Путешествие по русским народным сказкам
проект по коррекционной педагогике
У детей с нарушением интеллектуального развития стойко выражено снижение познавательной деятельности, качественные изменения всей психики, всей личности в целом, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Данный проект основан на методах арт-терапии, которые применяются в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта. К ним относятся: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, пластилинотерапия. Проект индивидуальный, творческий, игровой. В рамках проекта реализуется коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога с ребенком с интеллектуальной недостаточностью через знакомство с русскими народными сказками. Проект направлен на всестороннее развитие личности ребенка 4 - 7 лет имеющего интеллектуальные нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_russkim_narodnym_skazkam.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация проекта «Путешествие по русским народным сказкам в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью»
Шкарупа Валентина Николаевна
педагог-психолог
МКДОУ д/с «Ёлочка»
с. Покосное
Цель проекта: приобщение ребенка к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками.
Актуальность. У детей с нарушением интеллектуального развития стойко выражено снижение познавательной деятельности, качественные изменения всей психики, всей личности в целом, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Данный проект основан на методах арт-терапии, которые применяются в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта. К ним относятся: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, пластилинотерапия. Проект индивидуальный, творческий, игровой. В рамках проекта реализуется коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога с ребенком с интеллектуальной недостаточностью через знакомство с русскими народными сказками. Проект направлен на всестороннее развитие личности ребенка 4 - 7 лет имеющего интеллектуальные нарушения.
Основные направления работы по проекту:
- Просмотр мультфильмов по мотивам сказок.
- Рассказывание сказок с использованием настольного театра.
- Продуктивно-творческая деятельность.
Дошкольники с проблемами в развитии испытывают трудности в понимании внутренних мотивов произведения, восприятии персонажей художественной литературы. Доказано, что при прослушивании произведения, умственно отсталые дошкольники не улавливают смысл реплик персонажей, не усваивают контекст диалогов, в которых прослеживается суть отношений между героями сказки. Для детей данной категории необходимы другие методы знакомства с произведениями.
На начальном этапе происходило знакомство со сказкой колобок. Чтение сказки заменено просмотром мультфильма, после чего ребенку были предложены раскраски. Раскрашивание проводится совместно с педагогом, для работы используются акварельные краски. Благодаря плодотворному труду прошлых лет, ребенок достаточно хорошо пользуется акварелью, не выходит за контур рисунка, самостоятельно промывает кисть, требуется только направляющая помощь педагога в выборе необходимого цвета. Картинки предъявляются ребенку в последовательности появления героев в сказке. По окончанию работы рисунки используются как материал для закрепления сюжета сказки: Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Было предусмотрено домашнее задание в котором ребенок совместно с мамой раскрасили картинку и выполнили аппликацию по мотивам сказки.
На втором этапе ребенок знакомился со сказкой репка. Где были предусмотрены такие виды деятельности как просмотр мультфильма, совместное рисование героев способом «рука в руке», с последующим раскрашиванием акварелью, проигрывание сюжета сказки настольным театром, после чего перешли к изготовлению кукол из пластилина.
У детей с умеренной умственной отсталостью игровые действия без специального обучения не возникают. Сами по себе игрушки не стимулируют ребёнка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно сними действовать. Действуя с игрушкой, ребёнок совершает простейшие однообразные манипуляции, которые не имеют игрового содержания. При показе спектакля игрушек вначале рассказывается сказка, игрушки перемещаются в соответствии с сюжетом. Следующий шаг – взрослый рассказывает сказку, а ребёнок расставляет игрушки в соответствии с текстом. На третьем этапе ребенок знакомился со сказкой теремок. Где были предусмотрены такие виды деятельности как просмотр мультфильма, проигрывание сюжета сказки настольным театром, домашнее задание. Родители по выбору совместно с ребенком выполнили фигурку медведя. Когда все герои были изготовлены, мы приступили к показу сказки. Герои, сделанные своими руками, вызывали у ребенка восторг, он с удовольствием включился в экранизацию сюжета. Музыкальное сопровождение занятий вызывает у ребенка всплеск положительных эмоций. Замечено, что он проявляет интерес к фото и видео, он обязательно просмотрит все сделанные снимки. При работе с видео оживляется, наблюдает за собой на экране, позирует, радуется. Такое же поведение происходит когда ребенок находится перед зеркалом, он показывает игрушки своему отражению, что-то пытается говорить, речь при этом шепотная. На экране мы можем видеть взгляд ребенка, что в обычной жизни редкость, взгляд глаза в глаза всегда мимолетный. Это одна из особенностей детей данной категории. Реализация данного проекта показала, что ознакомление ребенка с интеллектуальной недостаточностью с русскими народными сказками через методы арт-терапии, способствовало:
- активизации познавательного интереса у ребенка;
- увеличению концентрации зрительного и слухового внимания;
- повышению работоспособности на занятиях;
- расширению пассивного словарного запаса;
- формированию навыков речевого общения;
- повышению качества навыков продуктивной деятельности;
- стабилизации эмоционального состояния у ребенка, обеспечению
психологического благополучия и здоровья ребенка;
- вовлечению родителей в совместную творческую деятельность с ребенком.
Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с интеллектуальными нарушениями позволяет стимулировать развитие познавательных процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.
Восприятие сказки - сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство.
Использование сказкотерапии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями способствует развитию связной речи, активизации и обогащению словарного запаса, накоплению социального опыта, формированию целенаправленной деятельности, повышению устойчивости внимания ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговое занятие для детей младшего возраста на тему: "Путешествие по русским народным сказкам"
Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите...
Интегрированное занятие: Развитие речи-социальный мир "Путешествие в русскую народную сказку"
В этом конспекте занятия закрепляются знания о старинном русском быте....
Досуг в подготовительной группе. "Путешествие по русским народным сказкам"
Досуг в подготовительной группеТема: «Путешествие по русским народным сказкам» ВоспитательМБДОУ №3 «Тополёк»ст. ФастовецкойШлык Н.Н. Цели:- закрепить знания дет...
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...
«Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации....