектов и предметов.

Техническое и материальное оснащение:

- наборы конструкторов;

- игрушки (животные, машинки и др.) для обыгрывания конструкций;

- мультимедийное оборудование, цветной принтер, ксерокс, сканер.

Учебное оборудование группы:

- комплект мебели, необходимый для организации занятий, хранения материалов, литературы и наглядных пособий.

Кадровое обеспечение: программу будет осуществлять Ковырдюлина Александра Викторовна, воспитатель.

2.7. Особенности развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию всех задач программы, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, здоровьесберегающей, доступной, безопасной, эстетически привлекательной.

1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым оборудованием (в соответствии со спецификой программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования должны обеспечивать:

- исследовательскую, творческую, речевую, познавательную и игровую активность всех детей;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственной средой;

- возможность самовыражения каждого воспитанника.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

3. Вариативность среды предполагает наличие разнообразных видов конструктора, периодическую сменяемость оборудования, появление новых предметов, стимулирующих активность воспитанников.

4. Доступность среды предполагает: доступность для детей помещения, в котором осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к оборудованию и пособиям; исправность и сохранность оборудования.

5. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

2.8. Инструментарий мониторинга конструктивных способностей

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребенок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей (первый этап – в октябре, второй этап – в мае). Диагностика уровня знаний и умений по конструированию у детей 6-7 лет проводится по методике Т.В. Федоровой.

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию у детей

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме

Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной, и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

Уровень развития определяется по критериям и оценивается в баллах: низкий – 1 балл; средний – 2 балла; высокий – 3 балла. Результаты фиксируются в таблицу на начало и конец учебного года. Подсчитывается результат освоения в процентном соотношении по каждому респонденту, после чего выводится средний процент освоения по всей группе. Построив диаграмму можно отследить динамику уровня развития конструктивных способностей детей.

Мониторинг позволяет оценить эффективность и результативность освоения программы.

3. Список использованной литературы

1. Бахметьев А. А. Электронный конструктор «Знаток» ТМ. Рекомендовано УМО МПГУ Министерства образования и науки РФ для образовательных учреждений. Москва, 2005 г.Книга 1и 2

2. Волкова С.И. Конструирование: Метод.пособ. – М.: «Просвещение»,2009 г.

3. Давидчук А. Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // М.: «Просвещение», 2010 г.

4. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 792 c.

5. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Планы и конспекты занятий / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112 c.

6. Куцакова, Людмила Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада / Людмила Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 546 c.

7. Новикова, И. В. Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет / И.В. Новикова. - М.: Академия Развития, ВКТ, 2017. - 192 c.

8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844

9. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2024. – 144 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://edurobots.ru/2016/10/robototexnika-v-detskom-sadu/

2. http://robotgeeks.ru/collection/robotis-edu/product/robotis-pets


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2024-2025 учебный год

Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика длямалышей» (далее – Программа) разработана в целях финансовогопросвещения детей старшего дошкольного возраста. Тр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей подготовительной группы (6-7 лет) на 2025-2026 учебный год

Программа «Финансовая грамотность» для детей подготовительных групп (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ детский сад «Солнышко» ...