Предупреждение дисграфии у дошкольников с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Гоптарь Наталия Евгеньевна

 

Дисграфия — это частичное на­рушение процесса письма, проявляющееся в стой­ких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функ­ций, участвующих в процессе письма. Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте является одним из главных вопросов  в работе логопеда и воспитателей детского сада. Основная задача этой работы — подготовка детей, страдающих ОНР, к усвоению грамоты в школе. Эта конечная цель может быть достигнута только путем формирования устной речи ребенка, которая ведется в трех планах (отработка лексико-грамматического строя речи, звуковой стороны и связной речи). Поэтому необходимо с первых же занятий организовать и воспитывать общее и речевое внимание детей.  В процессе овладения грамотой  большую роль играет гармоничное развитие всех анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического. У детей с нарушениями речи страдает речедвигательное и речеслуховое развитие.  Своевременное и полное развитие всех этих компонентов речи будет способствовать профилактике дисграфии.

               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Причины дислексии и дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные.

1) органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушение их функционирования.

2)  длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития

3) неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).

Особенности ошибок при дисграфии:

1. Ошибки при дисграфии являются стойкими и специфическими, что позволяет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом. Эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время.

2.        Дисграфические ошибки связаны с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма, — дифференциации фонем на слух и в произношении, анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, оптико-пространственных функций.

Нарушения элементарных функций (анализаторных) также могут приводить к нарушениям письма. Но эти нарушения письма не рассматриваются как дисграфия.

Нарушения письма у детей (например, при задержке психического развития) могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность. Однако в этом случае ошибки носят не специфический, а вариативный характер и поэтому не являются дисграфическими.

3.        Ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонетического принципа письма, т. е. ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции (ЛОПАДА — вместо ЛОПАТА, ДМ — вместо ДОМ), в отличие от орфографических ошибок,которые наблюдаются лишь в слабой фонетической позиции (ВАДЯНОЙ — вместо ВОДЯНОЙ, ДАМА — вместо ДОМА).

       Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии.

1. Искаженное написание букв (например, Э—б, С—о).

2. Замены рукописных букв: а) графически сходных (например, са-, хж, ц,щ); б) обозначающих фонетически сходные звуки (например, с-ш, т-д).

3. Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов (например, ВЕСЕНА — вместо ВЕСНА, СТАНА — вместо СТРАНА, КУЛБОК — вместо КЛУБОК).

4. Искажения структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов (например, ИСТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯ ГРАЧИ — вместо ИЗ ТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ).

5. Аграмматизмы на письме (например, МНОГО КАРАНДАШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ, НА ВЕТКОВ).

Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте является одним из главных вопросов  в работе логопеда и воспитателей детского сада. Основная задача этой работы — подготовка детей, страдающих ОНР, к усвоению грамоты в школе. Эта конечная цель может быть достигнута только путем формирования устной речи ребенка, которая ведется в трех планах (отработка лексико-грамматического строя речи, звуковой стороны и связной речи). Поэтому необходимо с первых же занятий организовать и воспитывать общее и речевое внимание детей.

              В процессе овладения грамотой  большую роль играет гармоничное развитие всех анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического. У детей с нарушениями речи страдает речедвигательное и речеслуховое развитие.

               

Развитие общей и специальной моторики.

Дети с речевым недоразвитием страдают общей моторной недостаточностью, которая лишает ребенка возможности ориентироваться в пространстве; поэтому необходимо в повседневную работу с такими детьми включать игры и задания на развитие моторики. Важное и серьезное дело-подготовка кисти ребенка к письму, т.к. недостатки каллиграфии у школьника порой приводят к смешению оптически сходных букв. Именно с этой целью даются упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев.

Например:

-выкладывание контурных рисунков и узоров  с помощью счетных палочек, тесьмы и др.

-игра с мозаикой, лепка из пластилина

-нанизывание бусинок на гибкую проволоку

-наматывание нитки на клубок

-работа с карандашом: рисунки по трафарету, рисунки по точкам, усвоение движений: обводка, штриховка; занимательные задания с карандашом по незаконченным рисункам: «Вдень нитку в иголку», «Нанижи бусы на нитку», «Почини гамак», «Дорисуй».

Развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти.

Виды работ:

-посмотри вперед. Возьми, что видишь  впереди.

           -посмотри назад. Возьми, что видишь сзади.

           -впереди ребенка кладется мяч, сзади флажок.

           -встань впереди Оли. Встань сзади Оли. Брось мяч вверх. Брось мяч вниз. В правую руку возьми красный флажок, в левую — синий. Подними левую руку, подними правую руку.

         -запомнить расположение игрушек. Восстановить их порядок, измененный логопедом.

         -игра «Какого предмета не стало»

         -составить картинку из частей

         -найти фигуру по подобию (кружки, треугольники, квадраты, предметные рисунки): идентичные только по форме; идентичные по форме и по цвету.

         -запомнить и назвать по памяти игрушки, расставленные на столе.  

                   

Словарная работа.

Логопед подбирает материал с учетом тематического единства, охватив при этом основные части речи: существительное, глагол и прилагательное, а также постепенно усложняя слоговую структуру слова. Естественно, что, работая над словарем, представленным существительными, глаголами и прилагательными, мы тем самым подготавливаем детей к работе над фразой.

Важное место в словарной работе занимает анализ слова, т.е. деление слов на части (слоги). Примеры упражнений:

 1)Игра с мячом.

Логопед и дети перебрасывают мяч друг другу. Логопед называет первую часть имени, ребенок заканчивает его.

Л о г о п е д.                    Д е т и.

Во-                                       ва.

Ри-                                       та. И т. д.

2)Отгадать загадки. Определить количество частей в слове-отгадке. Логопед загадывает загадку и дает схему слова. Ребенок находит картинку-отгадку, помещая ее около соответствующей схемы.

3) Придумать слова, которые состоят из одной, двух, трех частей.

           Работа над предложением.

Сначала отрабатывается структура простого, нераспространенного, двусоставного предложения. После того, как ребенок научился пользоваться им в самостоятельной речи, переходим к распространению указанного предложения.  Эта работа строится по определенной системе:

            а) распространение глагола за счет прямого дополнения;

           б) распространение существительного за счет определения и обстоятельства.

Затем дети учатся строить данные предложения по законам грамматики.

Виды работ по анализу предложения:

            1)Составление предложения по картинке.

            2)Анализ предложения. (Подсчитать количество слов в предложении, назвать слова по порядку, выкладывание схемы предложения.)      

 3)Выделение каждого слова и деление их на слоги.

 Подготовка детей к усвоению грамоты.

Задания данного раздела рассчитаны на воспитание фонематического слуха. В подготовительной группе знакомим детей с буквами. Это позволит проверить прочность запоминания букв детьми и соотнести их с соответствующими звуками. Если логопед заметит у ребенка склонность к смешению оптически сходных букв, например н и п, с и о и др., то тогда будет необходима дополнительная работа по воспитанию оптических дифференцировок ( сравнение геометрически близких узоров, выкладывание букв из палочек, лепка букв из пластилина и трансформация букв, т.е. превращение одной буквы в другую).

 Виды работ по развитию звукового анализа. Рассмотрим на примере звука с.

       1)Закрепление артикуляции звука С на звукоподражательных играх.

Надуем мяч насосом: с-с-с-с.

2)Отраженное проговаривание стишка с утрированным произнесением звука с.

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

3)Узнавание звука с в словах.

Если услышишь звук с в слове, хлопни в ладоши.

Сова,собака, кот, лес, волк, лиса, дом, посуда.

4)Отбор предметных картинок в две группы (по наличию звука с).

5)Игра в лото с заданием: услышать звук, указать его место в слове.

6)Отобрать картинки, названия которых содержат звук с:

а) в начале слова;

б) в конце слова;

в) в середине слова.

7)Положить столько синих кружков под картинку, сколько раз в ее названии встречается звук с.

8)Выделение звука с в предложении. В схеме предложения под соответствующим словом положить синий кружок, обозначающий звук с.

Мама сварила суп.

       Итак, к концу обучения дети должны правильно произносить и различать  все  фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты с последующим объяснением смысла прочитанного. Обучение в общеобразовательной школе после такой поэтапной подготовки не представляет специфических трудностей. Более того, наблюдения показывают, что дети, закончившие коррекционное обучение в полном объеме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоты, чем их сверстники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.

Совместная деятельность  детского  сада  с родителями  в рамках проекта  по  предупреждению  дислексии и дисграфии у  детей  с нарушением речи, с использов...

Предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи.

Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников. Дисграфия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых расстройств, поэтому её профилактика в дошко...

картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...

Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Речевые нарушения включают в себя почти все формы дисграфии. Такой ребенок не может сосредоточется на занятии, небрежно выполняет задания, путает цвета, у него нарушены процессы формирования пространн...

Предупреждение дисграфии – предлоги и приставки для дошкольников с нарушениями речи

Методическая разработка предназначена для учителей-логопедов и воспитателей группы для детей с нарушениями речи. В данном материале  показывается, как с помощью игровых приёмов и упражнений можно...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи...