Проект по конструктивно-модельной деятельности в средней группе «Волшебная мастерская»
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Хилкова Татьяна Владимировна

Цель проекта:

Создание условий для развития конструктивного мышления детей 4-5 лет средствами игрового конструирования с различными видами конструктора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnaya_masterskaya.docx469.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников «Звездочка» п. Первомайский

«Волшебная мастерская»

Проект по конструктивно-модельной деятельности
в средней группе

Разработали воспитатели:
Бердыбекова М.З.
Хилкова Т.В.

П.Первомайский
2025г.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Пояснительная записка

Актуальность

Мы живем в «век высоких технологий». На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыков работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Однако в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому на сегодняшний день является актуальной необходимость подобрать из множества практико-ориентированных технологий такие, которые бы способствовали формированию таких качеств у детей как умение самостоятельно мыслить, генерировать конструктивные идеи, принимать решения и добиваться их исполнения.

 Психолого-педагогические исследования показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов. Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью конструктивной деятельности. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными фигурами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании, получают представления о симметрии, равновесии, пропорции.

Конструктивная деятельность является средством социально-коммуникативного развития дошкольников. В процессе конструирования формируется трудолюбие, самостоятельность, инициатива, умение взаимодействовать со сверстниками. Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей. Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т.д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.

Эти факторы делают проект актуальным и востребованным в условиях современного образовательного процесса, направляя усилия педагогов на полноценное развитие каждого ребенка.

Цель проекта:

Создание условий для развития конструктивного мышления детей 4-5 лет средствами игрового конструирования с различными видами конструктора.

                                                                                   

           Задачи проекта:        

1.Воспитательные

Формировать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

Развивать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений.

Сформировать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания одной постройки.

2.Образовательные

Закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая в процессе их свойства и выразительные возможности.

Сформировать умение создавать сюжетные композиции в процессе конструирования.
 3.Развивающие

Продолжать формирование чувства формы при создании конструкций.

Способствовать овладению композиционными закономерностями: масштаб, пропорция, пластика, объем, фактура, динамика, статика.

Вид проекта:

Информационно - Практико-ориентированный.

Игровой.

Долгосрочный.

Комплексно - инновационный.

 Участники проекта:

Дети   среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Педагоги.

Родители (законные представители).

Срок реализации проекта: сентябрь 2025г. – май 2026г.

Способы и направления поддержки детской инициативы:

Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.

Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.

Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков.

Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей.

         Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации проекта:

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для глаз

Элементы самомассажа

Предполагаемые результаты:

У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире.

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

У ребенка развита мелкая и крупная моторика.

Ребенок овладевает математическими понятиями, количественными представлениями, понятиями из области живой природы и основными культурными способами деятельности.

Материалы и оборудование.

Для эффективной организации конструктивной деятельности дошкольников необходимо создать специальные условия, так называемую развивающую среду. В группе необходимо оборудовать центр конструирования, которому дети могут сами придумать название. В этом строительном уголке должно быть достаточное количество материала:

 Lego Duplo

 Lego Education                                                              

 Мягкий конструктор

 Пластмассовый конструктор (разных размеров)

 Деревянный конструктор

 ТИКО-конструктор                                                                    

 Тематические конструкторы                              

Развивающие пособия Воскобовича

Логические блоки Дьенеша

Палочки Кюизенера

Счетные палочки

Дидактические игры “Танграм”, “Сложи узор” и т.д.

Настольные наборы различных видов.

Крупный напольный строитель.

Мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Игрушки-самоделки, выполненные детьми на занятиях по ручному труду для оформления и обыгрывания построек.

Дополнительный строительный материал.

Разнообразный иллюстративный материал: альбом с фотографиями построек родного поселка, знакомых сооружений, с фотографиями различного вида транспорта, с образцами построек (в т. ч. выполненных детьми, со схемами и чертежами и др).

Шаблоны и трафареты для самостоятельного изготовления схем.

Основные этапы реализации проекта

Первый этап - подготовительный.

Второй этап– содержательный.                  

Третий этап – результативно-прогностический.

Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению

Срок (период) выполнения

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Выбор темы проекта; поставка цели, задач        

 сентябрь 2025г.

        

Разработка перспективного тематического плана

Подготовка практического материала (дооборудование центра конструирования различными видами конструкторов, наглядно – иллюстративным материалом)

Информирование родителей (законных представителей), опрос об участии детей в проекте

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цикл мероприятий по закреплению умений у детей работать с различными конструкторами

октябрь 2025 г. – апрель 2026г.

Серии развивающих игр с конструкторами в совместной деятельности педагогов с детьми

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Итоговая педагогическая диагностика конструктивных навыков, развития мышления, творческого воображения детей

май 2026г.

Отчет о результатах реализации проекта.

        

Подготовительный этап

Методическое обеспечение проекта

1.ФГОС ДО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.

2.Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144с.

3.КомароваЛ.Г Строим из Лего. – Линка-Пресс. 2001 г  

4. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя      детского сада / Из опыта Куцаковой Л. В. - М: Просвещение, 1990 г. – 158 с., ил.

5.Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. – М.:   Мозаика-Синсез, 2016. – 80с.

6.Образовательная программа ДО МБДОУ Д/с «Звездочка» п.Первомайский.

Перспективное тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

Октябрь

«Мир игрушек»

Познакомить детей с различными видами конструктора (LEGO, деревянный, пластиковый).

Пробудить интерес к игре и самостоятельному творчеству.

Научиться собирать несложные конструкции по готовым схемам.

Развить навыки коллективной игры и взаимопомощи.

1.        Вводное занятие:

        Детям демонстрируют разные типы конструктора (LEGO, деревянный, пластиковый).

2.        Практическое занятие:
        Группа делится на пары, каждая получает определенный вид конструктора.

Задача: собрать простую игрушку (собачку, машинку, кораблик) согласно заданному образцу.

В конце занятия организуется мини-выставка первых построек.

Ноябрь

«Геометрические фигуры»

Закрепить знание основных геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).

Научиться составлять картины и предметы из отдельных элементов.

Развить понимание соотношения размеров и пропорций.

Углубить навыки коммуникации и сотрудничества.

1.        Теоретическое занятие:

Педагог объясняет значение основных геометрических форм (квадрат, круг, треугольник).

Используются наглядные пособия (фигуры из картона, вырезанные элементы из конструктора).

2.        Практическое занятие:

Задания по созданию конструкций, состоящих исключительно из одной конкретной формы (например, «строительство квадратного замка»).

Инструкция педагога: учить правильно соединять детали, следить за точностью размеров и симметрии.

Декабрь

«Маленькие архитекторы»

Изучить основы городского устройства и архитектуры.

Освоить методы организации совместной деятельности.

Смоделировать первые опыты градостроительства (создание маленького города).

Упорядочить социальные навыки общения и принятия решений.

1.        Интерактивное занятие:

Просмотр картинок домов и зданий, обсуждение внешнего облика сооружений.

Постановка вопроса: «А какой дом хочешь создать ты?»

2.        Практическое занятие:

Коллективная работа всей группы по постройке небольшого города.

Используется крупный строительный конструктор, разделяются роли: одни строят дороги, другие возводят дома.

Январь

«Зимняя сказка»

Исследовать тему зимних праздников и традиций.

Отработать навыки составления композиций (ёлочка, снег, животные).

Повысить эмоциональную отзывчивость и стремление украшать окружающую среду.

Укрепить семейные связи путём совместных занятий.

1.        Ознакомительное занятие:

Рассматриваются иллюстрации зимних пейзажей, лепятся снеговики из снега (если позволяет погода).

Педагог рассказывает о традиционных зимних развлечениях.

2.        Практическое занятие:

Создание зимних композиций (елочки, гирлянды, снеговики) из пластика и дерева.

Использование декоративных элементов (блестки, наклейки).

Февраль

«Автомобили будущего»

Узнать основы устройства наземного, воздушного и водного транспорта.

Попробовать спроектировать собственный вид транспорта.

Повысить скорость и качество сборки моделей.

Поддержать инициативу и фантазию в ходе конструирования.

1.        Образовательное занятие:

Обсуждение современных автомобилей, изобретение собственной машины мечты.

Дети рисуют эскизы будущих моделей транспорта.

2.        Практическое занятие:

Конструирование автомобиля или поезда из LEGO.

Март

«Цветочная весна»

Получение начальных сведений о явлениях природы ранней весной.

Реализация картин весеннего ландшафта с использованием конструктора.

Продолжить практику работы в малых группах.

Расти потребность наблюдать и заботиться о природе.

1.        Теоретическое занятие:

Поговорить о природе весной, обсудить признаки наступления тепла.

Показываются фотографии цветущих садов и парков.

2.        Практическое занятие:

Сборочные наборы: дети собирают цветы из разноцветных деталей конструктора.

Предлагается организовать клумбы и парки.

Апрель

«Большое строительство»

Организовать масштабное мероприятие, включающее совместное проектирование и строительство целого города.

Демонстрировать высокий уровень приобретённых навыков.

Удостовериться в усвоении ключевых навыков проектирования и конструирования.

1.        Предварительное занятие:

Объясняется важность планирования больших проектов, знакомятся с правилами совместного труда.

Составляются команды и распределяются обязанности.

2.        Основное событие:

Масштабная совместная постройка большой игровой площадки (замков, башен, игровых площадок).

Таким образом, проведенный цикл мероприятий способствует гармоничному формированию всесторонних личностных качеств ребёнка, обеспечивая базу для дальнейшего позитивного роста и развития.

Формы работы с родителями
Цель: познакомить родителей с разными видами конструкторов, показать приемы соединения деталей между собой.

1. Родительское собрание «Знакомство с проектом по конструированию «Волшебная мастерская».

2. Консультация «Волшебные кирпичики».

3.Домашние задания. Цель: Закрепление полученных навыков дома, укрепление связи семьи и образовательного учреждения.

4.Создание уголка конструирования в группе. Оснащение группы материалами и инструментами для конструирования, приглашение родителей посетить уголок и поучаствовать в работе.        

5. Участие в интернет-конкурсе.

6. Анкетирование родителей.

Результативно-прогностический этап проекта предполагает оценку достигнутых результатов и прогнозирование перспектив дальнейшего развития у детей.

1. Анализ динамики развития конструктивного мышления:

  • Наблюдения за изменениями в уровне развития конструктивных навыков детей (способность строить сложные сооружения, осознанность действий, улучшение зрительно-двигательной координации).
  • Проведение диагностических методик (например, тесты на выявление особенностей пространственного мышления, контрольные задания по сборке конструктора).

2. Определение показателей успешности:                          

  • Увеличение количества успешно выполненных детьми конструкций.
  • Проявления инициативы и самостоятельности в выборе материала и способов сборки.
  • Положительные изменения в развитии социальной компетентности (способность кооперироваться, согласовывать действия, помогать другим участникам).

3. Прогноз дальнейшего развития:

  • Определить, насколько эффективным оказался разработанный подход.
  • Сделать выводы относительно того, что должно быть продолжено или улучшено в дальнейшем.
  • Разработать рекомендации для педагогов и родителей по поддержке и стимулированию конструктивной деятельности у детей.