Условия успешного преодоления двигательных нарушений у детей с речевыми дефектами
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Содержание презентации раскрывает условия преодоления речевых и двигательных умений и навыков у детей с речевыми дефектами

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №3 (дошкольное отделение) Подготовила учитель-логопед: Трухина А.А. Условия успешного преодоления двигательных нарушений у детей с речевыми дефектами

Слайд 2

Мышечный, двигательный анализатор функционирует не сам по себе, а играет огромную роль в целостной деятельности мозга, и «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения человека, но и объединяет их ( И.М.Сеченов , великий русский физиолог)

Слайд 3

Характеристика двигательной сферы дошкольников с речевыми дефектами: нарушена регуляция произвольных движений; не сформирована техника выполнения движений; ограничен объём выполнения движений как по подражанию, так и по словесной инструкции; дети испытывают трудности в координации тела в пространстве, в нахождении заданного пальца на руке, в различении левой и правой руки, в удержании равновесия.

Слайд 4

Цели и задачи программы коррекции и профилактики речевых нарушений Развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия Работа над координацией движений, общей и мелкой моторикой Закрепление звуков речи Развитие речевого и физиологического дыхания Развитие темпа ритма, интонационной выразительности речи Развитие мимической мускулатуры

Слайд 5

Обоснование введения элементов фольклора в содержание двигательно-речевых игр яркие образы четкий ритм широкая палитра форм разного интонирования сочетание текста с движениями рук и всего тела эмоциональный контакт приобщение ребенка к истокам народной культуры фундамент нравственности, патриотизма, уважения к своему народу

Слайд 6

Эффективность процесса коррекционного воздействия в формате объединения двух специалистов -комплексами упражнений, подобранными относительно структуры дефекта и реализуемыми систематически инструктором физической культуры на своих занятиях уменьшается время подготовительного этапа на занятиях логопеда -правильно подобранный логопедом речевой материал для подвижных игр дает возможность для ускорения процесса автоматизации и дифференциации звуков, отработки грамматических категорий, становления связной речи - интеграция задач из различных областей даёт педагогам шанс максимально реализовать потенциальные возможности детей, способствуя их гармоничному развитию

Слайд 7

Программа комплекса подвижных игр и упражнений д ети с нормой речевого развития д ети с дефектами речевого развития создаёт условия для улучшения и закрепления уже приобретенных речевых и двигательных умений и навыков создаёт условия для успешной коррекции и развития речевых и двигательных умений и навыков; мотивирует к стремлению подражать нормотипичным детям приобщение к культурным ценностям нашей страны через элементы фольклора в играх

Слайд 10

Ш л а коза по мостику и виля л а хвостиком. Зацепи л а за пери л а, прямо в речку угоди л а. Формирование сенсорного опыта, массаж активных точек на ногах, навык пространственного ориентирования, автоматизация звука Л

Слайд 14

Ладонь-кулак, ты тоже делай так! Бежали бегемотики Надутые животики Бежали и бежали И дружно повторяли



Предварительный просмотр:

Условия успешного преодоления двигательных нарушений у детей с речевыми дефектами

 Формат работы логопункта с его спецификой все время предполагает поиск таких форм и средств организации деятельности, в результате которых процесс коррекции и развития воспитанников с речевыми дефектами происходит максимально эффективно, причем в достаточно короткие сроки.

В настоящее время многими исследователями установлено особое значение движения в формировании мозговых функций человека, соответственно и речи. Кроме того, физическая активность предполагает развитие психофизиологической базы речи. Практика последних лет показывает, что контингент детей с речевыми нарушениями имеет в большинстве своем сложную структуру дефекта. Это, безусловно, отражается качественным своеобразием двигательной сферы дошкольников.

Проанализировав потенциальные возможности реализации совместных усилий логопеда и инструктора по физической культуре, нами была разработана и введена в практику программа комплекса подвижных игр и упражнений, оптимизирующая процесс коррекции по формированию речевых и двигательных умений и навыков.

Основу комплекса составляют двигательно-речевые игры с элементами русского фольклора. Задействование этого пласта русской национальной культуры было выбрано не случайно. Ценность фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру. В фольклоре хорошо прослеживаются образцы первых звукоподражаний, лаконично сочетаются незамысловатые тексты с движениями рук и всего тела, представлена широкая палитра форм разного интонирования, четкого ритма, ярких образов. В свою очередь ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными-как раз такими, к развитию которых стремится инструктор по физической культуре на своих занятиях. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

За красотой русского языка стоит высокая культура великого народа. Приобщение с ранних лет ребенка к истокам народной культуры, помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, воспитывает уважение к своему народу, формирует основы самосознания и индивидуальности. Сегодня эта задача воспитания как никогда актуальна!

Объединение усилий учителя логопеда и инструктора физкультуры повышает эффективность процесса коррекционного воздействия взаимодополняя деятельность обоих специалистов. Формат содержания программы удобен для реализации в группе, одновременно для нормотипичных детей и детей с речевыми нарушениями, что, безусловно, выгодно в рамках работы логопункта.

Сегодня мы хотели бы поделиться практическими приемами коррекции речевых нарушений с помощью движений в играх на занятиях физкультурой, а также в деятельности логопеда.

Передвижение по канату развивает равновесие, укрепляет мышцы ног. Дети, проходя по канату с спортивном зале, проговаривают скороговорки, с рекомендованным логопедом, звуком  

В силу ограниченного пространства на логопедических занятиях используем вместо каната балансировочные подушки, закрепляя тот же навык равновесия. Держа баланс на подушке, ребята проговаривают речевой материал в соответствии с коррекционной целью либо же делают упражнения артикуляционной гимнастики как на слайде

Игра «Шла коза по мостику» может использоваться в начале года как одно из средств формирования психофизиологической базы речи: это накопление сенсорного опыта, плюс массаж активных точек на ногах, навык пространственного ориентирования (прыгнули с мостика направо, либо налево) и слуховое внимание (точное следование инструкции), а в дальнейшем может ассоциировать данные задачи с автоматизацией звука Л.

Нейроупражнения улучшают произвольное внимание, координацию общих движений и мелкую моторики рук, а в сочетании с речевым материалом акцентируют внимание на автоматизируемые звуки, предложные конструкции, грамматические категории

Для детей младшего дошкольного возраста двигательно-речевые игры являются отличным средством стимуляции формирования взаимозависимых возрастных навыков (двигательных, сенсорных, речевых) и предупреждают возможные речевые нарушения. 

Вывод: В теории любую подвижную игру можно адаптировать под коррекционные речевые задачи, а на практике важно, что эта деятельность в совместном ведении логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы педагогов ДОУ с родителями по проблеме семейного чтения, у детей с речевыми дефектами

Организация работы педагогов ДОУ  с родителями по проблеме семейного чтения, у детей с речевыми дефектами....

Вопросы теории. Условия успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Статья "Условия успешного развития творческих способностей  детей дошкольного возраста" поможет педагогам дошкольникам и родителям раскрыть сущность детского творчест­ва, его проявления, формиров...

Условие успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Материал раскрывает способы развития креативности у детей дошкольного возраста через интересные и простые игры....

Коррекционное занятие по cоздание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"

Дети боятся темноты, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому данное занятие по преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуально на настоящий момент....

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями

laquo;Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями» Семья – ближайшее и постоянное социальное...