Программа кружка по художественному труду "Самоделкин"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Саадуева Насият Патхудиновна

Для получения более обширных знаний и умений по техникам ручного труда мною создан кружок «Самоделкин». Здесь на кружке дети имеют возможность проявить свое творчество и фантазию, а также ребятам предоставлена возможность показать свои способности на городских конкурсах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_samodelkin.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

               

Дополнительная образовательная программа

 «Самоделкин»

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 5-6 лет

                                                                                       

  Руководитель:

Саадуева Н.П.

Покачи

2021

Структура программы дополнительного образования.

1.Пояснительная записка.

   1.1 Цели и задачи кружка.

2. Содержание педагогической работы с детьми.

 2.1.Условия реализации программы

3. Перспективно-тематическое планирование.

4. Планируемые результаты.

5. Используемая литература.

  1.  Пояснительная записка.

     В энциклопедическом словаре слово «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Труд занимает основное и главное место в жизни каждого человека. Давно доказано, что навыки труда закладываются в детстве. Труд ребенка отличается от труда взрослого. Ведь он не создает на занятиях общественно значимых материальных ценностей. Труд ребенка носит развивающий и воспитательный характер. Он удовлетворяет его потребности в самоутверждении, в познании собственных возможностей.

Художественный труд развивает важные психические процессы: образное мышление, воображение, а также формирует у ребенка необходимую для жизни ручную умелость. Выполняя любой труд, руки дают «пищу» уму, развивают его, обогащают опыт. Воспитанники учатся ставить перед собой задачу, планировать ход своей работы, контролировать его, оценивать результат, узнают новое о материале и его свойствах, обогащают словарный запас.                            

   Для получения более обширных знаний и умений по техникам ручного труда мною создан кружок «Самоделкин». Здесь на кружке дети имеют возможность проявить свое творчество и фантазию, а также ребятам предоставлена возможность показать свои способности на городских конкурсах. Программа кружка рассчитана на детей старших и подготовительных к школе групп. Возраст детей 5-6 лет. В этом возрасте у детей возрастает потребность в самоутверждении, признании их возможностей со стороны взрослых. Дети умеют поставить цель, обдумать путь к ее достижению, оценить полученный результат, начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.  Кружок «Самоделкин» посещают те дети, которые проявили наибольший интерес к занятиям художественного труда. Они имеют возможность участвовать на различных городских конкурсах и выставках и удовлетворять потребность в самоутверждении.

Актуальность создания данного кружка заключается в том, что развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

1.1 Цель программы: Совершенствование знаний и навыков с различным материалом, приобретенных на занятиях по художественному труду.

Задачи: - Углублять знания детей по техникам художественного труда.

-Вызывать интерес к различным материалам (глине, бумаге, ткани, природному материалу и т. д), желание познавать их и действовать с ними.

-Формировать способность преобразовывать представления на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных изделий творческого характера, вносить инициативу и замысел, содержание и форму изображаемого.

-Пробуждать потребность посильно вносить элементы красивого, изящного в свой быт, игры.

-Продолжать учить создавать коллективные поделки, получать удовольствие от общения с педагогом и сверстниками.

-Создавать благоприятный климат на занятиях и условия для совместной, ручной работы детей, обучая правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты друг с другом, замечать затруднения сверстников и оказывать помощь.

-Знакомить детей с нетрадиционными техниками изготовления поделок.

-Способствовать переносу усвоенных приемов работы с материалами в свободную самостоятельную деятельность детей и побуждать к вариативному их использованию.

-Использование более разнообразного материала, чем на занятиях.

  2.  Занятие кружка проводится один раз в неделю.  В месяц – четыре занятия. Кружок посещают дети старших и подготовительных групп. Возраст детей 5-6 лет. Формы проведения занятий групповая и индивидуальная.

Рабочая образовательная программа кружка «Самоделкин» рассчитана на один учебный год. На занятиях кружка предполагается применение различных технологий в работе с детьми. Это аппликация с листьями, аппликация из бумаги и картона, аппликация из ткани и ниток, оригами, конструирование из бумаги, работа с пластилином и соленым тестом, нетрадиционные технологии, народное творчество, а также работа с бросовым и природным материалом.

  Условие реализации программы:

- наличие методических пособий;

- обеспечение кабинета необходимым материалом;

- наличие разработок и методической литературы;                    

Средства обучения:

 печатные (раздаточный материал, книги, схемы, карточки,) электронные (сетевые ресурсы), аудиовизуальные (аудиозаписи), наглядные (иллюстрации, картины, образцы работ) демонстрационные (макеты, муляжи, модели).

Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия, практические (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ).

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые занятия, подгрупповые упражнения по овладению техниками аппликации, лепки, знакомству с разнообразными материалами, способствующих развитию мелкой моторики рук и подготовке детей к школьным занятиям.

3.Учебно- тематическое планирование.

Месяц

Техника

Количество занятий

Сентябрь

Мониторинг знаний и умений на начало учебного года.

Знакомство с наглядным материалом- путешествие в страну творчества.

2

Октябрь

Аппликация из осенних листьев.

Объемная аппликация из семечек подсолнуха.

Конструирование из шишек и пластилина.

2

1

1

Ноябрь

Объемная аппликация из природного материала. (ракушки, фисташки)

Конструирование из природного материала (ракушки, фисташки)

Обрывная аппликация из цветной бумаги.

1

1

2

Декабрь

Лепка из пластилина.

Лепка из соленного теста.

Симметричное вырезание.

Многослойное вырезание.

1

1

1

1

Январь

Оригами плюс аппликация.

Оригами- пальчиковый театр.

1

2

Февраль

Аппликация из крупы.

Мозаика из яичной скорлупы

Работа с бросовым материалом.

Аппликация из геометрических фигур

1

1

1

1

Апрель

Подготовка к городскому конкурсу.

Конструирование из бумажных конусов

2

2

Май

Изготовление плаката к 9 мая (коллективная работа).

Мониторинг знаний и умений- конец года.

1

2

Перспективное планирование.

Перспективное планирование кружка «Самоделкин».                                                                               Сентябрь

Неделя

Тема

Цель

Материал

1

Путешествие в страну творчества.

(Мониторинг)

Знакомство с наглядным материалом и с творческими работами других детей;

Картон, цветная бумага, природный и бросовый материал, пластилин, стеки, клей. Карандаши…

2

Маленький «крокодильчик»

(Работа с ножницами)

Ознакомление с правилами безопасной работы с ножницами, и проверка знаний и умений по работе с ними.

Бумага, карточки с начерченными контурами геометрических фигур (овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)

                           

 Перспективное планирование кружка «Самоделкин».

Октябрь.

Неделя

Тема

Цель

Материал

1

«Золотая осень».

Аппликация из осенних листьев.

Повторить с детьми о свойствах осенних листьев;

Учить самостоятельно изготавливать аппликацию по образцу;

Развивать фантазию.

Картон- основа, осенние листья, клей, салфетка, фломастеры, образец, клеенка, картина.

2

«Друзья».

Аппликация из осенних листьев.

Учить детей создавать сюжетную аппликацию из листьев, используя при этом дополнительный материал- бумагу.

Картон – основа, осенние листья, ножницы, клей, цветная бумага, фломастеры, образец, картинки животных, клеенка.

3

«Колосок»

Аппликация из пластилина и природного материала

НОД-Обследование образца, учить планировать свою работу и последовательно выполнять ее пошагово;

Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Картон- основа, пластилин, природный материал (арбузные семечки),

4

«Домовенок»

Конструирование из шишек и пластилина.

Знакомство детей с природным материалом- сосновой шишкой;

Воспитание любви и бережному отношение к природе своего края

Сосновая или еловая шишка, пластилин, шерстяные нитки, зубочистки для рук.

Перспективное планирование кружка «Самоделкин».

Ноябрь

Неделя

Тема

Цель

Материал

1

«Цветочек»

Объемная

аппликация из ракушек и фисташек.

Познакомить детей с новым природным материалом – ракушками или фисташками;

Учить аккуратно размазывать мягкий пластилин на картон и выкладывать цветочек с лепестками.

Картон, флуоресцентный пластилин, ракушки или фисташки, образец, картины цветов.

2

«Мишка- косолапый»

Конструирование из ореховой скорлупы и ракушек.

Знакомство детей с новым природным материалом- ореховой скорлупой;

С помощью пластилина учить скреплять детали между собой, развивать моторику рук.

Скорлупа грецкого ореха, ракушки, пластилин, игрушка медведя, образец.

3

«Ваза с цветами»

Обрывная аппликация.

Методом обрыва выполнить аппликацию вазы и цветов;

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Картон- основа, цветная бумага, образец, ваза с искусственными цветами, клей, ножницы, клеенка, салфетки.

4

«Веселые портреты»

Объемная аппликация из бумаги.

Учить детей работать с ножницами, вырезать овал из бумаги сложенной вдвое, оформить прическу из бумаги способом обрыва.

Картон- основа, цветная бумага, клей, образец, фломастеры или карандаши для дорисовывания глаз, носа и рта, клеенка, салфетки.

Перспективное планирование кружка «Самоделкин».

Декабрь

Неделя

Тема

Цель

Материал

1

«Пернатые, мохнатые,

колючие»

Лепка- экспериментирование с художественными материалами.

Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами, а также с перьями, нитками и т. д;

Развивать фантазию.

Пластилин, перья, нитки, трубочки пластиковые, образец, клеенка.

2

«Снежный кролик»

Лепка из пластилина или соленного теста.

 Продолжать учить детей создавать лепные образы конструктивным способом;

Учить планировать свою работу, задумывать образ, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.

Пластилин или соленое тесто, образец, картон- основа, салфетки, клеенка, игрушка кролик.

3

«Снеговик»

Симметричное вырезание.

Учить детей по нарисованному контуру вырезать фигурку снеговика симметричным способом.

Ножницы, карандаши или мелки, образец, клей, салфетки, клеенка.

Стих про снеговика.

4

«Разноцветные снежинки»

Многослойное вырезание.

Учить детей складывать бумагу в несколько слоев;

С помощью ножниц вырезать снежинку и украсить ее блесками.

Ножницы, бумага белого цвета, клей, салфетки, клеенка, образец, картинка.

Перспективное планирование кружка «Самоделкин».

Январь.

Неделя

Тема

Цель

Материал

1

«Веточка рябины»

Оригами + аппликация.

Учить детей в технике оригами создавать объемную аппликацию из отдельных частей и собирать их в единое целое;

Развивать глазомер и моторику рук.

Картон- основа, цветная бумага красного цвета, образец, картина, клей, схема, салфетки, клеенка, стих.

2

«Лисичка- сестричка»

Оригами (пальчиковый театр).

В технике оригами преобразовать квадратный лист в треугольный и дальше работать по схеме, выполнять пошагово все действия, с помощью клея собрать детали воедино.

Цветная бумага оранжевого или красного цвета, фломастеры, клей, образец- схема, клеенка, салфетки, мягкая игрушка лисы.

3

«Серый волк»

Оригами (пальчиковый театр).

Продолжать изготовление пальчикового театра в технике оригами;

Учить работать пошагово и по схеме.

Цветная бумага серого цвета, схема- образец, клей, фломастеры, клеенка, ножницы, картина волка.

Перспективное планирование кружка «Самоделкин».

Февраль.

Неделя

Тема

Цель

Материал

1

«Бабочки»

Аппликация из крупы.

Учить детей создавать аппликацию по начерченному контуру бабочки;

С помощью клея и крупы создать объем;

Развивать моторику рук.

Картон- основа, фигурки бабочек для обведения контура, образец, клей,

Салфетки, клеенки, краски, картинки бабочек.

2

«Папин портрет»

Объемная аппликация.

С помощью различных техник в аппликации (обрывной, из полосок, ниток) изготовить портрет папы;

Развивать фантазию и самостоятельность в создании портрета.

Картон- основа, цветная бумага, нитки, образец, фломастеры, клеенка, салфетка.

Стихотворение к 23 февраля.

3

«Ягода- малина»

Работа с бросовым материалом.

Изготовление поделки из природного материала киндер- сюрприза;

Познакомить детей с новым для них материалом- поролоном.

Коробка из-под киндера, пластилин, поролон, краски, образец, клеенки, картинка или рисунок ягодки.

4

«Собачка»

Аппликация из геометрических фигур.

С помощью геометрических фигур учить детей создавать аппликацию собачки;

Укреплять, математические знания, полученные на занятиях в группе.

Картон – основа, геометрические фигуры, образец, клей, карандаши, клеенка, картинка собачки.

Перспективное планирование кружка «Самоделкин».

Март.

Неделя

Тема

Цель

Материал

1

«Цыпленок»

Мозаика из яичной скорлупы.

Вызвать у детей интерес к новому материалу- яичной скорлупе;

С помощью пластилина собирать мозаику и кусочков скорлупы, развивать моторику рук

Картон- основа, яичная скорлупа, пластилин, гуашь, образец, кисточки, баночки для воды, клеенка, салфетка

2

«Веселые цыплятки»

Обрывная аппликация

Научить детей работать в обрывной технике.

Картон. Цветная бумага, Клей. Образец, цветные карандаши

3

Мозаика

Обрывная техника

Продолжать работать с детьми в технике обрыва бумаги и соблюдать правила в работе с клеем

Картон. Цветная бумага, Клей. Образец, цветные карандаши

4

Волшебное дерево

Объемная аппликация из бумажных салфеток

Изготовление цветов с помощью салфеток.

Картон. Салфеточная бумага, Клей. Образец, цветные карандаши

4.Планируемые результаты.

На конец обучения ребенок должен уметь следующее:

1.Проявлять интерес к труду.

2.Уметь ставить перед собой цель и достигать ее.

3. Планировать ход своей работы.

4.Обследовать и анализировать предлагаемый образец.

5.Выделять материал, из которого он изготовлен.

6. Знать виды бумаги и различать их по свойствам.

7.Уметь создавать объемную аппликацию.

8.Составлять сюжетную аппликацию.

9. Работать коллективно.

10.Научиться работать с бросовым и природным материалом.

    По результатам своей работы с детьми педагог организует выставки детских работ для родителей. А также формой подведения итогов реализации рабочей программы кружка является участие в городских и внутри садовских выставках и конкурсах.

 

                     

   

5. Учебно – методическая литература.

  1. Т. Н Доронова, С.Г Якобсон- «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).
  2. А.Н Малышева, Н В Ермолаева – «Аппликация в детском саду».
  3. Н.А Цирулик, Т.Н Проснякова – «Уроки творчества».
  4. И.А Лыкова – «Изобразительная деятельность в детском саду».
  5. И. А Лыкова – Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки».
  6. И А Лыкова – Изобразительное творчество в детском саду «Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре- самолете и в машине времени». Занятия в ИЗОстудии.
  7. Т.Б Сержантова – «Оригами для всей семьи».
  8. Т.И Тарабарина – «Оригами для всей семьи, лучшие поделки».
  9. Н.А Просова – «Сказка из бумаги». Оригами (пособие для детей 5-6 лет).
  10. С.И Мусиенко – «Мастерим из бумаги» Оригами (пособие для детей 4-5 лет).
  11. С.И Мусиенко, Г.В Бутылкина – «Мастерим из бумаги». Пособие для детей 5-6 лет. Часть - 1.
  12. С.И. Мусиенко, Г.В Бутылкина – «Мастерим из бумаги». Пособие для детей 5-6 лет. Часть-2.
  13. С. И. Мусиенко – «Школа волшебников». Учебно- наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста.
  14. В.А Кайе – Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие.
  15. И.А Лыкова – «Аппликация из листьев». Осенние картины. Методические рекомендации (5-8 лет).
  16. И, А Лыкова – Лепка из пластилина. Методические рекомендации (5-8 лет).
  17. А.В Белошистая, О.Г Жукова – «Волшебный поролон». Пособие для детей 4-7 лет.
  18. И.А Лыкова- «Аппликация из бумаги. Цветы». Методические рекомендации(5-8лет)  
  19. О.М Жихарева – «Оригами для дошкольников». Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ.
  20. Т.Н Доронова, С.И Мусиенко - «Сделаю сам» дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми среднего дошкольного возраста.
  21. Т.Н Доронова, С.И Мусиенко – «Сделаю сам» дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста.
  22. Э.К Гульянц, И.Я Базик – «Что можно сделать из природного материала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Программа кружка по художественному творчеству "Разноцветные ладошки"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка по художественному труду в старшей группе(по Л.В. Куцаковой)

Рабочая программа кружка по художественному труду в старшей группе составлена на основе программ Л.В.Куцаковой и И.А. Лыковой. Основные цели, задачи, особенности программы написаны с опорой на книги д...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Программа кружка по художественно-эстетическому труду "Гномики"

Программа кружка по художественно-эстетическому труду - это создание поделок из природных и бросовых материалов, аппликаций из ткани....

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...