Швейная мастерская
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Алиева Людмила Борисовна

Предлагаемая программа ориентирована на развитие детской трудовой деятельности. Побуждает дошкольников к полезному труду через ознакомление с процессом кройки и шитья на швейной машинке, изготовлению элементарных тканевых изделий. Содержание программы так же позволяет за короткие сроки вызвать у детей стойкий интерес к посильной трудовой деятельности, развивает усидчивость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Швейная мастерская149 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

для дошкольников 6-7 лет

 «ШВЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

Отличительной особенностью предлагаемой программы является то, что она ориентирована на развитие детской трудовой деятельности. Побуждает дошкольников к полезному труду через ознакомление с процессом кройки и шитья на швейной машинке, изготовлению элементарных тканевых изделий. Содержание программы так же позволяет за короткие сроки вызвать у детей стойкий интерес к посильной трудовой деятельности, развивает усидчивость.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

Научная фундаментальность программы обеспечена основными концептуальными подходами, общепринятыми в педагогике и психологии. Известно, что интерес к труду и трудолюбие не даются человеку от природы, трудовые навыки и личностные качества закладываются с самого раннего детства. Вопросам трудового воспитания большое внимание уделяли такие педагоги как К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский. Они отмечали, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Их фундаментальные исследования доказали, что дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью,   целеустремленностью и активностью. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.

Ведущая идея программы – создание современной практико-ориентированной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать художественно-техническую деятельность обучающихся.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Швейная мастерская» имеет техническую направленность.

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность программы

Новизна предлагаемой дополнительной программы по трудовому обучению старших дошкольников основана на практических занятиях, где дети знакомятся со свойствами ткани, со швейными принадлежностями, с работой на швейной машинке, а так же изучении техники безопасности при шитье. Такая деятельность позволяет вызвать устойчивый интерес у детей к процессу рукоделия, а так же эффективно развивать мелкую моторику рук, обогащать словарь дошкольников. Предлагаемый материал достаточно активно развивает детскую фантазию. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. Именно поэтому тема трудового воспитания детей всегда будет оставаться актуальной.

Педагогическая целесообразность образовательной программы Занятия в швейной мастерской способствуют трудовому, эстетическому воспитанию обучающихся, развивают личностные качества у обучающихся, способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе кройки и шитья педагог учит детей сосредотачивать внимание на последовательности своих действий, тем самым развивая внимательность и самоконтроль. Воспитанники примеряют роль швеи на себе, что позволяет им в полной мере прочувствовать и проиграть эту профессию.

Практическая значимость образовательной программы

Деятельность по кройке и шитью имеет существенное значение для умственного развития детей. Благодаря ей, дети узнают свойства тканей (цвет, плотность, прочность, осыпаемость и пр.), обогащают свои представления о мире предметов, развивают речь и творческие способности.

Принципы отбора содержания образовательной программы

  1. От простого к сложному, означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитания, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного эстетического развития. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне, воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой в воспитании и обучении. Формирование мировоззрения как системы знаний и отношение личности к окружающей действительности.
  3. Доступность. Объяснять простым, доступным языком, излагать новое, связывая его с известным. Изучая новый материал, начинать рассматривать его на примерах, близких опыту ребенка.
  4. Системность знаний. Выработать у воспитанников систему знаний и системное мышление можно только последовательной и согласованной деятельностью всех воспитателей. Отсюда требование преемственности в деятельности воспитателей. То, что делается сегодня, должно вытекать из вчерашних действий и их результатов и находить свое продолжение в завтрашней воспитательной работе.
  5. Воспитывающая и развивающая направленность. Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, без учета индивидуальности воспитанников. Уже то, что воспитанник – субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные периоды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особенности мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, обученность и воспитанность, условия домашнего воспитания, темперамент, воля, характер, интересы – все это индивидуально и требует учета в осуществлении воспитательной работы с каждым воспитанников.
  6. Активность и самостоятельность воспитанников в обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем активной деятельности по их приобретению.

Отличительные особенности программы

Работа в швейной мастерской позволяет девочкам почувствовать себя настоящими швеями. В швейной мастерской они изучат качества и свойства различных тканей, материалов, будут учиться сочетать цвета и фактуры, подбирать нитки, размещать различные детали на изделии. Здесь они познакомятся с измерительными приборами, счётом, композицией.

Цель программы  формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке.

Задачи

Образовательные

  • Обучить началам работы на швейной машинке
  • Учить переносить выкройку с бумаги на ткань, вырезать ткань по выкройке
  • Познакомить детей с видами и свойствами ткани.
  • Дать общие представления о профессии швеи.

Развивающие

  • Развивать психические процессы (восприятие, внимание, самоконтроль).
  • Развивать сенсомоторные навыки – согласованность в работе глаз и руки.

         Воспитательные 

  • Создать условия для формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
  • Воспитывать усидчивость и аккуратность, бережное отношение к результату труда.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Швейная мастерская» предназначена для детей в возрасте от 5-6 лет (подготовительная к школе группа), посещающих МАДОУ д/с № 78.

Набор в кружок осуществляется на свободной основе, по желанию детей.

Особенности организации образовательного процесса

Программа предусматривает занятия с детьми 6-7 лет. Занятия проходят два раза в месяц во второй половине дня. Длительность занятий не превышает 30 мин для каждой группы.

В одну группу кружка рекомендуется включать не более 10 человек. Во время проведения практических занятий с использованием швейной машинки группа делится на две подгруппы одновременно работающих детей по 5 детей в каждой.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 9 часов. Занятия проводятся раз в месяц. Продолжительность занятий – 30 минут.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 8 месяцев. На полное освоение программы требуется 9 часов.

Основные методы обучения:

Форма организации образовательной деятельности: занятие.

Методы обучения:

Программа рассчитана на реализацию содержания следующими методами и приемами:

- практический (кройка, шитьё)

- наглядный (показ правил и последовательности работы, демонстрация готовых работ);

- словесный (беседы, разъяснения).

Формы деятельности:

- занятия

- дидактические игры;

- проведение выставки.

Планируемые результаты

После изучения данной программы обучающиеся

  • знают технику безопасности при работе со швейной машинкой, колющими предметами, используемыми при шитье
  • Умеют пользоваться швейной машинкой (делать прямую строчку, сшивать лоскутки ткани).
  • Умеют пользоваться ножницами, создать элементарную выкройку (шаблон), перевести ее на ткань.
  • Имеют представления о многообразии тканей
  • Обладают установкой положительного отношения, интереса к процессу кройки и шитья, к профессии швеи

Механизм оценивания образовательных результатов

Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников разработаны критерии и дана характеристика уровней.

Уровни сформированности творческой активности воспитанников в различных видах деятельности

Высокий уровень

Ребенок самостоятельно, без ошибок справляется с заданием

Достаточный уровень

Ребенок самостоятельно справляется с заданием, допуская ошибки

Средний уровень

Ребенок выполняет задания с помощью взрослого

Низкий уровень

Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания

Формами подведения итогов реализации программы является входящий мониторинг (в начале освоения программы) и итоговый мониторинг (в конце освоения программы), просмотр занятий, выставки детских работ.

Педагогическая диагностика проводится два раза:

в октябре – вводная,

в мае – итоговая.

Цель входной педагогической диагностики: диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников.

Итоговая педагогическая диагностика применяется для оценки качества и уровня усвоения программы.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы:

Наименование

Количество

Детские столы на 6 посадочных мест

3

Детские стулья

18

Швейные машинки

5

Ножницы, мелки, карандаши, линейки, лоскутки, нитки различных цветов

На каждого ребёнка в группе

Учебно-методическое  и информационное обеспечение образовательной программы

  • Дидактические игры: тактильный мешочек («Найди такую же пуговицу», «Найди такой же лоскуток»).
  • Наглядные пособия: примеры изделий, эскизов, выкройки, журналы мод, журналы по рукоделию.

Кадровое обеспечение реализации программы

Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявлений требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявлений требований к стажу работы.

Формы контроля и оценочные материалы

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является выставка работ.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 (9 часов, 1 раз в месяц)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема занятия

Задачи

Материал

1

«Швейная мастерская»

Знакомство с профессией швеи, швейной машинкой, швейными принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности.

Презентация по теме (видеоэкскурсия в ателье), швейные принадлежности.

2

«Ткань»

Знакомство с различными видами ткани, определение лицевой и изнаночных сторон. Раскройка лоскутка (перенос выкройки с бумаги на ткань). Шитьё прямой строчки.

Лоскутки ткани, линейка, карандаш, мелок, ножницы, швейная машинка.

3

«Раскройка ткани. Шитьё прямой строчки»

Закрепление умения раскраивать лоскуток, шить прямую строчку.

Лоскутки ткани, линейка, карандаш, мелок, ножницы, швейная машинка.

4

«Шьём строчку по эскизу»

Формирование умения шить строчку по эскизу.

Лоскутки ткани, линейка, карандаш, мелок, ножницы, швейная машинка.

5

«Шьём строчку по эскизу»

Закрепление умения выполнять строчку по эскизу.

Лоскутки ткани, линейка, карандаш, мелок, ножницы, швейная машинка.

6

«Сшиваем лоскутки»

Сшивание двух лоскутков ткани.

Лоскутки ткани, швейная машинка.

7

«Сшиваем лоскутки»

Закрепить умение сшивать два лоскутка ткани.

Лоскутки ткани, швейная машинка.

8

«Набивка изделия»

Выворачивание заготовки (двух лоскутков ткани), Заполнение изделия набивочным материалом

Лоскутки ткани, швейная машинка, поролон

9

«Моё изделие»

Оформление готового изделия. Выставка работ

Лоскутки ткани, швейная машинка, поролон

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с профессией швеи, швейной машинкой, швейными принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности.

1

0,25

0,75

Наблюдение, ответы на вопросы

2

Знакомство с различными видами ткани, определение лицевой и изнаночных сторон. Раскройка лоскутка (перенос выкройки с бумаги на ткань). Шитьё прямой строчки.

1

0,25

0,75

Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке

3

Закрепление умения раскраивать лоскуток, шить прямую строчку.

1

0,25

0,75

Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке

4

Формирование умения шить строчку по эскизу.

1

0,25

0,75

Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке

5

Закрепление умения выполнять строчку по эскизу.

1

0,25

0,75

Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке

6

Сшивание двух лоскутков ткани.

1

0,25

0,75

Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке

7

Закрепить умение сшивать два лоскутка ткани.

1

0,25

0,75

Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке

8

Выворачивание заготовки (двух лоскутков ткани), Заполнение изделия набивочным материалом

1

0,25

0,75

Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке

9

Оформление готового изделия. Выставка работ.

1

0,25

0,75

Готовое изделие.

Итого

9

2,25

6,75

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Швейная мастерская»

1.

Начало учебного года

1 сентября

2.

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

1 раз в месяц

5.

Количество часов

9

6.

Окончание учебного года

31 мая

7.

Период реализации программы

16.09.2024-31.05.2025

Рабочая программа воспитания

Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственнее (идеальное) представление о человеке.

Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания. Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания. Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.

Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.

Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.

Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания. Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте.

Цель воспитания – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества.

Используемые формы воспитательной работы:

- ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;

- социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;

- чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;

- разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды- инсценировки;

- рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;

- организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное),

- экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок;

- игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);

- демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).

Методы: словесные (описание, объяснение, разбор, указание, рассказ), наглядные (показ упражнений, использование пособий), практические (соревновательный, игровой, помощь).

Планируемый результат:

- Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании,

- обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества;

- проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.

Календарный план воспитательной работы

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1

День знаний

Социальное

Познавательное

Тематический день

Сентябрь

2

День Государственного Герба Российской Федерации

Патриотическое

Тематический день

Ноябрь

3.

День космонавтики

Патриотическое

Беседы: « Юрий Гагарин -первый космонавт»;  «Животные в космосе»; «Планеты солнечной системы».

Слушание музыкальных произведений:

«Марш космонавтов» А.Рыбников;

«Знаете, каким он парнем был»

Апрель

6.

Создание коллективной постройки, объединенную в единую сюжетную линию

Социальное

Познавательное

В рамках занятий

май

Список литературы

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №599.
  3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012№597.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022 года 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 годы) в Калининградской области Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области».

 Художественная литература:

  1. Братья Гримм «Храбрый портняжка»
  2. Н. Носов «Заплатка»
  3. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
  4. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
  5. В. Маяковский «Кем быть?»
  6. В. Осеева «Волшебная иголочка»
  7. Е. Благинина «Научу одеваться и братца» 

          Интернет ресурсы:

  1. Толмачева Е.В., Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС ДО. ИНФОУРОК. Ведущий образовательный портал России. Интернет ресурсы – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-aktualnost-i-neobhodimost-ranney-proforientacii-detey-doshkolnogo-vozrasta-3299961.html
  2. Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет».
  3. Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренний сбор "Все профессии хороши - выбирай на вкус!" (швейная мастерская)

Игры в мини-группах, решение проблемных ситуаций....

Проектная деятельность. Швейная мастерская.

Целью создания моего проекта является раняя профориентация детей дошкольного возраста. В детском саду есть необходимые атрибуты для сужетно-ролевых игр парикмахерская, больница, магазин, кухня. Органи...

Коррекционно-развивающая игра «Швейная мастерская».

Учить составлять описательный рассказ о швейных принадлежностях....

Конспект НОД по познанию в средней группе «Экскурсия в швейную мастерскую»

В данном конспекте в увлекательной форме рассказывается., о том откуда появилась одежда и классификации по временам года....

Конспект по художественно-эстетическому развитию на тему " Швейная мастерская"

Конспект по художественно-эстетическому развитию  на тему " Швейная мастерская"...

План-конспект занятия кружка «Швейная мастерская» №4

Цель занятия: Развить творческие способности и практические навыки ручной работы посредством изготовления простого сарафанчика из тканевого квадрата.Задачи занятия:- познакомить дошкольниц с основными...

План-конспект занятия кружка «Швейная мастерская» №6

Тема занятия: «Весенние цветы»: изготовление панно на стену из кусочков ткани Цель занятия:Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изготовлени...