Путешествие по русским народным сказкам
проект по коррекционной педагогике

Шкарупа Валентина Николаевна

 У детей с нарушением интеллектуального развития стойко выражено снижение познавательной деятельности, качественные изменения всей психики, всей личности в целом, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Данный проект основан на методах арт-терапии, которые применяются в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта. К ним относятся: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, пластилинотерапия. Проект индивидуальный, творческий, игровой. В рамках проекта реализуется коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога с ребенком с интеллектуальной недостаточностью через знакомство с русскими народными сказками. Проект направлен на всестороннее развитие личности ребенка 4 - 7 лет имеющего интеллектуальные нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_russkim_narodnym_skazkam.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация   проекта «Путешествие по русским народным сказкам в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью»

Шкарупа Валентина Николаевна

педагог-психолог

МКДОУ д/с «Ёлочка»

с. Покосное

Цель проекта: приобщение ребенка к истокам русской народной культуры через знакомство с  русскими народными сказками. 

Актуальность. У детей с нарушением интеллектуального развития стойко выражено снижение познавательной деятельности, качественные изменения всей психики, всей личности в целом, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Данный проект основан на методах арт-терапии, которые применяются в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта. К ним относятся: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, пластилинотерапия. Проект индивидуальный, творческий, игровой. В рамках проекта реализуется коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога с ребенком с интеллектуальной недостаточностью через знакомство с русскими народными сказками. Проект направлен на всестороннее развитие личности ребенка 4 - 7 лет имеющего интеллектуальные нарушения.

Основные направления работы по проекту:

  • Просмотр мультфильмов по мотивам сказок.
  • Рассказывание сказок с использованием настольного театра.
  • Продуктивно-творческая деятельность.

Дошкольники с проблемами в развитии испытывают трудности в понимании внутренних мотивов произведения, восприятии персонажей художественной литературы. Доказано, что при прослушивании произведения,  умственно отсталые дошкольники не улавливают смысл реплик персонажей, не усваивают контекст диалогов, в которых прослеживается суть отношений между героями сказки. Для детей данной категории необходимы другие методы знакомства с произведениями.

На  начальном этапе происходило знакомство со сказкой колобок. Чтение сказки заменено просмотром мультфильма,  после чего ребенку были предложены раскраски. Раскрашивание проводится совместно с педагогом, для работы используются акварельные краски. Благодаря плодотворному труду прошлых лет, ребенок достаточно хорошо пользуется акварелью, не выходит за контур рисунка, самостоятельно промывает кисть, требуется только направляющая помощь педагога в выборе необходимого цвета. Картинки  предъявляются ребенку в последовательности появления героев  в сказке. По окончанию работы рисунки используются как материал для закрепления сюжета сказки: Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Было предусмотрено домашнее задание в котором ребенок совместно с мамой раскрасили картинку и выполнили аппликацию по мотивам сказки.

На втором этапе ребенок знакомился со сказкой репка. Где были предусмотрены такие виды деятельности как просмотр мультфильма, совместное рисование героев способом «рука в руке», с последующим раскрашиванием акварелью, проигрывание сюжета сказки настольным театром, после чего перешли к изготовлению кукол из пластилина.

У детей с умеренной  умственной отсталостью игровые действия без специального обучения не возникают. Сами по себе игрушки не стимулируют ребёнка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно сними действовать. Действуя с игрушкой, ребёнок совершает простейшие однообразные манипуляции, которые не имеют игрового содержания. При показе спектакля игрушек вначале рассказывается сказка, игрушки перемещаются в соответствии с сюжетом. Следующий шаг – взрослый рассказывает сказку, а ребёнок расставляет игрушки в соответствии с текстом. На третьем  этапе ребенок знакомился со сказкой теремок. Где были предусмотрены такие виды деятельности как просмотр мультфильма, проигрывание сюжета сказки настольным театром, домашнее задание. Родители по выбору совместно с ребенком выполнили фигурку медведя. Когда все герои были изготовлены, мы приступили к показу сказки. Герои, сделанные своими руками, вызывали у ребенка восторг, он с удовольствием включился в экранизацию сюжета. Музыкальное сопровождение занятий вызывает у ребенка всплеск положительных эмоций. Замечено, что он проявляет интерес к фото и видео,  он обязательно просмотрит все сделанные снимки. При работе с видео оживляется, наблюдает за собой на экране, позирует, радуется. Такое же поведение  происходит когда ребенок  находится перед зеркалом, он показывает игрушки своему отражению, что-то пытается говорить, речь при этом шепотная. На экране мы можем видеть взгляд ребенка, что в обычной жизни  редкость, взгляд глаза в глаза всегда мимолетный. Это одна из особенностей детей данной категории. Реализация данного проекта показала, что  ознакомление ребенка с интеллектуальной недостаточностью с русскими народными сказками через методы арт-терапии, способствовало:

  • активизации познавательного интереса у ребенка;
  • увеличению концентрации зрительного и слухового внимания;
  • повышению работоспособности на занятиях;
  • расширению пассивного словарного запаса;
  • формированию навыков речевого общения;
  • повышению качества навыков продуктивной деятельности;
  • стабилизации эмоционального состояния у ребенка, обеспечению  

            психологического благополучия и здоровья ребенка;

  • вовлечению родителей в совместную творческую деятельность с ребенком.

Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с интеллектуальными нарушениями позволяет стимулировать развитие познавательных процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.

Восприятие сказки - сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. 

Использование сказкотерапии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями способствует развитию связной речи, активизации и обогащению словарного запаса, накоплению социального опыта, формированию целенаправленной деятельности, повышению устойчивости внимания ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое занятие для детей младшего возраста на тему: "Путешествие по русским народным сказкам"

Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите...

Интегрированное занятие: Развитие речи-социальный мир "Путешествие в русскую народную сказку"

В этом конспекте  занятия закрепляются  знания о старинном русском быте....

Досуг в подготовительной группе. "Путешествие по русским народным сказкам"

Досуг в подготовительной группеТема:  «Путешествие по русским народным сказкам»   ВоспитательМБДОУ №3 «Тополёк»ст. ФастовецкойШлык Н.Н.  Цели:- закрепить знания дет...

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

«Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации....