«Пространственное моделирование с использованием полифункциональной среды «Бабашки»
статья по конструированию, ручному труду
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«ШКОЛА №8 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(структурное подразделение «Школа Полянка»)
Сообщение
к методическому объединению
педагогов структурного подразделения «Школа Полянка»
«Игровые культурные практики, как эффективное средство формирования дружеских отношений между детьми»
по теме:
« Пространственное моделирование с использованием полифункциональной среды «Бабашки»
Подготовил воспитатель:
Малофеева М.А
Балашиха, 2025г.
Пространственное моделирование с использованием полифункциональной среды «Бабашки»
1 слайд
Титульный лист
2 слайд
В условиях современного мира, где технологии и инновации играют значительную роль, важно, чтобы дети с раннего возраста имели возможность развивать инженерные и творческие способности. Конструктор "Бабашки" предоставляет такую возможность, позволяя детям создавать различные модели и постройки, что способствует не только развитию их воображения, но и формированию уверенности в своих силах. Многообразие форм и изобилие деталей дает мощный толчок в развитие детей. БАБАШКИ, или юнит-блоки (unit blocks) — это кубики, история происхождения которых уходит своими корнями в Нью-Йорк начала ХХ века, в период зарождения прогрессивного образования. Caroline Pratt, будучи талантливым и наблюдательным педагогом, разработала деревянные блоки, которые задумала по тем же принципам, которые заложены в «четвёртых дарах Фрёбеля»
3 слайд
Бабашки по размеру больше других кубиков, которые выпускаются в России. Это связано с тем, что ребёнку важно создавать постройки в разных масштабах. При этом масштаб определяется через персонажа, для которого ребёнок строит, будь то сам ребёнок или игрушка 3–5 см. Более того, это не облегченные пластиковые или пустотелые детали, они обладают живым весом (изготавливаются из берёзы, бука, лиственницы), что позволяет ребёнку испытывать мышечную радость от строительства.
4 слайд
С помощью конструктора «Бабашки» мы моделируем, а не конструируем. Сущностное отличие конструирования от моделирования состоит в том, что в первом случае ребёнок собирает необходимую форму по заданной схеме, образцу или алгоритму с соблюдением необходимых норм конструирования, а во втором ребёнок исследует интересующий его объект через создаваемую модель. Конструирование позволяет ребёнку точно устанавливать соответствие между формой объекта и её содержанием, а моделирование представляет собой процесс познания объектов на моделях с целью получения объяснений их сущности. Создаваемая ребёнком модель определяет (воплощает) его отношения с познаваемым объектом, чего нельзя сказать о конструировании. Поэтому мы можем говорить о том, что понятие моделирования шире конструирования.
5 слайд
Виды соединений конструкторов:
- Пазо-гребневое
- Штифтовое
- Шаровое
- Пазовое
Соединение в конструкторе «Бабашки» отличается от других, его можно назвать гравитационное, оно обеспечивает высокую вариативность статичных моделей создаваемых детьми. Здесь дети могут его собирать и разбирать в разных вариациях, нет определенного соединения.
6 слайд
Что входит в набор:
Блоки (21 форма)
Трафареты представляют собой проекции всех граней бабашек в уменьшенном масштабе, вырезанные в прозрачном материале и позволяющие изображать контуры граней на плоскости. Набор состоит из четырёх трафаретов.
Абрисы — деревянные шаблоны для создания уникальных персонажей в режиссёрской игре, интегрированные в конструктор «Бабашки». В абрисах представлены фигурки людей (большого и маленького размера) и животных (лошадь, свинья, овца — в двух размерах).
Плашки - Неокрашенные деревянные досочки размерами 140×35×11,6 мм. Представлены в двух породах дерева: берёза и бук. Несмотря на свою простую форму, плашки несут большие возможности: стимулируют работу воображения, изобретательность, логику, концентрацию и усидчивость.
Алфавит -Дети используют алфавит в качестве строительного материала, обозначают свои постройки и авторство, оформляют пространство группы, создают вывески, афиши, поздравительные плакаты для игры, обводя буквы по контуру, как абрисы. Часто дети самостоятельно выкладывают слова на полу.
Контрастные кубики - Контрастные деревянные кубики белого и чёрного цвета предназначены для создания орнаментов в постройках, ритмичных рисунков, симметричных узоров.
Орнаментальные кубики семи цветов радуги имеют тот же размер, что и контрастные кубики. Цветовая гамма позволяет украшать постройки, символизируя при этом их назначение (пожарная машина красная, скорая помощь жёлтая, полиция синяя и т. д.), а также природные стихии, среды и объекты (вода, песок, растения, овощи и фрукты).
Мобильные платформы - Как и любой полифункциональный материал, платформы не имеют конкретного значения, но могут трансформироваться практически в любой вид транспорта, более того, дети используют элементы платформ в строительстве статичных объектов.
Карта страны «Бабашек» - Карта создана для обогащения детских впечатлений от архитектурных форм, построек и ситуаций взаимодействия людей.
7 слайд
Одно из преимуществ Бабашек – это создание построек в детский рост и выше. Дети могут выкладывать фигуры на полу, могут в рост, используя при этом подручные материалы. И скульптуру всегда можно разобрать, изменить, дополнить свою постройку.
Так же, при наличие большого количества деталей дети могут использовать мощение – оно привлекает своим масштабом. Иногда при мощении появляется ритм и можно использовать контрастные детали.
Построение лабиринтов разной степени сложности, например в сюжете занятия, чтобы спрятать персонажа или предмет.
Различные сложные постройки – в постройках появляются технические решения , к примеру открывающаяся дверь, разводной мост, лифт на веревке.
8 слайд
С началом работы кружка Самоделкин «Бабашки», мы с детьми все больше углубились в этот невероятный набор.
Мной была разработана программа обучения. Занятия были разбиты на циклы. За основу наших занятий я взяла «Путешествие во времени и пространстве» - знакомство детей с машиной времени и перемещением во времени, мы путешествуем в разные страны и города, изучаем самые выдающиеся мосты мира, путешествуем в прошлое и знакомимся с эпохой динозавров, первобытным миром, чудесами света, также мы путешествуем и исследуем космос.
Занятия разнообразны и насыщены, в рамках темы дети из конструктора моделируют определенные объекты, используя свое воображение, свои рисунки, наглядные картинки.
9 слайд
На наших занятиях есть определенные ритуалы или традиции:
- Объединение в команды
- Придумывание имени команды
- Хождение в гости
- Вывешивание фотографий объектов
- Зарисовывание построек
- Взаимная благодарность.
10 слайд
Организация групповой работы:
- Разделение на команды- команды делим по разному, например, по цвету одежды, по хлопку, объединение молекул (2,3,4 и т.д.), разрезные картинки, персонажи и т.д.
- Далее нужно придумать имя своей команды исходя из того, по какому принципу группа формировалась.
- Есть посыльные, которые собирают информацию у воспитателя и передают информацию для группы.
- Хождение в гости
- Взаимная благодарность и помощь.
11 слайд
Моделирование по представлениям – это Моделирование на основе прошлого опыта, путем воспроизведение его в памяти или в воображении.
Как формируется
Первый путь – это формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов, но без практического их формирования
Второй путь-формирование детских представлений в процессе практической, преобразующей деятельности самих детей.
Например дети моделируют пещеру первобытного человека по своим представлениям ( нет детального описания пещеры в наглядных картинках), дети используют воображение.
Прежде чем приступать к моделированию, нужно провести актуализацию представлений.
Например:
Пещера первобытного человека – какая она?
1. Каменая, темная – (Савина С.)
2. С пауками, холодная – (Добровольская В.)
3. Без света, потому что раньше не было света – (Рюнтю С.)
4. Наверно там огонь горит и согревает людей – (Борисов К.)
5. Там есть шкуры животных, на которых спят – (Никонов А.)
6. Растет мох, наверно есть камни большие, ветки – (Палагин Г.)
7. Летучие мыши, паутина и пауки – (Мозжухин М.)
Взрослому важно актуализировать все знания детей, даже если они не правильны, главное не давать оценку детских ответов, правильно поддержать детскую игру, обобщить знания детей. Актуализация проход в кругу, все высказываются, есть право пропустить ход. Ход переходить по какому то принципу, например хлопок.
12 слайд
Моделирование по приписыванию в разных возрастах
Дети
- В речи отражают специфику объекта (Содержание преобладает над формой)
- Отдельным элементам постройки, деталям конструктора приписывают некоторое значение
- В процессе моделирования, игры значение объекта меняют
Позиция педагога
Не приписывает своё содержание детским постройкам, не именует их, а руководствуется тем, что говорят дети
Поддерживает использование неструктурированного материала, изготовление плоских и объёмных моделей из него
13 слайд
Моделирование по условиям - При создании модели руководствуются условием (проблемного характера) без готовых способов его решения.
Дети
- Удерживают условие в процессе моделирования (используют условную мер-
- ку, счёт, конкретные детали, подвижность каких-либо элементов и т.д.)
- Используют условия как критерий оценки при хождении в гости
- Отражают в речи возникновение идеи и способ реализации условия
- Создают образ объекта, в котором просматриваются его характерные отдель-
- ные элементы согласно условию
- Самостоятельно проверяют соответствие построек заданным условиям, воз-
- можно «хождение в гости» и взаимопроверка
Позиция педагога
Условия формулирует чётко, выставляет по необходимости образы-мерки
Условия фиксирует схематически, рисунком или текстом
Организует работу с воспоминаниями. Есть предыстория темы, по которой
организуется ПМ (в процессе может быть и АДП)
14 слайд
Моделирование по наблюдению
В среде представлена визуальная вариативность объекта(ов) по актуальной
теме
Наглядность отражает ракурсы:
- географический;
- исторический;
- технический (возможны проекции всех сторон, вид в разрезе и др.);
- символический
Дети
- При обсуждении и реализации замысла руководствуются личными и общими наблюдениями.
- В модели отражают образ объекта и/или его характерные черты, отдельные элементы.
Позиция педагога
По ходу работы обращает детей к первоисточнику (фотографии, чертежи,
текст произведений, интервью, научной литературы)
Организует работу с воспоминаниями. Есть предыстория темы, по которой
организуется ПМ
15 слайд
Подводя итог, можно сказать, что наши дети с помощью конструктора «Бабашки» учатся:
- Исследовать свойства фигур и материала, проводить измерения;
- Создавать пространство для сюжетно-ролевой игры, режиссерской игры;
- Моделировать реальность и создавать новые конструкции;
- Осваивать работу в команде и способы разрешения конфликтов;
- Дети учатся воплощать свои идеи в реальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация пространственного моделирования дошкольниками по средствам конструктора «БАБАШКИ»
laquo;Организация пространственного моделирования дошкольниками по средствам конструктора«БАБАШКИ»...

"Использование полифункциональных ширм в предметно-пространственной среде для обучения дошкольников ПДД"
Презентация "Добрая дорога"...
Пространственное моделирование в среде центра конструирования «БАБАШКИ».
Пространственное моделирование в среде центра конструирования «БАБАШКИ».Развивающая предметно пространственная среда должна быть:-Содержательно-насыщенной.-Трансформируемой.-Полифункционал...

Организация пространственного моделирования у дошкольников в предметно-пространственной среде "Бабашки"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31843527","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31843530","attributes":{"alt":"","...
презентация " Использование технологий пространственного моделирования «Бабашки» при организации речевой развивающей среды"
Бабашки–это детский ростовой конструктор для пространственного моделирования и свободной игры.Блоки разной формы. Среди них бруски, арки, цилиндры и плоскости разных размеров, а также их части (...

Педагогическая практика "Организация пространственного моделирования у дошкольников в развивающей среде "Бабашки"
Пономарева Валентина Борисовна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной направленности №4» города Сосновоборска Тем...

