Программа оригами "Волшебный квадрат"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Программа кружка художественной направленности оригами "Волшебный квадрат"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебный квадрат»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 10 мес
Автор программы:
Коробова Таисия Юрьевна,
воспитатель
г. Калининград
Калининград, 2025 г.
Пояснительная записка
Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа -один из способов развития мелкой моторики рук ребенка - это оригами, конструирование из бумаги, который может стать еще и по настоящему интересным семейным увлечением. Оригами развивают у детей способность работать под контролем сознания. Ребенок учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, происходит развитие глазомера. складывание фигурок благотворно влияет на развитие движения пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа.
Ведущая идея программы — это извлечение максимального количества разных форм из квадрата.
- Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Оригами — это искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея.
Направленность программы – художественная.
Уровень освоение программы - базовый
Актуальность образовательной программы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Изучив литературу, убедилась, что данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Практическая значимость образовательной программы- оригами имеет огромное значение в развитии конструкторского мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Способствует концентрации внимания, влияет на общее интеллектуальное развитие.
Принцип отбора - (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества; - принцип комплексного подхода.
Отличительные особенности программы - единственный рабочий материал - бумага, учит слушать устные инструкции, учит совершать последовательные действия, развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев, улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объемными предметами, учит читать чертежи, развивает творческие способности и исследовательские навыки
Цель программы:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, в процессе овладения элементарным приёмам техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на детей 4 — 5 лет.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей из детей группы– по заявлению родителей (законных представителей).
Количество детей –по подгруппам до10 человек;
Формы обучения-очная
Режим занятий, периодичность занятий
- вторая половина дня;
- периодичность – 1 раз в 2 недели;
- продолжительность – до 20 минут
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы 10 месяцев.
На полное освоения программы требуется 20 занятий.
Основные методы обучения: подгрупповая работа
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);
- - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).
Планируемые результаты:
Овладели различными приёмами работы с бумагой;
Знают геометрические понятия и базовые формы оригами;
Умеют создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
Развита память, мышление, пространственное воображение, мелкая моторика рук, глазомер, творческие способности, фантазия;
Познакомятся с искусством оригами
Механизм оценивания образовательных результатов
Диагностика уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волшебный квадрат для детей 4 — 5 лет» За 20___- 20___ учебный год
Руководитель _______________
Ф. и. ребёнка | Знание базовых форм | Умение изготавливать поделку следя за показом педагога | Умение украшать свою поделку, добавляя недостающие детали | Умение создавать композицию из изделий в технике оригами | Умение изготавливать поделку самостоятельно по образцу | Итоговый показатель (среднее значение) | ||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
Формы подведения итогов реализации программы:
Составление альбома работ, проведение детских выставок, участие в творческих конкурсах.
Организационно –педагогические условия реализации программы:
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
− учет специфики возрастного психофизического развития
обучающихся;
− вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
− формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
− формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально - техническое обеспечение
1. Помещение, соответствующее санитарным нормам СанПин и технике безопасности;
2. Столы для обучающихся – 2 штука;
3. Стулья – 10 штук;
4. Стол – тумба – 1 штука;
5. Шкаф для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;
6. Дидактический материал предметные и сюжетные картинки, диагностические альбомы и т.д,
7. Оборудование занятиям: тетради на печатной основе.
8. Оборудование: ноутбук (компьютре).
Кадровое обеспечение – образование среднее –профессиональное, высшее профессиональное, или переподготовка по направлению «Образование и педагогика», к стажу и квалификации требований нет.
- Оценочные и методические материалы - проводится мониторинг 2 раза в год (сентябрь, май).
- Уровневая дифференциация образовательной программы не предусмотрена
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Месяц | № занятия | Тема | Содержание | Методическая литература |
Сентябрь | 1 | История о капитане и его тельняшке | Учить детей, создавать композиции, используя различные приёмы оригами. | Конспект №1 1 год обучения |
2 | Базовая форма «Блинчик» Фрукты Яблоко Груша | Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы. | Конспект №2 1 год обучения | |
Октябрь | 3 | Базовая форма «Треугольгик» Рыбка | Учить складывать квадратный лист бумаги пополам.
| Конспект №3 1 год обучения |
4 | Базовая форма «Блинчик» Гусеница | Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу. | Конспект №4 1 год обучения | |
Ноябрь | 5 | Базовая форма «Блинчик» Листик | Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы.
| Конспект №5 1 год обучения |
6 | Базовая форма «книжка» Домик | Учить складывать кадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку молния. | Конспект №6 1 год обучения | |
Декабрь | 7 | Базовая форма «треугольник» Письмо Деду Морозу | Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя. | Конспект №7 1 год обучения |
8 | Базовая форма «треугольник» Елочка | Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя. | Конспект №8 1 год обучения | |
Январь | 9 | Базовая форма «треугольник» Дед Мороз | Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя. | Конспект №9 1 год обучения |
10 | Базовая форма «треугольник» Снегурочка | Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя. | Конспект №10 1 год обучения | |
Февраль | 11 | Базовая форма «Блинчик» Снеговик | Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. | Конспект №11 1 год обучения |
12 | Базовая форма «конфета» Снежинка | Учить находить углы на листе бумаги, опускать верхний и нижний уголы к месту пересечений линий, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. | Конспект №12 1 год обучения | |
Март | 13 | Базовая форма «треугольник» Котёнок. | Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое. | Конспект №13 2 год обучения |
14 | Базовая форма «треугольник» Воробей | Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое. | Конспект №14 1 год обучения | |
Апрель | 15 | Базовая форма «книжка» Ракета | Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, создавать общую композицию. | Конспект №15 1 год обучения |
16 | Базовая форма «треугольник» Бабочка | Используя технику оригами, учить изготавливать модели насекомых. | Конспект №16 1 год обучения | |
Май | 17 | Базовая форма «треугольник» Кораблик | Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, создавать общую композицию. | Конспект №17 1 год обучения |
18 | Базовая форма «треугольник» Тюльпан | Используя технику оригами, учить изготавливать цветы. | Конспект №18 1 год обучения | |
Июнь | 19 | Базовая форма «конфета» Цветы | Учить находить углы на листе бумаги, опускать верхний и нижний уголы к месту пересечений линий, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке., самостоятельно выполнять поделку. | Конспект №19 1 год обучения |
20 | Базовая форма «книжка» Кошелёк | Используя технику оригами, учить изготавливать поделку. | Конспект №20 1 год обучения |
Учебный план
№ | Наименование тем | Количество | ||
Всего зан/мин | Теория (мин) | Практика(мин) | ||
1. | История о капитане и его тельняшке. 1 занятие | 1/20 | 5 | 15 |
2. | Базовая форма «треугольник» 10 занятий | 10/200 | 50 | 150 |
3. | Базовая форма «блинчик » 4 занятия | 4/80 | 20 | 60 |
4 | Базовая форма «книжка» 3 занятий | 3/60 | 15 | 45
|
5 | Базовая форма « конфета» 2 занятия | 2/40 | 10 | 30 |
Итого | 20/400 | 100 мин | 300 мин | |
Календарный учебный график
№ п\п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | По отдельному расписанию | подгрупповая | 2 | Методический кабинет | Выставки творчества | |
2 | Октябрь | По отдельному расписанию | подгрупповая | 2 | Методический кабинет | Выставки творчества | |
3 | Ноябрь | По отдельному расписанию | подгрупповая | 2 | Методический кабинет | Выставки творчества | |
4 | Декабрь | По отдельному расписанию | подгрупповая | 2 | Методический кабинет | Выставки творчества | |
5 | Январь | По отдельному расписанию | подгрупповая | 2 | Методический кабинет | Выставки творчества | |
6 | Февраль | По отдельному расписанию | подгрупповая | 2 | Методический кабинет | Выставки творчества | |
7 | Март | По отдельному расписанию | подгрупповая | 2 | Методический кабинет | Выставки творчества | |
8 | Апрель | По отдельному расписанию | подгрупповая | 2 | Методический кабинет | Выставки творчества | |
9 | Май | По отдельному расписанию | подгрупповая | 2 | Методический кабинет | Выставки творчества | |
10 | Июнь | По отдельному расписанию | подгрупповая | 2 | Методический кабинет | Выставки творчества |
Рабочая программа воспитания
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
- гражданско-патриотическое
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей; 8) формирование коммуникативной культуры; 9) экологическое воспитание.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы.
Методы: беседа, мини-викторина, моделирование, наблюдения, проектный, поисковый.
Планируемый результат: повышение мотивации к учению, сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Направления воспитательной работы | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | Инструктаж по технике безопасности, правила поведения на занятиях | Безопасность и здоровый образ жизни | В рамках занятий | Сентябрь |
2. | Игры на знакомство и командообразование | Нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь-май |
3. | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию | Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь-май |
4. | Защита проектов внутри группы | Нравственное воспитание, трудовое воспитание | В рамках занятий | Октябрь-май |
5. | Участие в конкурсах различного уровня | Воспитание интеллектуально- познавательных интересов | В рамках занятий | Октябрь-май |
6. | Беседа о празднике «День защитника Отечества» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Февраль |
7. | Беседа о празднике «8 марта» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Март |
Список литературы:
- Л.В.Иванова «Цветы оригами для любимой мамы», АСТ Полиграфиздательство, 2010г.
- С.В.Соколова «Оригами для дошкольников» С.-Пб,: «Детство-пресс», 2009
- Ю.В. Шумаков «Учимся оригами» Ростов-на-Дону, Изд. РИФ «Лицей», 1995
- Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги» С.-Пб. ОАртель, 2009
- О.Г.Смородкина "Оригами для малышей" СПб М.Астрель2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Волшебный квадрат"
программа...

Программа по обучению дошкольников 4-7 лет искусству оригами "Волшебный квадрат"
Обучение дошкольнико 4-7 лет искусству оригами (блок: художественно-эстетическое развитие)...

конспект занятия по программе: "Миры детства: конструирование возможностей" «Знакомство с Кругом, Квадратом и Треугольником»
работа по календарю...

Дополнительно - образовательная программа по художественно - творческому развитию "Волшебный квадрат "Оригами"
Пояснительная записка Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкус...

Программа кружка "Волшебный квадрат"
Программа дополнительного образования познавательного направления по конструированию из бумаги способом "Оригами"....

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадрат»
Цель программы:Познакомить детей с новой для них техникой складывания фигурок из бумаги по типу оригами....

