Дифференциация звуков [с] и [з]
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Орлова Галина Богдановна

Чтобы работа по развитию фонематического слуха была интнресной каждому ребёнку моё занятие с дошкольниками строится и проводится в виде упражнений в игровой форме. Применение Дидактических игр как одно из наиболее продуктивных средств обучения, что позволяет учить детей весело, радоснтно, без принуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif.zvukov_s_i_z.docx732.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [С] и [З]

с использованием экспериментальной деятельности

        Цель: способствовать формированию навыка дифференциации звуков [с] и [з] в слогах, словах, словосочетания, предложениях и связной речи с детьми подготовительной к школе группе.

        Задачи

        Коррекционнае:

  1. Упражнять в умении различать звуки [с] и [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Образовательные:

  1. Упражнять в правильном произношении и различении звуков [с] – [з].
  2. Закреплять умение детей сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.
  3. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов: составление слов с помощью добавления слога.

Развивающие:

  1. Развивать фонематический слух: выделение звуков [с] – [з] из ряда звуков, в слогах,         словах, слоговых цепочках.
  2. Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой игры.
  3. Развивать логическое мышление, слуховое внимание: договаривание слов в стихотворении.        

Воспитательные:

  1. Воспитывать коммуникативные качества, умение работать в коллективе.

Материал: картинки с изображением насоса и комара (на каждого ребёнка); магнитная доска; схема характеристики звуков; картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [с], [з].

Ход занятия. Организационная часть. Привлечение детей к занятию (дети стоят в кругу). Рассказ педагога.

Позвал как-то Захар Стаса покататься на самокатах. У Стаса на самокате было спущено колесо, а у Захара был насос и мальчики стали качать его. Насос запел свою песенку: «С-с-с…». Ребята накачали колесо и поехали в парк, как только они остановились, чтобы отдохнуть и подкачать колесо, как к ним подлетели комары стали над ними кружить и звенеть: «З-з-з…». Мальчики отмахивались от комаров, но те злились и громче звенели: «З-з-з…». Вдруг ниоткуда появилась загадочная старушка, сказала, что избавит их от комаров если они справятся с её заданиями… Попробуем помочь Захару и Стасу.

Основная часть.

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [с] и [з].

Педагог. Давайте вспомним песенку насоса.

Дети. «С-с-с…»

Педагог. А теперь песенку комара.

Дети. «З-з-з…»

Педагог. Чем похожи эти песенки? Когда мы их произносим, губы растянуты в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт сильная, холодная воздушная струя. (Дети тренируются в произнесении этих звуков).

Педагог. А чем эти песенки отличаются? Приложите ладошку к горлу и спойте по очереди песенки насоса и комара. Когда поём песенку насоса, горлышко что делает?

Дети. Молчит.

Педагог. А когда песенку комара, что происходит?

Дети. Горлышко звенит.

Педагог. Эти звуки какие?

Дети. Оба звука согласные.

Педагог. Правильно, звуки [с] и [з] – согласные, только звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий. (схема характеристики звуков)

Задание 2. Игра «Поймай песенку».

Педагог. Я буду произносить ряд звуков, слогов, слов. Когда услышите звук [с], поднимите картинку с изображением насоса, а когда услышите звук [з] – картинку с изображением комара.

Звуки: [м], [н], [с], [л], [к], [з], [п], [с], [ч], [з], [р], [г], [с], [з].

Слоги: зо – лу – су – пу – ны – зы – ка – са – ду – зу .

Слова: собака, кубик, зубы, нога, стул, ваза, рот,  нос.

Задание 3. Игра «Собери слова».

Педагог. Слова рассыпались, помогите их собрать, добавляя слоги:

– са или за: ли.., ва.., зано.., ко.., поло..,

– сы или зы: бу.., ро.., воло.., арбу…

Задание 4. Пальчиковая гимнастика:

Зайка – скок, зайка – скок! (Левая кисть – куст, правая – зайка)

За кусток – и молчок. (Он прячется за куст)

Он под кустиком сидит

И ушами шевелит. (Пошевелить пальцами – «ушами зайца»)

Ветер сильный подул, (Изобразить ветер, сильно подуть)

Зайка ушки, согнул. (Загнуть пальцы – «уши зайца»).

Задание 5. Игра «Превращайка»

Замена в слове одного звука другим звуком для получения нового слова (метаграммы,  метод экспериментирования)

Майка – сайка – зайка

Дуб – суп – зуб

     Задание 6. Игра «Будь внимательным».

Педагог. Старушка перепутала песенки насоса и комара, их нужно повторить без ошибок. Слушайте внимательно!

Слоговые цепочки:

Са – за – са

Со – зо – со

Сы – зы – сы

За – са – за

Зо – со – зо

Зы – сы – зы

Са – са – за

Су – су – зу

Сы – сы – зы

     Пары слов:

Зайка – сайка

Зуб – суп

Замок – сапог

Коза – коса

Лиза – лиса

Злой – слой

Слова, в которых есть звуки [с] и [з]: записка, сазан, занавеска, слеза, застава.

Задание 7. Игра «Доскажи словечко»

В стихотворениях похищены некоторые слова. Их нужно вернуть обратно.

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако.

И теперь он не щенок –

Взрослая … (собака)

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка

Кто же это? (Зайка)

И в море купаются,

И нет у них щетинки,

А все называются

Они морские … (свинки)

Задание 8. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [с] и [з].

Са – за – са – звонкая оса;

Су – зу – су – вазу я несу;

Сы – зы – сы – у зайца есть усы;

За – са – за – солому ест коза.

Задание 9. Повторение скороговорок с четким проговариванием звуков [с] и [з].

Соня – незнайка, а Саня – зазнайка.

В саду у тёти Розы растут мимозы.

У Зои болит зуб, она не может есть суп.

Звонок звенит, звонок зовёт, и Соня в класс к себе идёт.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Литература:

Агранович З. Е. Сборник заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 160 с. + цв.вкл. 48 с.

Агранович З. Е. Сборник заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 112 с.

Громова О.Е. Говорю правильно С—3—Ц. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с: цв. илл.

Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

Кайдан И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 144 с.

Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 96.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПБ.: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.: ил. – ( «Серия готовимся к школе»).

 

 

Черемное, 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...