Ознакомление детей с ОВЗ с безопасностью дорожного движения
статья по коррекционной педагогике

В данной статье представлен опыт работы по ознакомлению детей с ограниченными возможностями здоровья с безопасностью дорожного движения через организацию кружковой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Е.Е. Мифтахова, Н.Н. Белова

Аннотация. В данной статье представлен опыт работы по ознакомлению детей с ограниченными возможностями здоровья с   безопасностью дорожного движения через организацию кружковой работы. Ключевые слова:        безопасность дорожного движения, ограниченные возможности здоровья.

Проблема безопасности жизнедеятельности и сохранения здоровья дошкольников, особенно имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), остается на сегодняшний день одной из самых актуальных и изучаемых проблем, так как знание и соблюдение правил дорожного движения поможет снизить процент дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Дети с ОВЗ возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста с ОВЗ наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и практическим их применением.

Сложная структура нарушений развития воспитанников нашего учреждения свидетельствует о необходимости проведения комплексной коррекционно-образовательной работы в процессе общего развития ребенка. Поэтому мы определили для себя не только образовательные (в том числе воспитательные), но и коррекционно-развивающие задачи.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в нашем учреждении через тематический подход. Но, изучая два раз в год лексические темы «Транспорт», «Правила дорожного движения» невозможно сформировать необходимые умения и навыки грамотного, безопасного поведения детей на дороге. Поэтому, учитывая особенности развития детей с ОВЗ, мы решили углубленно работать над этой проблемой и через организацию деятельности кружка «Дорожная Азбука».

Целью работы кружка является оптимизация образовательного процесса, направленного на ознакомление с безопасностью дорожного движения, посредством обогащения речевого развития дошкольников с нарушениями речи. Задачами работы кружка являются:

формировать представления у детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного

 формировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице, через познавательно игровую деятельность;  способствовать развитию и коррекции всех категорий речи дошкольников через вовлечение в различные виды деятельности, по ознакомлению с правилами безопасности дорожного движения;

  • учить детей применять полученную информацию в практической деятельности;
  • воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;
  • повышать компетентность педагогов и родителей в обеспечении безопасности жизнедеятельности детей.

Работа кружка осуществлялась по перспективному плану, предусматривающему изучение следующих тем: «Знакомство с улицей», «Знакомство с профессией инспектора ГИБДД», «Транспорт нашего города», «Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки», «Регулируемый пешеходный переход. Светофор», «Правила поведения в транспорте», дороге в детский сад. Безопасные маршруты».

Деятельность в рамках данного кружка предполагала систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, экскурсии, тематические прогулки, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы, решение проблемных ситуаций, досуги, ручной труд, изобразительная деятельность, просмотр видеоматериалов, оформление выставок и др.), а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме.

С целью создания проблемно-игровых ситуаций и реализации игровых замыслов нами изготовлен макет «Перекресток», являющийся основой для остального игрового материала — мелких игрушек-персонажей и игрушек-предметов оперирования. Использования макета позволило расширить представления детей о городе, строении и разметке улиц, закрепить имеющиеся знания о правилах поведения на улице, о перекрестке, о назначении светофора и необходимости соблюдать указания светофора, о дорожных знаках и их назначении (запрещающие, предупреждающие) и пр.

Кроме обучающих задач по формированию у воспитанников знаний о правилах дорожного движения, мы решали и коррекционные задачи: в ориентироваться  развивали умение работать с планом пространстве группы, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками-указателями маршрутов

(вперед, назад, налево, направо), обозначать в речи пространственные представления;

  • развивали речь как средство общения: решать проблемные вопросы с помощью речи (доказывать, объяснять), высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, умение поддерживать непринужденную беседу, четко выражать свои мысли, умение составлять рассказы («О важности и значимости труда шофера», о событиях из личного опыта);
  • развивали речевую и двигательную активность.

Применяемые в ходе систематической работы кружка «Дорожная Азбука» ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность и творческий поиск позволили детям с ОВЗ научиться предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке и правильно их оценивать, соблюдать правила безопасного поведения на улице и в транспорте.

Список литературы

  1. Белая К,Ю. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице. Для средне и ст. дошк. возраста. 4-ое изд. / К.Ю. Белая, В.Н. Зиина, Л.А. Кондрыкинская. — М.: Просвещение, 2006, -47 с.
  2. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей / С.А. Гордиенко. — Ростовн/Д.: Феникс-Премьер, 2015. — 64 с.
  3. Козловская Е.А. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах (для педагогов дошкольных образовательных учреждений) / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. М.: Просвещение.,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Каменная дорожная сказка»

Цель мастер-класса:1. Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога – воспитателя.2. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширени...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей старшей группы с правилами дорожного движения «Тайна дорожных знаков»

Дорожные знаки должен знать каждый! Любой из них нужный, любой из них важный!Программное содержание: Закреплять представление детей о правилах поведения пешеходов на улице.Продолжать знакомство д...

Статья "Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"

Именно на  этом этапе важно сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации....

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с правилами дорожного движения «Дорожные знаки должен знать каждый!»

Программное содержание:Закреплять представление детей о правилах поведения пешеходов на улице.Продолжать знакомство детей с дорожными знаками (пешеходный переход, остановка общественного транспо...

Рабочая программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения «Дорожно-светофорная наука»

Цель программыСоздание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, ус...

Конспект занятия по обучению детей средней группы основам безопасности дорожного движения «В стране правил дорожного движения»

Актуальность:-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения м...