Дополнительная общеобразовательная программа "Учимся играя"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Третьякова Елена Сергеевна

Программа социально-педагогической направленности может быть использована в работе с детьми с ОВЗ с 5 до 8 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_igraya.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

 ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД №87

                                                                     

Утверждаю

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

_____________Некрасова К. Е.

Приказ №____от _____ 201_ г.

                                             

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

 «Учимся играя»

Социально – педагогической направленности

                                                                               

                                                                                     Автор программы:

Учитель – дефектолог

Третьякова Е.С.

Рассмотрена и рекомендована к реализации

                                                                                     на педагогическом совете

                                                                                         протокол № ___ от«___»________20___г.

2021г.

Содержание

1.  Пояснительная записка.

2. Актуальность.

3. Педагогическая целесообразность.

4. направленность.

5. Новизна.

6. Цели и задачи.

7. Основная форма реализации.

8. Ожидаемые результаты.

9. Условия реализации.

10. Учебно – тематический план.

11. Календарно – тематическое планирование.

12. Методическое обеспечение программы:

12.1. Основная литература

12. 2.  Дополнительная литература

13. Средства обеспечения для освоения программы:

1. Пояснительная записка.

      Дополнительная образовательная программа кружка  «Учимся играя»  разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).

     Рабочая программа дополнительного образования  разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155) ;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.;

- Указом Президента РФ №276 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

- Иными законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Калининградской области, муниципальными правовыми актами города Калининграда, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами Учредителя и соответствующего государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования.

          Основной базой рабочей программы являются:

- АОП МАДОУ ЦРР д/с № 87;

- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.;

- Программа коррекционно – развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР /под ред. Шевченко С.Г.

2. Актуальность.

  Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования познавательной деятельности, имеющей первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения детей с ОВЗ. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов и .д., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития познавательных способностей.

3. Педагогическая целесообразность.

     Система работы рассчитана на игровую деятельность с детьми  5 – 7 лет и представлена следующими разделами:

- ознакомление с цветом предметов ;

- ознакомление с формой предмета;

- ознакомление с величиной предмета;

- формирование способности  выполнять задание по образцу.

     При работе с детьми развиваются познавательные процессы, формируются положительные личностные качества; полученные знания дети применяют в практической деятельности.

4. Направленность. Социально – педагогическая.

5. Новизна.

     Программный материал составлен  с учетом возможности участия в занятиях детей с ОВЗ.

6. Цели и задачи.

Цель:

Коррекция и максимальное развитие познавательных способностей детей на основе воспитания сенсорной культуры.

Задачи:

  1. Развивать представлений о цвете предметов .
  2. Формирование понятий о величине и форме предметов.
  3. Развивать познавательные процессы ( восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение).
  4. Формировать личностные качества -самоконтроль, самооценка, инициативность, самостоятельность.
  5. Воспитывать культуру общения друг с другом.

7. Основная форма реализации.

     Непосредственная образовательная деятельность, построенная в форме организованной предметно-практической игры с обязательными динамическими паузами.

Возрастной диапазон  – 5 - 7 лет обучения – 1 год.                                                                                          Количество часов – 72  (2 раза в неделю)                                                                         Продолжительность занятия – 15 -20 минут.

8. Ожидаемые результаты.

Дети должны уметь:

-  различать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий , зеленый, белый, черный, оранжевый, коричневый.

- узнавать и правильно называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

- видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки

-указывать размер предметов(большой – маленький, большой – больше – самый большой, маленький – меньше – самый маленький).

- сравнивать две группы предметов по цвету, форме, величине на основе практических упражнений

- уметь выполнять задание по образцу с опорой на зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

9. Условия реализации.

  1. Систематическое посещение занятий детьми.
  2. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (учебно-методическое обеспечение).
  3. Взаимодействие с родителями (повторение учебного материала дома).

 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для детей 5-6 лет

Номер занятия

Тема

Цель

Занятие 1

Воздушные шары

Познакомить детей с названиями основных цветов путем подбора по образцу. Словарь: название основных цветов спектра – «красный»,

 «желтый»«Воздушные шары»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 82

Занятие 2

 Разноцветные шары

Познакомить детей с названиями основных цветов путем подбора по образцу. Словарь: название основных цветов спектра –  «зеленый»,

«синий»

Занятие 3

 Спрячь мышку

Закреплять у детей представление об основных цветах. Словарь«красный»,

 «желтый», «зеленый»,

«синий»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 83

Занятие 4

На что похоже

Познакомить с геометрическими формами: круг и квадрат. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальчиком контуры, называя их правильно).

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88

Занятие 5,6

Какие бывают фигуры.

Выложи картинку.

Познакомить с кругом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 89

Занятие 7

Башни большие и маленькие

Построй такую же башню

Закреплять представление об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между объемными формами.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 94

Занятие 8

Три медведя

Учить детей сравнивать и различать  предметы по величине.

Занятие 9

Уборка урожая

Закрепить представление о фруктах. Учить называть цвет и форму предметов.

Занятие 10

Сбор фруктов

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 99

Занятие 11

Каждый шарик на свое место

Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать  фигуры по цвету.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88

Занятие 12

Что лежит в мешочке

Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же образцом.

Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 54

Занятие 13

Геометрическое лото

Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 55

Занятие 14

 Волшебный ящик

Дать детям представление о том, что цвет– признак разнообразных предметов может быть использован для их обозначения. Закреплять название основных цветов спектра.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 85

Занятие 15

Подбери по цвету

Учить детей ориентироваться в основных цветах по их названию без опоры на наглядный материал.

Занятие 16

 

Мишутка принёс  чудесный мешочек

«Что лежит в мешочке»

Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же образцом.

Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 54

Занятие 17

 Рамки, вкладыши Монтессори

Учить определять и различать форму плоскостных фигур

Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»

Занятие 18

Что звучит

Развивать слуховое восприятие.Учить определять на слух источник звука.

Занятие 19

 Закрой окошко

Учить рассматривать, сравнивать и различать геометрические фигуры.

Занятие 20

 

У кого какой цвет

Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88

Занятие 21

Матрешки трехсоставные

Учить детей сравнивать и различать  предметы по величине.

Занятие 22

Найди такое же колечко

Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 98

Занятие 23

Окраска воды

Формировать у детей представление о разных оттенках цвета .

Словарь: «светлый», «темный»,

«светлее», «темнее».

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 86

Занятие 24

 

Кто как голос подает

Развивать слуховое восприятие, учить различать животных по голосам.

Занятие 25,26

 Помоги украсить коврик

Чей коврик лучше.

Развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»

Занятие 27

 Мебель для трех медведей

Учить детей сравнивать и различать  предметы по величине.

Занятие 28

 «Разноцветные ленточки», «Подбери по цвету»

 Знакомить с оттенками цвета. Учить различать путем сравнения друг с другом.

Совершенствовать зрительное восприятие.

Занятие 29.30

Подбери по цвету.

Укрась елку

Учить детей ориентироваться в цветовых тонах и  геометрических формах по их названию без опоры на наглядный материал.

Занятие 31

 Цветовое лото

Учить детей сравнивать цвет изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по образцу.

Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 55

Занятие 32

Что понравилось возьми, принеси и назови

Учить самостоятельно выбирать предмет и правильно называть его цвет.

Занятие 33

 

Найди такое же колечко

Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета

одинаковой величины.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 98

Занятие 34

 Лото «Цвет и форма»

Закрепить представление детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и основных  цветах (красный, желтый, зеленый, синий); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины).

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 100

Занятие 35

Пирамидки

Упражнять детей в упорядочивании предметов по величине

Занятие 36

 

Что лежит в мешочке

Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении

нескольких предметов с одним и тем же образцом.

Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 54

Занятие 37

 У кого какое платье

Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание

сенсорной культуры ребенка», стр. 88

Занятие 38

Занятие 6.

Рамки, вкладыши Монтессори

Учить узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь).

Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»

Занятие 39

Занятие 7.

Что лежит в мешочке

Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же образцом.

Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 54

Занятие 40

Занятие 8.

Три квадрата

Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношение словами большой, маленький, средний, больше, меньше, самый большой, самый маленький.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 93

Занятие 41

Занятие 1. Украсим чашку

Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвету.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 87

Занятие 42

Занятие 2

 Кто позвал

Развивать слуховое восприятие.

Учить определять на слух источник звука.

Занятие 43

Занятие 3

Игры с палочками Кюизенера

 Познакомить детей с палочками Кюизенера, учить выкладывать предметы по образцу.

Занятие 44

Занятие 4.

Сложи узор

Учить складывать узор из кубиков по образцу.

Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»

Занятие 45

Занятие 5

 Варим компот

Закрепить понятие «Фрукты» , учить рассказывать о фруктах по образцу и по плану.

Занятие 46

Занятие 6

Суп из овощей

Закрепить представление об овощах. Учить рассказывать об овощах по  образцу.

Занятие 47

Занятие 7

 Бусы для кукол.

Упражнять детей в чередовании по образцу.

Занятие 48

Занятие 8. Лесенка

Продолжать учить детей устанавливать отношение по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 96

Занятие 49

 Занятие 1

Платочек для мамы

Продолжать учить детей устанавливать отношение по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

Занятие 50

Занятие 2

Составь картинку

Учить составлять картинку из 2-4(6) частей.

Занятие 51

Занятие 3.

Игры с блоками Дьенеша

Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу.

Занятие 52

Занятие 4

Логический куб

Учить различать и узнавать цвет.форму и величину предмета

Занятие 53

Занятие 5.

 Три квадрата.

Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношение словами большой, маленький, средний, больше, меньше, самый большой, самый маленький.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 93

Занятие 54

Занятие 6.

Что лежит в мешочке

Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении

нескольких предметов с одним и тем же образцом.

Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 54

Занятие 55

Занятие 7. У кого какой цвет

Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88

Занятие 56

Занятие 6.

 Раз, два, три -  ищи

Закреплять у детей умение находить  предмет заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Занятие 57

Занятие 1.

 Сложи узор

Учить выкладывать из кубиков модель по образцу.

Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»

Занятие 58

Окраска воды

Формировать у детей представление о разных оттенках цвета .

Словарь: «светлый», «темный»,

«светлее», «темнее».

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 86

Занятие 59

Игры с палочками Кюизенера

Познакомить детей с палочками Кюизенера, учить выкладывать предметы по образцу.

Занятие 60,61

 Игры с блоками Дьенеша.

Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу.

Занятие 62

 

Помоги украсить коврик

«Чей коврик лучше»

Развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»

Занятие 64,63

Строим домик для зверей

Домик для домашних животных

Закреплять представление об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 94

Занятие 65

 

Игры с блоками Дьенеша

Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу

Занятие 66

Найди пару

 Учить детей группировать цвета, подбиратьих по словесному обозначению.

Занятие 67

Строители

Учить строить из кубиков модель по образцу

Занятие 68,69

 Лото «Цвет и форма»

Закрепить представление детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины).

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 100

Занятие 70

.  

Столбики

Формировать зрительное восприятие - выбирать  предметы одинакового размера.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 98

Занятие 71

Подбери по форме

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины

Занятие 72

 

Магазин игрушек

Учить описывать игрушку по образцу.выделяя цвет и форму предмета

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по программе «Учимся играя»

для детей 6 - 8лет

Номер занятия

Тема

Цель

Занятие 1

Пирамидки

Развивать зрительное восприятие и внимание. Закрепить названия основных цветов, учить устанавливать сходство и различие по цвету.

Занятие 2

Разноцветные ленточки.

Учить различать  цвета путем сравнения их друг с друг с другом и прикладывания к образцу.

Занятие 3

 Ищи свой дом.

Учить различать цветовые тона путем сравнения с образцом на расстоянии по словесной инструкции.

Занятие 4

Цветные автомобили.

Продолжать учить ориентироваться по   названию цвета без опоры на наглядный материал.

Занятие 5

Цветовое лото.

Учить различать и правильно называть основные цвета.

Занятие 6,7

Подбери по цвету.

 Продолжать учить детей дифференцировать цвета и оттенки, используя их в продуктивной деятельности.  Определять пространственное расположение предметов.

Занятие 8,9

Листопад.

 Продолжать учить детей использовать цвет в рисунках. Учить детей обращать внимание на цветовую гамму природных явлений и предметов, обозначать определенным цветом.

Занятие 10, 11

Раскрась картинку.

Учить детей передавать цветом свое эмоциональное состояние в рисунках .

Занятие 12

Разведчики.

Закреплять понятия, характеризующие положение предмета в пространстве.

Занятие 13, 14

Найди на ощупь.

Учить сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования.

Занятие 15

Колумбово яйцо. .

Учить разделять сложную форму на элементы, соответствующие нескольким геометрическим образцам.

Занятие 16

Мозаика.

Учить составлять картинку ,выбирая нужные части  из предложенных образцов

Занятие 17

Я умею быстро составлять картинку.

Выкладывать из геометрических фигур предмет, на который указывает фишка.

Занятие 18

Фигурки из цветной мозаики.

Выкладывать изображение по контурному образцу без предварительного отбора частей (фигур)

Занятие 19

Фантазеры.

Совершенствовать творческое оперирование представлениями – умения составлять предмет из геометрических фигур по замыслу.

Занятие 20

Лестница с одинаковыми ступеньками.

Учить располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений.

Занятие 21

Широкая лестница.

Учить располагать в ряд элементы разной ширины, соблюдая постепенность изменений.

Занятие 22

Башни разной высоты.

Учить располагать в ряд элементы разной величины, соблюдая постепенность изменений.

Занятие 23,24

Палочки Кюизенера.

Учить располагать в ряд элементы разной длины, соблюдая постепенность изменений.

Занятие 25

Сложи дощечки.

Упражнять в упорядочивании элементов по возрастанию и убыванию в двух направлениях.

Занятие 26

Расставь по порядку.

Развивать слуховое восприятие. Учить упорядочивать предметы  (цилиндры) по высоте, отвлекаясь от других признаков ,по словесной инструкции

Занятие 27

 В какую коробку.

Упражнять детей в упорядочивании предметов по величине.

Занятие 28

Пирамидки.

Аппликация. Упражнять детей в упорядочивании предметов по величине в продуктивной деятельности.

Занятие 29

Кто разбудил Мишутку?

 Узнавать  друг друга по голосам управлять громкостью своего голоса.

Занятие 30

Что звучит?

Формировать способность различать звуки, издаваемые с помощью разных предметов.

Занятие 31

Встречайте гостей.

Учить детей по характеру звучания определять, кто из зверей пришел в гости.

Занятие 32

Звуковые загадки.

Учить с помощью речи или голоса передавать характер услышанного звука.

Занятие 33,34

У кого такая же игрушка?

Формировать тактильное восприятие. Обследовать предмет с помощью осязания ,  давать словесное описание обследованного предмета.

Занятие 35

Умелые пальчики.

Учить находить нужный предмет по отдельным признакам с помощью осязания.

Занятие 36

Угадай, что в мешочке.

Учить узнавать предмет, обозначать его форму.

Занятие 37,38

Снеговик .

Учить сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования. Учить детей передавать в лепке величину предметов и их частей после зрительно-тактильного обследования Учить детей дифференцировать предметы по величине.

Занятие 39

Каждую фигуру на свое место.

Формировать представления об изменениях геометрических фигур. Познакомить с разновидностями округлых форм.

Занятие 40

Найди такой же узор.

Учить последовательно обследовать фигуры в орнаменте, запоминать местоположение, правильно называть.

Занятие 41, 42

 

Найди по описанию.

Учить самостоятельно определять расположение фигур на листе , выкладывать орнамент по словесной инструкции.

Занятие 43

Какая игрушка.

Учить последовательно обследовать предмет, выделяя и словесно обозначая формы предмета и пространственного расположения его частей ; узнавать предмет по словесному описанию.

Занятие 44

Кто больше увидит?

.

Учить при последовательном обследовании и описании форм предметов выделять общую форму предмета, основных частей, указывать пространственное расположение мелких частей.

Занятие 45

Цветочный магазин

Продолжать учить  самостоятельно зрительно обследовать предмет и давать словесное описание.

Занятие 46

Отгадай, что на моей картинке.

.

 

Закрепить умение правильного визуального обследования предмета и навыки словесного описания формы предмета.

Занятие 47

Красивый коврик.

Учить применять навыки пространственного восприятия в практической продуктивной деятельности.  Давать словесное описание составленного орнамента.

Занятие 48,49

Подбери правильно.

Учить детей группировать продукты по вкусовым признакам (сладкий, горький, кислый, соленый) .При раскрашивании картинки правильно подбирать цвет.

Занятие 50

Угостим куклу Катю.

Учить правильно называть продукты и словом обозначать их вкус (по представлениям).

Занятие 51, 52

Дорисуй  и раскрась картинку.

Упражнять детей в дорисовывании недостающих частей и обозначении словом вкусовых качеств  -шоколад сладкий, лимон кислый, перец горький, огурец в банке соленый)

Занятие 53

Наводим  порядок.

Учить детей использовать условный символ для сортировки продуктов по двум заданным вкусовым характеристикам «Положите зеленые кружки на все продукты с кислым вкусом».

Занятие 54,55

Лото «Цвет и форма»

Закрепить представление детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму).

Занятие 56

  Игры с  кубиками          Никитина.

 Учить складывать узор из кубиков по образцу. Обозначать словами цвет и форму (квадрат, треугольник)

Занятие 57

Окраска воды.

Закрепить у детей представление о разных оттенках цвета  Словарь: «светлый», «темный»,

«светлее», «темнее».

Занятие 58

Лесенка.

. Продолжать учить детей устанавливать отношение по величине между плоскостными  и объемными формами, располагать предметы в порядке убывания величины.

Занятие 59,60

Игры с блоками Дьенеша.

Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу.

Занятие 61

Чей коврик лучше.

 Развивать зрительное восприятие формы плосткостных фигур – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Занятие 62

Мебель для матрешек.

Продолжать учить строить из кубиков модель по образцу.

Занятие 63

Игры с блоками Дьенеша.

 Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по словесной инструкции.

Занятие 64

Что выбрал Петрушка?

Развивать зрительное восприятие . Закрепить представление детей о   спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый ,черный, коричневый).

Занятие 65

Что звучит?

Развивать слуховое восприятие. Закрепить умение    определять на слух источник звука.

Занятие 66

Волшебный ящик.

Формировать тактильное восприятие. Закрепить умение обследовать предмет с помощью осязания , находить аналогичную игрушку, учиться давать словесное описание обследованного предмета

Занятие 67

Муха.

Закрепить умение ориентироваться на листе по образцу.

Занятие 68, 69

Найди клад.

Закрепить умение  ориентироваться в пространстве  по словесной инструкции.

Занятие 70

 Геометрическое лото.

Обобщить и закрепить представление детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Занятие 71

Цвет и форма

 Обобщить представление детей об основных цветах и их оттенках ; учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму)

Занятие 72

Матрешки

Обобщить и закрепить представление детей о величине предметов.

 

12.1. Основная литература

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, изда-тельство, год издания, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

Программа «От рождения до школы»

Москва

Программа

1

2.

Шевченко С.Г.

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (в 2 книгах)

Москва

Школьная пресса.

2004 год

Методи-

ческое пособие

1

3.

Стаховская В.П.,

Белова Л.С.

«Коррекция и реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Калининград, 2008 год

Методи-ческие реко-

менда-

ции

1

12.2. Дополнительная литература

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издательство, год издания, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.

Воспитание сенсорной культуры ребенка

М., Просвещение, 2001

Пособие

1

2.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М.

Угадай, как нас зовут

Москва, Просвещение, 2001

Пособие

1

3.

Пилюгина Э.Г.

Сенсорные способности ма-лыша

М., Просвещение, 2001

Пособие

1

4.

Афанасьева И.П.

Маленькими шагами в большой мир знаний

СПб., 2005

Пособие

1

5.

Нищева Н.В.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста

СПб., 2011

Пособие

1

6.

Петрова И.В.

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста

М., Сфера, 2012

Пособие

1

13. Средства обеспечения для освоения программы

13.1. Наглядный материал                        

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ  И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

№ п/п

Наименование

Автор, год издания

Количество

Примечания

1.

«Палочки Кьюзинера»

Корвет, 2004

2

3.

Д/игра «Сложи узор»

Корвет, 2005

4

+ альбомы со схемами

4.

«Танграм»

Самоизготовление

6

5.

«Завтрак космонавтов»

Самоизготовление

6

6.

Кубики «Хамелеон»

Корвет, 2003

1

7.

Мозаика

Корвет, 2004

2

8.

«Спрячь мышку»

«Весна-дизайн»,2006

1

9.

Лото «Цвет и форма»

Самоизготовление

1

10.

«Волшебные фигуры»

Радуга, 2006

1

«4 в 1»

11.

Геометрический конструктор

Самоизготовление

1

12.

Геометрические формы

Самоизготовление

1

13.

Геометрическое лото

«Весна-дизайн»,

1

14.

Разноцветные домики

«Весна-дизайн»,

1

15.

«Паровозик»

Игрушка

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способности ч...

Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год

1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия знаний Робоборика» социально-гуманитарной направленности, 2023 г.

Отличительной  особенностью программы является активное использование дистанционных технологий: тематические видео-занятия и интерактивные игры, демонстрационный материал, просмотр видеоматериало...

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЭРЗЯНОЧКА»

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЭРЗЯНОЧКА»...

2021-2023 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дошколёнок»

Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы (5-7 лет), срок реализации - 2 года...