Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный конструктор» для детей 6-7 лет
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Черникова Светлана Анатольевна

Материал для кружка в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_na_2024-2025_u_g.docx616.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 города Лебедянь Липецкой области

ПРИНЯТО                                                                      УТВЕРЖДЕНО

на заседании педсовета МБДОУ д/с №4       приказом от

протокол от                                                      заведующая МБДОУ д/с №4

                                                                           _________________ Е.В. Лунева

        

Дополнительная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Юный конструктор»

для детей 6-7 лет

                                                           Срок реализации программы – 1 год

                                                                  Разработчик – Черникова С.А.                

                                                                  воспитатель первой кв. категории

                                                                 

                                          Лебедянь – 2024

1. Основные характеристики программы

1.1. Пояснительная записка

Дошкольное детство прежде всего анализируется как период подготовки ребёнка к школе и в рамках современных стандартов образования решает важные задачи повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность образовательных областей способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Юный конструктор» (далее – Программа) даёт детям возможность созидательно работать с разнообразными материалами, творчески проявлять себя при создании различных построек и поделок. Программа способствует приобщению воспитанников к различным отраслям творческой деятельности, развитию художественного восприятия, даёт дошкольникам углубленные знания о свойствах и назначении различных материалов, способствует закреплению полезных и интересных увлечений, побуждает готовность трудиться и приобретать новые умения, подготавливает детей к обучению в школе.

     Актуальность Программы

    Актуальность Программы заключается в реализации совокупного, гибкого подхода к формированию у воспитанников единых общеэстетических ценностей, художественно-эстетического анализа и направлена на приобретение ключевой творческой деятельности.

Программа направлена на обучение различным направлениям декоративно-прикладного искусства, развитие полезных трудовых привычек и навыков. Она учитывает интересы и индивидуальные особенности детей, способствует развитию художественной культуры, стремлению ребёнка к наиболее полному выявлению и развитию личностных возможностей через создание творческих работ и формированию нестандартного, проектного мышления.

     Отличительные особенности Программы

     Новизна данной программы состоит в использовании при организации образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий (презентации, фотоальбомы, схемы, видеоуроки), позволяющих преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента), а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний.

На занятиях дети знакомятся с разными видами конструирования, усваивают элементарные представления о применении различных технологий и материалов. Приобретают навыки грамотного обращения с инструментами и обучаются правилам техники безопасности и организации рабочего места.

      Адресат Программы

     Программа рассчитана на возрастную группу детей 6-7лет. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и запросами их родителей.

      Возрастные характеристики детей 6-7 лет

     У детей 6-7-летнего возраста на первый план выдвигается задача здоровья и общего физического развития и двигательной активности ребенка. Развитие двигательной сферы - одна из основных характеристик достижений ребенка. Дети седьмого года жизни хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения общего развития ребенка. Через движения ребенок способен выражать также свои эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на окружающее. Соответствие двигательных умений возрастным нормам является существенным показателем достижений ребенка.            

Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности.

 Старший дошкольник заинтересован собственно игрой, ее процессом, может создать замысел игры и реализовать его. Главным в игре становится выполнение роли, отражающее отношения людей друг к другу. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Игра делает ребенка самостоятельной личностью. Кроме сюжетно-ролевых развиваются и другие формы игры: режиссерская, игра с правилами, игра-драматизация.

В продуктивных деятельностях (изобразительной деятельности, конструировании) старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое.

  К семи годам у детей происходит становление высших психических функций. Формируется детское сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать взрослого, и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые предпосылки для становления в будущем учебной деятельности.

       
Объем программы – 25 часов

Срок освоения Программы – 1 учебный год.

Форма обучения – очная

Основная форма организации образовательного процесса – традиционная

Организационные формы обучения - фронтальная (одновременная работа со всеми обучающимися одного возраста) и индивидуальная работа

Режим занятий – 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут

Расписание занятий – еженедельно по средам с 15.40 до 16.10

     

1.2. Цель и задачи Программы:

Цель – способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.

Задачи:

– создать условия для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструкторов и художественного ручного труда;

– научить детей приемам конструирования по схемам, моделям;

– способствовать развитию самостоятельности, аккуратности;

– способствовать развитию у детей интереса к конструктивной деятельности;

– воспитывать чувство самоуважения за выполненную работу, бережное отношение к своему и чужому труду, умение доводить дело до конца.

1.3. Содержание программы:

Учебный план


п/п

Направления

конструктивной деятельности

        Тема

количество часов

Формы
промежуточной
аттестации/
контроля

всего

теория

практика

1

Конструирование из бросового материала

«Осенние деревья»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

2

Конструирование из бросового материала

««Карандашница»»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

3

Конструирование из бросового материала

«Золотая рыбка»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

4

Конструирование из бросового материала

«Матрос»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

5

Конструирование из бросового материала

«Военная техника»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

6

Конструирование из бросового материала

«Летающая тарелка»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

7

Конструирование из бросового материала

«Симпатичный котик»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

8

Конструирование из бросового материала

«Бабочка»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

9

Конструирование из бросового материала

«Пчёлка»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

10

Конструирование из бросового материала

«Танк»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

11

Конструирование из бросового материала

«Ваза с цветами»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

12

Конструирование из природного материала

«Ёжик»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

13

Конструирование из природного материала

«Пингвины»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

14

Конструирование из природного материала

«Друзья»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

15

Конструирование из природного материала

«Олень»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

16

Конструирование из природного материала

«Домик в лесу»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

17

Конструирование из природного материала

«Домик в лесу (доработка)»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

18

Конструирование из природного материала

«Пано из гальки»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

19

Конструирование из природного материала

«Пано из гальки (доработка)»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

20

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Робот »

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

21

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Жираф»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

22

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Собери себе качели»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

23

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Машина»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

24

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Башня»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

25

Конструирование из металлического конструктора

«Самолёт»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

26

Конструирование из металлического конструктора

«Кресло»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

27

Конструирование из металлического конструктора

«Карусели»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

28

Конструирование из металлического конструктора

«Кровать»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

29

Конструирование из металлического конструктора

«Велосипед»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

30

Оригами (конструирование из бумаги)

«котики»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

31

Оригами (конструирование из бумаги)

«Лебеди»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

32

Оригами (конструирование из бумаги)

«Вертушка»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

33

Оригами (конструирование из бумаги)

«Коробочка»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

34

Оригами (конструирование из бумаги)

«лягушка»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

35

Оригами (конструирование из бумаги)

«Аквариум с рыбками»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

36

Оригами (конструирование из бумаги)

«Аквариум с рыбками (доработка)»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

37

Конструирование из бросового материала

«Зайчик»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

38

Конструирование из бросового материала

«Паучок»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

39

Конструирование из бросового материала

«Чайный сервиз»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

40

Конструирование из природного материала

«Мишка»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

41

Конструирование из природного материала

«Божья коровка»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

42

Конструирование из природного материала

«Гусеница»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

43

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Мебель»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

44

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Цветок»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

45

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Самолёт»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

46

Конструирование из металлического конструктора

«Стол»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

47

Конструирование из металлического конструктора

«Тележка»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

48

Оригами (конструирование из бумаги)

«Бабочка»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

50

Оригами (конструирование из бумаги)

«Цветок»

30 мин

5 мин

25 мин

Текущий контроль

 

Рабочая программа учебного курса «Шкатулка радужных идей»  

Период

Направления

конструктивной деятельности

Тема занятия

Задачи

Художественные материалы

Сентябрь

Конструирование из бросового материала

«Осенние дерево»

(05.09.2023)

Развивать у детей творческое воображение, опираясь на своеобразие формы.

Бумажные пакеты, цветная бумага, ножницы, клей.

Конструирование из бросового материала

«Карандашница»

(12.09.2023)

Учить выполнять карандашницу из бросового материала, украшать ее не сложными элементами,  развивать эстетическое восприятие

Картонная фтулка, жесткая нить (или тонкая цветная проволока, цветная бумага, ножницы, клей.

Конструирование из бросового материала

«Золотая рыбка»

(19.09.2023)

Продолжить учить детей моделированию игрушек и сувениров из бросового материала. Поощрять фантазию, самостоятельность, аккуратность.

Яйцо от киндер-сюрприза, фольга, тесьма, лента узкая, клей, ножницы.

Конструирование из бросового материала

«Матрос»

(26.09.2023)

Продолжить учить детей моделированию игрушек и сувениров из бросового материала. Поощрять фантазию, самостоятельность, аккуратность.

Одноразовая посуда, бумага, нитки, ленты.

Октябрь

Конструирование из бросового материала

 «Военная техника» (03.10.2023)

Продолжить учить детей моделированию игрушек и сувениров из бросового материала. Поощрять фантазию, самостоятельность, аккуратность.

Спичечные коробки,  гоф. картон, цветная бумага, ножницы, клей,  трубочка.

Конструирование из бросового материала

«Летающая тарелка»

Продолжить учить детей моделированию игрушек и сувениров из бросового материала. Поощрять фантазию, самостоятельность, аккуратность.

Одноразовая тарелка, трубочки для котейля, Цветная бумага, фольга,  клей, ножницы.

Конструирование из бросового материала

«Симпатичный котик»

(17.10.2023)

 Продолжить учить детей моделированию игрушек и сувениров из бросового материала. Поощрять фантазию, самостоятельность, аккуратность.

Диски, цветная бумага или картон, клей, кисти для клея, ножницы.

Конструирование из бросового материала

«Бабочка»

(24.10.2023)

Продолжить учить детей моделированию игрушек и сувениров из бросового материала. Поощрять фантазию, самостоятельность, аккуратность.

Фтулки, клей, ножницы, цветной картон, пайэтки.

Конструирование из бросового материала

«Пчёлка»

(31.10.2023)

Продолжить учить детей моделированию игрушек и сувениров из бросового материала. Поощрять фантазию, самостоятельность, аккуратность.

Яйцо от киндер-сюрприза, пластилин, диски или картон.

Ноябрь

Конструирование из бросового материала

«Танк»

(07.11.2023)

Продолжить учить детей моделированию игрушек и сувениров из бросового материала. Поощрять фантазию, самостоятельность, аккуратность.

Губки, клей, бархатная цветная бумага, ножницы, трубочки одноразовые.

Конструирование из бросового материала

«Ваза с цветами»

(14.11.2023)

Продолжить учить детей моделированию игрушек и сувениров из бросового материала. Поощрять фантазию, самостоятельность, аккуратность.

Баночки из под йогурта, одноразовые ложки, пластилин.

Конструирование из природного материала

«Ёжик»

(21.11.2023)

Учить переносить умения работы с одним видом материала на другой. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Семечки, пластилин, листочки.

Конструирование из природного материала

«Пингвины»

(28.11.2023)

Учить переносить умения работы с одним видом материала на другой. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Еловые шишки, семена акации, пластилин, гуашь, кисти.

Декабрь

Конструирование из природного материала

«Друзья»

(05.12.2023)

Учить переносить умения работы с одним видом материала на другой. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Жёлуди, пластилин, веточки, спички.

Конструирование из природного материала

«Олень»

(12.12.2023)

Учить переносить умения работы с одним видом материала на другой. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Шишки, веточки, жёлуди, пластилин.

Конструирование из природного материала

«Домик в лесу»

(19.12.2023)

Учить переносить умения работы с одним видом материала на другой. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Основа, пластилин, жёлуди, листочки, веточки.

Январь

Конструирование из природного материала

«Домик в лесу (доработка)»

(16.01.2024)

Учить переносить умения работы с одним видом материала на другой. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Основа, пластилин, жёлуди, листочки, веточки.

Конструирование из природного материала

«Пано из гальки»

(23.01.2024)

Учить переносить умения работы с одним видом материала на другой. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Морская галька, картон, акриловые краски, лак.

Конструирование из природного материала

«Пано из гальки (доработка)»

(30.01.2024)

Учить переносить умения работы с одним видом материала на другой. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Морская галька, картон, акриловые краски, лак.

Февраль

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Робот»

(06.02.2024)

Учить строить робота из деталей конструктора «Фанкластик», формировать умение читать схему.

Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью. самостоятельно организовывать работу.

Набор конструктора «Фанкластик», схемы

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Жираф»

(13.02.2024)

Учить строить жирафа из деталей конструктора «Фанкластик», формировать умение читать схему.

Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью. самостоятельно организовывать работу.

Набор конструктора «Фанкластик», схемы

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Собери себе качели»

(20.02.2024)

Учить строить качели из деталей конструктора «Фанкластик», формировать умение читать схему.

Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью. самостоятельно организовывать работу.

Набор конструктора «Фанкластик», схемы

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Машина»

(27.02.2024)

Учить строить машину из деталей конструктора «Фанкластик», формировать умение читать схему.

Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью. самостоятельно организовывать работу.

Набор конструктора «Фанкластик», схемы

Март

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Башня»

(05.03.2024)

Учить строить башню из деталей конструктора «Фанкластик», формировать умение читать схему.

Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью. самостоятельно организовывать работу.

Набор конструктора «Фанкластик», схемы

Конструирование из металлического конструктора

«Самолёт»

(12.03.2024)

Учить собирать самолёт с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества. Развивать   планировать этапы постройки, пользоваться схемой, отвёрткой.

Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе.

Набор металлического конструктора, схемы

Конструирование из металлического конструктора

«Кресло»

(19.03.2024)

Учить собирать кресло с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества. Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой, отвёрткой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе.

Набор металлического конструктора, схемы

Конструирование из металлического конструктора

«Карусели»

(26.03.2024)

Учить собирать карусели с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества. Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой, отвёрткой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе.

Набор металлического конструктора, схемы

Апрель

Конструирование из металлического конструктора

«Кровать»

(02.04.2024)

Учить собирать кровать с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества. Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой, отвёрткой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе.

Набор металлического конструктора, схемы

Конструирование из металлического конструктора

«Велосипед»

(09.04.2024)

Учить собирать велосипед с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества. Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой, отвёрткой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе.

Набор металлического конструктора, схемы

Оригами (конструирование из бумаги)

«Котики»

(16.04.2024)

Продолжать знакомить с приемами складывания, вырезания из бумаги. Ориентировать детей на точность выполнения действий.

Бумага цветная, клей, ножницы, фломастеры.

Оригами (конструирование из бумаги)

«Лебеди»

(23.04.2023)

Продолжать знакомить с приемами складывания, вырезания из бумаги. Ориентировать детей на точность выполнения действий.

Бумага чёрная и белая, ножницы, фломастеры.

Оригами (конструирование из бумаги)

«Вертушка»

(30.04.2024)

Продолжать знакомить с приемами складывания, вырезания из бумаги. Ориентировать детей на точность выполнения действий.

Цветная бумага, ножницы, одноразовые трубочки.

Май

Оригами (конструирование из бумаги)

«Коробочка»

(07.05.2024)

Продолжать знакомить с приемами складывания, вырезания из бумаги. Ориентировать детей на точность выполнения действий.

Цветная бумага, ножницы, клей

Оригами (конструирование из бумаги)

«Лягушка»

(14.05.2024)

Продолжать знакомить с приемами складывания, вырезания из бумаги. Ориентировать детей на точность выполнения действий.

Цветная бумага, ножницы.

Оригами (конструирование из бумаги)

«Аквариум с рыбками»

Продолжать знакомить с приемами складывания, вырезания из бумаги. Ориентировать детей на точность выполнения действий.

Цветная бумага, основа, ножницы, клей.

Оригами (конструирование из бумаги)

«Аквариум с рыбками (доработка)»

(28.05.2024)

Продолжать знакомить с приемами складывания, вырезания из бумаги. Ориентировать детей на точность выполнения действий.

Цветная бумага, основа, ножницы, клей.

Июнь

Конструирование из бросового материала

«Зайчик»

Продолжить учить детей моделированию игрушек и сувениров из бросового материала. Поощрять фантазию, самостоятельность, аккуратность.

Фтулки, цветная бумага, клей, ножницы.

Конструирование из бросового материала

«Паучок»

Продолжить учить детей моделированию игрушек и сувениров из бросового материала. Поощрять фантазию, самостоятельность, аккуратность.

Одноразовый стаканчик, проволока, бумага, клей.

Конструирование из бросового материала

«Чайный сервиз»

Продолжить учить детей моделированию игрушек и сувениров из бросового материала. Поощрять фантазию, самостоятельность, аккуратность.

Яйцо от киндер-сюрприза, пластилин.

Конструирование из природного материала

«Мишка»

Учить переносить умения работы с одним видом материала на другой. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Шишки разного размера, пластилин, основа.

Конструирование из природного материала

«Божья коровка»

Учить переносить умения работы с одним видом материала на другой. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Скорлупа грецкого ореха, акриловые краски, пластилин.

Июль

Конструирование из природного материала

«Гусеница»

Учить переносить умения работы с одним видом материала на другой. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Плоды каштана, пластилин, основа, листья.

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Мебель»

Учить строить башню из деталей конструктора «Фанкластик», формировать умение читать схему.

Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью. самостоятельно организовывать работу.

Набор конструктора «Фанкластик», схемы

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Цветок»

Учить строить башню из деталей конструктора «Фанкластик», формировать умение читать схему.

Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью. самостоятельно организовывать работу.

Набор конструктора «Фанкластик», схемы

Конструирование из конструктора «Фанкластик»

«Самолёт»

Учить строить башню из деталей конструктора «Фанкластик», формировать умение читать схему.

Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью. самостоятельно организовывать работу.

Набор конструктора «Фанкластик», схемы

Август

Конструирование из металлического конструктора

«Стол»

Учить собирать стол с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества. Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой, отвёрткой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе.

Набор металлического конструктора, схемы.

Конструирование из металлического конструктора

«Тележка»

Учить собирать тележку с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества. Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой, отвёрткой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе.

Набор металлического конструктора, схемы.

Оригами (конструирование из бумаги)

«Бабочка»

Продолжать знакомить с приемами складывания, вырезания из бумаги. Ориентировать детей на точность выполнения действий.

Цветная бумага, ножницы, клей, кисти.

Оригами (конструирование из бумаги)

«Цветок»

Продолжать знакомить с приемами складывания, вырезания из бумаги. Ориентировать детей на точность выполнения действий.

Цветная бумага, ножницы, кисти, клей.

1.4. Планируемые результаты 

К концу освоения Программы ребенок:

 анализировать образец постройки;

–планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

–создавать постройки по рисунку, схеме;

–сооружать отдельные предметы из строительного материала;

–делать из бумаги и картона различные поделки;

–сравнивать постройки между собой, расчленять на части,  видеть в них общее и различное;  

–находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;

–работать коллективно;

–делать умозаключения и обобщения.

2. Организационно-педагогические условия реализации Программы

2.1. Календарный учебный график 

1. Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю.

2. Продолжительность учебного периода: 49 недель.

3. Срок реализации: с 1 сентября 2024 года по 31 августа 2025 года.

4. Возрастной состав обучающихся –15 детей в возрасте от 6 до 7 лет.

2.2. Условия реализации программы 

Материально-техническое обеспечение

    Реализация Программы осуществляется в групповом помещении, оснащенном в соответствии с требованиями ФГОС ДО, санитарными нормами и требованиями пожарной безопасности.

       Рабочая зона оснащена детскими столами, стульями. Созданы уголки для индивидуальной деятельности детей. Весь материал находится на полках в непосредственной доступности детей. В коридоре располагается стенд, выставка детских работ.

Общее оборудование:

– стеллаж напольный

– рабочий стол для педагога

– офисный стул

– мольберт

– магнитная доска

– столы детские

– стулья детские.

 Технические средства обучения:

– мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран);

– магнитофон;

– аудиозаписи русских и зарубежных композиторов.

Дидактический материал, используемый в работе с детьми: образцы работ, репродукции, иллюстрации, графические модели, слайды для демонстрации на мультимедийном оборудовании, схемы, ребусы, подбор стихов, загадок, произведений детской художественной литературы, картотека пальчиковых игр, физкультминуток.

Материалы и пособия: строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумага разных цветов и фактуры, природный и бросовый материалы, клей ПВА, кисти мягкие и жёсткие, ножницы,

 

Информационное обеспечение

Электронные образовательные ресурсы:

журнал «Воспитатель ДОУ» http://doshkolnik.ru- для педагогов.

  • http://syut-ntsk.ru
  • https://multiurok.ru
  • http://www.beadsky.com
    Кадровое обеспечение

Программу реализует воспитатель Черникова Светлана Анатольевна, имеющий высшее профессиональное образование, первую квалификационную категорию. Систематически проходит курсы повышения квалификации.

2.3. Формы аттестации 

     Формы аттестации:

- входная диагностика для вновь поступивших на обучение,

- промежуточная диагностика

      Входная диагностика для вновь поступивших на обучение проводится перед началом обучения, позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные ЗУН.

      Формы проведения – собеседование, педагогическое наблюдение за выполнением детьми тестовых заданий.

      Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического
материала по изучаемой теме и на формирование практических
умений.

     Формы проведения: собеседование, выполнение тестовых заданий, практические работы, проекты, педагогическое наблюдение и др.

      Промежуточная диагностика проводится по завершению Программы с целью определения уровня ее освоения.

      Формы проведения: педагогическое наблюдение за выполнением детьми тестовых заданий.

       Учет ведется в утвержденных формах (картах, бланках) диагностического инструментария.

2.4. Оценочные материалы

Для детей проводятся три диагностических занятия: одно в начале года (для вновь поступивших на обучение) и в конце на основе анализа детских работ.

     Фонд оценочных средств в приложении №1

2.5. Методические материалы

В ходе реализации Программы используются следующие методы:

Методы обучения: словесный, наглядный, практический;
объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый,
исследовательский; проблемный, игровой, проектный и др.;
активные и интерактивные методы обучения; социоигровые методы.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация и др.

Кроме того, используются:

- педагогические технологии:

 индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения,
разноуровнего обучения, проблемного обучения, дистанционного обучения
педагогической мастерской, ТРИЗ, игровой деятельности, коллективной
творческой деятельности, критического мышления, портфолио и др.

 - здоровьесберегающие технологии.

       Формы учебных занятий

Формы занятий определяются особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации. 

      Как правило, выделяют следующие группы форм организации
обучения:
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей
(лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада,
конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный
концерт и т.д.);
по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению
знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению
знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы
занятий).

3. Список литературы  

Рабочая программа составлена на основании:

– Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ № 273-ФЗ»

– Конвенции ООН о правах ребенка;

– Декларации прав ребенка;

– СанПиН 2.4.1.3049-13;

– Приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Литература, использованная при составлении программы:

– Голицина Н.С. «Конспекты комплексно – тематических занятий. Подготовительная группа», Москва, 2016

– Гульянц, Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», Москва, 1985

– Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада», Москва, 2006

 Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» программа и конспекты занятий, Москва,  2007

– Лиштван В. «Конструирование», Москва,  2009

– Лыкова И.А Парциальная программа «Умные пальчики» конструирование в детском саду. Издательский дом «Цветной мир»- Москва 2017 г.

– Фешина Е.В. «Лего –конструирование в детском саду» методическое пособие, Москва, 2016


Приложение 1

Фонд оценочных средств

       С целью выявления уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Цветные чудеса» в конце учебного года осуществляется промежуточная диагностика. Кроме того, проводится входная диагностика перед изучением курса для вновь поступивших на обучение.

       Процедура оценки осуществляется с помощью педагогического наблюдения и педагогического анализа при выполнении ребенком определенных заданий.

Задания для входной диагностики

(для вновь поступивших на обучение) 

Цель: выявить уровень подготовки к освоению Программы, интереса к ней.

Задание №1. «Собери по образцу»

Цель: выявить уровень заинтересованности в конструкторской деятельности, творческой инициативы.

Методика проведения: 

         Предложить детям настольные игры «Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки».

         Задать вопросы: «Тебе нравятся эти игры? Какая игра нравится больше всего? Ты хотел бы собрать картинку по образцу? Интересно тебе было играть?».

На основании анализа беседы с детьми делается вывод об уровне готовности ребенка к освоению Программы:

1) ребенок проявляет заинтересованность к игре, расходному материалу, пытается с ним работать, проявляет заинтересованность и творческую инициативу в процессе работы – высокий уровень готовности к освоению Программы;

2) ребенок не проявил интереса к игре, расходному материалу – низкий уровень готовности к освоению Программы.

Выявление уровня готовности ребенка к освоению Программы необходимо педагогу для выстраивания индивидуальной траектории обучения ребенка.

Диагностика уровня освоения детьми содержания Программы

(промежуточная диагностика)

Задание №1 «Рассматривание поделок, выполненных в разных направлениях конструктивной деятельности и беседа по ним»

Цель: выявить уровень знаний детей о различных направлениях конструктивной деятельности, а именно: «конструирование из бросового материала», «конструирование из природного материала», «конструирование из конструктора «Фанкластик», конструирование из металлического конструктора, оригами.

Методика проведения: педагог приглашает детей выставку работ, обращает внимание на разнообразие поделок, просит выполнить следующие задания:

– отберите предметы, выполненные в направление «конструирование из бросового материала»;

– в направление «конструирование из природного материала»;

– в направление «конструирование из конструктора «Фанкластик»;

– в направление конструирование из металлического конструктора;

– в направление «оригами»;

– назовите необходимый материал для изготовления этих предметов.

Фанкластик конструктор схемы сборки Picture background https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f75c5d0f35b53ee4aed2b10fe58fadf26fbe2b5d-10918661-images-thumbs&n=13 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4cd67a381668a80b86fdf76f3dcc359cf6a82967-3947589-images-thumbs&n=13 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f6c2b0cb67be17a91502323451ce0171a8dd9692-5235840-images-thumbs&n=13

   

При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная

шкала оценок:

3 балла – ребёнок правильно находит предмет, называет направление конструктивной деятельности, материалы, которые используют в этом направлении;

2 балла – ребёнок с трудом, только с помощью педагога, находит подходящий предмет, называет направление конструктивной деятельности и материалы;

1 балл – ребёнок не может правильно выбрать подходящий предмет, не знает материалы, которые используют в направлении конструктивной деятельности.

Задание №2. «Чудесные превращения».

Цель: выявить уровень сформированности основных приёмов в направлении «конструирование из бросового материала»

Методика проведения: педагог предлагает детям выбрать любой бросовый материал, схему и создать свою поделку.

Picture background

     

При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная

шкала оценок:

3 балла – у ребёнка достаточно хорошо владеет основными приёмами конструирования из бросового материала, уверенно использует в работе схему и материалы, дополняет деталями, проявляет заинтересованность и творческую инициативу в процессе работы.

2 балла – ребёнок владеет основными приёмами конструирования из бросового материала, но пользуется только показанными педагогом приёмами, не внося своих изменений.

1 балл – ребёнок неуверенно владеет основными приёмами конструирования из бросового материала, использует основные материалы не по назначению, испытывает затруднения в работе.

Задание №3 «Вертолётик»

Цель: выявить уровень сформированности основными приёмами в направлении «конструирование из природного материала».

Методика проведения: педагог предлагает детям изготовить вертолётик из природного материала по схеме.

Picture background

       При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная шкала оценок:

3 балла – ребёнок свободно владеет основными приёмами в направлении «конструирование из природного материала», правильно использует  и подбирает необходимый материал, умеет работать по схеме, проявляет творчество, выполняет задание самостоятельно, аккуратно, проявляет заинтересованность и творческую инициативу в процессе работы.

2 балла – ребёнок владеет основными приёмами в направлении «конструирование из природного материала», но пользуется только показанными педагогом приёмами, не внося своих изменений;

1 балл – ребёнок неуверенно владеет основными приёмами в направлении «конструирование из природного материала», использует материалы их не по назначению, испытывает затруднения в работе. Не перенимает опыт владения материалами, проявляет нежелание учиться.

Задание №4 «Детская площадка»

Цель: выявить уровень сформированности основными приёмами в направлении «конструирование из конструктора «Фанкластик»»

Методика проведения: педагог предлагает детям выбрать детали конструктора «Фанкластик» и опираясь на схему создать детскую площадку.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f89f6dc9fdb87a5a9b24b72d88b5caf87435eeb2-5234588-images-thumbs&n=13

При обработке результатов выполнения задания применяется трехбалльная шкала оценок:

3 балла – ребёнок свободно владеет основными приёмами техники в направлении «конструирование из конструктора «Фанкластик», правильно подбирает детали конструктора, умеет читать схему, проявляет творчество, выполняет задание самостоятельно, аккуратно, проявляет заинтересованность и творческую инициативу в процессе работы.

2 балла – ребёнок владеет основными приёмами техники в направлении «конструирование из конструктора «Фанкластик», но пользуется только показанными педагогом приёмами, не внося своих изменений, слабо сформированы навыки самостоятельности.

1 балл – ребёнок неуверенно владеет основными приёмами техники в направлении «конструирование из конструктора «Фанкластик», испытывает затруднения в работе. Не перенимает опыт владения, проявляет нежелание учиться.

Задание №5 «Качели»

Цель: выявить уровень сформированности основными приёмами техники в направлении «конструирование из металлического конструктора»

Методика проведения: педагог предлагает детям на картонной основе создать бабочку, используя сухой растительный материал, в технике «ошибана».

Picture background

При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная шкала оценок:

3 балла – ребёнок свободно владеет основными приёмами техники в направлении «конструирование из металлического конструктора», правильно подбирает и использует детали конструктора, умеет читать схему, проявляет творчество, выполняет задание самостоятельно, аккуратно, проявляет заинтересованность и творческую инициативу в процессе работы.

2 балла – ребёнок владеет основными приёмами техники в направлении «конструирование из металлического конструктора», использует и подбирает детали конструктора, но пользуется только показанными педагогом приёмами, не внося своих изменений, слабо сформированы навыки самостоятельности.

1 балл – ребёнок неуверенно владеет основными приёмами техники в направлении «конструирование из металлического конструктора», затрудняется в подборе деталей, использует их не по назначению, испытывает затруднения в работе. Не перенимает опыт владения материалами, проявляет нежелание учиться.

Задание №6 «Ракета»

Цель: выявить уровень сформированности основными приёмами техники в направлении «оригами».

Методика проведения: педагог предлагает детям создать поделку из бумаги с опорой на схему «Ракета».

Picture background

При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная шкала оценок:

3 балла – ребёнок свободно владеет основными приёмами техники в направлении «оригами», правильно использует материалы, подбирает детали конструктора, выполняет всё по опорной схеме, проявляет творчество, выполняет задание самостоятельно, аккуратно, проявляет заинтересованность и творческую инициативу в процессе работы.

2 балла – ребёнок владеет основными приёмами техники в направлении «оригами», материалами, но имеет затруднения в работе со схемой, не вносит своих изменений, слабо сформированы навыки самостоятельности.

1 балл – ребёнок неуверенно владеет основными приёмами техники в направлении «оригами», художественными материалами, использует их не по назначению, испытывает затруднения в работе. Не перенимает опыт владения материалами, проявляет нежелание учиться.

Результаты промежуточной диагностики вносятся в таб.1

Таб.1

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

Суммарный балл

Уровень

1

Суммарный балл, набранный каждым ребенком, позволит сделать вывод об уровне освоения Программы на промежуточном этапе:

1) до 9 баллов – низкий уровень (не называет направление конструктивной деятельности, неуверенно владеет техниками, слабо владеет материалами и деталями конструкторов, не умеет читать схемы, не проявляет творческую инициативность. Безразличие к цвету, одноцветность. Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция);

2) от 10 до 19 баллов – средний уровень (путается в определении направления конструктивной деятельности, испытывает не большие трудности при работе с материалами и деталями конструкторов, ребенок иногда обращается за помощью к взрослому. Есть незначительные искажения в передаче формы предмета. Требуется небольшая помощь педагога. Проявляет заинтересованность и творческую инициативу в процессе работы).

3) от 20 до 27 баллов – высокий уровень (правильно называет направления конструктивной деятельности, владеет основными приёмами техник, хорошо использует материалы, подбирает детали конструкторов, проявляет творческую активность, фантазирует. Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно умеет планировать свои действия, доводить начатое дело до конца. Повышенный интерес, творческая активность, владеет навыками культуры труда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный песочек» для детей 2 - 3 лет

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.Игра...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные фантазии для детей 3 - 5 лет»

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные фантазии для детей 3 - 5 лет».Программа для театрального кружка в ДОУ....

Авторская дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" для детей 5-7 лет

Цель Программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги....

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки» для детей 2-3 лет

Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести деток в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисовани...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности кружка «Оригами» для детей 6-7 лет

Конструирование из бумаги является не только увлекательным способом проведения досуга, но совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ»ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Проблема развития творчества всегда была одной из актуаль...