Конспект открытого занятия для детей 5-6 лет с использованием нейропсихологического подхода
методическая разработка по коррекционной педагогике
Тема: «Как жили люди в старину. Лес – кормилец».
Цель: Систематизировать знания детей о значении леса и деревьев для наших предков, о различных деревьях и кустарниках.
Коррекционно-образовательные задачи:
• Учить детей различать деревья и кустарники, опираясь на схему.
• Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
Коррекционно-развивающие задачи:
• Способствовать развитию внимания, зрительно-пространственной ориентировки, слухового восприятия и слухового анализа, речи, программирования и контроля деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Стимулировать познавательный интерес к природе, лесу и миру растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_kostenkova_mv.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия для детей 5-6 лет
с использованием нейропсихологического подхода
М.В. Костенкова
педагог-психолог
МКДОУ д/с № 507
Тема: «Как жили люди в старину. Лес – кормилец».
Цель: Систематизировать знания детей о значении леса и деревьев для наших предков, о различных деревьях и кустарниках.
Коррекционно-образовательные задачи:
• Учить детей различать деревья и кустарники, опираясь на схему.
• Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
Коррекционно-развивающие задачи:
• Способствовать развитию внимания, зрительно-пространственной ориентировки, слухового восприятия и слухового анализа, речи, программирования и контроля деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Стимулировать познавательный интерес к природе, лесу и миру растений.
Оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников, карточки с изображениями листьев и иголок, схемы для дорисовывания хвойного и лиственного дерева, зелёные карандаши, магнитная доска.
Ход занятия
1. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить про то, как жили наши предки в старину. А вы знаете, где жили наши предки? Правильно, и в городах, но больше в деревнях. Дома они строили из стволов деревьев, делали всю посуду и орудия труда. А как вы думаете, когда не было магазинов, где люди брали еду? Они её выращивали и собирали. Кто знает, что собирают в лесу? Грибы, ягоды, орехи, корешки, древесный сок. Представим с вами, что мы отправились на прогулку по лесу? Встали все! В лесу растут высокие деревья, а еще растут кустарники. Мы все про них узнаем и научимся их различать. А сейчас – идем в лес.
(Далее работа с первым блоком мозга: дыхание, растяжка, повторение ритмичных движений – общая активация, настройка на занятие.)
Дети встают.
Давайте подышим свежим лесным воздухом! Положите ручки на животик. Вдох – животик вперед, выдох – назад (2-4 раза).
Вдох – задержали дыхание, выдох, задержали дыхание (2 раза).
А деревья вокруг высооокие-высокие. Потянулись ручками вверх – вот такие высокие, а травка низенькая, маленькая, вот такая – присели, опустили ручки вниз.
Мы с вами посмотрим вокруг себя, повернули голову влево, вправо, вверх, вниз (2-4 раза). А теперь только глазками – влево, вправо, вверх, вниз, молодцы!!! Похлопаем себе ладошками раз, два, три, раз, два. Еще раз: раз, два, три, раз, два.
Садимся на стульчики!
2. Давайте посмотрим, ребята, что же вокруг нас в лесу растет? (Работа со 2 функциональным блоком мозга)
Вот деревья. (Воспитатель показывает изображения разных деревьев: сосны, ели, березы, клена, дуба, яблони). Давайте скажем вместе - «деревья» (повторяют хором).
Посмотрите, они все разные. Чем они отличаются? Вот ель – она похожа на пирамидку, она колючая. Давайте ручками покажем, какая ель (руками показываем пирамидку). (гнозис и праксис)
А вот сосна. У нее длинные иголки, пушистые веточки, давайте покажем, какие они (растопыриваем пальчики в стороны). Ели и сосна – это хвойные деревья.
А вот береза. Она белая, стройная, а веточки длинные, как волосы. Давайте покажем, какие веточки (гладим себя по голове и как-будто по длинным волосам).
Это клен. Посмотрите, какие у него листочки, как ладошки. Давайте помашем клену ладошками.
А это дуб. Вот такой сильный и большой (показываем руками силу дуба – кулачки тянем к плечам).
Это яблоня. У нее средние листочки, их много, а летом появляются спелые яблоки. Как яблоня шумит листочками? Потрясли кистями рук.
А чем все деревья похожи? У них есть один ствол, и они высокие. Давайте встанем и покажем, как растет дерево, вот такой ствол, вот такое оно высокое.
Посмотрите, ребята, на листочки с картинками. Это схемы деревьев. Давайте обведем пальчиком дерево, вот так. Молодцы!
А это кусты. Посмотрите, это смородина, малина, шиповник. Они не такие высокие, как деревья. У них много стволов.
Посмотрите на схему кустарника. Давайте обведем пальчиком кустарник. Молодцы!
- Сколько стволов у дерева? (один)
- Сколько стволов у кустарника? (много)
- А что у них общего? (есть ветки, листья)
3. Праксис, программирование и контроль, развитие речи
Посмотрите ребята, вот у нас картинки деревьев и кустарников. Давайте, их разложим! Деревья кладём - слева, кустарники – справа (дети берут картинки деревьев и кустарников и раскладывают их по схемам).
Молодцы.
Давайте поиграем! Встаем!
(Далее упражнения на программирование и контроль, третий функциональный блок мозга)
Дети выполняют движения за педагогом.
Мы ямку раскопаем,
Семечко посадим.
Дождичек польет,
Оно подрастет.
Сначала листок,
потом стебелек.
Наши деревья расправляют листики, Ветерок чуть дышит, листики колышет. Молодцы, садимся.
(Далее упражнения на развитие речи и вербального контроля)
Раздаём детям картинки с изображением листьев разных деревьев. Дети должны угадать, с какого дерева листок и правильно назвать его (С березы листок — березовый, с дуба — дубовый, с клена — кленовый, с рябины — рябиновый).
Ребята, давайте вспомним, а что происходит с деревьями и кустарниками в течение года. Весной появляются молодые листочки и молодые иголочки, деревья и кустарники цветут. А летом листья и иголки большие, появляются плоды – ягоды, шишки с орешками.
Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются»)
В лес пойдем мы погулять. (пальчиками обеих рук шагаем по столу)
За черникой, за малиной, (загибаем пальчики по одному)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем, и братишке отнесем. (складываем ладошки лодочкой)
Осенью листочки желтеют, краснеют и падают. Это листопад.
А у каких деревьев не бывает листопада? – у ели и сосны!
Зимой все деревья стоят под снегом, листочков нет. Только хвойные деревья стоят с иголками.
А лес, ребята, бывает разный. Какой? Послушайте внимательно:
Кусты и деревья, Листочки на ветках.
Лиственный лес, это помните, детки.
Дуб в нем, березки, липы, рябинки,
Орешник, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва и хвоинки,
Рядом и ели растут и осинки.
Смешанным лес тот зовется, друзья
- Тут все деревья от А и до Я.
Лиственные леса, хвойные и смешанные.
Дорисуй
Зрительно-моторная координация и праксис: дорисуйте иголочки и листочки! (раздаточный материал – схема ствола и веток ели и лиственного дерева)
«Что умеет делать дерево?»
Воспитатель задает детям вопрос:
Что умеет делать дерево? (Расти, шуметь, питаться, качаться, гнуться, падать, стоять, скрипеть, шелестеть)
Игра «Кто самый-самый?»
Дуб выше березы, но ниже сосны. Какое дерево самое высокое?
Цветы малины крупнее боярышника, но меньше шиповника. У какого кустарника самые крупные цветы?
А знаете, ребята, что ещё наши предки делали в лесу? Они водили хороводы вокруг деревьев на праздники. Пойдёмте, и мы с вами в хоровод.
Хоровод. Повторяем за мной!
По малину в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем.
Спелых ягод наберем, наберем, наберем
Солнышко на дворе, а в лесу тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка-малинка.
(движения соответствуют теме)
Можно повторить с некоторым ускорением несколько раз.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Ребята, давайте похлопаем в ладоши, поблагодарим лес за наше удивительное путешествие.
Подведение итогов.
Ребята, расскажите мне, что вы узнали на нашем занятии? Что запомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (с использованием песочных игр и психогимнастики)
Занятие рекомендовано использовать в работе педагога- психолога ДОУ...
Конспект открытого занятия в средней группе по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии на тему: "Стоит в поле теремок"
Дети принимают участие во всех играх с использованием ТРИЗ технологии, очень заинтересованы. Очень хорошо, что занятие построено в игровой форме, что вызывает у детей большее желание узнавать что-то н...
Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе, с использованием нетрадиционных техник (рисование поролоном). «Полярный медвежонок»
Знакомство детей среднего дошкольного возраста с новой, нетрадиционной техникой рисования (рисование поролоном)....
Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе, с использованием нетрадиционных техник (свеча и акварель). «Ночь для Золушки»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с новой нетрадиционной техникой рисования при помощи свечи и акварели....
Конспект открытого занятия по изодеятельности «Деревья в снегу» с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшей группы
Конспект открытого занятия по изодеятельности «Деревья в снегу» с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшей группы. целью которого является...
Конспект открытого занятия для детей второй младшей группы "Птицы зимой" (с использованием мнемотехники)
Цель: формировать у детей обобщенное представление о жизни птиц зимой.Задачи:Познавательные: закрепить знания о характерных отличительных особенностях птиц, формировать знания о зимующих п...
Конспект открытого занятия для детей второй младшей группы "Птицы зимой" (с использованием мнемотехники)
План-конспект занятия в младшей группе...