Швейная мастерская
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Предлагаемая программа ориентирована на развитие детской трудовой деятельности. Побуждает дошкольников к полезному труду через ознакомление с процессом кройки и шитья на швейной машинке, изготовлению элементарных тканевых изделий. Содержание программы так же позволяет за короткие сроки вызвать у детей стойкий интерес к посильной трудовой деятельности, развивает усидчивость.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 149 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
для дошкольников 6-7 лет
«ШВЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа
Отличительной особенностью предлагаемой программы является то, что она ориентирована на развитие детской трудовой деятельности. Побуждает дошкольников к полезному труду через ознакомление с процессом кройки и шитья на швейной машинке, изготовлению элементарных тканевых изделий. Содержание программы так же позволяет за короткие сроки вызвать у детей стойкий интерес к посильной трудовой деятельности, развивает усидчивость.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Научная фундаментальность программы обеспечена основными концептуальными подходами, общепринятыми в педагогике и психологии. Известно, что интерес к труду и трудолюбие не даются человеку от природы, трудовые навыки и личностные качества закладываются с самого раннего детства. Вопросам трудового воспитания большое внимание уделяли такие педагоги как К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский. Они отмечали, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Их фундаментальные исследования доказали, что дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, целеустремленностью и активностью. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.
Ведущая идея программы – создание современной практико-ориентированной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать художественно-техническую деятельность обучающихся.
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Швейная мастерская» имеет техническую направленность.
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы
Новизна предлагаемой дополнительной программы по трудовому обучению старших дошкольников основана на практических занятиях, где дети знакомятся со свойствами ткани, со швейными принадлежностями, с работой на швейной машинке, а так же изучении техники безопасности при шитье. Такая деятельность позволяет вызвать устойчивый интерес у детей к процессу рукоделия, а так же эффективно развивать мелкую моторику рук, обогащать словарь дошкольников. Предлагаемый материал достаточно активно развивает детскую фантазию. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. Именно поэтому тема трудового воспитания детей всегда будет оставаться актуальной.
Педагогическая целесообразность образовательной программы Занятия в швейной мастерской способствуют трудовому, эстетическому воспитанию обучающихся, развивают личностные качества у обучающихся, способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе кройки и шитья педагог учит детей сосредотачивать внимание на последовательности своих действий, тем самым развивая внимательность и самоконтроль. Воспитанники примеряют роль швеи на себе, что позволяет им в полной мере прочувствовать и проиграть эту профессию.
Практическая значимость образовательной программы
Деятельность по кройке и шитью имеет существенное значение для умственного развития детей. Благодаря ей, дети узнают свойства тканей (цвет, плотность, прочность, осыпаемость и пр.), обогащают свои представления о мире предметов, развивают речь и творческие способности.
Принципы отбора содержания образовательной программы
- От простого к сложному, означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитания, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного эстетического развития. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне, воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой в воспитании и обучении. Формирование мировоззрения как системы знаний и отношение личности к окружающей действительности.
- Доступность. Объяснять простым, доступным языком, излагать новое, связывая его с известным. Изучая новый материал, начинать рассматривать его на примерах, близких опыту ребенка.
- Системность знаний. Выработать у воспитанников систему знаний и системное мышление можно только последовательной и согласованной деятельностью всех воспитателей. Отсюда требование преемственности в деятельности воспитателей. То, что делается сегодня, должно вытекать из вчерашних действий и их результатов и находить свое продолжение в завтрашней воспитательной работе.
- Воспитывающая и развивающая направленность. Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, без учета индивидуальности воспитанников. Уже то, что воспитанник – субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные периоды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особенности мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, обученность и воспитанность, условия домашнего воспитания, темперамент, воля, характер, интересы – все это индивидуально и требует учета в осуществлении воспитательной работы с каждым воспитанников.
- Активность и самостоятельность воспитанников в обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем активной деятельности по их приобретению.
Отличительные особенности программы
Работа в швейной мастерской позволяет девочкам почувствовать себя настоящими швеями. В швейной мастерской они изучат качества и свойства различных тканей, материалов, будут учиться сочетать цвета и фактуры, подбирать нитки, размещать различные детали на изделии. Здесь они познакомятся с измерительными приборами, счётом, композицией.
Цель программы – формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке.
Задачи
Образовательные
- Обучить началам работы на швейной машинке
- Учить переносить выкройку с бумаги на ткань, вырезать ткань по выкройке
- Познакомить детей с видами и свойствами ткани.
- Дать общие представления о профессии швеи.
Развивающие
- Развивать психические процессы (восприятие, внимание, самоконтроль).
- Развивать сенсомоторные навыки – согласованность в работе глаз и руки.
Воспитательные
- Создать условия для формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
- Воспитывать усидчивость и аккуратность, бережное отношение к результату труда.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Швейная мастерская» предназначена для детей в возрасте от 5-6 лет (подготовительная к школе группа), посещающих МАДОУ д/с № 78.
Набор в кружок осуществляется на свободной основе, по желанию детей.
Особенности организации образовательного процесса
Программа предусматривает занятия с детьми 6-7 лет. Занятия проходят два раза в месяц во второй половине дня. Длительность занятий не превышает 30 мин для каждой группы.
В одну группу кружка рекомендуется включать не более 10 человек. Во время проведения практических занятий с использованием швейной машинки группа делится на две подгруппы одновременно работающих детей по 5 детей в каждой.
Формы обучения по образовательной программе
Форма обучения – очная
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 9 часов. Занятия проводятся раз в месяц. Продолжительность занятий – 30 минут.
Объем и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 8 месяцев. На полное освоение программы требуется 9 часов.
Основные методы обучения:
Форма организации образовательной деятельности: занятие.
Методы обучения:
Программа рассчитана на реализацию содержания следующими методами и приемами:
- практический (кройка, шитьё)
- наглядный (показ правил и последовательности работы, демонстрация готовых работ);
- словесный (беседы, разъяснения).
Формы деятельности:
- занятия
- дидактические игры;
- проведение выставки.
Планируемые результаты
После изучения данной программы обучающиеся
- знают технику безопасности при работе со швейной машинкой, колющими предметами, используемыми при шитье
- Умеют пользоваться швейной машинкой (делать прямую строчку, сшивать лоскутки ткани).
- Умеют пользоваться ножницами, создать элементарную выкройку (шаблон), перевести ее на ткань.
- Имеют представления о многообразии тканей
- Обладают установкой положительного отношения, интереса к процессу кройки и шитья, к профессии швеи
Механизм оценивания образовательных результатов
Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников разработаны критерии и дана характеристика уровней.
Уровни сформированности творческой активности воспитанников в различных видах деятельности | |
Высокий уровень | Ребенок самостоятельно, без ошибок справляется с заданием |
Достаточный уровень | Ребенок самостоятельно справляется с заданием, допуская ошибки |
Средний уровень | Ребенок выполняет задания с помощью взрослого |
Низкий уровень | Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания |
Формами подведения итогов реализации программы является входящий мониторинг (в начале освоения программы) и итоговый мониторинг (в конце освоения программы), просмотр занятий, выставки детских работ.
Педагогическая диагностика проводится два раза:
в октябре – вводная,
в мае – итоговая.
Цель входной педагогической диагностики: диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников.
Итоговая педагогическая диагностика применяется для оценки качества и уровня усвоения программы.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы:
Наименование | Количество |
Детские столы на 6 посадочных мест | 3 |
Детские стулья | 18 |
Швейные машинки | 5 |
Ножницы, мелки, карандаши, линейки, лоскутки, нитки различных цветов | На каждого ребёнка в группе |
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы
- Дидактические игры: тактильный мешочек («Найди такую же пуговицу», «Найди такой же лоскуток»).
- Наглядные пособия: примеры изделий, эскизов, выкройки, журналы мод, журналы по рукоделию.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявлений требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявлений требований к стажу работы.
Формы контроля и оценочные материалы
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является выставка работ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(9 часов, 1 раз в месяц)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема занятия | Задачи | Материал |
1 | «Швейная мастерская» | Знакомство с профессией швеи, швейной машинкой, швейными принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности. | Презентация по теме (видеоэкскурсия в ателье), швейные принадлежности. |
2 | «Ткань» | Знакомство с различными видами ткани, определение лицевой и изнаночных сторон. Раскройка лоскутка (перенос выкройки с бумаги на ткань). Шитьё прямой строчки. | Лоскутки ткани, линейка, карандаш, мелок, ножницы, швейная машинка. |
3 | «Раскройка ткани. Шитьё прямой строчки» | Закрепление умения раскраивать лоскуток, шить прямую строчку. | Лоскутки ткани, линейка, карандаш, мелок, ножницы, швейная машинка. |
4 | «Шьём строчку по эскизу» | Формирование умения шить строчку по эскизу. | Лоскутки ткани, линейка, карандаш, мелок, ножницы, швейная машинка. |
5 | «Шьём строчку по эскизу» | Закрепление умения выполнять строчку по эскизу. | Лоскутки ткани, линейка, карандаш, мелок, ножницы, швейная машинка. |
6 | «Сшиваем лоскутки» | Сшивание двух лоскутков ткани. | Лоскутки ткани, швейная машинка. |
7 | «Сшиваем лоскутки» | Закрепить умение сшивать два лоскутка ткани. | Лоскутки ткани, швейная машинка. |
8 | «Набивка изделия» | Выворачивание заготовки (двух лоскутков ткани), Заполнение изделия набивочным материалом | Лоскутки ткани, швейная машинка, поролон |
9 | «Моё изделие» | Оформление готового изделия. Выставка работ | Лоскутки ткани, швейная машинка, поролон |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство с профессией швеи, швейной машинкой, швейными принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение, ответы на вопросы |
2 | Знакомство с различными видами ткани, определение лицевой и изнаночных сторон. Раскройка лоскутка (перенос выкройки с бумаги на ткань). Шитьё прямой строчки. | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке |
3 | Закрепление умения раскраивать лоскуток, шить прямую строчку. | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке |
4 | Формирование умения шить строчку по эскизу. | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке |
5 | Закрепление умения выполнять строчку по эскизу. | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке |
6 | Сшивание двух лоскутков ткани. | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке |
7 | Закрепить умение сшивать два лоскутка ткани. | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке |
8 | Выворачивание заготовки (двух лоскутков ткани), Заполнение изделия набивочным материалом | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение: выполнение операций с швейными принадлежностями, на швейной машинке |
9 | Оформление готового изделия. Выставка работ. | 1 | 0,25 | 0,75 | Готовое изделие. |
Итого | 9 | 2,25 | 6,75 | ||
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Швейная мастерская» |
1. | Начало учебного года | 1 сентября |
2. | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
3. | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4. | Периодичность учебных занятий | 1 раз в месяц |
5. | Количество часов | 9 |
6. | Окончание учебного года | 31 мая |
7. | Период реализации программы | 16.09.2024-31.05.2025 |
Рабочая программа воспитания
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственнее (идеальное) представление о человеке.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания. Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания. Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания. Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте.
Цель воспитания – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества.
Используемые формы воспитательной работы:
- ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
- социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;
- чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
- разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды- инсценировки;
- рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;
- организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное),
- экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок;
- игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
- демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
Методы: словесные (описание, объяснение, разбор, указание, рассказ), наглядные (показ упражнений, использование пособий), практические (соревновательный, игровой, помощь).
Планируемый результат:
- Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании,
- обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества;
- проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.
Календарный план воспитательной работы
№ | Название мероприятия, события | Направления воспитательной работы | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | День знаний | Социальное Познавательное | Тематический день | Сентябрь |
2 | День Государственного Герба Российской Федерации | Патриотическое | Тематический день | Ноябрь |
3. | День космонавтики | Патриотическое | Беседы: « Юрий Гагарин -первый космонавт»; «Животные в космосе»; «Планеты солнечной системы». Слушание музыкальных произведений: «Марш космонавтов» А.Рыбников; «Знаете, каким он парнем был» | Апрель |
6. | Создание коллективной постройки, объединенную в единую сюжетную линию | Социальное Познавательное | В рамках занятий | май |
Список литературы
Нормативные правовые акты
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №599.
- Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012№597.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022 года 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 годы) в Калининградской области Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области».
Художественная литература:
- Братья Гримм «Храбрый портняжка»
- Н. Носов «Заплатка»
- К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
- Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
- В. Маяковский «Кем быть?»
- В. Осеева «Волшебная иголочка»
- Е. Благинина «Научу одеваться и братца»
Интернет ресурсы:
- Толмачева Е.В., Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС ДО. ИНФОУРОК. Ведущий образовательный портал России. Интернет ресурсы – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-aktualnost-i-neobhodimost-ranney-proforientacii-detey-doshkolnogo-vozrasta-3299961.html
- Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет».
- Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренний сбор "Все профессии хороши - выбирай на вкус!" (швейная мастерская)
Игры в мини-группах, решение проблемных ситуаций....
Проектная деятельность. Швейная мастерская.
Целью создания моего проекта является раняя профориентация детей дошкольного возраста. В детском саду есть необходимые атрибуты для сужетно-ролевых игр парикмахерская, больница, магазин, кухня. Органи...

Коррекционно-развивающая игра «Швейная мастерская».
Учить составлять описательный рассказ о швейных принадлежностях....

Конспект НОД по познанию в средней группе «Экскурсия в швейную мастерскую»
В данном конспекте в увлекательной форме рассказывается., о том откуда появилась одежда и классификации по временам года....

Конспект по художественно-эстетическому развитию на тему " Швейная мастерская"
Конспект по художественно-эстетическому развитию на тему " Швейная мастерская"...

План-конспект занятия кружка «Швейная мастерская» №4
Цель занятия: Развить творческие способности и практические навыки ручной работы посредством изготовления простого сарафанчика из тканевого квадрата.Задачи занятия:- познакомить дошкольниц с основными...

План-конспект занятия кружка «Швейная мастерская» №6
Тема занятия: «Весенние цветы»: изготовление панно на стену из кусочков ткани Цель занятия:Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изготовлени...
