Протокол обследования
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Материалы опубликованной статьи: Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М.
Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования
// Практика управления ДОУ. –2014. –No1. –с. 32–50.
Протокол педагогического обследования детей
с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Хаустов А.В., к.п.н, ЦПМССДиП
Красносельская Е.Л., учитель-дефектолог, ЦПМССДиП
Хаустова И.М., учитель-дефектолог, ЦПМССДиП
В современной научной литературе большое внимание уделяется проблеме коррекции расстройств аутистического спектра (РАС). В России актуальность данной проблемы обусловлена, прежде всего, развивающейся системой инклюзивного образования и возрастающим количеством детей с РАС.
Успешное обучение и коррекционная работа, направленная на социализацию и адаптацию детей с РАС, возможна только при условии их углубленного обследования. Диагностика имеет большое значение, в первую очередь, потому, что для детей с аутизмом характерна ярко выраженная асинхрония в развитии. Перед началом обучения у каждого ребенка необходимо точно определить зону актуального развития каждой функциональной сферы. В зависимости от результатов обследования составляется индивидуальный образовательный маршрут для каждого аутичного ребенка. Таким образом, точность оценки уровня развития влияет на эффективность обучения детей с РАС.
Анализ научно-исследовательских работ показал, что в зарубежной литературе описано большое количество разнообразных оценочных методик, протоколов обследования для детей с РАС. Использование этих методик в России, чаще всего, требует лицензии и серьезной адаптации. Это делает их недоступными для массового использования в образовании. В нашей стране разработано много валидных диагностических методик, которые успешно используются в процессе обследования детей с ОВЗ. Большинство из них не предназначено для работы с детьми, имеющими РАС. В результате, их использование в процессе диагностики аутистических расстройств либо не возможно, либо крайне ограничено. Отечественными исследователями (Никольской О.С., Лаврентьевой Н.Б.) сделаны первые успешные попытки к созданию методик обследования детей с РАС. Вместе с тем, для получения наиболее полной и объективной информации об уровне развития каждого ребенка с аутизмом по различным функциональным сферам существует необходимость создания детально
проработанного протокола педагогического обследования.
На основании многолетнего опыта практической и научно-методической работы, коллективом специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков – А.В. Хаустовым, Е.Л. Красносельской, С.В. Воротниковой, Ю.И. Ерофеевой, Е.В. Матус, А.И. Станиной, И.М. Хаустовой, Т.В. Шептуновой –был разработанпротокол педагогического обследования, который прошел первоначальную апробацию.
Протокол педагогического обследования предназначен для обследования детей с РАС дошкольного возраста. Он также может использоваться при работе с детьми, имеющими тяжелые аутистические расстройства в более старшем возрасте.
Использование предложенного протокола в практической работе позволяет:
∙ провести качественную и количественную оценку уровня актуального развития детей с РАС по следующим областям развития: поведение, коммуникация, восприятие, познавательная сфера, речь, игра, крупная моторика, мелкая моторика, самообслуживание
∙соотнести уровень развития ребенка с РАС с показателями среднестатистической возрастной нормы, что особенно важно при первичной диагностике;
∙представить полученные данные в графическом виде;
∙выявить уровень дезадаптивного поведения у детей с РАС;
∙определить «зону ближайшего развития», цели психолого-педагогической коррекции;
∙разработать план коррекционно-педагогической работы;
∙отследить динамику путем повторного проведения обследования по окончанию коррекционного курса.
В ходе обследования используется следующие методы исследования:
∙беседа с родителями, анкетирование и интервьюирование;
∙наблюдение за поведением ребенка (в ходе режимных моментов и на занятиях);
∙тестовые задания;
∙диагностическое обучение;
∙количественный и качественный анализ полученных данных;
∙графическая обработка полученных данных.
Алгоритм обследования условно состоит из четырех основных этапов:
I этап. Первичный сбор информации о личностных и социальных компетенциях,
навыках,особенностях поведенияребенка в ходе беседы с родителями. Данные, полученные на этом этапе, дают первоначальные сведения о особенностях и уровне развития ребенка с РАС.
II этап. Обследование личностных и социальных компетенций,навыков, особенностей поведения ребенка в ходе свободной деятельности. На данном этапе уточняются сведения, полученные от родителей. Педагог в ходе свободной деятельности организует ситуации обследования с использованием тех материалов, которые заинтересовали ребенка.
III этап. Обследование ребенка в ходе структурированного занятия с использованием тестовых заданий. Педагог проводит обследование по классической схеме, предлагая ребенку выполнить задания за столом. (При первичном обследовании детей с РАС обследование по традиционному алгоритму может быть неэффективно).
IVэтап –протоколирование и анализ результатов обследования. Выявляется итоговый уровень ребенка по основным областям развития, уровень дезадаптивного поведения. Осуществляется выбор целей коррекционной работы.
Бланк протокола состоит из 9-ти таблиц возрастных нормативов, таблицы «Дезадаптивное поведение» и таблицы -графика. Тестовые таблицы возрастных нормативов составлены на основании данных, представленных в различных исследованиях —Мухиной В.С., Обуховой Л.Ф.,Лисиной М.И., СтребелевойЕ.А., Филичевой Т.Б., Соболевой А.В., Эльконина Д.Б., Питерси М., Трилор Р.,BeyerY., GammeltoftL.,Johnson-MartinN.M., AttermeierS.M., HackerB.,SparrowS.,BallaD., CicchettiD.и др.).
Способ оценки уровня развития основывается на нормативных критериях, определяющих в каком возрасте у ребенка должны быть сформированны те или иные навыки. Критерием оценок служат возрастные показатели развития основных психических функций у здорового ребенка определенного возраста.
Сопоставление данных о развитии психических функций ребенка с РАС с возрастными показателями развития здоровых детей позволяет установить степень отставания или опережения в развитии по сравнению с возрастной нормой
ПРОТОКОЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Авторы –составители:
Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Воротникова С.В., Ерофеева Ю.И.,
Матус Е.В., Станина А.И., Хаустова И.М., Шептунова Т.В.
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________________
Дата рождения ребенка ______________________________________________________________
Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол________________________________________________
Ф.И.О. респондента __________________________________________________________________
Дата обследования: | Возраст ребенка (годы и месяцы) | Общий результат развития (средний балл по Таблицам 1– 9): | Дезадаптивное поведение (суммарный балл) |
«___»_____________ 20___г | |||
«___»_____________ 20___г | |||
«___»_____________ 20___г |
Таблица возрастных нормативов 1. «Социальное поведение» (Дьяченко, Лаврентьева, 1984;
Лисина, 1986; Мухина, 2000; Обухова, 1996).
Возр. реб (годы) | Возр. реб. (мес) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Коммента- рии |
1-ый год | 6 | По-разному реагирует на свое и чужое имя. | |||
Протягивает руки к близким людям | |||||
12 | По просьбе выполняет ранее заученные действия - «ладушки», «до свидания». | ||||
Реагирует на слова запреты: «нет» или «нельзя» в виде подчинения или протеста. | |||||
2-й год | 18 | Подражает действиям взрослых -«читает» книги. | |||
Просит помощи, когда что-нибудь делает, используя слова или жесты. | |||||
24 | Помогает при уборке игрушек. | ||||
Ведет взрослого за собой, чтобы показать что-либо | |||||
3-ий год | 30 | Не плачет, расставаясь с мамой, когда остается со знакомым человеком. | |||
По просьбе, обычно делиться игрушками или другими вещами с детьми или взрослыми. | |||||
36 | На групповых занятиях выполняет синхронные действия с другими детьми. (Например, ходит парами, в общем кругу, топает ногой и одновременно хлопает в ладоши). | ||||
Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить их | |||||
4-й год | 42 | Слушает со вниманием короткие истории. | |||
Повторяет за взрослым движение в определенной последовательности: хлопает в ладоши, поднимает руки вверх, руки –в стороны, опускает руки. | |||||
48 | Не выходит за установленные родителями границы территории, на детской площадке, во дворе. | ||||
Выполняет поручения, в незнакомой обстановке, вне дома | |||||
5-й год | 54 | По-разному общается с младшими и старшими детьми, детьми и взрослыми. | |||
Умеет организовывать рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия. | |||||
60 | Оценивает по сюжетным картинкам поступки с точки зрения социальной нормы. | ||||
В случае сомнения в правильности выполнения задания обращается за оценкой своих действий к взрослому. | |||||
6-ой год | 66 | Обращается к незнакомым взрослым на «Вы», а педагогам по имени и отчеству. | |||
Сознательно соблюдает принятые правила поведения, с пониманием их значения. | |||||
72 | Подчиняется сигналам светофора и знакам «Идите» и «Стойте». | ||||
Выполняет задание до конца, самостоятельно контролирует правильность его выполнения по ходу деятельности. | |||||
7-ой год | 78 | Соподчиняет мотивы своего поведения, заканчивает начатое дело до конца, прежде чем приступить к новому. | |||
Воспринимает фронтальную инструкцию, данную на слух или зрительно; удерживает инструкцию до конца задания. | |||||
84 | Бережно относится к оборудованию в группе, к окружающим предметам, и напоминает об этом другим детям. | ||||
Анализирует образец, сличает результат работы с данным образцом, самостоятельно находит и исправляет ошибки. | |||||
СУММА БАЛЛОВ | |||||
Таблица возрастных нормативов 2. «Коммуникация»
(Клюев, 1998; Леонтьев, 1969; Лепская, 1997; Лисина, 1986; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984)
Возр. реб (годы) | Возр. реб. (мес.) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года | Коммента- рии |
1-ый год | 6 | Улыбается при взаимодействии с близким человеком. | |||
Гулит и лепечет в ответ на речь близких людей | |||||
12 | Демонстрирует разделенное внимание: концентрирует внимание на том же предмете, что и взрослый; показывает, дает взрослому игрушку, чтобы поделиться интересами и т.д. | ||||
Имитирует слова сразу же после того как услышит их | |||||
2-й год | 18 | Выражает просьбы/требования, отказ, согласие, привлекает внимание, комментирует при помощи жестов и слов. | |||
Демонстрирует предпочтения в ситуации выбора. | |||||
24 | Использует невербальную коммуникацию, чтобы инициировать взаимодействие с ровесниками. | ||||
Комментирует и описывает текущие события. | |||||
3-ий год | 30 | Отвечает на простые вопросы и задает их. | |||
Поддерживает простой диалог со взрослыми | |||||
36 | Пересказывает знакомую историю по картинкам. | ||||
Говорит о своих чувствах | |||||
4-й год | 42 | Периодически вступает в диалог с ровесниками. | |||
Вступает в простой диалог по телефону. | |||||
48 | 48Поддерживает диалог с ровесниками. | ||||
Использует социальные слова, фразы (например, «Извините») | |||||
5-й год | 54 | Адекватно реагирует на чувства других людей.. | |||
Начинает понимать язык телодвижений собеседника | |||||
60 | Общается на разнообразные темы. | ||||
Начинает принимать во внимание точку зрения собеседника | |||||
6-ой год | 66 | Выстраивает диалог, опираясь на интересы собеседника. | |||
Может договариваться с собеседником и находить компромиссное решение. по просьбе полный домашний адрес | |||||
72 | Называет по просьбе номер домашнего телефона, номер мобильного телефона одного из родственников. | ||||
Называет по просьбе полный домашний адрес | |||||
7-ой год | 78 | Разговаривает на темы, касающиеся взаимоотношений между людьми и норм социального поведения. | |||
Отвечает соответствующим образом, когда его представляют незнакомым. | |||||
84 | Отвечает соответствующим образом, когда его представляют незнакомым. | ||||
Вежливо, корректно завершает диалог | |||||
СУММА БАЛЛОВ | |||||
Таблица возрастных нормативов 3. «Восприятие»
(Мухина, 2000; Ньюокиктьен, 2009; Обухова, 1996; Стребелева, 1998).
Возр. реб (годы) | Воз. реб. (мес) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Коммента- рии |
1-ый год | 6 | Рассматривает предмет в руке. | |||
Находит спрятанный на глазах предмет. | |||||
12 | Различает предметы по форме. (Например, отличает кирпичик от кубика). | ||||
Рассматривает фотографии, изображение предметов с четкими контурами. | |||||
2-й год | 18 | Смотрит в сторону называемого человека. | |||
Различает и показывает изображения круга и квадрата. | |||||
24 | Складывает разрезную картинку из 2-х частей. | ||||
Соотносит реальные предметы с их изображение | |||||
3-ий год | 30 | Выбирает из 9 картинок, ту которую ему назвали. | |||
Знает свою одежду. | |||||
36 | Подбирает парные картинки (две-четыре пары) предметных картинок. | ||||
Показывает шесть названных частей тела | |||||
4-й год | 42 | Соотносит, показывает и называет основные цвета. | |||
Соотносит, показывает и называет предметы 3-х разных длин (короткий, длинный, средний). | |||||
48 | Составляет предметную разрезную картинку из четырех элементов. | ||||
Понимает на слух простые правила игры | |||||
5-й год | 54 | Соотносит образ одинаковых букв. | |||
Узнает перечеркнутые изображения. | |||||
60 | Находит 5-6 отличий между двумя рисунками. | ||||
Правильно называет оттенки цветов -оранжевый, фиолетовый, голубой, серый, розовый, коричневый | |||||
6-ой год | 66 | Узнает фигуры с недостающими деталями. | |||
Определяет на слух какое слово лишнее. | |||||
72 | По силуэту и незначительным деталям определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр. | ||||
Складывает десять полосок разной длины в порядке убывания. | |||||
7-ой год | 78 | Правильно указывает основные различия в геометрических формах. | |||
Последовательно выкладывает серию сюжетных картинок(4-5), логично объясняет. | |||||
84 | Складывает сюжетную разрезную картинку из 4-6 частей. | ||||
Узнает наложенные изображения (фигуры Поппельрейтера) | |||||
СУММА БАЛЛОВ | |||||
Таблица возрастных нормативов 4. «Познавательная сфера»
(Кипхард, 2009; Забрамная, Боровик, 2002; Зиннхубер, 2010; Стребелева, 1998;
Штрасмайер, 2002)
Возр. реб (годы) | Воз. реб. (мес) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Коммента- рии |
1-ый год | 6 | Проявляет желание получить что-либо. | |||
Самостоятельно играет в игрушки в течение 10 минут. | |||||
12 | Складывает игрушки в корзину. | ||||
Дает или показывает игрушку взрослым | |||||
2-й год | 18 | Определяет, кому из членов семьи принадлежит данный предмет. | |||
После наблюдения подражает увиденномудействию с игрушкой | |||||
24 | Узнает шесть вещей в окружении или в книге с картинками. | ||||
Сортирует предметы по форме (кубик/шарик) | |||||
3-ий год | 30 | Раскладывает предметы на группы по образцу, по функциональным признакам. | |||
Собирает матрешку, состоящую из четырех частей. | |||||
36 | Соотносит верх и низ (переворачивает и кладет книгу правильно). | ||||
Собирает по порядку пирамидку из пяти коле | |||||
4-й год | 42 | Сравнивает предметы или животных, находя в них различия и объясняя их. | |||
Классифицирует предметы по признакам действия: что летает, ездит, плавает. | |||||
48 | Находит в окружающей обстановке много предметов и один предмет. | ||||
Находит на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объясняет, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. | |||||
5-й год | 54 | Сравнивает изображения и находит сходство и различие. | |||
Сортирует предметы по разным группам, используя обобщающие слова (растения, одежда, мебель, транспорт, овощи, фрукты). | |||||
60 | Знает, из какого материала построен дом. | ||||
Отгадывает загадки, используя накопленный опыт. | |||||
6-ой год | 66 | Исключает предмет по существенным признакам, самостоятельно называет родовое понятие.(4-й лишний). | |||
Понимает значение понятий: «вчера», «завтра». | |||||
72 | Раскладывает и составляет рассказ по картинкам, ориентируясь на временную последовательность. | ||||
Образовывает последующее число добавлением одного предмета, предыдущее —удалением | |||||
7-ой год | 78 | Знает и называет последовательно дни недели. | |||
Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10. | |||||
84 | Определяет и называет последовательность времен года | ||||
Решает задачи на сложение и вычитание, используя наглядный материал. | |||||
СУММА БАЛЛОВ | |||||
Таблица возрастных нормативов 5. «Речь»
(Архипова, 2005; Власенко, Чиркина, 1992; Волков, 1993; Филичева,Соболева, 1996)
Возр. реб (годы) | Воз. реб. (мес) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Коммента- рии |
1-ый год | 6 | Произносит гласные, (вокализирует), гулит. | |||
Произносит некоторые согласные, лепечет. | |||||
12 | Произносит первые слова. Использует речь для комментирования окружающего. | ||||
Повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами. | |||||
2-й год | 18 | Выражает просьбы и комментирует действия, используя словосочетания из 2-х слов. | |||
Привлекает внимание с помощью речи. | |||||
24 | Пользуется фразой из 3-4 слов. | ||||
Появляются простые предлоги ( в, на, у, с). | |||||
3-ий год | 30 | Произносит слова из трех открытых слогов (машина, сапоги). | |||
Фонематическое восприятие хорошо развито: не смешивает слова, близкие по звучанию. | |||||
36 | Говорит о себе в 1 лице. | ||||
В речи появляются понятия времени и места | |||||
4-й год | 42 | Пользуется вопросом «Почему?». | |||
Сообщает о недавно происшедших событиях. | |||||
48 | Использует сложное предложение из 5-8 слов, с простыми предлогами и союзами: (и, на, с). | ||||
Любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. | |||||
5-й год | 54 | Правильно произносит шипящие и свистящие звуки. | |||
Выделяет гласный звук в начале, в середине и в конце слова. | |||||
60 | Использует в речи грамматически согласованную расширенную фразу. | ||||
Замечает ошибки в неверно названом слове (фразе) у себя и других | |||||
6-ой год | 66 | Правильно произносит все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. | |||
В речи нет пропусков и перестановки слогов и звуков. | |||||
72 | Выделяет слоги или слова с заданным звуком из группы других. | ||||
Подбирает обобщающее слово к произнесенным вслух словам (мебель, обувь, одежда, еда, и т.д.) | |||||
7-ой год | 78 | Речь максимально приближена к речи взрослых, с учетом норм литературного языка, звуковой стороны. | |||
Владеет основной системой грамматики: свловоизменением, словообразванием, синтаксической структурой предложения. | |||||
84 | Правильно произносит слова со сложной слоговой структурой. | ||||
Составляет связный устный рассказ (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него | |||||
СУММА БАЛЛОВ | |||||
Таблица возрастных нормативов 6. «Игра»
(Лисина, 1986; Эльконин, 1978; Beyer, Gammeltoft, 2000; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984)
Возр. реб (годы) | Воз. реб. (мес) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Коммента- рии |
1-ый год | 6 | Улыбается при взаимодействии с близким человеком. | |||
Манипулирует одним предметом (вертит, крутит, облизывает, бросает и т.д.) | |||||
12 | Манипулирует двумя и более предметами одновременно, упорядочивает их (например, строит башню из кубиков, складывает формочки друг в друга и т.д.).. | ||||
Играет в простые социальные игры с предсказуемыми действиями со взрослым (например, ладушки, по ровненькой дороженьке, «ку-ку» т.д.) | |||||
2-й год | 18 | Выполняет функциональные действия с различными игрушками и бытовыми предметами. | |||
Играет рядом с другим ребенком с собственным набором игровых материалов (параллельная игра). | |||||
24 | Имитирует игровые действия других детей. | ||||
Появляется символическая игра: ребенок использует предметы-заместители (например, использует палочку вместо ложки) | |||||
3-ий год | 30 | Совершает несколько функциональных и символических действий, не связанных в единый сюжет (например, кормит, возит, моет и т.д.). | |||
Начинает делиться игрушками и играть в игры с переходом ходов (например, строит башню вместе со взрослым, поочередно устанавливая кубики). | |||||
36 | Приписывает кукле собственные желания в символической игре. | ||||
Начинает принимать на себя роли взрослых (например, мамы, папы, воспитательницы), но не называет их словесно | |||||
4-й год | 42 | Совершает игровые действия, отражающие эпизоды из личной жизни (игры «семья», «детский сад»). | |||
Широко использует предметы-заместители; совершает игровые действия с воображаемыми объектами (например, крутит несуществующий руль). | |||||
48 | Совершает несколько последовательных символических действий, объединенных в единую логическую цепочку (сюжетная игра). | ||||
Называет свою роль и роли партнеров по игре | |||||
5-й год | 54 | Соблюдает правила в простых играх. | |||
Делится игрушками по собственной инициативе, играет в игры с переходом ходов без напоминаний. | |||||
60 | Проигрывает прочитанные рассказы, показанные картинки, мультфильмы, события общественной жизни. | ||||
Принимает на себя разнообразные роли: папы, доктора, водителя, повара и т.д.; называет их. | |||||
6-ой год | 66 | Совершает разнообразные социальные игровые действия, соответствующие принятой роли. | |||
Использует специфическую ролевую речь, обращенную к партнерам по игре. | |||||
72 | Берет на себя роль другого ребенка. | ||||
Демонстрирует ярко выраженное ролевое поведение, в т.ч. речь ребенка в игре носит явно ролевой характер. | |||||
7-ой год | 78 | Играет в режиссерские игры. | |||
Четко следует социальным правилам в ролевой игре. | |||||
84 | Свободно играет в игры-драматизации. | ||||
Свободно играет в игры с правилами | |||||
СУММА БАЛЛОВ | |||||
Таблица возрастных нормативов 7. «Крупная моторика»
(Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009)
Возр. реб (годы) | Воз. реб. (мес) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Коммента- рии |
1-ый год | 6 | Переворачивается со спинки на живот. | |||
Сидит в течение 10 минут. | |||||
12 | Самостоятельно ползает. | ||||
Ходит при поддержке за обе руки. | |||||
2-й год | 18 | Перешагивает через препятствия переставным шагом, нагибается и приседает, чтобы взять предмет. | |||
Залезает на возвышение, взбирается по лестнице. | |||||
24 | Бегает | ||||
Спускается и поднимается по ступеням без поддержки | |||||
3-ий год | 30 | Прыгает, отрывая обе ноги от пола. | |||
Пытается стоять на одной ноге. | |||||
36 | Стоит на одной ноге, кратковременно сохраняя равновесие. | ||||
Ездит на трехколесном велосипеде. | |||||
4-й год | 42 | Стоит на одной ноге более двух секунд. | |||
Бьет мяч в цель. | |||||
48 | Спускается по ступенькам попеременным шагом. | ||||
Кидает мяч в руки | |||||
5-й год | 54 | Прыгает на одной ноге. | |||
Ловит мяч двумя руками. | |||||
60 | Ездит на велосипеде (3 –4-х колесном), совершая плавные повороты. | ||||
Стоит на одной ноге более восьми секунд | |||||
6-ой год | 66 | Попадает мячом в цель с расстояния 1,5 метров. | |||
Прыгает с места через веревку, натянутую на высоте 20 см от пола. | |||||
72 | Прыгает с высоты 30 см, приземляясь на корточки. | ||||
Стоит на каждой ноге попеременно, с закрытыми глазам | |||||
7-ой год | 78 | Проходит по прямой линии с открытыми глазами расстояние 2 м. | |||
Залезает на стул высотой 45 см без помощи рук | |||||
84 | Сидит на корточках с горизонтально вытянутыми руками в течение 10 секунд. | ||||
Ездит на двухколесном велосипеде (без дополнительных колес) | |||||
СУММА БАЛЛОВ | |||||
Таблица возрастных нормативов 8. «Мелкая моторика»
(Вавилова, 1983;Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009)
Возр. реб (годы) | Воз. реб. (мес) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Коммента- рии |
1-ый год | 6 | Сжимает предмет в руке. | |||
Сгибает и выпрямляет руки. | |||||
12 | Перекладывает предмет из одной руки в другую. | ||||
Использует пинцетный захват | |||||
2-й год | 18 | Стучит предметом о предмет. | |||
Указывает при помощи указательного пальца. | |||||
24 | Опускает мелкие предметы в коробочку с отверстиями или в бутылку. | ||||
Строит башню из 3-4 кубиков | |||||
3-ий год | 30 | Нанизывает крупные бусы. | |||
Переливает воду из сосуда в сосуд. | |||||
36 | Переворачивает страницы. | ||||
Открывает спичечный коробок | |||||
4-й год | 42 | Рисует круги. | |||
Пьет из чашки, держа ее одной рукой. | |||||
48 | Проводит линию, соединяющую две точки. | ||||
Лепит из пластилина «колобок» и «змейку» | |||||
5-й год | 54 | Режет ножницами. | |||
Застегивает и расстегивает пуговицы. | |||||
60 | Продевает нитку в иголку. | ||||
Вырезает ножницами по контуру. | |||||
6-ой год | 66 | Бросает мяч руками на расстояние четырех метров.. | |||
Рисует простые геометрические формы | |||||
72 | Рисует домик, солнце, дерево | ||||
Завязывает узел. | |||||
7-ой год | 78 | Рисует человека из восьми частей (голова, шея, туловище, 2 руки, 2 ноги, пальцы). | |||
Отбивает мяч от земли 3 раза подряд. | |||||
84 | Пишет (срисовывает) 10 букв. | ||||
Строит конструкции из кубиков, выкладывает из счетных палочек фигуры по образцу. | |||||
СУММА БАЛЛОВ | |||||
Таблица возрастных нормативов 9. «Самообслуживание»
(Кипхард, 2006; Зиннхубер, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Штрасмайер, 2002)
Возр. реб (годы) | Воз. реб. (мес) | Показатели развития | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Коммента- рии |
1-ый год | 6 | Самостоятельно сосет и глотает. | |||
Позволяет одевать себя, не сопротивляясь. | |||||
12 | Пережевывает пищу. | ||||
Пьет из чашки или стакана с помощью. | |||||
2-й год | 18 | Имитирует работу подому.. | |||
В течение дня регулярно остается сухим и контролирует свой стул | |||||
24 | Самостоятельно ест ложкой и пьет из чашки (не обязательно аккуратно). | ||||
Самостоятельно снимает не застегнутую одежду. | |||||
3-ий год | 30 | Пьет через соломинку. | |||
Вытирает себе руки (салфеткой или полотенцем). | |||||
36 | Самостоятельно моет руки. | ||||
Дает знать, когда хочет сходить в туалет. | |||||
4-й год | 42 | Ест самостоятельно ложкой и вилкой, почти не пачкаясь. | |||
Надевает на себя куртку, пальто | |||||
48 | Обувает ботинки (шнурки завязывать необязательно). | ||||
Чистит зубы, умывает лицо, под руководством взрослого выполняет все действия в туалете. | |||||
5-й год | 54 | Раздевается самостоятельно, застегивает крупные пуговицы, различает переднюю и заднюю части одежды. | |||
После игры убирает игрушки без напоминания. | |||||
60 | Самостоятельно пользуется туалетом, моет руки и одевается, пытается завязывать шнурки. | ||||
Ножом намазывает на хлеб масло. | |||||
6-ой год | 66 | Выполняет простые поручения по дому. | |||
Наливает себе напиток из кувшина. | |||||
72 | Полностью самостоятельно одевается на прогулку. | ||||
Может самостоятельно принять душ. | |||||
7-ой год | 78 | Правильно пользуется столовыми приборами во время приемов пищи. | |||
Соблюдает правила дорожного движения для пешеходов (смотрит в обе стороны при переходе через дорогу, подчиняется сигналам светофора). | |||||
84 | Завязывает шнурки «на бантик». | ||||
Самостоятельно застилает постель. | |||||
СУММА БАЛЛОВ | |||||
Таблица 10. «Дезадаптивное поведение»
Формы дезадаптивного поведени | Балл (нач. года) | Балл (кон. года) | Комментарии |
Аутоагрессивное поведение | |||
Кусает свою руку. | |||
Бьет, стучит себя по голове. | |||
Бьется головой о стену. | |||
Бьется головой о стол | |||
Агрессивное поведение | |||
Плюет на других людей. | |||
Бьет других людей по лицу | |||
Кусает других людей. | |||
Щипает окружающих. | |||
Тянет, дергает за волосы окружающих | |||
Стереотипное поведение | |||
Выполняет однообразныедействия: раскачивается, потряхивает и взмахивает руками, вращается. | |||
Выполняет в особом порядке ритуалы нефункционального характера -располагает объекты определенным образом. | |||
Проявляет чрезмерный интерес к необычным неигровым предметам.. | |||
Ритмично повторяет звуки или слова. | |||
Стереотипно повторяет слова или фразы. | |||
Проявляет чрезмерный интерес к датам, маршрутам или расписаниям | |||
Прерывание деятельности | |||
Сбрасывает предметы. | |||
Кричит и плачет при малейших требованиях. | |||
Вскакивает из-за стола в процессе выполнения какой-либо деятельности. | |||
Дурачится, проявляет нежелание начинать или продолжать деятельность. | |||
Кричит, издает громкие звуки, выражающие протест. | |||
Другие формы дезадаптивного поведения | |||
Демонстрирует избирательную активность: манипулирует только любимой игрушкой, новые предметы не обследует. | |||
С трудом переключается с одного вида деятельностина другой. | |||
Концентрирует внимание только в течение короткого промежутка времени. | |||
Проявляет выраженную импульсивность: вскакивает, опережая указания, хватает предметы. | |||
Проявляет пассивность, неспособность к действию, для начала деятельности ждет указаний взрослого. | |||
Не допускает изменений установленного порядка, сопротивляется переменам (например: перестановки мебели, смены одежды) | |||
Не испытывает удовольствие или проявляет протест при физическом контакте | |||
СУММА БАЛЛОВ |
Профиль развития ребенка | Кон ец года | Самообслуживание | ||||||||||||||
Нач. года | ||||||||||||||||
Кон ец года | Мелкая моторика | |||||||||||||||
Нач. года | ||||||||||||||||
Кон ец года | Крупная моторика | |||||||||||||||
Нач. года | ||||||||||||||||
Кон ец года | Игра | |||||||||||||||
Нач. года | ||||||||||||||||
Кон ец года | Речь | |||||||||||||||
Нач. года | ||||||||||||||||
Кон ец года | Познавательная сфера | |||||||||||||||
Нач. года | ||||||||||||||||
Кон ец года | Восприятие | |||||||||||||||
Нач. года | ||||||||||||||||
Кон ец года | Коммуникация | |||||||||||||||
Нач. года | ||||||||||||||||
Кон ец года | Социальное поведение | |||||||||||||||
Нач. года | ||||||||||||||||
Баллы | 56 | 52 | 48 | 44 | 40 | 36 | 32 | 28 | 24 | 20 | 16 | 12 | 8 | 4 | Исследуемые | |
Возраст ребенка (годы) | 7 лет | 6,5 лет | 6 лет | 5,5 лет | 5 лет | 4,5 года | 4 года | 3,5года | 3 года | 2,5 | 2 года | 1,5года | 1 | 0,5 года |
Инструкция по заполнению протокола
При заполнении протокола, сбор первичной информации о развитии ребенка, проводится в беседе с родителями, и оцениваются учителем-дефектологом со слов родителей, оценочный балл ставится в подходящую клетку таблицы протокола обследования.
При первичном обследовании оценочные баллы заносятся в протокол карандашом. Заполнение протокола специалистом продолжается в течение диагностического периода (1 месяц) 2 раза в год, в сентябре и мае учебного года.
Для правильного заполнения протокола педагогического обследования необходимо последовательно проделать ряд операций.
В титульном листе протокола заполните строки «Фамилия, имя ребенка», «Дата рождения ребенка», «Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол», «Ф.И.О. респондента», «Дата обследования». Последовательно заполните Таблицы возрастных нормативов с 1-ой по 9-ую.
В столбце «Балл (начало года)», напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от сформированности навыка:
«0» –навык не сформирован. Ребенок никогда не выполняет и не использует данный навык, или только пытается выполнить действие.
«1» –навык сформирован частично. Ребенок начал выполнять действие в течение последнего месяца, либо иногда использует данный навык, (например, только с близкими людьми, только с взрослыми, только в домашних условиях и т.д.)
.«2» –навык сформирован полностью. Ребенок использует данный навык в различных ситуациях, в разных местах, с разными людьми.
Когда все баллы по Таблицам возрастных нормативов с 1-ой по 9-ую будут проставлены, подсчитайте сумму и запишите в строке «сумма баллов»
В столбце «комментарии», по мере необходимости, отмечайте особенности формирования навыков: например, ребенок использует навык только с мамой, или только с помощью взрослого, или только в знакомой обстановке, или выполняет только на знакомых пособиях.
Подсчитайте общий результат развития (средний балл по Таблицам возрастных нормативов 1–9). Для этого сложите суммы баллов по Таблицам возрастных нормативов 1–9 и разделите эту сумму на количество Таблиц возрастных нормативов (на 9).
Полученное число впишите на титульном листе протокола в графу «Общий результат развития (средний балл по Таблицам 1–9)» напротив соответствующей даты обследования.
Заполните Таблицу 10 «Дезадаптивное поведение».
В столбце «Балл (начало года)», напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от степени выраженности дезадаптивного поведения:
«0» -данная форма дезадаптивного поведения у ребенка отсутствует полностью.
«1» -данная форма дезадаптивного поведения у ребенка недостаточно выражена и/или наблюдается редко, только в определенных ситуациях.
«2» -данная форма дезадаптивного поведения у ребенка ярко выражена и/или наблюдается постоянно в различных ситуациях.
Когда все баллы по Таблице 10 («Дезадаптивное поведение») будут проставлены, подсчитайте их сумму и запишите в строке «сумма баллов». Полученное число впишите на титульном листе протокола в графу «Дезадаптивное поведение (суммарный балл)» напротив соответствующей даты обследования.
В столбце «комментарии», по мере необходимости, отмечайте особенности, связанные с данным поведением: например, ребенок использует данную форму дезадаптивного поведения только при взаимодействии с родителями или только в учебной ситуации и т.д.
Построение психолого-педагогического профиля развития ребенка.
Для наглядного представления результатов обследования используется таблица «Профиль развития ребенка». Сначала в таблице отметьте календарный возраст ребенка –нарисуйте линию вдоль всей таблицы на уровне, соответствующем его календарному возрасту. Затем, в столбцах «начало года» при помощи линии отметьте количество набранных ребенком баллов по каждой Таблице возрастных нормативов.
Все ячейки, находящиеся под чертой, заштрихуйте. В результате, получается диаграмма, отражающая уровень развития ребенка по каждой области развития. Высота столбцов в диаграмме указывает на то, какому возрасту (в сравнении со среднестатистической нормой) соответствует уровень развития ребенка.
Сравнение на графике данных о календарном возрасте ребенка с данными о его реальном развитии позволяет наглядно увидеть, насколько сформированы у него навыки по каждой области развития относительно среднестатистической возрастной нормы.
В зависимости от результатов обследования по предложенной методике разрабатывается индивидуальная программа работы с ребенком. В качестве целей обучения из «таблиц возрастных нормативов» выбираются те умения и навыки, которые у ребенка либо сформированы частично (1 балл), либо не сформированы совсем (0 баллов).
При этом нужно соблюдать последовательность, указанную в таблице, постепенно усложняя поставленные задачи.
Если в результате обследования у ребенка были выявлены различные формы дезадаптивного поведения, то целью коррекционной работы становится их уменьшение и устранение.
Для выявления результативности коррекционной работы и обучения в конце года проводится повторное обследование по предложенной методике.
Результаты итогового обследования заносятся в столбцы «конец года». Динамика по количественным показателям осуществляется путем сравнения итогов первичного и заключительного обследования.Разработанный
Протокол обследования детей с РАС прошел апробациюв процессе коррекционной работы с детьми, имеющими РАС, в условиях ЦПМССДиП.
Список литературы и методик обследования:
1.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.АСТ, Астрель 2005
2.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. –М., Роспедагенство, 1994.-68 с.
3.Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет. Методическое пособие. –СПб. 1992 –С. 14-15.
4.Власенко И.Т., Г.В, Чиркина Методы обследования речи у детей М. 1992.
5.Волков Г.А. Методика обследования речи у детей. СПБ 1993 г
6.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. –1996. –No6. –С. 62 –76.
7.Глазырина Л.Д. Физическая культура –дошкольникам // Программа и программные требования. М., Владос, 1999. –С. 73 –135.
8.Дьяченко О. М. Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. -М., 1984. –44 c.
9.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. -М., 2002.
10.Зиннхубер Х. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения от 4 до 7,5 лет. М.Теревинф, 2010. -111 с.
11.Кипхард Э. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения от 0 до 4 лет. М. Теревинф,2009. -111с.
12.Клюев Е.В. Речевая коммуникация. –М.: Приор, 1998. –224 с.
13.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. –М.: Просвещение. 1969. –214 с.
14.Лепская Н.И. Язык ребенка: Онтогенез речевой коммуникации. –М., 1997. –151 с.
15.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. –М.: Педагогика, 1986. –148 с.
16.Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.-Петрозаводск. 1992.-С 99-139.
17.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. 6-ое изд., стереотип.-М..Издательский центр «Академия», 2000.
18.Мюнхенская функциональная диагностика развития. Т. Хелльбрюгге, Ф. Лайоси, Д. Линара и др. Мн., 1997.
19.Ньюокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. Том первый. М. Тенериф 2009 —288 с.
20.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.-М.: Российское педагогическое агенство. 1996.
21.Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. М. Ассоциация Даун Синдром, 2001. Книги 3-8.
22.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов/ Под общ. ред. М.М. Семаго. –М.: АРКТИ, 2001. –136 с.
23.Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Метод. Пособие. Е.А Стребелева, Ю.А. Разенкова, А.Н. Орлова, Н.Д. Шматко; Под редакцией Е.А. Стребелевой; Мин-во общ. и проф. образования РФ, Ин-т коррекц. педагогики РАО. М.: Полиграф сервис, 1998. –225с.
24.Развитие общения у дошкольников. Под ред. А.В.Запорожца, М.И. Лисиной -М.: Педагогика, 1974. –288 с
25.Cемаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. –СПб.: Речь, 2005. –384с.
26.Филичева Т.В. Соболева А.В. Развитие речи дошкольников. Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург, 1996.
27.Хаустов А.В. Оценка коммуникативных навыков, определение целей обучения // Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие. –М: ЦПМССДиП, 2010. –C. 73 –78.
28.Штрасмайер В. Обучение развитие ребенка раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 22 —69.
29.Эльконин Д.Б. Психология игры. –М.: Педагогика, 1978. –304 с.
30.Штрасмайер В. Обучение развитие ребенка раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. -М. Издательский центр «Академия», 2002.
31.Эльконин Д.Б. Психология игры. –М.: Педагогика, 1978. –304 с.
32.Эрнст Й.Кипхард Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития от рождения до 4-х лет. Теревинф, М., 2009. 16 -21 c., 29 -34с., 42 –48с., 56 –62с.
33.Beyer J., Gammeltoft L. Questionnaire for play observation // Autism and play. –London: Jessica Kingsley, 2000. –pp. 103 –106.
34.Johnson-Martin N.M., Attermeier S.M., Hacker B. The Carolina curriculum for preschoolers with special needs. -Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 1990.
35.Lewis V., Boucher J. The test of pretend play. –The psychological corporation, 1998.
36.Lowe M., Costello A.J. Symbolic play test. –Windsor: NFER-Nelson, 1989.
37.Kleiman L. Functional Communication Profile –East Moline, IL: LinguiSystems, 1994.
38.Mesibov G., Schopler E., Schaffer B., Landrus R. Adolescent and adult psychoeducational profile (AAPEP). –Austin, TX: PRO-ED, 1988.
39.Phelps-Terasaki D., Phelps-Gunn T. Test of Pragmatic Language. –Austin, TX: PRO-ED, 1992.
40.Quill K.A., Bracken K.N., Fair M.E., FioreJ.A. Assessment of social and communication skills // DO-WATCH-LISTEN-SAY. Social and communication intervention for children with autism. –Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 2002. –pp. 53 –70.
41.Rossetti L. The Rossetti Infant-Toddler Language Scale. –East Moline, IL: LinguiSystems., 1990.
42.Sherratt D., Peter M. Assessing play of children with autism // Developing play and drama in children with autistic spectrum disorders. –London: David Fulton publishers, 2002. –pp. 48 –53.
43.Sparrow S., BallaD., Cicchetti D. Vineland Adaptive Behavior Scales. Circle pines, M.N.: American Guidance Service, 1984.
44.Watson L.R., Lord C., Schaffer B., Schopler E. Communication assessment: The basis for programming // Teaching spontaneous communication to autistic and developmentally handicapped children. –Austin, TX: PRO-ED, 1989. –pp. 21 –26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол обследования физкультурного уголка для развития двигательной активности детей.
Протокол обследования физкультурного уголка для развития двигательной активности детей....

Протокол обследования ребенка.
Предлагаю коллегам созданный мной протокол для логопедического обследования. В нем отображены все компоненты речевой функциональной системы, а также задания которые предлагаются ребенку. Специал...

Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст
Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст...

Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст
Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст...
Протоколы обследования (для тифлопедагогов)
Протоколы обследования детей 3-4 лет с нарушением зренияПротоколы обследования детей 4-5 лет с нарушением зрения.Протоколы обследования детей 5-6 лет с нарушением зрения.Протоколы обследов...


