Игры по предупреждению дисграфии у дошкольников
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Васильева Алена Александровна

Согласно классификации, которая была создана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена и уточнена Р.И. Лалаевой, выделяются следующие пять видов дисграфии:

1. Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая), в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи.

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия, при которой имеющиеся у ребенка дефекты звукопроизношения находят свое отражение на письме.

3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока, при котором ребенок затрудняется в определении количества и последовательности звуков в слове, а также места каждого звука по отношению к другим звукам слова.

4.Аграмматическая дисграфия обусловленная несформированностью у ребенка грамматических систем словоизменения и словообразования.

Все названные виды дисграфии в различных сочетаниях могут присутствовать у одного ребенка. Эти случаи относят к смешанной дисграфии.

В данной работе представлены игры и упражненеия для широкого круга читателей с целью профилактики всех видов дисграфии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx68.18 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд.

Актуальность.

1.Дети с Общим недоразвитием  речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфии и дислексии.

2.Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной  дезадаптации.

3.Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте.

2  слайд.

Характеристика дисграфии как специфического нарушения 
письма

В современной литературе термин «дисграфия» определяется по-разному. Р.И. Лалаева дает такое определение: «Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма».

Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени .Знаки письменной речи – буквы, обозначающие звуки устной речи. И устная и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Процесс понимания письменной речи резко отличается от процесса понимания устной речи тем, что написанное всегда можно перечитать. 

    Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.В процесс письма активно включаются ещё глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность.Так ребенок, приступающий к обучению грамоте, начинает с освоения смысловой стороны письма. В отличие от неграмотного ребенка, который «срисовывает» буквы со всеми особенностями шрифта, как геометрический узор, начинающий школьник воспринимает буквы как смысловые схемы, ассоциированные и с их звуковыми образами, и с начертательными образами слов.

Каждый ребенок, независимо от применяемого к нему метода обучения, неизбежно проходит через несколько фаз. На первом этапе обучения школьник пишет крупно, и это связано не только с грубостью его пространственных координаций. Причина в том, что, чем крупнее письмо, тем меньше относительная разница между движениями кончика пера и движениями самой руки.

 3 слайд.

Согласно классификации, которая была создана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена и уточнена Р.И. Лалаевой, выделяются следующие пять видов дисграфии:

1. Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая), в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи.

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия, при которой имеющиеся у ребенка дефекты звукопроизношения находят свое отражение на письме.

3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока, при котором ребенок затрудняется в определении количества и последовательности звуков в слове, а также места каждого звука по отношению к другим звукам слова.

4.Аграмматическая дисграфия обусловленная несформированностью у ребенка грамматических систем словоизменения и словообразования.

Все названные виды дисграфии в различных сочетаниях могут присутствовать у одного ребенка. Эти случаи относят к смешанной дисграфии.

4 слайд.

Наиболее подробно причины возникновения у детей нарушений письменной речи проанализированы А.Н. Корневым. В этиологии расстройств письменной речи автор выделяет три группы явлений:

1. Конституциональные предпосылки: индивидуальные особенности формирования функциональной специализации полушарий мозга, наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственников.

2. Энцефалопатические нарушения, обусловленные вредными воздействиями в периоды пре-, пере- и постнатального развития. Повреждения на ранних этапах онтогенеза чаще вызывают аномалии развития подкорковых структур. Более позднее воздействие патологических факторов (роды и постнатальное развитие) в большей степени затрагивают высшие корковые отделы мозга. Воздействие вредных факторов приводит к отклонениям в развитии мозговых систем. Неравномерность развития мозговых структур отрицательно сказывается на формировании функциональных систем психики. Согласно данным нейропсихологии, исследованиям Т.В. Ахутиной и Л.С. Цветковой, функциональная несформированность лобных отделов мозга и недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности могут проявляться в нарушении организации письма (неустойчивость внимания, неудержание программы, недостаточность самоконтроля) .

Функциональная несформированность правого полушария может проявляться в недостаточности пространственных представлений, нарушении порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов.

3. Неблагоприятные социальные и средовые факторы. К ним автор относит:

- несоответствие фактической зрелости с началом обучения грамоте. Не соотнесенные с возможностями ребенка объем и уровень требований в отношении грамотности; несоответствие методов и темпов обучения индивидуальным особенностям ребенка .

5 слайд.

В дошкольном возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая проявится у детей с началом школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Можно говорить о следующих предпосылках дисграфии:

1. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: твердых – мягких; звонких – глухих, свистящих – шипящих, а также звуков [р], [й], [л]. Это явная предпосылка акустической дисграфии, поскольку фонемы каждой группы не дифференцируемые на слух, в дальнейшем взаимозаменяются на письме.

2. Наличие полных звуковых замен в устной речи (в основном вышеперечисленных групп фонем) неправильное проговаривание слов в процессе письма в период обучения грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам.

3. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста. В.К. Орфинская к таким видам анализа относит следующие:

- узнавание звука на фоне слова;

- выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова;

- определение примерного места звука в слове.

Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Это затрудняет ребенку дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой, что приводит к оптической дисграфии.

Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования, что проявляется в неправильном употреблении ребенком окончаний слов в устной речи. Это приводит к аграмматической дисграфии.

Таким образом, неизбежность появления у детей всех основных видов дисграфии можно безошибочно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а значит, что нужно сделать все возможное для того, чтобы предупредить  ее предпосылки еще до начала обучения ребенка грамоте.

6  слайд.

2. Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма.

Решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, у кого из детей проявится дисграфия. При этом о профилактике таких видов дисграфии как акустическая, артикуляторно-акустическая на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока и оптическая можно только в дошкольном возрасте, тогда как профилактика аграмматической дисграфии возможная еще и в первые два года обучения ребенка в школе, до перехода к морфологическому принципу письма, тогда вопрос уже не о профилактике, а об устранении уже проявившейся дисграфии того или иного вида.

7  слайд.

2.1.Направление работы:

- воспитание слуховой дифференциации звуков речи;

- устранение звуковых замен в устной речи;

- воспитание простейших видов фонематического анализа слов;

- развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

- формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;

- обогащение словарного запаса.

Несовершенство или полное отсутствие слуховой дифференциации ряда звуков не может быть замечено окружающими без специального ее исследования. Неразличение на слух двух или нескольких пар звуков не мешает пониманию основного смысла высказываний.

8  слайд.

Направления работы с детьми 4-5 лет:

  • Артикулирование  гласных звуков (а.о,у,ы,и);
  • «артикуляционная гимнастика»;
  • биоэнергопластика;
  • мелкая моторика пальцев рук;
  • воспитание простейших видов фонематических представлений;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматических систем.

Слуховая дифференциация звуков речи.

Нормально развивающийся ребенок различает на слух все звуки речи, в том числе и акустически близкие, начиная с двухлетнего возраста. Проверку акустически близких звуков можно начинать в 3-4 года. Обязательной проверке подлежат: твердые - мягкие (15 пар); звонкие - глухие (6 пар); свистящие – шипящие (комбинации); звуки [р], [л].

Если в результате проверки окажется, что ребенок свободно дифференцирует на слух все проверяемые звуки, то предпосылки акустической дисграфии отсутствуют.

Если же те или иные пары или группы звуков не дифференцируются ребенком на слух, то необходимо приступить к профилактической работе с ними. Начинать работу именно с 3- 4 летнего возраста важно для предупреждения не только акустической дисграфии, но также и «задержанного возрастного косноязычия».

        В 3-4 года должна начинаться работа по слуховой дифференциации звуков. Она должна быть закончена до начала обучения грамоте.

В этом возрасте дети научаются четко артикулировать гласные звуки (а.о,у,ы,и).Так как многие ошибки письменной речи связаны с нарушением артикуляции данных звуков. Из своей практики хочу отметить, что детям дошкольного возраста трудно правильно произносить звук - ы-.

    Для того, чтобы правильно формировать артикуляционный уклад необходимо с раннего возраста проводить  «Артикуляционную гимнастику».

  В своей практики использую  «Сказочные истории из жизни Язычка» Е.Г. Карельской, адаптируя их по возрастным категориям и по лексическим темам

Например, изучая тему «Продукты» мы «Месим тесто язычком», чтобы испечь «Блинчик», «Лошака» по теме «Животные» и тд.

   Примененяю биоэнергопластику(плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. Это сочетание движений органов артикуляции с движением руки. Например, в средней группе при произнесении гласных, руки выполняют различные движения: при проговаривании звука А- руки поднимаем вверх, звука Э- руки широко округлены  в стороны, О-руки округлены перед собой,Ы- руки отведены в сторону, У-руки вытянуты вперед. Этот прием хорошо использовать при автоматизации звуков в слогах.Например,произнося звук С дети вытягивают руки вперед, произнося длительно У-У-У. Ребята незаметно для себя преодолевают так называемый барьер неуверенности произнесения недавно поставленного звука. Научить детей данному приему непросто, поэтому  алгоритм действий таков:

-словесная инструкция с показом;

-словесная инструкция.

 Для усиления кинестетических ощущений:

- с открытыми глазами;

- с закрытыми глазами.

 На занятиях  с детьми старшего возраста  произнесении свистящих звуков сопровождается движением ладони  вниз,при произнесении шипящих-вверх (в соответствии с движением языка).

     Хорошей речевой моторике способствует достаточно развитая мелкая моторика пальцев рук.  Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием использую Су-Джок терапию  в коррекционных целях. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия. Игры с  шариком: «Покатился колобок…»,с колечком: «Этот пальчик наш большой…», «Надеваем перчатки…». Очень нравится детям на индивидуальном занятии рисовать  соответствующему звуку предмет.Например,ребенок или рисует «комарика» или же закрашивает нарисованный мной рисунок,признося соответственно з-з-з. А так же любимы детьми игры на «музыкальных инструмента»:металофоне,барабане,пианино с пропеванием слогов и слов. Это сопряженная гимнастика языка и рук ,когда пальцы и рот стимулируют друг друга. Данные упражнения совершенствуют статическую и динамическую координацию движений кисти и пальцев рук, активизируя ручную моторику, подготавливая детей к овладению грамотой и помогают в предупреждении специфических нарушений письма и чтения.

9  слайд.

Устранение звуковых замен в устной речи.

Полные замены одних речевых звуков другими является одним из характерных проявлений «детского возрастного косноязычия», которое в норме должно исчезнуть к 5–6 годам.

Направления работыс детьми 5-6 лет:

  • Артикулирование  гласных и согласных звуков;
  • «артикуляционная гимнастика»;
  • биоэнергопластика;
  • совершенствование более точных движений пальцев рук;
  • воспитание простейших видов фонематического анализа слов;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование основных  грамматических систем языка.

10  слайд.

Направления работыс детьми 6-7 лет:

  •  воспитание слуховой дифференциации звуков речи;
  • устранение звуковых замен в устной речи;
  •  воспитание простейших видов фонематического анализа слов;
  • развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
  •  формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;
  • обогащение словарного запаса.

11  слайд.

Устранение звуковых замен в устной речи.

Полные замены одних речевых звуков другими является одним из характерных проявлений «детского возрастного косноязычия», которое в норме должно исчезнуть к 5–6 годам.

 Если такие замены сохраняются, то они являются предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии.

12  слайд.

Профилактическую работу с ребенком чаще всего начинают с воспитания у него слуховой дифференциации заменяемых звуков. Затем правильное произношение заменяемого им звука самими родителями по подражанию и с привлечением логопеда.

Для профилактики артикуляторно-акустической дисграфии недостаточно простой «постановки» звука его полной автоматизации в речи. Работа завершается дифференциацией ранее заменявшегося звука от звука-заменителя, до полного исчезновения смешений данных звуков в устной речи ребенка. Предлагаются упражнения на фонематический анализ слов. В процессе этих упражнений ребенок должен определять наличие или отсутствие каждого из звуков в предлагаемом слове, а также место в этом слове (в начале, в середине, в конце). Если ребенок научится безошибочно «чувствовать» каждый из этих звуков в слове, он не будет при обучении грамоте допускать соответствующие буквенные замены на письме.

  «Дуем на шарики»,

13  слайд.

 «Игры на «музыкальных инструментах»

14 слайд.

«Су-Джок терапия».

15слайд.

Игры на автоматизацию звуков:

 «Лабиринт» (автоматизация звука с движением руки по лабиринту, «Самолет»( (автоматизация звука с движением руки по дорожке к облакам)

16  слайд.

 «Цветочная полянка» (подбор цветочков на заданный звук: с - синий цветок - зеленый; «Послушай внимательно» (с зеленым цветочком дети ставят рядом точку, если услышат звук ,слог, слово на звук –з-, и соответственно со звуком –с- проводится работа аналогичная).

17  слайд.

«Проведи дорожку» (к звукам с картинками-символами).

18  слайд.

Нахождение места звука в слове: «Собери букет» (серединка каждого цветка содержит определенный звук, а  к лепесткам необходимо подобрать картинки с данным звуком), 2подбери картинки» (к буквам подобрать картинки, содержащие данный звук).

19-20 слайд.

Дифференциация звуков: «Каким звуками (звуком )отличаются ?»

21 слайд.

Предупреждение дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

Воспитание простейших видов фонематического анализа слов начинаем с пятилетнего возраста.

Необходимость овладения ребенком простейшими формами фонематического анализа слов до начала его школьного обучения связана с тем, что членение речевого потока на отдельные составляющие его и фрагменты представляют сложность. Затруднительным оказывается уже разделение на слова, так как в процессе восприятия и порождения устных высказываний у ребенка никогда не возникает такой необходимости. Ему трудно переключить свое внимание со смысловой стороны речи на ее звуковую. Особенно трудные для звукового анализа слова:

- слова с безударными гласными; (собачка, петух);

- слова с закрытыми слогами; (кабачок, бросил);

- слова со стечением согласных - слова, в которых один и тот же согласный выступает то в твердом, то в мягком варианте; (пригорок, прекрасный);

- слова с глухими и звонкими согласными, отличающиеся друг от друга по одному существенному признаку (коза-кожа);

Согласно исследованиям А.Р. Лурия, с трудом усваивается последовательность звуков в слове. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза составляет 75% от общего числа дисграфий - это самый распространенный вид дисграфии.

Согласно исследованиям В.К. Орфинской , дошкольного возраста должны быть доступны виды фонематического анализа слов:

- узнавание звука на фоне слова;

- определение примерного места звука в слове по принципу: в середине, начале, в конце слова;

- выделение звука из начала и конца слова.

Необходимо подчеркнуть, что полным фонематическим анализом слов ребенок постепенно овладевает лишь в процессе обучения его грамоте. По данным исследования Л.Г. Парамоновой 25% детей подготовительной группы массовых детских садов не владеют простыми видами фонематического анализа слов. Хуже дела обстоят у детей, не посещающих детский сад. Профилактическая работа с детьми способна предупредить проявление у них дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

22слайд.

Профилактикой нарушений ритма у детей, начиная с раннего возраста является воспитание чувства ритма через качания на качели, прыжки  на батуте, а затем уже детей учат ритмам простым  и сложным.

23слайд.

«Подумай и скажи» (определение места звука в словах), «Подари слова» (ребенок должен постараться определить на слух звук в произнесенном взрослым слоге, слове и поставить точку рядом с картинкой-символом).

24слайд.

«Буквы спешат подружиться» (формирования  навыка чтения)

25-26слайд.

Звуковые схемы слов.

«Определи место звука в слове», «Фишки», «Лабиринт».

27 слайд.

«Назови место звука», «Звуко-буквенный состав слов»

28 слайд.

«Слоговые кубики», «Посчитай и выложи количество слогов фишками».

29слайд.

«Посели картинки в свой домик» (в соответствии с количеством слогов)

30 слайд.

Профилактика аграмматической дисграфии

Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования.

Профилактика аграмматической дисграфии непосредственно связана с возможностью овладения ребенком морфологическим принципом письма. Ребенок должен практически усвоить основные правила словоизменения и словообразования, что выражается в грамматически правильном построении устных высказываний, по исследованиям А.Н. Гвоздева  заканчивается примерно к четырем годам, а системы словообразования – к восьми или даже к девяти годам.

По исследованиям А.Н. Корнева если первоклассник начинает свое обучение в условиях неполной сформированности у него грамматических систем, то дисграфия переходит в устойчивую дизорфографию.

Таким образом, для профилактики аграмматической дисграфии у детей с отставанием в речевом развитии необходима целенаправленная и продолжительная работа с использованием большого количества подобранного однородного типа материала.

31-32 слайд.

Функция словоизменения

- образование множественного числа имен существительных;(кубик-кубики)

- согласование существительных с числительными;(один кубик,два… и тд)

- согласование прилагательных с существительными;(красное яблоко, красный фонарь и тд.)

33 слайд.

- правильность употребления предлогов.(перешел через дорогу)

Задача профилактики аграмматической дисграфии состоит в обеспечении правильного употребления окончаний имен существительных в предложных конструкциях.

34 слайд.

Функция словообразования.

Дети с нормальным речевым развитием овладевают всеми способами словообразования к 7-8 годам. В дальнейшем у них не возникает трудностей и с написанием этих слов. Однако у детей даже с небольшим отставанием в речевом развитии начинают проявляться трудности словообразования, выражающиеся в основном в неправильном употреблении суффиксов и окончаний, неизбежно отражаются на письме.

У ребенка старшего дошкольного возраста проверяют состояние основных способов словообразования:

- образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов; (диванчик)

- образование глаголов при помощи приставок; (у -,при - летел)

- образование относительных прилагательных; (стакан из стекла- стеклянный стакан)

35 слайд.

- образование притяжательных прилагательных. (хвост лисы,лисий хвост)

Каждый из этих способов предлагают как выявление их сформированности, так и для устранения возможных отклонений, используя речевые упражнения и задания О.С. Ушаковой .

Об устранении предпосылок аграмматической дисграфии можно говорить тогда, когда у ребенка старшего дошкольного возраста не останется аграмматизмов в устной речи. Только в этом случае они не появятся в дальнейшем и на письме.

36 слайд.

Обогащение словарного запаса.

В профилактике аграмматической дисграфии невозможно без обследования словарного запаса у детей дошкольного возраста, именно с этого возраста должна начинаться профилактическая работа.

Необходима специальная и углубленная работа не только над обогащением словарного запаса детей и уточнение понимания смыслового значения слов, систематизация имеющегося у них словаря. Русский язык организован в строгую систему, с которой необходимо как можно ранее познакомить ребенка в доступной для него форме. Имеющиеся в языке слова систематизированы по частям речи:

- предметы (имена существительные);

- признаки (имена прилагательные);

- действия и состояния предметов (глаголы);

- признаки этих действий и состояний (наречия).

Таким образом, работа над словарным запасом, связанная с проблемой профилактики аграмматической дисграфии должна начинаться в дошкольном возрасте.

37-39 слайд.

Об устранении предпосылок аграмматической дисграфии можно говорить тогда, когда у ребенка старшего дошкольного возраста не останется аграмматизмов в устной речи. Только в этом случае они не появятся в дальнейшем и на письме. ( умение с опорой описать предмет, затем и без опоры, составление рассказов по схеме, сюжетным картинам, сюжетной картине, пересказ и тд.)

40 слайд.

Профилактика оптической дисграфии

Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Но у многих детей эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии. Данную предпосылку важно выявить и устранить до начала обучения ребенка грамоте, чтобы не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память» руки, о чём говорится в исследованиях Г.А. Волковой .

41слайд.

«Штриховка по трафарету, лепка и аппликация букв»

42слайд.

«Веселый алфавит»

Необходимо обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и тонким зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать буквы русского алфавита, так как все они как в печатном, так и в рукописном шрифте из очень небольшого набора одних и тех же элементов, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв.

Таким образом, профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся препятствием к усвоению букв.

43слайд.

Проект« Развитие пространственных представлений» реализован в группе «Сказка».

Состояние у ребенка зрительно-пространственных представлений можно проверить при обследовании, используя задания:

- понимание пространственных предлогов;(в,над,под,слева,справа)

- самостоятельное называние ребенком пространственных предлогов;

- ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу;(стул слева от стола;оса над цветком)

- представление о форме и величине предметов;(большой круг и маленький)

- состояние зрительного анализа и синтеза;

44слайд.

- знание букв и узнавание их в усложненных условиях.(заштрихованные буквы)

45-46-47слайд.

«Какая буква?» «Клеточки», «Найди, допиши букву», «Прочитай слоги».

48 слайд.

«Где чья тень?»

49 слайд.

- узнавание предметов в усложненных условиях;(наложенные друг на друга фигуры)

50 слайд.

«Развитие графических навыков и пространственных ориентировок»

51-53 слайд.

Игры на развитие воображения, зрительного внимани и памяти.

54 слайд.

О.С.Гомзяк «Предупреждение нарушений письма у детей подготовительной группы»

Реализован долгосрочный проект по «Предупреждению дисграфии у дошкольников» в группе «Солнышко.

Эти и многие других заданий были  использованы  в  ходе реализации проекта в группе  для профилактики нарушений письма у дошкольников. Достижения детей:

  • устраненены звуковые замены в устной речи;
  • дети проводят  простейшие виды фонематического анализа слов;
  • развиты оптико-пространственных представления, зрительный анализ и синтез;
  •  сформирование грамматические системы словоизменения и словообразования;
  • обогащен словарный запас.

Из выше сказанного следует, что дисграфия у младших школьников занимает одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений. Многочисленные расстройства письма свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения дисграфии, предупреждения, выявления предпосылок еще в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников...

Предупреждение дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Дисграфия — это частичное на­рушение процесса письма, проявляющееся в стой­ких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функ­ций, участвующих в процессе письм...

Коррекционная работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.

Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в пропусках или смешениях букв, в искажениях звукослогового состава слов...

Предупреждение дисграфии у дошкольников и учащихся первых классов.

Консультация логопеда.Предупреждение дисграфии у дошкольников и учащихся первых классов....

Игры для предупреждения дисграфии у старших дошкольников.

   Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.     Одним из видов нарушений письма является дисграфия, связанная с недоразвитием ...

Конспект открытого логопедического занятия по предупреждению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Открытое логопедическое занятие.Тема занятия: Предупреждение дисграфии у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Задачи:Коррекционно-образовательные:Профилактика  дисграфии...

Предупреждение дисграфии у дошкольников как одно из условий успешного обучения в школе.

В анамнезе детей с дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов,  воздействующих в преднатальный, натальный и постнатальный период. Определенное место в этиолигии дисграфии  от...