Предупреждение дисграфии – предлоги и приставки для дошкольников с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Тарасова Лидия Николаевна

Методическая разработка предназначена для учителей-логопедов и воспитателей группы для детей с нарушениями речи. В данном материале  показывается, как с помощью игровых приёмов и упражнений можно научить детей понимать абстрактные понятия "предлог" и "приставка". Эти понятия необходимо знать  ребенку, когда он начинает читать.  Таким образом, мы предупреждаем множественные дисграфические ошибки  у детей с ТНР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение дисграфии – предлоги и приставки для дошкольников с нарушениями речи

                                                             Тарасова Лидия Николаевна,

                                         учитель-логопед

ГБДОУ № 23 Пушкинского района

                                                        города Санкт-Петербурга.

Количество детей с нарушениями речи значительно выросло за последние годы. Поступая в школу, такие дети испытывают значительные трудности в усвоении грамматических правил и допускают множество ошибок на письме. Темы грамматики о предлогах и приставках становится для них практически недоступной на длительное время.  

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их. Особенный барьер для понимания – сравнение предлогов и приставок.  

Р. И. Лалаева  указывает, что в работе по устранению оптической дислексии следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т. е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих   пространственные отношения.

Предлагаю некоторые приёмы работы с дошкольниками для усвоения понятий о предлогах и приставках из своего опыта. Настоящая методика основана на использовании дидактических игр для развития пространственных представлений у ребенка с общим недоразвитием речи. Все игры и задания помогают перевести абстрактные понятия «предлоги» и «приставки» в конкретные, которые ребенок понимает и легко запоминает.  

Методические рекомендации для работы с детьми с ОВЗ на занятиях по обучению грамоте.

Работа по обучению грамоте в период чтения предложений проводится в несколько этапов:

I. Подготовительный этап.

II. Знакомство с правилами предложения.

III. Упражнения для закрепления предлогов в предложении.

IV. Знакомство со словом приставка. Упражнения для закрепления приставок.

V.  Сравнение приставок и предлогов.

I Подготовительный этап.

Дети уже умеют читать слова. В этот период (до изучения правил чтения предложений) даётся первое понятие о предлогах.

Предлоги

Предлог – это короткое слово, которое может что-то показать (например, ГДЕ находится предмет).  

 Запомни: я предлагаю тебе предлоги.

- Давайте и это новое слово  загрузим в наш «компьютер».  Это наша традиционная игра.

Описание игры: У каждого человека есть живой компьютер,  наша голова. Здесь у нас память, то, что мы запоминаем. Чтобы «положить» в память живого компьютера новый файл, выполняем следующие действия: Положили на стол две руки с открытыми ладонями. На ладонях 10 пальцев, значит надо сказать новое слово 10 раз. Произносим правильно слово «предлог» и загибаем по одному пальцу. Если слово сказано неправильно, - это слово не считается. Когда все пальцы будут загнуты, получится два кулачка, в которых лежат сказанные слова. Теперь осторожно подносим закрытые кулачки, (чтобы слова не потерялись) и кладём их на голову. Осторожно раскрываем ладони, погладим по голове – это мы закрываем «файл». Всё! Теперь эти слова есть в нашем живом компьютере и мы всё запомнили. Проверяем - задаю вопрос по теме: каким словом мы называем то, что можем показать? Теперь дети точно называют новое слово.

А теперь поиграем, как можно показать предлоги.

1) Предлоги на, за, в, из, из-за.                                                                                Показываем написанные предлоги, дети читают их. 

- Положи руку на голову, за голову,   в карман. Вытащи руку из кармана.

Спрячься за дверью, (за  шкаф…, где можно спрятаться)… А теперь выглядывай   из-за двери. Здесь сразу два предлога из и за, получилось из-за.

2) Предлоги   над, под, из-под                                                                              Показываем написанные предлоги, дети читают их.

Возьмите книгу и ручку. – Положи ручку на книгу. А теперь – в книгу, под книгу, над книгой. (Как самолёт летит над землей, книга – как будто земля, а ручка – как будто  самолёт).

- Спрячься под стол. А теперь выглядывай из-под стола. Здесь тоже получилось 2 предлога вместе:  из  и под, получилось -   из-под.

 3)Предлоги у, с, со                                                                                                  Показываем написанные предлоги, дети читают их. 

Даете любой предмет ребенку и говорите:

- У тебя книга.

Забираете книгу. - Теперь книга  у меня.

У девочки бантик. У бабушки очки. У кошки когти. У дедушки газета.

А теперь поставьте книгу вертикально и наклоните ее.

 - Мы сделали горку. Теперь ручка будет санками. Покатились санки с горки.

Теперь нужно показать предлог со. Надо, чтобы ручка скатилась со стола. Подвигаете наклонённую книжку (горку) к самому краю стола, чтобы,  скатываясь, ручка упала на пол.

-  Ручка упала со стола.   (Почему это слово так пишется,  дети будут учить в школе,- перед словами со стечением согласных).

Итоги игровых упражнений:

- Итак, какие предлоги мы запомнили? Прочитаем все предлоги.

Предлоги бывают из одной буквы – в,  у,  с.

Из двух букв: на, из, за, со. 

Из трёх букв: над, под. 

И даже сложные:  из-под, из-за. 

  Сложные предлоги будут встречаться в детских  текстах  позже. Мы их берём, чтобы дети  понимали, как образуются  сложные предлоги с помощью игры.

Закрепляем изученные предлоги (2-3 занятия) с помощью наглядных пособий.

II.  Знакомство с правилами предложения.

Правила предложения

-Предложение всегда начинается с большой буквы.

- Все слова стоят раздельно. Предлог  тоже  слово,  значит,- это слово тоже стоит отдельно от других слов.

-В конце предложения стоит точка. Она обозначает, что надо остановиться.  Знаком  запятая (,)  обозначается маленькая остановка.

- С большой буквы пишутся имена, фамилии, названия городов, улиц  и т.д.

III. Упражнения для закрепления предлогов в предложении (2-3 занятия).

Чтение коротких предложений. Особое внимание акцентируем на предлогах, определяем количество букв в предлогах.   Упражнения – Читаем  несколько предложений,  выделяем предлоги из  1, 2,3 букв.

IV. Знакомство со словом приставка. Упражнения для закрепления приставок. (2-3 занятия)

Знакомим детей с новым словом по аналогии предлогов. Но сначала обыгрываем ситуации, затем учим слово приставка. 

1) -Мы сейчас узнаем новые слова и поиграем, чтобы узнать, как они получаются. Вот слово шёл. Читаем его.

-Теперь Ваня выйдет из кабинета, постучит к нам и зайдёт. (Ребенок выходит, затем заходит).

-Ваня зашёл.  Читаем это слово на карточке. И далее- обыгрываем действия, ребёнок выполняет: подошёл, прошёл, отошёл, перешёл, вышел.

После выполнения каждого действия дети читают это слово на карточках.

2) Обыгрываем новое слово приставка. 

-Как вы думаете,  почему новое слово так называется? Дети придумывают свои варианты, останавливаемся на варианте – приставлять к чему-нибудь. Экспериментируем со стулом (приставляем стул к столу), и с другими предметами. Педагог проговаривает слово – приставляем… на каждое действие.  

3) Заучиваем новое слово приставка с помощью «компьютера».

4) Упражнения с другими словами с помощью картинок и дидактического материала. Обращаем внимание на слитное написание слова.

5) Упражнения в чтении коротких предложений.   Выделяем приставки.  

 V. Сравнение приставок и предлогов.

1)  Заучиваем стихотворение:

                                  Приставки к словам «приставляются»!

                                  И пишутся слитно всегда!

                                  Предлоги  от других  слов  «удаляются»-

                                  Новым словом будут сами всегда!

2) Серия специальных карточек с заданиями найти разницу между предлогами и приставками (слова);                                                          

3) Сравнение предлогов и приставок в предложениях;

3) Сравнение предлогов и приставок в текстах;

Предложенная методическая разработка помогает ребенку усвоить  сложные понятия терминов «предлоги» и «приставки». С помощью  занимательных игр и упражнений по формированию пространственного значения этих абстрактных понятий, ребенок легко усваивает трудные правила грамматики еще в дошкольном возрасте.

 Отличительная особенность данной методики  в том, что все задания, направленные на закрепление предлогов и приставок, носят развивающий характер, способствуют коррекции познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...

«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предви­деть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...

Предупреждение дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Дисграфия — это частичное на­рушение процесса письма, проявляющееся в стой­ких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функ­ций, участвующих в процессе письм...

Предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи.

Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников. Дисграфия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых расстройств, поэтому её профилактика в дошко...

картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....

Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...