Дополнительные услуги
рабочая программа по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№1 "СКАЗКА" (МАДОУ №1 «»Сказка»)
Дополнительная образовательная программа
«Звуковичок»
Название кружка (секции, объединения)
для детей 4-7 лет
СОСТАВИТЕЛЬ: Семенова С.М.
учитель-дефектолог
г. Мегион
2022-2023 г.г.
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2.Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.3.Принципы формирования Программы | 4 |
1.4. Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
ΙΙ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1.Учебно-тематический план | 6 |
2.2.Календарно-тематическое планирование | 8 |
2.3.Содержание изучаемого курса 2.4. Структура логопедического занятия 2.5.График работы кружка | 10 11 13 |
ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 13 |
ΙV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 15 |
Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет. В связи, с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Любая речевая патология, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств), отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности. Если у ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи), то в процессе обучения чтению и письму взрослые могут столкнуться с определёнными трудностями. Необходимо как можно раньше начать работу над развитием артикуляционного аппарата и мелкой моторики, в результате можно избежать нарушения звукопроизношения у детей. С этой целью на базе нашего детского сада функционирует дополнительная образовательная услуга «Звуковичок» для детей 4-7 лет.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является направленность на раннюю профилактику различных видов речевых нарушений.
Программа разработана на основе программ и методических рекомендаций:
1. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПБ :Детство - Пресс, 2003.
2. Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение», 1971.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет через решение следующих задач:
- формирование навыков правильного произношения всех звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением слов, фраз;
- формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха;
- формирование умения слышать отдельные звуки в словах;
- развитие слухового внимания;
- развитие мелкой и общей моторики, графических навыков;
- совершенствование фонематического слуха, дикции, памяти.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы занятий – индивидуальные.
Курс обучения рассчитан на 62 занятия с октября по май включительно. Занятия проводятся 2 раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут.
Коррекционная работа проводится в 3 этапа:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
1.3. Принципы формирования Программы
Принципы организации коррекционно-развивающей деятельности.
−принцип гуманизации педагогического процесса-обеспечение психологического комфорта детям;
−принцип комплексного подхода к изучению дисфункции речи и психического развития ребенка;
−принцип развития - вся работа строится с учетом зоны ближайшего развития ребенка;
− принцип учета ведущей деятельности ребенка – занятия планируются в игровой форме;
− онтогенетический принцип - коррекционно-логопедическое воздействие ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе;
− коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи – основанный на последовательном усложнении речевых операций;
− активизация речевой практики-употребление различных форм речи в меняющихся условиях общения, обеспечение речевой активности детей в различных видах деятельности.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
К концу обучения по данной программе у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.
Ожидаемый результат:
- развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;
- формируется умение выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;
- формируется понимание и использование грамматических форм;
- осваиваются навыки разговорной речи;
- совершенствуется интонационная сторона речи;
- развивается артикуляционный аппарат;
- развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса.
ΙΙ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование индивидуальной образовательной деятельности проводится в следующем объеме:
№ п/п | Тема | Цели и задачи | Наглядные пособия, технические средства | Кол-во часов | Планируемая дата | Предварительная работа |
I Подготовительный этап | ||||||
1 | Диагностика | Выявление уровня речевого развития | Альбом для обследования звукопроизношения | 1 | Наблюдение, беседа | |
2 | Знакомство с артикуляционным аппаратом | Познакомить с органами артикуляционного аппарата посредством «Сказки о веселом Язычке» | Профиль артикуляции, ИКТ | 1 | Беседы, чтение стихотворения, загадки, рассказывание сказки. | |
3 | Подготовка к постановке звука | Развитие фонематического слуха | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, схема для характеристики звука | 3 | Артикуляционная гимнастика, беседа, игры. | |
II Основной этап | ||||||
4 | Постановка звука | Знакомство с положением органов артикуляционного аппарата при правильном произношении корригируемого звука. 2.Знакомство со специальным комплексом артикуляционных упражнений корригируемого звука. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, схема для характеристики звука | 10 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
5 | Автоматизация звука изолированно | Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе изолированного его произношения посредством использования различных игровых ситуаций. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
6 | Автоматизация звука в слогах | Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе изолированного его произношения и слогов (прямой или обратный, в зависимости от особенностей автоматизации данного звука) | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
7 | Автоматизация звука в словах | Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе слогов, слов: - поставленный звук в начале слова; - поставленный звук в конце слова; - поставленный звук в середине слова; - поставленный звук в словах со стечением согласных. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
8 | Автоматизация звука в словосочетаниях | Осуществлять автоматизацию поставленного звука в словосоч | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика | |
9 | Автоматизация звука в чистоговорках | Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе слов, словосочетаний, чистоговорок. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
10 | Автоматизация звука в предложениях | Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе фразовой речи. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 6 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика | |
11 | Автоматизация звука в тексте | Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе фразовой речи. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
12 | Автоматизация звука в связной речи | Автоматизация звука на уровне связной речи | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика | |
13 | Дифференциация звуков | Дифференциация смешиваемых звуков: -в слогах; -словах; -словосочетаниях -предложениях; -связной речи. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 6 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
III Заключительный этап | ||||||
14 | Введение в свободную речь | Коммуникативное развитие | Сюжетные картины, ИКТ | 7 | Развитие лексико-грамматических средств. |
Обоснованность выбора количества часов:
Продолжительность работы по коррекции звукопроизношения во многом обусловлена количеством нарушенных звуков и индивидуальными особенностями ребенка.
2.2. Календарно-тематическое планирование
Количество занятий в неделю: 2
Количество занятий: 62
Недели | № занятия | Тема | Планируемая дата |
Октябрь | |||
1 неделя | 1 | Диагностика | |
2 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата | ||
2неделя | 3 | Подготовка к постановке звука | |
4 | Подготовка к постановке звука | ||
3неделя | 5 | Подготовка к постановке звука | |
6 | Постановка звука | ||
4 неделя | 7 | Постановка звука | |
8 | Постановка звука | ||
Ноябрь | |||
1 неделя | 9 | Постановка звука | |
10 | Постановка звука | ||
2 неделя | 11 | Постановка звука | |
12 | Постановка звука | ||
3неделя | 13 | Постановка звука | |
14 | Постановка звука | ||
4неделя | 15 | Постановка звука | |
16 | Автоматизация звука изолированно | ||
Декабрь | |||
1 неделя | 17 | Автоматизация звука изолированно | |
18 | Автоматизация звука изолированно | ||
2 неделя | 19 | Автоматизация звука изолированно | |
20 | Автоматизация звука в слогах | ||
3неделя | 21 | Автоматизация звука в слогах | |
22 | Автоматизация звука в слогах | ||
4неделя | 23 | Автоматизация в слогах | |
24 | Автоматизация звука в словах | ||
Январь | |||
2неделя | 25 | Автоматизация звука в словах | |
26 | Автоматизация звука в словах | ||
3неделя | 27 | Автоматизация звука в словах | |
28 | Автоматизация звука в словосочетаниях | ||
4 неделя | 29 | Автоматизация звука в словосочетаниях | |
30 | Автоматизация звука в словосочетаниях | ||
Февраль | |||
1 неделя | 31 | Автоматизация звука в словосочетаниях | |
32 | Автоматизация звука в чистоговорках | ||
2 неделя | 33 | Автоматизация звука в чистоговорках | |
34 | Автоматизация звука в чистоговорках | ||
3 неделя | 35 | Автоматизация звука в чистоговорках | |
36 | Автоматизация звука в предложении | ||
4 неделя | 37 | Автоматизация звука в предложении | |
38 | Автоматизация звука в предложении | ||
Март | |||
1 неделя | 39 | Автоматизация звука в предложении | |
40 | Автоматизация звука в предложении | ||
2 неделя | 41 | Автоматизация звука в предложении | |
42 | Автоматизация звука в тексте | ||
3неделя | 43 | Автоматизация звука в тексте | |
44 | Автоматизация звука в тексте | ||
4неделя | 45 | Автоматизация звука в тектсе | |
46 | Автоматизация звука в связной речи | ||
Апрель | |||
1 неделя | 47 | Автоматизация звука в связной речи | |
48 | Автоматизация звука в связной речи | ||
2 неделя | 49 | Автоматизация звука в связной речи | |
50 | Дифференциация смешиваемых звуков в слогах | ||
3 неделя | 51 | Дифференциация смешиваемых звуков в словах | |
52 | Дифференциация смешиваемых звуков в словах | ||
4 неделя | 53 | Дифференциация смешиваемых звуков в словосочетаниях | |
54 | Дифференциация смешиваемых звуков в чистоговорках | ||
Май | |||
1 неделя | 55 | Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи | |
56 | Введение в свободную речь | ||
2 неделя | 57 | Введение в свободную речь | |
58 | Введение в свободную речь | ||
3 неделя | 59 | Введение в свободную речь | |
60 | Введение в свободную речь | ||
4 неделя | 61 | Введение в свободную речь | |
62 | Введение в свободную речь |
2.3. Содержание изучаемого курса
1 этап (5 занятий)
«Диагностика». "Знакомство с артикуляционным аппаратом".
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу
2 этап (50 занятий)
Постановка звуков. Автоматизация. Дифференциация
3 этап (7 занятий)
Введение в свободную речь.
2.4.Структура логопедического занятия
Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков
1. Организационный момент
2. Артикуляционная зарядка (общие, специальные упражнения, упражнения по развитию силы голоса и выдоха)
3. Объявление темы занятия
4. Постановка звука (по подражанию, от сохраненной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием)
5. Анализ артикуляции по плану:
- положение губ;
- положение зубов;
- положение языка (кончика, спинки, корня);
- участие голосовых складок;
- характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука: проговаривание, игры на звукоподражание.
7. Развитие фонематического восприятия – опознавание звука:
- в ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам;
- в слогах;
- в предложениях;
- в тексте.
8. Закрепление произнесения звука в слогах.
9. Итог занятия
Качественный анализ, заключительное проговаривание, оценка работы ребенка с положительной психологической направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука
1. Организационный момент
2. Артикуляционная зарядка (специальные артикуляционные упражнения )
3. Объявление темы занятия
4. Произношение изолированного звука
5. Анализ артикуляции
6. Характеристика звука
7. Связь звука с буквой
8.Развитие фонематического слуха
9.Закепление звука в слогах.
Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
10. Закрепление звука в словах;
11. Закрепление звука в предложении.
12. Закрепление звука в тексте.
13. Итог занятия
Качественный анализ, оценка работы ребенка с положительной психологической направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе дифференциации звуков
1. Организационный момент.
2. Объявление темы занятия.
3. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются.
4. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.
5. Характеристика звуков.
6. Связь звуков и букв.
7. Развитие фонематического слуха.
8. Дифференциация звуков в слогах.
9. Дифференциация звуков в словах.
10. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, выделение данных звуков из слов.
11. Дифференциация звуков в тексте.
12. Итог занятия
Качественный анализ, оценка работы ребенка с положительной психологической направленностью.
Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий. Исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов в структуру занятия логопед может вносить изменения.
2.5. График работы кружка «Звуковичок»
№ | Мероприятия | Количество дней в неделю | Время проведения | Ответственный |
1 | Логопедический кружок «Звуковичок» | 2 раза в неделю | Вторник Четверг | Семенова Светлана Мухарамовна |
ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Звуковичок» разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования и требованиями основных нормативно-правовых документов:
- Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утврждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Дидактический материал
- логопедический альбом для обследования звукопроизношения и фонетико-фонематической системы речи;
- схема на дифференциацию носового и ротового дыхания;
- игры и пособия по развитию физиологического и речевого дыхания: листочки, снежинки, капельки, бабочки, мыльные пузыри, надувные шары, пузырьки и т. д.;
- комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, фотографиях;
- картинки – символы;
- набор предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков;
- набор предметных картинок по формированию слоговой структуры слова;
- картотека речевого материала по автоматизации, дифференциации звуков и формированию слоговой структуры слова;
- сюжетные картинки по формированию произносительных навыков и умений в самостоятельной речи;
- альбомы, дидактические игры, учебные пособия с речевыми упражнениями, скороговорками, чистоговорками, стихами и рассказами;
- алгоритмы, схемы к проведению звукослогового анализа и синтеза;
- игрушки и муляжи по корригируемым звукам.
IV.Список литературы
- Программы воспитания и обучения в детском саду. под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
- Волина ВВ. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1985.
- Крупенчукк О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. -32 ч.: ил.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988.
- Мышковская М. Азбука. - Рига: Рия, 1995.
- Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. -Ярославль: Академия развития, 1996.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки "Ш", "Ж". -Ярославль: Академия развития, 1996.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А., Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336с.
- Программа "Развитие"- Москва, "Новая школа", 1994г.
- Программа "Развитие". (Основные положения). - М.: Просвещение, 1984 г.
- Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Российская Академия образования, Ассоциация "Профессиональное образование". - М., 1994.
- Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. ФА. Сохина. -М.: Просвещение, 1979.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1988.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку. - М.: Просвещение, 1994.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Просвещение, 1981.
- Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. - М.: Просвещение, 1982.
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Звуковичок»Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-348884-1385708101.jpg)
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ.
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-538262-1416854115.jpg)
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/04/picture-613958-1493886813.jpg)
Дополнительные услуги. "Комната- доктор"
Пояснительная записка Рабочая учебная программа дополнительных образовательных услуг учебного курса «Комната-доктор» (психолого-логопедические заня...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/12/picture-468591-1407865071.jpg)
Больше дополнительных услуг – больше возможностей для развития детей в детском саду
Возросшая динамика жизни, большие умственные и физические нагрузки современных дошкольников, ухудшение их здоровья и родительский спрос вызвали необходимость организации дополнительных образовательных...
Программа по организации дополнительных услуг.
Программапо организации дополнительных услуг. Кружок«Пластилиновые узоры»(старшая группа)на 2013 – 2014 учебный год....