Программа оригами "Волшебный квадрат"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Коробова Таисия Юрьевна

Программа кружка  художественной направленности оригами "Волшебный квадрат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_kvadrat_4-5_let.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа художественной  направленности

«Волшебный квадрат»

Возраст обучающихся:  4-5 лет

Срок реализации: 10 мес

                                                                             

                        Автор программы:

Коробова Таисия Юрьевна,  

воспитатель

г. Калининград

Калининград,  2025 г.

Пояснительная записка

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа -один из способов развития мелкой моторики рук ребенка - это оригами, конструирование из бумаги, который может стать еще и по настоящему интересным семейным увлечением. Оригами развивают у детей способность работать под контролем сознания. Ребенок учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, происходит развитие глазомера. складывание фигурок благотворно влияет на развитие движения пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа.

Ведущая идея программы — это извлечение максимального количества разных форм из квадрата.

  1. Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

Оригами — это искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея.

Направленность программы – художественная.

Уровень освоение программы - базовый 

Актуальность образовательной программы

        Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

        Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу,  что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период  вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Изучив литературу, убедилась, что данный  вид деятельности не только доступен и интересен детям  старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам.         Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

        Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Практическая значимость образовательной программы- оригами имеет огромное значение в развитии конструкторского мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Способствует концентрации внимания, влияет на общее интеллектуальное развитие.

Принцип отбора - (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

  • принцип единства развития, обучения и воспитания;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип взаимодействия и сотрудничества; - принцип комплексного подхода.

Отличительные особенности программы - единственный рабочий материал - бумага, учит слушать устные инструкции, учит совершать последовательные действия, развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев, улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объемными предметами, учит читать чертежи, развивает творческие способности и исследовательские навыки

Цель программы:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие  детей, в процессе овладения элементарным приёмам техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие 

Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формировать  умения следовать устным инструкциям.

Обучать  различным приемам работы с бумагой.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие: 

Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Расширять коммуникативные способностей детей.

Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы. 

Программа рассчитана на детей 4 — 5 лет.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей  из детей группы– по заявлению родителей (законных представителей).

Количество детей –по подгруппам до10 человек;

Формы  обучения-очная

Режим  занятий, периодичность занятий

- вторая половина дня;

- периодичность – 1 раз в 2 недели;

- продолжительность – до 20 минут

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы 10 месяцев.

На полное освоения программы  требуется 20 занятий.

Основные  методы обучения: подгрупповая работа

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);
  •  - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
  • словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
  • стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

Планируемые результаты:

Овладели различными приёмами работы с бумагой;

Знают геометрические понятия и базовые формы оригами;

Умеют создавать композиции с изделиями,  выполненными в технике оригами;

Развита память, мышление, пространственное воображение, мелкая моторика рук, глазомер, творческие способности, фантазия;

Познакомятся с искусством оригами

Механизм оценивания образовательных результатов

Диагностика уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волшебный квадрат для детей 4 — 5  лет» За 20___- 20___ учебный год

Руководитель _______________

Ф. и. ребёнка

Знание базовых форм

Умение изготавливать поделку следя за показом педагога

Умение украшать свою поделку, добавляя недостающие детали

Умение создавать композицию из изделий в технике оригами

Умение изготавливать поделку самостоятельно по образцу

Итоговый показатель (среднее значение)

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

Формы подведения итогов реализации программы:

Составление альбома работ, проведение детских выставок, участие в творческих конкурсах.

Организационно –педагогические условия реализации программы:

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

        −         учет         специфики         возрастного         психофизического         развития

обучающихся;

− вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

− формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

−         формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально - техническое обеспечение

1. Помещение, соответствующее санитарным нормам СанПин и технике безопасности;

2. Столы для обучающихся – 2 штука;

3. Стулья – 10 штук;

4. Стол – тумба – 1 штука;

5. Шкаф для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;

6. Дидактический материал предметные и сюжетные картинки, диагностические альбомы и т.д,

7. Оборудование занятиям: тетради на печатной основе.

8. Оборудование: ноутбук (компьютре).

Кадровое обеспечение – образование среднее –профессиональное, высшее профессиональное, или переподготовка по направлению «Образование и педагогика», к стажу и квалификации требований нет.

  1. Оценочные и методические материалы  - проводится мониторинг 2 раза в год (сентябрь, май).
  2. Уровневая дифференциация образовательной программы не предусмотрена

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Месяц

№ занятия

Тема

Содержание

Методическая литература

Сентябрь

1

История о капитане и его тельняшке

Учить детей, создавать композиции, используя  различные приёмы оригами.

Конспект №1

1 год обучения

2

Базовая форма «Блинчик»

Фрукты

Яблоко

Груша

Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы.

Конспект №2

1 год обучения

Октябрь

3

Базовая форма «Треугольгик»

 Рыбка

Учить складывать квадратный лист бумаги пополам.

 

Конспект №3

1 год обучения

4

Базовая форма «Блинчик»

Гусеница

Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу.

Конспект №4

1 год обучения

Ноябрь

5

Базовая форма «Блинчик»

Листик

Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы.

 

Конспект №5

1 год обучения

6

Базовая форма «книжка»

Домик

Учить складывать кадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку молния.

Конспект №6

1 год обучения

Декабрь

7

Базовая форма

 «треугольник»

Письмо Деду Морозу

Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.

Конспект №7

1 год обучения

8

Базовая форма

 «треугольник»

Елочка

Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.

Конспект №8

1 год обучения

Январь

9

Базовая форма «треугольник»

Дед Мороз

Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.

Конспект №9

1 год обучения

10

Базовая форма «треугольник»

Снегурочка

Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.

Конспект №10

1 год обучения

Февраль

11

Базовая форма «Блинчик»

Снеговик

Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.

Конспект №11

1 год обучения

12

Базовая форма

 «конфета»

Снежинка

Учить находить углы на листе бумаги, опускать верхний и нижний уголы к месту пересечений линий, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.

Конспект №12

1 год обучения

Март

13

Базовая форма

«треугольник»

Котёнок.

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое.

Конспект №13

2 год обучения

14

Базовая форма «треугольник» Воробей

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое.

Конспект №14

1 год обучения

Апрель

15

Базовая форма «книжка»

Ракета

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали,  создавать общую композицию.

Конспект №15

1 год обучения

16

Базовая форма «треугольник»

Бабочка

Используя технику оригами, учить изготавливать  модели насекомых.

Конспект №16

1 год обучения

Май

17

Базовая форма «треугольник»

Кораблик

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали,  создавать общую композицию.

Конспект №17

1 год обучения

18

Базовая форма «треугольник»

Тюльпан

Используя технику оригами, учить изготавливать  цветы.

Конспект №18

1 год обучения

Июнь

19

Базовая форма «конфета»

Цветы

 Учить находить углы на листе бумаги, опускать верхний и нижний уголы к месту пересечений линий, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке., самостоятельно выполнять поделку.

Конспект №19

1 год обучения

20

Базовая форма «книжка»

Кошелёк

Используя технику оригами, учить изготавливать  поделку.

Конспект №20

1 год обучения

Учебный план


п/п

Наименование тем

Количество  

Всего зан/мин

Теория (мин)

Практика(мин)

1.

 История о капитане и его тельняшке.

1 занятие

1/20

5

15

2.

 Базовая форма «треугольник» 10 занятий

10/200

50

150

3.

Базовая форма «блинчик »

4 занятия

4/80

20

60

4

Базовая форма «книжка»

3 занятий

3/60

15

45

         

5

Базовая форма « конфета»  

2 занятия

2/40

10

30

                               Итого  

20/400

100 мин

300 мин

Календарный учебный график

№ п\п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

По отдельному расписанию

подгрупповая

2

Методический кабинет

Выставки творчества

2

Октябрь

По отдельному расписанию

подгрупповая

2

Методический кабинет

Выставки творчества

3

Ноябрь

По отдельному расписанию

подгрупповая

2

Методический кабинет

Выставки творчества

4

Декабрь

По отдельному расписанию

подгрупповая

2

Методический кабинет

Выставки творчества

5

Январь

По отдельному расписанию

подгрупповая

2

Методический кабинет

Выставки творчества

6

Февраль

По отдельному расписанию

подгрупповая

2

Методический кабинет

Выставки творчества

7

Март

По отдельному расписанию

подгрупповая

2

Методический кабинет

Выставки творчества

8

Апрель

По отдельному расписанию

подгрупповая

2

Методический кабинет

Выставки творчества

9

Май

По отдельному расписанию

подгрупповая

2

Методический кабинет

Выставки творчества

10

Июнь

По отдельному расписанию

подгрупповая

2

Методический кабинет

Выставки творчества

Рабочая программа воспитания  

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

  • гражданско-патриотическое  
  • нравственное и духовное воспитание;
  • воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  • интеллектуальное воспитание;
  • здоровьесберегающее воспитание;
  • правовое воспитание и культура безопасности;
  • воспитание семейных ценностей; 8) формирование коммуникативной культуры; 9) экологическое воспитание.

Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий. 

Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы.

Методы: беседа, мини-викторина, моделирование, наблюдения, проектный, поисковый.

Планируемый результат: повышение мотивации к учению, сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.  

Инструктаж по технике безопасности, правила  поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь  

2.  

Игры на знакомство и командообразование

Нравственное воспитание

В рамках занятий

Сентябрь-май

3.  

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное

воспитание

В рамках занятий

Сентябрь-май

4.  

Защита проектов внутри группы

Нравственное воспитание, трудовое воспитание

В рамках занятий

Октябрь-май

5.  

Участие в конкурсах различного уровня

Воспитание интеллектуально-

познавательных интересов

В рамках занятий

Октябрь-май

6.  

Беседа о празднике «День защитника Отечества»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Февраль  

7.  

Беседа о празднике «8 марта»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Март

Список  литературы:

  1. Л.В.Иванова «Цветы оригами для любимой мамы», АСТ Полиграфиздательство, 2010г.
  1. С.В.Соколова «Оригами для дошкольников» С.-Пб,: «Детство-пресс», 2009
  2. Ю.В. Шумаков «Учимся оригами» Ростов-на-Дону, Изд. РИФ «Лицей», 1995
  3. Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги» С.-Пб. ОАртель, 2009
  4. О.Г.Смородкина "Оригами для малышей" СПб М.Астрель2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по обучению дошкольников 4-7 лет искусству оригами "Волшебный квадрат"

Обучение дошкольнико 4-7 лет искусству оригами (блок: художественно-эстетическое развитие)...

Дополнительно - образовательная программа по художественно - творческому развитию "Волшебный квадрат "Оригами"

Пояснительная записка          Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкус...

Программа кружка "Волшебный квадрат"

Программа дополнительного образования познавательного направления по  конструированию из бумаги способом  "Оригами"....

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадрат»

Цель программы:Познакомить детей с новой для них техникой складывания фигурок из бумаги по типу оригами....