Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе “Экскурсия по группе”
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вербицкая Екатерина Анатольевна

Конспект направлен на знания детей о развивающих уголках группы, о природе, о различных состояниях воды, о снежинках;

расширять знания о родном городе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в старшей логопедической группе

“Экскурсия по группе”

                                                          Воспитатель I категории

                                                          логопедической группы

                                                          МБДОУ «ДСКВ №118» г.Братск

                                                          Вербицкая Екатерина Анатольевна

Образовательные: Закрепить знания детей о развивающих уголках группы, о природе, о различных состояниях воды, о снежинках;

расширять знания о родном городе,

продолжать учить отгадывать загадки, быстро находить ответ на поставленный вопрос; закрепить знания о геометрических фигурах, умение измерять условной меркой;

учить детей правильно произносить звуки, отчетливо произносить скороговорки и чистоговорки;

продолжать учить ориентироваться на плане группы;

совершенствовать умение рисовать снежинку разными материалами.

Развивающие: развивать интонационную выразительность речи; развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление, познавательную активность, навыки общения, координацию движений, мелкую моторику рук.

Воспитательные: формировать чувство патриотизма, любви к природе, речевую культуру, уверенность в общении;

воспитывать ответственность, аккуратность в работе, эстетический вкус,

продолжать воспитывать умение отражать свои впечатления в оценке своей деятельности.

Материал: аудиописьмо, конверт, план-схема группового помещения, Заяц (игрушка), дорожка со следами, мяч, геометрические фигуры. Дидактические игры: «Найди пару», «Где снежинки?»

Раздаточный материал: карточки с изображением различного состояния воды: водопада, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка; карточки с дорожками различной длины (красная, желтая и синяя), условные мерки, снежинки на палочках, комочки ваты; бумага в форме шестиугольника голубого цвета, кисточки, ватные палочки, салфетки, белая гуашь

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим

настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.

-Сегодня нас ждёт много интересного. Я предлагаю вам настроиться

на работу.

На занятии будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным)

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать)

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать)

Говорите четко, внятно,

Чтобы было всё … (понятно)

Включается аудиописьмо: звук вьюги,

Голос: Ребята, угадайте, кто я?

Снег идет, под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята-

Снова к нам пришла…

Дети: Зима

Зима: «Здравствуйте, ребята! Я узнала, что здесь живут очень умные и любознательные ребята. Чтобы хорошо учиться, нужно много знать. Я решила проверить ваши знания и даже приготовила для вас сюрприз. Но что бы его получить, выполните задания, которые находятся в конверте. А конверт вы найдёте, если отгадаете следующую загадку:

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем…(Елка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это висит на елке?

Дети: Конверт

Воспитатель:  Мы его сейчас снимем и посмотрим , что там лежит. Ребята посмотрите, что это такое, я думаю что это план нашей группы, который мы используем в нашем путешествии. (Рассматриваем план) На плане обозначен наш маршрут и остановки, на которых нас ждут удивительные приключения. Наше путешествие начинается с места, обозначенного крестиком. Посмотрите, здесь нарисованы чьи то следы?

Дети: Заячьи

Игра «По следам»

(На полу дорожка со следами, дети прыгают по следам - ноги вместе, ноги врозь).

Воспитатель: Ребята, куда мы прибыли?

Дети: В уголок природы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети : Сугроб

Воспитатель: Да, это сугроб, но там кто-то дрожит. Давайте

посмотрим, кто это.

Дети: Заяц

Воспитатель: А что ты здесь делаешь?

Заяц: Я хочу узнать у вас почему у меня поменялся цвет шубки, почему все кругом белым-бело..

Воспитатель: Ребята, давайте объясним это зайке с помощью игры «Признаки зимы» (игра с мячом)

Какое сейчас время года?

Назови признаки зимы.

В какие игры можно играть зимой на улице? (кататься на лыжах, санках, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т.д)

Какая бывает зима? (зима бывает холодная, снежная, красивая, пасмурная, мягкая, морозная).

Вспомни название зимних месяцев.

Какие животные спят зимой? (медведи, ежи)

Кто из животных, зимой меняет шубку и почему? (заяц меняет шубку на

белый цвет, белка - у белки к зиме появляется серый теплый подшерсток, чтобы ей было теплее).

Воспитатель: а теперь давайте сыграем в игру «Где снежинки?»

(Лежат 4 круга с изображением четырех времен года. Дети получают карточки с изображением различного состояния воды: водопада, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка. Задание: разнести свои карточки по кругам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на поставленные вопросы.)

Заяц: Спасибо, ребята, я теперь знаю почему меняется шубка, и все кругом белым бело.

Воспитатель: Ребята, давайте зайчика возьмем с собой и расскажем ему, что есть у нас в группе.

Заяц: Спасибо, я с удовольствием пойду с вами.

Воспитатель: Смотрим наш план, куда нам идти дальше. Здесь нарисованы дорожные знаки, вот мы по ним и пойдем.

Воспитатель: Ребята куда мы пришли?

Дети: В патриотический уголок.

Воспитатель: Ребята, расскажите, что такое патриотический уголок? Что обозначают символы?

Дидактическая игра «Расскажи о городе»

(Воспитатель начинает предложение, дети должны логически завершить его)

- В Донецке  много ... (улиц, площадей, парков, памятников ...)

- Повсюду в Донецке растут деревья, следовательно, Донецк ... (зеленый, пышный, цветущий)

- Весной цветут цветы, белыми свечами каштаны, и Донецк становится ... (цветущим, красивым)

- В Донецке живет много людей, многие гости посещают этот город. Поэтому Донецк - ... (многолюдный, гостеприимный)

- В Донецке красивые ... (дома, парки скверы...)

Воспитатель:  У Донецка, как и других городов, есть свои символы. Назовите их?  (ответы детей)

Заяц: Спасибо, ребята, я теперь тоже знаю о городе Донецке.

Воспитатель: Наш город очень большой и современный, а значит нужно быть грамотным жителем и соблюдать правила дорожного движения, чтобы не случилась беда.

Подвижная игра «Доскажи словечко».

Детям предлагается внимательно слушать текст стихотворения и там, где есть слово «запрещается» надо топать ногами, «разрешается» - хлопать в ладоши.

И проспекты и бульвары-

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с … (правой стороны)

Тут шалить, мешать народу…(запрещается)

Быть примерным пешеходом… (разрешается)

Если едешь ты в трамвае,

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей … (вперёд)

Ехать «зайцем» , как известно,…(запрещается)

Уступить старушке место…(разрешается)

Если ты гуляешь просто,

Все  равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно…(проходи)

Переход на красный свет…(запрещается)

На зеленый, даже детям (разрешается)

Заяц: Спасибо, ребята, я теперь тоже знаю правила дорожного движения

Воспитатель: Ну, вот отдохнули, идем дальше. Давайте откроем наш план и посмотрим, куда. Нам нужно пройти по цифровой дорожке от 1 до 10. Вот мы и пришли.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь висит замок, чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться, какая из фигур лишняя. Какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь похожие фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине) Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов). Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математический уголок.

Заяц: Ой, ребята, сколько здесь всего много. А для чего это? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, нам нужно двигаться дальше. Но, чтобы понять, по какой дорожке нам идти, нам надо ее измерить. Подойдите к столам. Перед вами лежат карточки, на которых изображены три дорожки различной длины - красная, желтая и синяя. Возьмите мерку. С помощью мерки – измерьте ваши

дорожки. Пойдем по той, в которую наша мерка будет укладываться 4 раза.

(дети выполняют задание) По какой дорожке мы пойдем? Найдите её на плане. Продолжаем наш путь.

Воспитатель: Ребята, я думаю что вы догадались, куда мы пришли?

Дети: Это уголок физкультуры.

Воспитатель: Давайте расскажем, что у нас находится в этом уголке и как мы в нем используем инвентарь? (ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

«Снежинки»

Мы снежинку увидали,                (Дети держат снежинку в вытянутой

со снежинкою играли.           руке перед собой, фокусируют на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели,                    (Отвести снежинку вправо,

Дети вправо посмотрели.                        проследить движение взглядом.)

Вот снежинки полетели,                         (Отвести снежинку влево,

Глазки влево посмотрели                         проследить движение взглядом.)                            

Ветер снег вверх поднимал                     (Поднимать снежинки вверх и

И на землю опускал…                              опускать вниз.)

Все! На землю улеглись.                 (Присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,                           (Закрыть ладошками глаза)

Глазки отдыхают.

Заяц: Я бежал, бежал и споткнулся, вижу стоит коробочка а в ней какие- то картинки, но я не знаю о чем они и что с ними делать?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем зайчику.

Дидактическая игра «Найди пару»

Детям раздаются картинки, на одних изображен спортсмен, на других спортивный инвентарь. Дети должны стать парами, обосновать свой выбор, назвать вид спорта.

Заяц: Спасибо. ребята, я теперь тоже знаю, что такое спорт.

Воспитатель: Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка

Я мороза не боюсь,                                  (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь.                     (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз,                         (Присели.)

Тронет руку, тронет нос                        (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать,                          (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть.                      (Прыжки на месте.)

Воспитатель: Давайте снова посмотрим на карту и узнаем следующую

нашу остановку.

Воспитатель: Вот мы и прибыли в уголок, который называется «Город

Красивой речи». Посмотрите, ребята, что это? Ворота. А на воротах – замок. Давайте, его откроем.

(Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику).

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок.                      (сцепить пальцы в «замок»)

Кто его открыть бы мог?

Постучали                              (ритмично постукивать основаниями

                                                 ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили,                             (не расцепляя пальцы, одну руку тянут к

                                              себе, другую от себя, попеременно меняя их.)

Потянули                              (тянуть руки в разные стороны, выпрямляя

                                               пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли!                           (разомкнуть пальцы, руки в стороны)

Воспитатель: Чем мы занимаемся в Городе Красивой речи? (Ответы детей). И сейчас мы с вами потренируемся, будем чётко и правильно проговаривать все звуки в скороговорках и чистоговорках.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно

Чтобы четко говорить-

Надо с пальцами дружить.

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ом - ом - ом - лепили снежный ком.

Мы - мы - мы - дождались зимы.

Ды - ды - ды - на снегу следы.

Ать - ать - ать - я иду гулять.

Ну - ну - ну - саночки тяну.

Ос - ос - ос - я укутал шарфом нос.

Ры - ры - ры - прокачусь с горы.

Ул - ул - ул - ветерок подул.

Тель - тель - тель - снежная метель.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Воспитатель: Пока мы играли, подул холодный ветер, и начался снегопад. Положите на ладошку комочки ваты. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щеки не надуваем, губы делаем трубочкой, дуем на снежные комочки. (Выполняют упражнение 5-7 раз)

Что делают снежинки? -падают, кружатся, блестят, тают.

(Дети отвечают полными предложениями, если они затрудняются, педагог помогает вопросами)

Снежинка на крышу дома -ложится

Снежинка на землю-падает

Снежинка в воздухе-кружится, вьется

Снежинка на ладошке - тает

Снежинка на солнце -блестит, искрится, сверкает.

Воспитатель: Ребята, нам пора идти дальше по снежной дорожке. (Дети продолжают движение по плану группы)

Воспитатель: Вот мы и пришли. Куда нас привела дорожка?

Дети: В центр творчества.

Воспитатель: Зимушка- Зима просит вас помочь ей, потому что у нее очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не промерзли, засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,                    (Загибают пальцы, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили        

Круглый, крепкий, очень гладкий,           (Гладят руки)

И совсем со всем не сладкий.                  (Грозить платьем)

Раз – подбросим,                                       (Движение – бросок вверх)

Два – поймаем,                                          (Хлопок в ладоши)

Три - уроним и сломаем.                           (Топают ногами)

Воспитатель: А теперь мы с вами попробуем сотворить волшебство. На небольшое время превратимся в маленьких волшебников. Занимайте свои места, и мы начнем.

 (Дети рисуют снежинки небольшими группами. Одна группа рисует – кисточками, вторая группа рисует с помощью ватных палочек (прием «тычка»)

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Скажите,

какими вы стали после этого путешествия? Стали добрее? Сильнее? Увереннее? А что больше всего вам понравилось? Какое задание было наиболее интересным? А какое задание показалось трудным? (Ответы детей)

А теперь, мои маленькие волшебники, возьмите свои снежинки и давайте укутаем нашу елочку снежным покрывалом. Посмотрите, какая она стоит нарядная, красивая и ей теперь будет тепло. Вот мы и помогли Зимушке-Зиме, укрыли корни елочке, чтобы она перезимовали, а весной продолжала нас радовать.

Заяц: Я нашёл под ёлкой корзинку. Может она ваша? (Заяц угощает детей яблоками, прощается и уходит).

Воспитатель: На этом наше занятие закончено, Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Экскурсия в Орловское полесье"

Цель НОД - познакомить детей с национальным парком Орловское полесье, формировать представление о природоохранной деятельности людей....

Конспект образовательной деятельности в средней группе "Экскурсия в медицинский кабинет д/с".

Материал содержит описание экскурсии в медицинский кабинет д/с с детьми средней группы....

Конспект образовательной деятельности в логопедической группе (5-6 лет) «Экскурсия в Звездный городок» (ОО «Речевое развитие»)

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия в логопедической группе (старший возраст)....

Конспект образовательной деятельности в логопедической подготовительной к школе группе на тему: «Поздняя весна. Звук [Л]»

Конспект фронтального занятия«Поздняя весна. Звук [Л]» Цель: Развитие умения составлять рассказ о весне по картинному плану.Задачи:              -...

Конспект образовательной деятельности во второй группе раннего возраста группе по формированию элементарных математических представлений «Солнышко в гостях у ребят»

Конспект образовательной деятельности во второй группе раннего возраста группепо формированию элементарных математических представлений «Солнышко в гостях у ребят»...