2021-2023 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дошколёнок»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Борисова Оксана Евгеньевна

Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы (5-7 лет), срок реализации - 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1t7e3jvmzdzlgtqazgnyqppzwsn5.docx80.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №83 «Улыбка» города Смоленска

Социально-педагогическая направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Дошколёнок»

Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года

Составитель:

воспитатель Борисова О.Е.

Смоленск, 2021 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка        3
  2. Учебно-тематический план (1 год обучения)…        7
  3. Учебно-тематический план (2 год обучения)        11
  4. Содержание программы (1 год обучения)        14
  5. Содержание программы (2 год обучения)…        16
  6. Методическое обеспечение        18
  7. Материально-техническое оснащение        18
  8. Кадровое обеспечение        18
  9. Форма аттестации        18
  10. Список используемой литературы…        20

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дошколенок» является комплексной и направлена на общее познавательное, речевое, интеллектуальное, эмоционально-волевое развитие детей, которое, в свою очередь, в дальнейшем будет способствовать успешному формированию предпосылок учебной деятельности. Программа относится к социально-педагогической направленности.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно, закладывается то, что во многом определяет наше будущее, «взрослую» судьбу. А, следовательно, нам взрослым необходимо создать благоприятные условия для полноценного развития личности, для развития его способностей, чувств, умения думать и фантазировать. И с помощью умелого руководства направлять ребенка на путь познания и творчества. Ибо творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

Актуальность программы заключается в том, что работа с детьми направлена на подготовку к обучению в школе, в основе программы содержаться развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих). Большое внимание уделено решению творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел: «Грамотейка» (обучение грамоте);

Второй раздел: «Знайка» (математика). Условия реализации программы.

Адресат программы: Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 5 до 7 лет. Набор – свободный. Требования для поступления на данную программу обучения – отсутствуют.

Форма обучения – очная.

Условия набора обучающихся: для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).

Количество обучающихся:

  1. год (5 – 6 лет) – 12 человек.
  2. год (6 – 7 лет) – 12 человек.

Объем и срок освоения программы:

Срок освоения программы – 2 года. 1 год обучения: 72 часа в год.

2 год обучения: 72 часа в год.

Периодичность занятий – 2 занятия в неделю по 1 часу.

Занятия проводятся в режиме академических часов (30 мин.) – 2 часа в неделю.

Цель и задачи программы.

Цель: развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.

Задачи по разделу «Грамотейка»:

Обучающие:

  • формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слог», «слово», «звук», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;
  • формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Развивающие:

  • развитие умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов;
  • развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений;
  • развитие процессов восприятия, мышления, речи;
  • совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • прививать интерес и желание работать в группе.

Ожидаемые результаты программы. К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:

Чтение:

  • делить слова на слоги;
  • уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
  • членить простые предложения на слова;
  • определять место звука в слове;
  • давать характеристику звуку;
  • самостоятельно составлять предложение;
  • составлять рассказ с заданным количеством предложений;
  • свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
  • давать характеристику звуку;
  • уметь работать с кассой букв;
  • точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

Письмо (печатание):

  • овладевают позой пишущего человека;
  • ориентироваться на листе;
  • рисовать разнообразные линии;
  • делить линию пополам;
  • рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);
  • дорисовывать начатые фигуры;
  • вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
  • уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие);

К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:

Чтение:

  • строить сложные предложения разных видов;
  • составлять рассказы по серии картин;
  • находить слова с определенным звуком;
  • составлять сказки, пользуясь моделями букв;
  • знать пословицы, поговорки, скороговорки;
  • уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
  • членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
  • составлять слова из слогов;
  • делать звуко-буквенный анализ слов;
  • знать и называть все буквы алфавита;
  • уметь составлять схемы слов, предложений;
  • устанавливать порядок звуков в слове;
  • умеют пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
  • овладевают сознательным, плавным чтением.

Письмо (печатание):

  • писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
  • составлять схемы слов;
  • выполнять письменные задания у доски;
  • списывать с настенной доски слова, предложения;
  • осваивать общий темп записи;
  • умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
  • соблюдают пробел между словами;
  • умеют определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак;

Задачи по разделу «Знайка»:

Обучающие:

  • формировать представления о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с использованием наглядной опоры;
  • формировать общие представления как объединять группы предметов в одно целое;
  • формировать общие представления о вычитании как удалении части предметов из целого;
  • формировать представления о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии;
  • обучать решению простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала;
  • формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Развивающие:

  • развивать пространственное мышление, воображение, внимание, память, речь;
  • развивать представление о длине, массе, объеме;
  • развивать интерес к математике, математическим играм.

Воспитательные:

  • воспитывать внимание, целеустремленность;
  • прививать интерес и желание работать в группе.

Ожидаемые результаты программы.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;
  • определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
  • составлять различные формы из палочек по образцу;
  • сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
  • выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.
  • осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
  • выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;
  • «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;
  • создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
  • осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;
  • устанавливать смысловые связи между предметами;
  • выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
  • определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
  • создавать постройки по рисунку, чертежу;
  • осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
  • делить предметы, фигуры на несколько равных частей;
  • преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;
  • составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;
  • определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;
  • анализировать предметы по отдельным признакам;
  • сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
  • раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
  • решать        логические        задачи        на        сравнение,        классификацию,        установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;
  • составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;
  • создавать образ на основе рисунка-схемы;
  • составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;
  • располагать предметы в заданной последовательности.
  • понимать задание и выполнять его самостоятельно;
  • проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Учебно-тематический план Первый год обучения

№ п/п

Название и разделов тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. «Грамотейка» (5-6 лет)

1

Вводное занятие.

1

1

2

2

«В мире звуков».

Звуки гласные и согласные. Развитие речи

«Игрушки».

1

1

2

3

Звуки и буквы. Закрепление. Развитие речи «Улица. Транспорт.

Пешеходы».

1

1

2

4

Слова. Слоги.

Развитие речи «Овощи».

1

1

2

5

Предложение. Графические навыки.

Развитие речи «Фрукты».

1

1

2

6

Буква А. Игра «Собери слова с буквой «А».

Чтение рассказа «Пластилиновая мышка».

1

1

2

7

Буква О. Игра «Угадай буквы по части».

Развитие речи. Чтение рассказа «Ослик».

1

1

2

8

Буква У. Игра «Собираем слова с буквой У».

Развитие речи. Чтение рассказа «Утро».

1

1

2

9

Буква Ы. Игра «Буква-движение».

Развитие речи «Ягоды».

1

1

2

10

Буква Э. Развитие речи «Птицы»

1

1

2

11

Чтение слов из пройденных букв.

Закрепление пройденного материала. Развитие речи «Лес и его обитатели».

1

1

2

12

Буква Л. Игра «Добавь до слова».

Развитие речи. Чтение сказки «Друзья».

1

1

2

13

Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

Развитие речи «Осень».

1

1

2

14

Буква М.

Развитие речи. Чтение сказки «В гости к гному».

1

1

2

15

Чтение слогов, слов. Ударение.

Развитие речи «Домашние животные».

1

1

2

16

Буква Н. Чтение слогов. Развитие речи. Чтение рассказа

«Четвероногий друг».

1

1

2

17

Чтение слогов с изученными буквами. Написание и чтение слов. Развитие речи

«Новый год».

1

1

2

18

Буква Р. Схема слова.

Развитие речи: «Зима». Викторина.

1

1

2

19

Чтение слогов. Знакомство с предложением. Схема предложения.

Развитие речи «Елка».

1

1

2

20

Закрепление пройденного. Чтение слогов и

1

1

2

слов. Составление схемы предложения.

Развитие речи «Время».

21

Деление слов на слоги. Сколько в слове

гласных, столько и слогов. Двухсложные слова. Развитие речи «Дом».

1

1

2

22

Буква «Я». Чтение слогов, слов и

предложений. Развитие речи «Еда. Хлеб».

1

1

2

23

Деление слов на слоги. Слова из 3-х слогов.

Развитие речи «Одежда. Обувь».

1

1

2

24

Буква Ю. Чтение слогов и слов.

Развитие речи «Гигиена. Самообслуживание, помощь взрослым».

1

1

2

25

Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление

предложений. Развитие речи «Спорт».

1

1

2

26

Буква Ё. Чтение слогов, слов. Игра «Подскажи словечко».

Развитие речи «Транспорт».

1

1

2

27

Буква И. Чтение слогов, слов. Игра:

«Предмет. Слово. Схема».

Чтение рассказа «Как дети играли в индейцев».

1

1

2

28

Закрепление. Игра «Кто больше».

Развитие речи «Музыкальные инструменты».

1

1

2

29

Буква Г. Игра «Слоги».

Развитие речи «Рыбы».

1

1

2

30

Буква К. Игра «Звук-хлопок».

Развитие речи «Обитатели морей».

1

1

2

31

Чтение слогов, составление и условная запись предложений. Игра «Слово-схема».

Развитие речи «Норы. Гнезда».

1

1

2

32

Буква Д. Игра «Узнай, какой это звук».

Развитие речи «Юбилей».

1

1

2

33

Буква Т. Игра «Загадки-отгадки».

Развитие речи: чтение сказки «Кот на прогулке».

1

1

2

34

Обобщение. Парные согласные.

Развитие речи

1

1

2

35

Повторение.

Развитие речи «Лес и его обитатели».

1

1

2

36

Итоговое занятие.

1

1

2

Всего:

36

36

72

Раздел 2. «Знайка» (5-6 лет)

1

Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ПДД.

Вводное занятие.

1

1

2

2

Свойства предметов. Объединение предметов

в группы по общему свойству.

1

1

2

3

Закрепление представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, назначение).

Уточнение представлений о формах геометрических фигур.

1

1

2

4

Свойства предметов (закрепление). Сходство и различие между предметами.

Объединение предметов в группы по сходным признакам.

1

1

2

5

Закрепление знаний о свойствах, умение находить признаки их сходства и различия, объединение предметов в группы по общему признаку.

Знакомство с понятиями. Таблица, строки, столбцы таблицы.

1

1

2

6

Закрепление. Различные свойства предметов. (Сравнение предметов по размеру и установление порядка уменьшения и

увеличения размера).

1

1

2

7

Сравнение групп предметов путем

составления пар.

1

1

2

8

Сравнение групп предметов. «Равенство» -

«неравенство». Знаки «=», «=»

1

1

2

9

Закрепление знания свойств предметов,

умения ориентироваться в таблице.

1

1

2

10

Отношение: часть-целое. Представление

о действии сложения (на наглядном материале). Знакомство со знаком «+».

1

1

2

11

Пространственные отношения: на, над, под.

Закрепление о сложении как объединении предметов.

1

1

2

12

Пространственные отношения: справа, слева.

Закрепление понимания смысла сложения.

1

1

2

13

Пространственные отношения: «слева, справа».

Закрепления смысла сложения, взаимосвязь целого и частей.

1

1

2

14

Удаление части из целого (вычитание).

Представление о действии вычитания (на наглядном материале). Знак «-».

1

1

2

15

Пространственные отношения между,

посередине. Закрепление смысла действия вычитания.

1

1

2

16

Взаимосвязь между целым и частью.

Представление: «один-много».

1

1

2

17

Число 1 и цифра 1.

Закрепление представления о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания.

1

1

2

18

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

Закрепление: сложение, вычитание.

1

1

2

19

Число 2 и цифра 2. Пара. Состав числа 2.

1

1

2

20

Представление о точке и линии.

Прямая и кривая линии.

1

1

2

21

Представление об отрезке и луче.

1

1

2

Соотношение цифр 1 и 2 с количеством,

составлять рассказы, в которых надо выполнить действия сложения и вычитания.

22

Число 3 и цифра 3. Состав числа 3.

1

1

2

23

Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.

Соотнесение цифр 1 - 3 с количеством предметов, навыки счета в пределах трех.

1

1

2

24

Представление о ломаной линии и многоугольнике.

Состав числа 3.

1

1

2

25

Число 4 и цифра 4. Состав числа 4.

1

1

2

26

Представление об углах и видах углов. Закрепление знаний цифр 1 - 4, счет до 4,

состав числа 4.

1

1

2

27

Представление о числовом отрезке. Приемы присчитывания и отсчитывания

единиц с помощью числового отрезка.

1

1

2

28

Число 5 и цифра 5. Состав числа 5.

Многоугольник.

1

1

2

29

Пространственные отношения: впереди, сзади. Количественный и порядковый счет в

пределах 5.

1

1

2

30

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. «Столько же».

Закрепление о числах в пределах 5.

1

1

2

31

Сравнение групп предметов по количеству.

Обозначение отношений «больше-меньше».

1

1

2

32

Временные отношения: «раньше-позже».

Количественный и порядковый счет предметов.

1

1

2

33

Повторение. Математические игры.

2

2

4

34

Повторение.

1

1

2

35

Итоговое занятие.

1

1

2

Всего:

36

36

72

Второй год обучения

№ п/п

Название и разделов тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. «Грамотейка» (6-7 лет)

1

Вводное занятие.

1

1

2

2

Буква В. Игра «Определи место звука в слове».

Развитие речи «Природные явления».

1

1

2

3

Буква Ф. Слова и слоги. Чтение слогов и слов.

Развитие речи «Русские воины».

1

1

2

4

Предложение, графические навыки.

Составление предложений по картинкам.

1

1

2

5

Буква З. Игра «Загадки и отгадки».

Развитие речи. Чтение рассказа «Что за зверь?».

1

1

2

6

Буква С.

Развитие речи. Чтение рассказа «В саду».

1

1

2

7

В мире книг. Чтение и отгадывание загадок. Чтение пословиц.

Развитие речи «В библиотеке».

1

1

2

8

Закрепление. Игровые упражнения «Напиши

правильно». Составление схем предложений. Развитие речи «Времена года».

1

1

2

9

Буква Б. Чтение слогов, слов, предложений. Развитие речи.

Чтение рассказа «Ботинки».

1

1

2

10

Буква П. Игра «Буквы рассыпались».

Развитие речи. Чтение сказки «Праздник».

1

1

2

11

Закрепление.

Упражнение «Соедини правильно». Развитие речи «Сказки».

1

1

2

12

Буква Х. Чтение слогов, слов. Развитие речи.

Чтение сказки «Муха».

1

1

2

13

Игра «Предмет, слово, схема».

Развитие речи «Еда».

1

1

2

14

Буква Ш. Развитие речи. Чтение рассказа

«Шарик».

1

1

2

15

Закрепление. Чтение слогов и слов.

Зима. Новый год.

1

1

2

16

Буква Ч.Игра «Подскажи словечко». Развитие

речи «Профессии».

1

1

2

17

Буква Щ. Читаем отрывок из стихотворения.

Развитие речи «Рынок».

1

1

2

18

Закрепление. Игровое упражнение «Загадки и отгадки».

Развитие речи «Горы».

1

1

2

19

Буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов.

Развитие речи «Земля».

1

1

2

20

Закрепление. Роль ударения в различении смысла слов.

Развитие речи «Космос».

1

1

2

21

Буква Й. Чтение потешки.

Развитие речи «Солнечная система».

1

1

2

22

Буква Ь. Игра «Буква потерялась». Развитие

речи «Человек».

1

1

2

23

Схема предложения. Составь предложение из

двух слов. Тема «Насекомые».

1

1

2

24

Буква Ъ. Птицы. Чтение рассказа К.Ушинского

«Дятел».

1

1

2

25

Закрепление пройденного материала. Разгадываем первые кроссворды. Развитие

речи «Весна».

1

1

2

26

Закрепление пройденного. Чтение слов, составление предложений по сюжетным

картинкам.

1

1

2

27

Закрепление пройденного материала. Алфавит. Игра «Назови правильно». Развитие речи

«Цветы».

1

1

2

28

Повторение. Чтение загадки, рассказа

Л.Толстого.

1

1

2

29

Повторение. Чтение пословиц и рассказа о

лете. Развитие речи «Насекомые».

1

1

2

30

Ребусы. Разгадывание ребусов. Развитие речи

«Лето».

1

1

2

31

Кроссворды. Разгадывание кроссвордов.

1

1

2

32

Логогрифы. Логогрифы в стихах.

1

1

2

33

Метаграммы. Метаграммы в стихах.

1

1

2

34

Грамматическая арифметика.

1

1

2

35

Разгадывание ребусов, кроссвордов.

1

1

2

36

Итоговое занятие.

0

2

2

Всего:

35

37

72

Раздел 2. «Знайка» (6-7 лет)

1

Вводное занятие.

Выявление математических представлений детей.

1

1

2

2

Числа 1-5. Повторение.

Образование и запись чисел 1-5.

1

1

2

3

Числа 1-5. Повторение. Понятие «задача».

1

1

2

4

Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между частью

и целым, Свойства предметов.

1

1

2

5

Число 6. Цифра 6. «Шестиугольник».

1

1

2

6

Пространственные отношения: длиннее, короче. Зависимость результата сравнения от

величины мерки.

1

1

2

7

Измерение длины с помощью мерки.

Тренировка счетных умений в пределах 6.

1

1

2

8

Измерение длины. Знакомство с сантиметром и метром как общепринятыми единицами

измерения длины.

1

1

2

9

Измерение длины. Отрезок и его части.

Термины: «условие», вопрос» задачи.

1

1

2

10

Число 7. Цифра 7. Образование и состав числа

1

1

2

7.

11

Число 7. Цифра 7. Порядковый и

количественный счет в пределах 7.

1

1

2

12

Число 7. Цифра 7.

Взаимосвязь целого и частей, изображение ее с помощью отрезка.

1

1

2

13

Формирование представлений о понятиях:

«тяжелее, легче». Сравнение предметов по массе.

1

1

2

14

Измерение массы. Знакомство с меркой 1 кг.

Счет с помощью числового отрезка.

1

1

2

15

Измерение массы.

Сложение и вычитание масс предметов. Схема и рисунок задачи.

1

1

2

16

Число 8. Цифра 8. Состав числа 7 - закрепление.

Навыки счета в пределах 7 - закрепление.

1

1

2

17

Число 8. Цифра 8.

Формирование счетных умений в пределах 8. Закрепление представления об измерении длины и массы предметов.

1

1

2

18

Число 8. Цифра 8. Прием сравнения групп

предметов по количеству с помощью составления пар - закрепление.

1

1

2

19

Знакомство с понятием «объем». Сравнение по объему.

Закрепление счетных умений в пределах 8.

1

1

2

20

Измерение объема с помощью мерки.

Счетные умения в пределах 8.

1

1

2

21

Число 9. Цифра 9.

Образование и состав числа 9.

1

1

2

22

Число 9. Счет в пределах 9. Знакомство с

циферблатом часов.

1

1

2

23

Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.

Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

1

1

2

24

Площадь. Измерение площади.

Порядковый и количественный счет в пределах

9. Состав чисел 8 и 9.

1

1

2

25

Измерение площади.

Прием сравнения фигур по площади с помощью мерки. Квадратный сантиметр.

1

1

2

26

Число 0. Цифра 0.

Закрепление счетных умений в пределах 9.

1

1

2

27

Свойства числа 0. Состав чисел 8, 9

Составление числовых равенств по рисункам.

1

2

28

Число 10. Образование и состав числа 10.

1

1

2

29

Знакомство с пространственными фигурами. Шар, куб, параллелепипед.

Их распознавание. Состав числа 10.

1

1

2

30

Пространственные фигуры пирамида, конус,

1

1

2

цилиндр. Их распознавание.

Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

31

Таблицы. Работа с таблицами. Состав числа 10.

1

1

2

32

Символы для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Умение

ориентироваться по плану.

1

1

2

33

Закрепление представлений о символах

Состав чисел 8, 9, 10.

1

1

2

34

Повторение. Математические игры.

1

1

2

35

Повторение. Математические игры.

1

1

2

36

Итоговое занятие.

1

1

2

Всего:

36

36

72

Содержание программы Первый год обучения.

Раздел 1. «Грамотейка» (5-6 лет)

  1. Вводное занятие.
  2. «В мире звуков». Звуки гласные и согласные. Развитие речи «Игрушки».
  3. Звуки и буквы. Закрепление. Развитие речи «Улица. Транспорт. Пешеходы».
  4. Слова. Слоги. Развитие речи «Овощи».
  5. Предложение. Графические навыки. Развитие речи «Фрукты».
  6. Буква А. Игра «Собери слова с буквой «А». Чтение рассказа «Пластилиновая мышка».
  7. Буква О. Игра «Угадай буквы по части». Развитие речи. Чтение рассказа «Ослик».
  8. Буква У. Игра «Собираем слова с буквой У». Развитие речи. Чтение рассказа «Утро».
  9. Буква Ы. Игра «Буква-движение». Развитие речи «Ягоды».
  10. Буква Э. Развитие речи «Птицы».
  11. Чтение слов из пройденных букв. Закрепление пройденного материала. Развитие речи

«Лес и его обитатели».

  1. Буква Л. Игра «Добавь до слова». Развитие речи. Чтение сказки «Друзья».
  2. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Развитие речи «Осень».
  3. Буква М. Развитие речи. Чтение сказки «В гости к гному».
  4. Чтение слогов, слов. Ударение. Развитие речи «Домашние животные».
  5. Буква Н. Чтение слогов. Развитие речи. Чтение рассказа «Четвероногий друг».
  6. Чтение слогов с изученными буквами. Написание и чтение слов. Развитие речи «Новый год».
  7. Буква Р. Схема слова. Развитие речи: «Зима». Викторина.
  8. Чтение слогов. Знакомство с предложением. Схема предложения. Развитие речи «Елка».
  9. Закрепление пройденного. Чтение слогов и слов. Составление схемы предложения. Развитие речи «Время».
  10. Деление слов на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Двухсложные слова. Развитие речи «Дом».
  11. Буква «Я». Чтение слогов, слов и предложений. Развитие речи «Еда. Хлеб».
  12. Деление слов на слоги. Слова из 3-х слогов. Развитие речи «Одежда. Обувь».
  13. Буква Ю. Чтение слогов и слов. Развитие речи «Гигиена. Самообслуживание, помощь взрослым».
  14. Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений. Развитие речи «Спорт».
  15. Буква Ё. Чтение слогов, слов. Игра «Подскажи словечко». Развитие речи «Транспорт».
  16. Буква И. Чтение слогов, слов. Игра: «Предмет. Слово. Схема». Чтение рассказа «Как дети

играли в индейцев».

  1. Закрепление. Игра «Кто больше». Развитие речи «Музыкальные инструменты».
  2. Буква Г. Игра «Слоги». Развитие речи «Рыбы».
  3. Буква К. Игра «Звук-хлопок». Развитие речи «Обитатели морей».
  4. Чтение слогов, составление и условная запись предложений. Игра «Слово-схема». Развитие речи «Норы. Гнезда».
  5. Буква Д. Игра «Узнай, какой это звук». Развитие речи «Юбилей».
  6. Буква Т. Игра «Загадки-отгадки». Развитие речи: чтение сказки «Кот на прогулке».
  7. Обобщение. Парные согласные. Развитие речи
  8. Повторение. Развитие речи «Лес и его обитатели».
  9. Итоговое занятие.

Раздел 2. «Знайка» (5-6 лет)

  1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ПДД.
  2. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
  3. Закрепление представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, назначение). Уточнение представлений о формах геометрических фигур.
  4. Свойства предметов (закрепление). Сходство и различие между предметами. Объединение предметов в группы по сходным признакам.
  5. Закрепление знаний о свойствах, умение находить признаки их сходства и различия, объединение предметов в группы по общему признаку. Знакомство с понятиями. Таблица, строки, столбцы таблицы.
  6. Закрепление. Различные свойства предметов. (Сравнение предметов по размеру и установление порядка уменьшения и увеличения размера).
  7. Сравнение групп предметов путем составления пар.
  8. Сравнение групп предметов. «Равенство» - «неравенство». Знаки «=», «=».
  9. Закрепление знания свойств предметов, умения ориентироваться в таблице.
  10. Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). Знакомство со знаком «+».
  11. Пространственные отношения: на, над, под. Закрепление о сложении как объединении предметов.
  12. Пространственные отношения: справа, слева. Закрепление понимания смысла сложения.
  13. Пространственные отношения: «слева, справа». Закрепления смысла сложения, взаимосвязь целого и частей.
  14. Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). Знак «-».
  15. Пространственные отношения между, посередине. Закрепление смысла действия вычитания.
  16. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: «один-много».
  17. Число 1 и цифра 1. Закрепление представления о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания.
  18. Пространственные отношения: внутри, снаружи. Закрепление: сложение, вычитание.
  19. Число 2 и цифра 2. Пара. Состав числа 2.
  20. Представление о точке и линии. Прямая и кривая линии.
  21. Представление об отрезке и луче. Соотношение цифр 1 и 2 с количеством, составлять рассказы, в которых надо выполнить действия сложения и вычитания.
  22. Число 3 и цифра 3. Состав числа 3.
  23. Представление о замкнутой и незамкнутой линиях. Соотнесение цифр 1 - 3 с количеством предметов, навыки счета в пределах трех.
  24. Представление о ломаной линии и многоугольнике. Состав числа 3.
  25. Число 4 и цифра 4. Состав числа 4.
  26. Представление об углах и видах углов. Закрепление знаний цифр 1 - 4, счет до 4, состав числа 4.
  27. Представление о числовом отрезке. Приемы присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка.
  28. Число 5 и цифра 5. Состав числа 5. Многоугольник.
  29. Пространственные отношения: впереди, сзади. Количественный и порядковый счет в пределах 5.
  30. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. «Столько же». Закрепление о числах в пределах 5.
  31. Сравнение групп предметов по количеству. Обозначение отношений «больше-меньше».
  32. Временные отношения: «раньше-позже». Количественный и порядковый счет предметов.
  33. Повторение. Математические игры.

35. Итоговое занятие.

Второй год обучения.

Раздел 1. «Грамотейка» (6-7 лет)

  1. Вводное занятие.
  2. Буква В. Игра «Определи место звука в слове». Развитие речи «Природные явления».
  3. Буква Ф. Слова и слоги. Чтение слогов и слов. Развитие речи «Русские воины».
  4. Предложение, графические навыки. Составление предложений по картинкам.
  5. Буква З. Игра «Загадки и отгадки». Развитие речи. Чтение рассказа «Что за зверь?».
  6. Буква С. Развитие речи. Чтение рассказа «В саду».
  7. В мире книг. Чтение и отгадывание загадок. Чтение пословиц. Развитие речи «В библиотеке».
  8. Закрепление. Игровые упражнения «Напиши правильно». Составление схем предложений. Развитие речи «Времена года».
  9. Буква Б. Чтение слогов, слов, предложений. Развитие речи. Чтение рассказа «Ботинки».
  10. Буква П. Игра «Буквы рассыпались». Развитие речи. Чтение сказки «Праздник».
  11. Закрепление. Упражнение «Соедини правильно». Развитие речи «Сказки».
  12. Буква Х. Чтение слогов, слов. Развитие речи. Чтение сказки «Муха».
  13. Игра «Предмет, слово, схема». Развитие речи «Еда».
  14. Буква Ш. Развитие речи. Чтение рассказа «Шарик».
  15. Закрепление. Чтение слогов и слов. Зима. Новый год.
  16. Буква Ч.Игра «Подскажи словечко». Развитие речи «Профессии».
  17. Буква Щ. Читаем отрывок из стихотворения. Развитие речи «Рынок».
  18. Закрепление. Игровое упражнение «Загадки и отгадки». Развитие речи «Горы».
  19. Буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов. Развитие речи «Земля».
  20. Закрепление. Роль ударения в различении смысла слов. Развитие речи «Космос».
  21. Буква Й. Чтение потешки. Развитие речи «Солнечная система».
  22. Буква Ь. Игра «Буква потерялась». Развитие речи «Человек».
  23. Схема предложения. Составь предложение из двух слов. Тема «Насекомые».
  24. Буква Ъ. Птицы. Чтение рассказа К.Ушинского «Дятел».
  25. Закрепление пройденного материала. Разгадываем первые кроссворды. Развитие речи

«Весна».

  1. Закрепление пройденного. Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам.
  2. Закрепление пройденного материала. Алфавит. Игра «Назови правильно». Развитие речи

«Цветы».

  1. Повторение. Чтение загадки, рассказа Л.Толстого.
  2. Повторение. Чтение пословиц и рассказа о лете. Развитие речи «Насекомые».
  3. Ребусы. Разгадывание ребусов. Развитие речи «Лето».
  4. Кроссворды. Разгадывание кроссвордов.
  5. Логогрифы. Логогрифы в стихах.
  6. Метаграммы. Метаграммы в стихах.
  7. Грамматическая арифметика.
  8. Разгадывание ребусов, кроссвордов.
  9. Итоговое занятие.

Раздел 2. «Знайка» (6-7 лет)

  1. Вводное занятие. Выявление математических представлений детей.
  2. Числа 1-5. Повторение. Образование и запись чисел 1-5.
  3. Числа 1-5. Повторение. Понятие «задача».
  4. Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между частью и целым, Свойства предметов.
  5. Число 6. Цифра 6. «Шестиугольник».
  6. Пространственные отношения: длиннее, короче. Зависимость результата сравнения от величины мерки.
  7. Измерение длины с помощью мерки. Тренировка счетных умений в пределах 6.
  8. Измерение длины. Знакомство с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины.
  9. Измерение длины. Отрезок и его части. Термины: «условие», вопрос» задачи.
  10. Число 7. Цифра 7. Образование и состав числа 7.
  11. Число 7. Цифра 7. Порядковый и количественный счет в пределах 7.
  12. Число 7. Цифра 7. Взаимосвязь целого и частей, изображение ее с помощью отрезка.
  13. Формирование представлений о понятиях: «тяжелее, легче». Сравнение предметов по массе.
  14. Измерение массы. Знакомство с меркой 1 кг. Счет с помощью числового отрезка.
  15. Измерение массы. Сложение и вычитание масс предметов. Схема и рисунок задачи.
  16. Число 8. Цифра 8. Состав числа 7 - закрепление. Навыки счета в пределах 7 - закрепление.
  17. Число 8. Цифра 8. Формирование счетных умений в пределах 8. Закрепление представления об измерении длины и массы предметов.
  18. Число 8. Цифра 8. Прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар - закрепление.
  19. Знакомство с понятием «объем». Сравнение по объему. Закрепление счетных умений в пределах 8.
  20. Измерение объема с помощью мерки. Счетные умения в пределах 8.
  21. Число 9. Цифра 9. Образование и состав числа 9.
  22. Число 9. Счет в пределах 9. Знакомство с циферблатом часов.
  23. Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
  24. Площадь. Измерение площади. Порядковый и количественный счет в пределах 9. Состав чисел 8 и 9.
  25. Измерение площади. Прием сравнения фигур по площади с помощью мерки. Квадратный сантиметр.
  26. Число 0. Цифра 0. Закрепление счетных умений в пределах 9.
  27. Свойства числа 0. Состав чисел 8, 9. Составление числовых равенств по рисункам.
  28. Число 10. Образование и состав числа 10.
  29. Знакомство        с        пространственными        фигурами.        Шар,        куб,        параллелепипед.        Их распознавание. Состав числа 10.
  30. Пространственные фигуры пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
  31. Таблицы. Работа с таблицами. Состав числа 10.
  32. Символы        для        обозначения        свойств        предметов        (цвет,        форма,        размер).        Умение ориентироваться по плану.
  33. Закрепление представлений о символах. Состав чисел 8, 9, 10.
  1. Повторение. Математические игры.
  2. Итоговое занятие.

Методическое обеспечение программы

Основным видом деятельности на занятиях является практическая работа. На практических занятиях происходит изложение теоретических положений, даются основы развития речи, основы математики. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция характера ребёнка. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание. Происходит проведение индивидуальной работы с учениками различной направленности.

Теоретический материал в программе дается в том объеме, который объективно необходим для осмысленного выполнения практической работы. Учебно-воспитательный процесс организуется в следующих формах: теоретические занятия; практические занятия, а также итоговые занятия.

Преподавание программы предполагает использование образовательных технологий: интерактивных, информационных, игровых, проектных и методов обучения: объяснительно- иллюстративного и частично-поискового.

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

  • лекции с наглядным материалом;
  • материалы с учебной литературы, посвященной данной дополнительной общеобразовательной программе.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • наглядный (показ наглядного материала);
  • практический (выполнение упражнений обучающимися);
  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

Материально - техническое оснащение

Учебный кабинет (полной комплектации), учебная доска с поверхностью и набором приспособлений для крепления наглядного материала, ноутбук, магнитофон.

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование, соответствующее профилю, без предъявления требований к стажу работы и повышению квалификации.

Формы аттестации

Для        отслеживания        результатов        обучения        используются        следующие        формы: выполнение контрольных проверочных заданий, собеседование по итогам занятий.

Оценочные материалы

Образовательные результаты могут отслеживаться в виде мониторинга. Мониторинг проходит в несколько этапов (начальный мониторинг и на окончание учебного года). На

каждом занятии педагог совместно с детьми обсуждает и оценивает проделанную работу с точки зрения поставленных задач. Таким образом, перед ребенком раскрываются пути дальнейшего совершенствования своей деятельности, формируются самооценка и самоконтроль.

Результативность обучения по программе оценивается по уровневой системе.

На «высокий уровень» оценивается работа обучающегося, который успешно выполняет поставленные задания самостоятельно. Полностью выполнил учебную задачу.

На «средний уровень» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей, допустил ошибки.

На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в форме наблюдения педагога за выполнением практических заданий.

Ф.И. ребенка, возраст

Начальный

Итоговый

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1…

  1. Самостоятельность при выполнении работы.
  2. Правильность выполнения задания по теме.
  3. Умение анализировать выполненные задания, находить и исправлять ошибки.
  4. Преодоление трудностей при выполнении заданий.
  5. Заинтересованность в изучении нового.

Список используемой литературы.

  1. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. - Москва: Просвещение, 1996.
  2. Журова, Воронцова Обучение дошкольников грамоте. - М., 2001.
  3. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Методическое пособие «Азбука первоклассника». - Москва: Просвещение, 1996.
  4. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению. - М.: «Учитель»,

2008.

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у

дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.

  1. Методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова. - Москва. «Ювента», 2009.
  2. Нефёдова, Узорова. «Обучение чтению», 2000.
  3. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
  4. Шумаева Д.Г. Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект «Как хорошо уметь читать!..» - Санкт-Петербург. Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....