Проект по конструктивно-модельной деятельности в средней группе «Волшебная мастерская»
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Цель проекта:
Создание условий для развития конструктивного мышления детей 4-5 лет средствами игрового конструирования с различными видами конструктора.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 469.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников «Звездочка» п. Первомайский
«Волшебная мастерская»
Проект по конструктивно-модельной деятельности
в средней группе
Разработали воспитатели:
Бердыбекова М.З.
Хилкова Т.В.
П.Первомайский
2025г.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Пояснительная записка
Актуальность
Мы живем в «век высоких технологий». На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыков работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Однако в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому на сегодняшний день является актуальной необходимость подобрать из множества практико-ориентированных технологий такие, которые бы способствовали формированию таких качеств у детей как умение самостоятельно мыслить, генерировать конструктивные идеи, принимать решения и добиваться их исполнения.
Психолого-педагогические исследования показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов. Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью конструктивной деятельности. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными фигурами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании, получают представления о симметрии, равновесии, пропорции.
Конструктивная деятельность является средством социально-коммуникативного развития дошкольников. В процессе конструирования формируется трудолюбие, самостоятельность, инициатива, умение взаимодействовать со сверстниками. Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей. Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т.д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.
Эти факторы делают проект актуальным и востребованным в условиях современного образовательного процесса, направляя усилия педагогов на полноценное развитие каждого ребенка.
Цель проекта:
Создание условий для развития конструктивного мышления детей 4-5 лет средствами игрового конструирования с различными видами конструктора.
Задачи проекта:
1.Воспитательные
Формировать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
Развивать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений.
Сформировать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания одной постройки.
2.Образовательные
Закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая в процессе их свойства и выразительные возможности.
Сформировать умение создавать сюжетные композиции в процессе конструирования.
3.Развивающие
Продолжать формирование чувства формы при создании конструкций.
Способствовать овладению композиционными закономерностями: масштаб, пропорция, пластика, объем, фактура, динамика, статика.
Вид проекта:
Информационно - Практико-ориентированный.
Игровой.
Долгосрочный.
Комплексно - инновационный.
Участники проекта:
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Педагоги.
Родители (законные представители).
Срок реализации проекта: сентябрь 2025г. – май 2026г.
Способы и направления поддержки детской инициативы:
Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков.
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей.
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации проекта:
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз
Элементы самомассажа
Предполагаемые результаты:
У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире.
Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
У ребенка развита мелкая и крупная моторика.
Ребенок овладевает математическими понятиями, количественными представлениями, понятиями из области живой природы и основными культурными способами деятельности.
Материалы и оборудование.
Для эффективной организации конструктивной деятельности дошкольников необходимо создать специальные условия, так называемую развивающую среду. В группе необходимо оборудовать центр конструирования, которому дети могут сами придумать название. В этом строительном уголке должно быть достаточное количество материала:
Lego Duplo
Lego Education
Мягкий конструктор
Пластмассовый конструктор (разных размеров)
Деревянный конструктор
ТИКО-конструктор
Тематические конструкторы
Развивающие пособия Воскобовича
Счетные палочки
Дидактические игры “Танграм”, “Сложи узор” и т.д.
Настольные наборы различных видов.
Крупный напольный строитель.
Мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Игрушки-самоделки, выполненные детьми на занятиях по ручному труду для оформления и обыгрывания построек.
Дополнительный строительный материал.
Разнообразный иллюстративный материал: альбом с фотографиями построек родного поселка, знакомых сооружений, с фотографиями различного вида транспорта, с образцами построек (в т. ч. выполненных детьми, со схемами и чертежами и др).
Шаблоны и трафареты для самостоятельного изготовления схем.
Основные этапы реализации проекта
Первый этап - подготовительный.
Второй этап– содержательный.
Третий этап – результативно-прогностический.
Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению | Срок (период) выполнения | |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | ||
Выбор темы проекта; поставка цели, задач | сентябрь 2025г.
| |
Разработка перспективного тематического плана | ||
Подготовка практического материала (дооборудование центра конструирования различными видами конструкторов, наглядно – иллюстративным материалом) | ||
Информирование родителей (законных представителей), опрос об участии детей в проекте | ||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | ||
Цикл мероприятий по закреплению умений у детей работать с различными конструкторами | октябрь 2025 г. – апрель 2026г. | |
Серии развивающих игр с конструкторами в совместной деятельности педагогов с детьми | ||
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП | ||
Итоговая педагогическая диагностика конструктивных навыков, развития мышления, творческого воображения детей | май 2026г. | |
| ||
Подготовительный этап
Методическое обеспечение проекта
1.ФГОС ДО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
2.Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144с.
3.КомароваЛ.Г Строим из Лего. – Линка-Пресс. 2001 г
4. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Из опыта Куцаковой Л. В. - М: Просвещение, 1990 г. – 158 с., ил.
5.Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синсез, 2016. – 80с.
6.Образовательная программа ДО МБДОУ Д/с «Звездочка» п.Первомайский.
Перспективное тематическое планирование
Месяц | Тема | Задачи | Мероприятия |
Октябрь | «Мир игрушек» | Познакомить детей с различными видами конструктора (LEGO, деревянный, пластиковый). Пробудить интерес к игре и самостоятельному творчеству. Научиться собирать несложные конструкции по готовым схемам. Развить навыки коллективной игры и взаимопомощи. | 1. Вводное занятие: Детям демонстрируют разные типы конструктора (LEGO, деревянный, пластиковый). 2. Практическое занятие: Задача: собрать простую игрушку (собачку, машинку, кораблик) согласно заданному образцу. В конце занятия организуется мини-выставка первых построек. |
Ноябрь | «Геометрические фигуры» | Закрепить знание основных геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник). Научиться составлять картины и предметы из отдельных элементов. Развить понимание соотношения размеров и пропорций. Углубить навыки коммуникации и сотрудничества. | 1. Теоретическое занятие: Педагог объясняет значение основных геометрических форм (квадрат, круг, треугольник). Используются наглядные пособия (фигуры из картона, вырезанные элементы из конструктора). 2. Практическое занятие: Задания по созданию конструкций, состоящих исключительно из одной конкретной формы (например, «строительство квадратного замка»). Инструкция педагога: учить правильно соединять детали, следить за точностью размеров и симметрии. |
Декабрь | «Маленькие архитекторы» | Изучить основы городского устройства и архитектуры. Освоить методы организации совместной деятельности. Смоделировать первые опыты градостроительства (создание маленького города). Упорядочить социальные навыки общения и принятия решений. | 1. Интерактивное занятие: Просмотр картинок домов и зданий, обсуждение внешнего облика сооружений. Постановка вопроса: «А какой дом хочешь создать ты?» 2. Практическое занятие: Коллективная работа всей группы по постройке небольшого города. Используется крупный строительный конструктор, разделяются роли: одни строят дороги, другие возводят дома. |
Январь | «Зимняя сказка» | Исследовать тему зимних праздников и традиций. Отработать навыки составления композиций (ёлочка, снег, животные). Повысить эмоциональную отзывчивость и стремление украшать окружающую среду. Укрепить семейные связи путём совместных занятий. | 1. Ознакомительное занятие: Рассматриваются иллюстрации зимних пейзажей, лепятся снеговики из снега (если позволяет погода). Педагог рассказывает о традиционных зимних развлечениях. 2. Практическое занятие: Создание зимних композиций (елочки, гирлянды, снеговики) из пластика и дерева. Использование декоративных элементов (блестки, наклейки). |
Февраль | «Автомобили будущего» | Узнать основы устройства наземного, воздушного и водного транспорта. Попробовать спроектировать собственный вид транспорта. Повысить скорость и качество сборки моделей. Поддержать инициативу и фантазию в ходе конструирования. | 1. Образовательное занятие: Обсуждение современных автомобилей, изобретение собственной машины мечты. Дети рисуют эскизы будущих моделей транспорта. 2. Практическое занятие: Конструирование автомобиля или поезда из LEGO. |
Март | «Цветочная весна» | Получение начальных сведений о явлениях природы ранней весной. Реализация картин весеннего ландшафта с использованием конструктора. Продолжить практику работы в малых группах. Расти потребность наблюдать и заботиться о природе. | 1. Теоретическое занятие: Поговорить о природе весной, обсудить признаки наступления тепла. Показываются фотографии цветущих садов и парков. 2. Практическое занятие: Сборочные наборы: дети собирают цветы из разноцветных деталей конструктора. Предлагается организовать клумбы и парки. |
Апрель | «Большое строительство» | Организовать масштабное мероприятие, включающее совместное проектирование и строительство целого города. Демонстрировать высокий уровень приобретённых навыков. Удостовериться в усвоении ключевых навыков проектирования и конструирования. | 1. Предварительное занятие: Объясняется важность планирования больших проектов, знакомятся с правилами совместного труда. Составляются команды и распределяются обязанности. 2. Основное событие: Масштабная совместная постройка большой игровой площадки (замков, башен, игровых площадок). |
Таким образом, проведенный цикл мероприятий способствует гармоничному формированию всесторонних личностных качеств ребёнка, обеспечивая базу для дальнейшего позитивного роста и развития.
Формы работы с родителями
Цель: познакомить родителей с разными видами конструкторов, показать приемы соединения деталей между собой.
1. Родительское собрание «Знакомство с проектом по конструированию «Волшебная мастерская».
2. Консультация «Волшебные кирпичики».
3.Домашние задания. Цель: Закрепление полученных навыков дома, укрепление связи семьи и образовательного учреждения.
4.Создание уголка конструирования в группе. Оснащение группы материалами и инструментами для конструирования, приглашение родителей посетить уголок и поучаствовать в работе.
5. Участие в интернет-конкурсе.
6. Анкетирование родителей.
Результативно-прогностический этап проекта предполагает оценку достигнутых результатов и прогнозирование перспектив дальнейшего развития у детей.
1. Анализ динамики развития конструктивного мышления:
- Наблюдения за изменениями в уровне развития конструктивных навыков детей (способность строить сложные сооружения, осознанность действий, улучшение зрительно-двигательной координации).
- Проведение диагностических методик (например, тесты на выявление особенностей пространственного мышления, контрольные задания по сборке конструктора).
2. Определение показателей успешности:
- Увеличение количества успешно выполненных детьми конструкций.
- Проявления инициативы и самостоятельности в выборе материала и способов сборки.
- Положительные изменения в развитии социальной компетентности (способность кооперироваться, согласовывать действия, помогать другим участникам).
3. Прогноз дальнейшего развития:
- Определить, насколько эффективным оказался разработанный подход.
- Сделать выводы относительно того, что должно быть продолжено или улучшено в дальнейшем.
- Разработать рекомендации для педагогов и родителей по поддержке и стимулированию конструктивной деятельности у детей.








