Психофизиологическая подготовка детей с нарушениями речи к школе
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Голдобина Екатерина Геннадьевна

Консультация для воспитателей по теме: "Психофизиологическая подготовка детей с нарушениями речи к школе". Описаны нейропсихологические упражнения для развития мозга, базисных психологических факторов, становление которых является обязательным условием для развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 20 комбинированного вида «Сказка»

Консультация для воспитателей по теме:

«Психофизиологическая подготовка

детей к школе»

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории Голдобина Е.Г.

г. Новосибирск, 2023

Дети в школе пребывают в состоянии хронического стресса, истощающего иммунную систему. Возникновению стресса способствует обучение, не соответствующее возрастным этапам развития головного мозга и не учитывающее
психофизиологические особенности познавательной сферы детей.

Факторами успешного обучения и развития ребёнка без стресса являются:

  • учёт функциональной асимметрии полушарий головного мозга;
  • полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого
    тела) в дошкольном детстве;
  • учёт половых особенностей;
  • нормальное протекание этапов развития головного мозга;
  • воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга ребёнка.

Функциональная асимметрия полушарий заключается в распределении
психических функций между полушариями. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое. Оно отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Оно отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Всех людей по соотношению
активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарные, левополушарные и равнополушарные.

Мозолистое тело (межполушарные связи – пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающие целостность работы головного мозга) находится между полушариями в теменно-затылочной части и состоит из 200 миллионов нервных волокон. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет. Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия и, соответственно, нарушение
скоординированной работы двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах, что особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа. Одним из основных условий для успешной адаптации ребёнка к стрессовому обучению является развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.

Половые различия заключаются, прежде всего, в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. К семи годам у девочек головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется только к восьми годам.

Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно
продолжается после рождения.

Основные этапы развития головного мозга

I этап. Развитие нервных сетей в стволовых структурах головного мозга (от
рождения до 1 года). Если развитие на данном этапе происходит нормально, то ребёнок своевременно начинает сидеть, ползать, стоять и т.д. У него в определённое время и в определённом порядке начинают расти зубы. При нарушенном развитии стволовых структур мозга может быть пропущена или искажена стадия ползания (боком,
сидя, назад), что в дальнейшем может сказаться на успешности обучения в школе. Кроме того, стволовые структуры мозга ответственны за соматическое здоровье человека. Основными причинами нарушения в развитии стволовых структур мозга
являются родовые травмы (особенно шейных отделов позвоночника) и кесарево сечение при родах.

На II этапе происходит развитие нервных сетей в правом полушарии головного мозга. У девочек этот период длится до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет. В этом
возрасте все дети являются как бы правополушарными, т.к. развитие нервных сетей идёт именно в правом полушарии. Происходит формирование таких функций, как
соматогнозис (чувствование и управление собственным телом), мелкая моторика,
пространственная координация, визуальное и кинестетическое (сенсорное, мышечное, обонятельное, осязательное) восприятие. Следовательно, обучение и развитие детей данного возраста должно идти целостным способом – через образы и схемы. Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма, зрительного и сенсорного восприятия.

III этап связан с развитием нервных сетей через мозолистое тело из правого в левое полушарие. На данном этапе формируются такие функции, как интеграция в работе мозга и тела, память, переработка информации одновременно двумя полушариями. Именно на этом этапе происходит смена передних зубов-резцов с молочных на
постоянные зубы. Причиной искажения развития нервных сетей в мозолистом теле может явиться гидроцефалия (чрезмерное накопление жидкости в тканях между полушариями), что влечёт за собой снижение интеллектуальной активности, памяти, внимания.

Большинство детей-логопатов имеют отклонения в развитии стволовых отделах мозга, правом полушарии и мозолистом теле.

IV основной этап развития головного мозга связан с прохождением нервных сетей через височную область левого полушария, в которой находится функциональный «центр» речи и слуха. Нарушения в развитии нервных сетей на данном этапе приводят к речевым и фонематическим девиациям, нарушению аудиального восприятия.

V этап – развитие лобной области левого полушария (девочки – 12 лет,
мальчики – 15 лет).

Развитие психических функций левого полушария, в том числе и речи, начинается только после того, как пройдёт полноценное становление функций стволовых отделов головного мозга, правого полушария и мозолистого тела. Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало развитие пространственных
представлений, соматогнозиса, зрительного восприятия, копирования, обоняния,
осязания, вкуса, ритмов, межполушарного взаимодействия и т. д. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение (шумовое восприятие) в правом полушарии. В противном случае могут возникнуть грубейшие задержки и нарушения речи. У ребёнка-левши отмечается нарушение пространственного восприятия.

К базисным психологическим факторам, становление которых является обязательным условием для развития речи, относятся:

  • модально-специфический (зрительный, слуховой и тактильный гнозис);
  • кинестетический (сенсомоторные взаимодействия);
  • кинетический (динамические процессы);
  • пространственный (телесное и внешнее пространство, квазипространство);
  • энергетического обеспечения (дыхательные упражнения, массаж, релаксация, растяжки);
  • межполушарного взаимодействия (визуализация, интеллектуальные,
    мнестические, речевые, номинативные процессы, перекрёстные или
    реципрокные движения);
  • произвольной регуляции психической деятельности (программирование, целеполагание, самоконтроль, внимание, причинно-следственные отношения, коммуникативные навыки).

Упражнения на развитие базисных психологических факторов

Артикуляция и мелкая моторика рук

Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

  • «Домик».

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажимать на пальцы левой, а затем – наоборот. Необходимо отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

  • «Карандаши».

Педагог раскладывает на столе для каждого ребёнка по 10 карандашей и предлагает без помощи левой руки собрать их правой в кулак по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение повторяется левой рукой.

  • «Волна».

Делать волнообразные движения каждым пальчиком отдельно сначала на правой, затем на левой руке.

  • «Рожицы».

Детям предлагается выполнять различные мимические движения: надувать щёки, выдвигать язык, вытягивать губы трубочкой, широко открывать рот. Затем упереться языком во рту в зубы, стараясь «вытолкнуть их наружу». Расслабить язык (10 раз). Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке (10 раз). Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой, затем расслабить (10 раз).

Звукоразличение

(восприятие и дифференциация шумов)

Для развития функции звукоразличения можно предлагать детям прослушивать диски со звуками морского прибоя, ручейка, дождя, криками дельфинов, чаек, лягушек, лесных птиц и т.д., а затем рисовать звуки (перевод аудиальной информации в визуальную).

  • «Послушать тишину».

Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, своё дыхание и биение сердца.

  • «Шумящие коробочки».

Педагогу необходимо подготовить несколько одинаковых наборов коробочек, заполненных материалами (песок, крупа, скрепки, горох, бумажные шарики и т.д.), которые при сотрясении издают различные шумы. Детям до 7 лет нужно подготовить 5 пар коробочек с одинаковым шумом в каждой паре (10 штук). Дети, сотрясая коробочки, отбирают одинаковые пары.

  • «Слово наоборот».

Произнести названное педагогом слово наоборот – от конца до начала.
Начинать необходимо с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.

  • «Зашифрованное предложение».

Мысленно разбить слово на слоги и после каждого из них добавить слог хве.

Ма(хве) - ма(хве) – мама, Са(хве) - ша(хве) – Саша, при(хве) - вет(хве)  – привет и т.д.

Добавляемые слоги могут быть любые: фи, пи, мек и т. д.

Слоги могут добавляться до соответствующего слога или после него.

(Пи)ма - (пи)ма или ма(пи) - ма(пи) – мама.

Один слог может добавляться до слога, другой – после него.

(Пи)ма(хве) - (пи)ма(хве) – мама.

Для запоминания сначала даются короткие слова, а затем предложения.

Де(хве)ти(хве) иг(хве)ра(хве)ли(хве) во(хве) дво(хве)ре(хве). – Дети играли во дворе.

Ритмы

  • «Ритм по кругу».

Дети садятся в круг. Педагог отстукивает какой-либо ритм. Например, стук – пауза – стук – стук – стук. Дети внимательно слушают и повторяют ритм (каждый отдельно или все вместе). Когда ритм освоен, дети по очереди простукивают его об пол слева направо (пространственные представления) сначала правой, затем левой рукой, далее обеими, потом хлопая в ладоши, топая ногами, хлопая по спине соседа справа или слева. Когда ритм закончится, следующий по кругу выполняет программу сначала.

  • «Пожатие руки по кругу».

Дети садятся в круг и берутся за руки. Педагог пожимает ладошку ребёнка справа (или слева) в определённом ритме. Например: пожатие – пауза –
пожатие – пожатие – пауза. Ребёнок должен передать заданный ритм дальше по кругу, не меняя его рисунка. Пожатие можно заменить осторожным похлопыванием по спине.

Межполушарное взаимодействие

  • «Визуализация водопада».

Детям предлагается с закрытыми глазами представить водопад. Необходимо рассмотреть высокое голубое небо, яркое солнце, детали горных порогов и огромную лавину воды. При этом тело должно почувствовать её прохладу, тысячи мельчайших брызг на лице и запах свежести. Уши могут услышать шум падающих струй и стук камней.

  • «Колечко».

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке – от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочерёдно каждой рукой, затем – двумя одновременно.

  • «Кулак – ребро – ладонь».

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Ребёнок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками. При затруднениях взрослый предлагает ребёнку: «Помогай себе (вслух или шёпотом) командами «кулак – ребро – ладонь».

  • «Ухо – нос».

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

  • «Зеркальное рисование».

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

Энергетическое обеспечение

  • «Струночка».

Это упражнение на растяжку.

И. п. – лёжа на спине, затем на животе. Представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело сначала руками, затем ногами, далее – правой (рука, бок, нога) и левой сторонами тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Упражнение усложняется за счёт перекрёстных растяжек. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, потом – левая рука и правая нога.

  • «Парусник».

Это упражнение на релаксацию.

Изобразить своим телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной.

Педагог говорит: «Подул ветерок, и парус расправился, надулся», – на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад.

«Ветер утих, и парус сник», – на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперёд так, чтобы спина стала круглой.

Пространственные представления

  • «Моя рука, твоя рука».

Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнёра левую руку, левое плечо, правое колено и т. д.

Дети садятся в круг и выполняют команды педагога: «Левой рукой покажите правое ухо соседа справа. Затем левой рукой покажите правое колено соседа слева» и т. д.

  • «Осьминожки».

Дети располагаются определённым образом по периметру комнаты (в углу, у окна, около мяча и т.д.) и запоминают своё место. Педагог включает музыкальный фрагмент, во время которого дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее вернуться на своё место. Упражнение усложняется за счёт того, что дети занимают место на одну позицию вперёд при движении по часовой стрелке.

Произвольная регуляция психической деятельности

  • «Скала».

Это упражнение на развитие коммуникативных навыков самоконтроля.

Дети, сидя на полу, выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде педагога: «Скала готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не сорваться. Он может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения могут выступить в роли альпиниста.

  • «Черепаха».

Это упражнение на развитие двигательного контроля.

Педагог встаёт у одной стены помещения, дети (на четвереньках) – у другой. По сигналу педагога дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 мин. педагог подаёт сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз.

  • «Руки – ноги».

Это упражнение на развитие концентрации внимания и двигательного контроля, навыков удержания программы.

И. п. – стоя. Прыгать на месте с одновременными движениями руками и ногами: ноги вместе – руки врозь, ноги врозь – руки вместе, ноги вместе – руки вместе, ноги врозь – руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

консультация "Создание эргономических условий при подготовке детей с нарушением зрения к школе" для родителей.

Родителям выпускников детского сада для детей с нарушением зрения необходимо и в школе соблюдать правильный режим занятий и отдыха. Очень важно так организовать режим дня ребенка, чтобы предупредить п...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ.

Переход ребен­ка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответствен­ным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребе­нок освоит новую для себя учебную деятельн...

Подготовка детей с нарушениями речи к обучению к школе

       Поступление в школу - начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и свер...

Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школе

Основными компонентами психологической готовности к школе являются: умственная, мотивационная, эмоционально-волевая готовность, готовность к общению со сверстниками и с учителем.Решающая роль в подгот...

Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.

Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельност...