Подсказки, как один из системных подходов в обучении неговорящего ребёнка с РАС .
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Баранник Лариса Викторовна

Анализ реальной  ситуации сложившейся в настоящее время в системе дошкольного образования показал, что численность безречевых детей с РАС неуклонно растет. Без полноценного общения ход развития неговорящего ребёнка по всем направлениям будет затруднён. Современные коррекционно-образовательные технологии обеспечивают системный подход  к созданию условий для развития у неговорящего ребёнка с РАС возможности выражать свои желания, быть услышанным своими близкими и обществом.  Позволят сформировать у ребёнка базу для общения и необходимые коммуникативные навыки без использования речи.

Чтобы само занятие было интересным  и увлекательным для ребенка, необходимо вовлечь воспитанника в активное участие в  обучении, привлечь его внимание к поощрению, и как результат  – повысить стремление выполнить самому задание. Для этого используются подсказки.  

Подсказка – дает стимул, помогающий дать верный ответ, который предоставляется сразу же после инструкции, но до того, как ребенок начал отвечать, или одновременно с его ответом. В поведенческих технологиях подсказка предоставляется до тех пор, пока ребенок не научится отвечать верно самостоятельно, и является мощным инструментом обучения воспитанника новым навыкам.

Вербальные подсказки

Вербальная подсказка бывает полной или частичной. Например, если ребенок затрудняется назвать то, что изображено на картинке, педагог может либо  произнести слово «машина», чтобы ребенок повторил, или озвучить  начало слова «ма…». Необходимо учитывать вербальные навыки ребенка быть уверенным в том, что ребенок способен имитировать речь другого человека.

Вербальные подсказки  можно применять при обучении ребенка ответам на вопросы  «Как тебя зовут?». Детям с РАС характерно  повторять за взрослым не только ответ, но и вопрос. В случае эхолалии можно интонационно отделять ответ от вопроса (например, произносить «Сережа» громче и эмоциональнее). Можно сменить вид подсказки.

        Подсказки жестами

Иногда мы подсказываем жестами инстинктивно: киваем, указываем взглядом или рукой. Например, говорим: «Возьми книгу» – и смотрим на книгу. Но в процессе обучения выполнению тех или иных инструкций необходимо контролировать свое поведение и не давать  подсказок.

Подсказки жестами необходимы только в том случае, когда ребенок внимателен к движениям другого человека, либо подсказки были запланированы.  Если   подсказывать неосознанно, сложно будет избавиться от этих подсказок и проверить, может ли ребенок выполнить то или иное действие самостоятельно. Это будет выглядеть следующим образом. Вы говорите: «Возьми карандаш» – предоставляете ребенку возможность ответить самостоятельно. Если ребенок ошибся (ничего не сделал или взял другой предмет), повторяете инструкцию и одновременно указываете на карандаш (пальцем или поворотом головы).

Такой вид подсказок эффективен при обучении соотнесению или определению на уровне понимания. Например, перед ребенком выкладывают несколько карточек с изображением разных действий и дают инструкцию: «Покажи, где спит мишка». Если ребенок ошибается, материалы убираются, предоставляются снова в другом порядке, произносится та же инструкция , но с одновременной жестовой подсказкой – указанием на верный ответ.

        Моделирование

 Исходя из опыта, мы считаем, что моделирование будет результативно, если ребенок владеет навыками имитации. Этот вид подсказки мы  применяем в обучении  когда воспитанник подготовлен следовать инструкциям, игре с игрушками. Например, можно показать ребенку, как накормить куклу, уложить медведя спать, построить мост и скатить с него машину. Подобным способом можно формировать навыки самообслуживания, начиная со следования инструкциям: «Надень рубашку», «Расчеши волосы». С помощью моделирования ребенку предоставляется верный ответ, который он должен повторить.

Подсказка с помощью моделирования может быть полной, когда демонстрируется все действие целиком, либо фрагментарной, когда взрослый или другой ребенок показывает начало процесса.

Моделирование можно наблюдать не только как вид подсказки, но и как отдельную  сегментацию обучения, которая  применяется во многих программах для детей с РАС.

Из личных наблюдений, мы можем сказать, что более эффективными моделями являются сверстники. С некоторыми детьми отлично работает видеомоделирование – когда нужное поведение демонстрирует реальный человек (ребенок или взрослый).

       Физические подсказки

Предварительно освоенных навыков, заложенных в резерве знаний ребенка, не требуют физические подсказки. Если ребенок легко переносит прикосновения , то с помощью физических подсказок его можно продуктивно обучить различным новым целям: собиранию пазлов или вкладышей, следованию расписанию, многошаговым навыкам самообслуживания (чистке зубов, мытью рук, одеванию).

Физические подсказки необходимы в тех ситуациях, когда наша цель – самостоятельное выполнение ребенком той или иной задачи. В данном случае мы используем физическую подсказку, находясь непосредственно позади ребенка, и не используем вербальных инструкций. Уровень физических подсказок должен постепенно снижаться: когда мы начинаем с уровня «рука в руке», то постепенно рука педагога передвигается к локтю ребенка, затем к плечу, потом только «задает» движение легким касанием.  При этом нужно молчать, иначе, ребенок будет ждать вербальную  инструкцию.

 Используя физическую подсказку, важно помнить о том, что нельзя принуждать ребенка. Гораздо продуктивнее – понять, что его будет побуждать сотрудничать с нами.

         Стимульные подсказки

Стимульная подсказка – это подсказка, находящаяся в предложенном материале и повышающая тем самым вероятность правильного ответа.

 Ясно одно, что мы можем подсказывать с помощью размещения материала: например, выкладываем перед ребенком несколько карточек, одна из которых (с верным ответом) находится ближе к нему. Предположим, мы поставили задачу: «Покажи, где стоит». Ребенок ошибся. В этом случае мы убираем материалы, предоставляем повторно в новом порядке, при этом карточку с изображением стоящего человека кладем ближе к ребенку, чем остальные, и повторяем инструкцию: «Покажи, где стоит».

  Необходимо постепенно снижать уровень подсказки. В случае с приведенным выше примером карточка должна постепенно отдаляться от ребенка, пока не будет расположена на   одном уровне с остальными.

Другие варианты стимульной подсказки – это выделение цветом, размером, подсветка   карточки с верным ответом.

Какой бы вариант подсказок  ни выбрали, важно помнить,  они будут эффективны  при соблюдении ряда правил: постепенно снижаем уровень подсказки, измеряем достижения воспитанника, проверяем навык самостоятельности, активно поощряем самостоятельные ответы, чем ответы с подсказкой. Эффективность подсказок можно повысить, умело подстраивая под конкретного ребенка , его навыки и возможности.

Говоря о поведенческой технологии -  подсказке, важно помнить и о совместном внимании, что является необходимым условием  для развития коммуникации у безречевых детей с аутизмом. У ребенка с РАС  возникают трудности с внедрением понимания совместного внимания с педагогом. В данной ситуации важно использовать указательный жест, указывая на нужный предмет (мяч, кукла, машина и т.д). Если воспитанник показывает  на что-то (заинтересовавший его предмет), важно сразу реагировать на такой запуск деятельности. Также можно умышленно обронить предмет или игрушку, одновременно  указывая на упавший предмет и сопровождать вокализацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pankratova_l.v.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательные технологии в работе с детьми с РАС

Анализ реальной  ситуации сложившейся в настоящее время в системе дошкольного образования показал, что численность безречевых детей с РАС неуклонно растет. Без полноценного общения ход развития неговорящего ребёнка по всем направлениям будет затруднён. Современные коррекционно-образовательные технологии обеспечивают системный подход  к созданию условий для развития у неговорящего ребёнка с РАС возможности выражать свои желания, быть услышанным своими близкими и обществом.  Позволят сформировать у ребёнка базу для общения и необходимые коммуникативные навыки без использования речи.

Чтобы само занятие было интересным  и увлекательным для ребенка, необходимо вовлечь воспитанника в активное участие в  обучении, привлечь его внимание к поощрению, и как результат  – повысить стремление выполнить самому задание. Для этого используются подсказки.  

Подсказка – дает стимул, помогающий дать верный ответ, который предоставляется сразу же после инструкции, но до того, как ребенок начал отвечать, или одновременно с его ответом. В поведенческих технологиях подсказка предоставляется до тех пор, пока ребенок не научится отвечать верно самостоятельно, и является мощным инструментом обучения воспитанника новым навыкам.

Вербальные подсказки

Вербальная подсказка бывает полной или частичной. Например, если ребенок затрудняется назвать то, что изображено на картинке, педагог может либо  произнести слово «машина», чтобы ребенок повторил, или озвучить  начало слова «ма…». Необходимо учитывать вербальные навыки ребенка быть уверенным в том, что ребенок способен имитировать речь другого человека.

Вербальные подсказки  можно применять при обучении ребенка ответам на вопросы  «Как тебя зовут?». Детям с РАС характерно  повторять за взрослым не только ответ, но и вопрос. В случае эхолалии можно интонационно отделять ответ от вопроса (например, произносить «Сережа» громче и эмоциональнее). Можно сменить вид подсказки.

        Подсказки жестами

Иногда мы подсказываем жестами инстинктивно: киваем, указываем взглядом или рукой. Например, говорим: «Возьми книгу» – и смотрим на книгу. Но в процессе обучения выполнению тех или иных инструкций необходимо контролировать свое поведение и не давать  подсказок.

Подсказки жестами необходимы только в том случае, когда ребенок внимателен к движениям другого человека, либо подсказки были запланированы.  Если   подсказывать неосознанно, сложно будет избавиться от этих подсказок и проверить, может ли ребенок выполнить то или иное действие самостоятельно. Это будет выглядеть следующим образом. Вы говорите: «Возьми карандаш» – предоставляете ребенку возможность ответить самостоятельно. Если ребенок ошибся (ничего не сделал или взял другой предмет), повторяете инструкцию и одновременно указываете на карандаш (пальцем или поворотом головы).

Такой вид подсказок эффективен при обучении соотнесению или определению на уровне понимания. Например, перед ребенком выкладывают несколько карточек с изображением разных действий и дают инструкцию: «Покажи, где спит мишка». Если ребенок ошибается, материалы убираются, предоставляются снова в другом порядке, произносится та же инструкция , но с одновременной жестовой подсказкой – указанием на верный ответ.

        Моделирование

 Исходя из опыта, мы считаем, что моделирование будет результативно, если ребенок владеет навыками имитации. Этот вид подсказки мы  применяем в обучении  когда воспитанник подготовлен следовать инструкциям, игре с игрушками. Например, можно показать ребенку, как накормить куклу, уложить медведя спать, построить мост и скатить с него машину. Подобным способом можно формировать навыки самообслуживания, начиная со следования инструкциям: «Надень рубашку», «Расчеши волосы». С помощью моделирования ребенку предоставляется верный ответ, который он должен повторить.

Подсказка с помощью моделирования может быть полной, когда демонстрируется все действие целиком, либо фрагментарной, когда взрослый или другой ребенок показывает начало процесса.

Моделирование можно наблюдать не только как вид подсказки, но и как отдельную  сегментацию обучения, которая  применяется во многих программах для детей с РАС.

Из личных наблюдений, мы можем сказать, что более эффективными моделями являются сверстники. С некоторыми детьми отлично работает видеомоделирование – когда нужное поведение демонстрирует реальный человек (ребенок или взрослый).

       Физические подсказки

Предварительно освоенных навыков, заложенных в резерве знаний ребенка, не требуют физические подсказки. Если ребенок легко переносит прикосновения , то с помощью физических подсказок его можно продуктивно обучить различным новым целям: собиранию пазлов или вкладышей, следованию расписанию, многошаговым навыкам самообслуживания (чистке зубов, мытью рук, одеванию).

Физические подсказки необходимы в тех ситуациях, когда наша цель – самостоятельное выполнение ребенком той или иной задачи. В данном случае мы используем физическую подсказку, находясь непосредственно позади ребенка, и не используем вербальных инструкций. Уровень физических подсказок должен постепенно снижаться: когда мы начинаем с уровня «рука в руке», то постепенно рука педагога передвигается к локтю ребенка, затем к плечу, потом только «задает» движение легким касанием.  При этом нужно молчать, иначе, ребенок будет ждать вербальную  инструкцию.

 Используя физическую подсказку, важно помнить о том, что нельзя принуждать ребенка. Гораздо продуктивнее – понять, что его будет побуждать сотрудничать с нами.

         Стимульные подсказки

Стимульная подсказка – это подсказка, находящаяся в предложенном материале и повышающая тем самым вероятность правильного ответа.

 Ясно одно, что мы можем подсказывать с помощью размещения материала: например, выкладываем перед ребенком несколько карточек, одна из которых (с верным ответом) находится ближе к нему. Предположим, мы поставили задачу: «Покажи, где стоит». Ребенок ошибся. В этом случае мы убираем материалы, предоставляем повторно в новом порядке, при этом карточку с изображением стоящего человека кладем ближе к ребенку, чем остальные, и повторяем инструкцию: «Покажи, где стоит».

  Необходимо постепенно снижать уровень подсказки. В случае с приведенным выше примером карточка должна постепенно отдаляться от ребенка, пока не будет расположена на   одном уровне с остальными.

Другие варианты стимульной подсказки – это выделение цветом, размером, подсветка   карточки с верным ответом.

Какой бы вариант подсказок  ни выбрали, важно помнить,  они будут эффективны  при соблюдении ряда правил: постепенно снижаем уровень подсказки, измеряем достижения воспитанника, проверяем навык самостоятельности, активно поощряем самостоятельные ответы, чем ответы с подсказкой. Эффективность подсказок можно повысить, умело подстраивая под конкретного ребенка , его навыки и возможности.

Говоря о поведенческой технологии -  подсказке, важно помнить и о совместном внимании, что является необходимым условием  для развития коммуникации у безречевых детей с аутизмом. У ребенка с РАС  возникают трудности с внедрением понимания совместного внимания с педагогом. В данной ситуации важно использовать указательный жест, указывая на нужный предмет (мяч, кукла, машина и т.д). Если воспитанник показывает  на что-то (заинтересовавший его предмет), важно сразу реагировать на такой запуск деятельности. Также можно умышленно обронить предмет или игрушку, одновременно  указывая на упавший предмет и сопровождать вокализацией.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системный подход к экологическому образованию дошкольников»

В данной работе представлены   теоретическая  и практическая значимость  многолетней работы дошкольного учреждения, которая заключается в сле...

Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях...

Семинар по преемственности. Преемственность, как один из факторов ориентированного подхода к обучению.

Преемственность дошкольного и начального общего образования в реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования.Что же такое преемственность...

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В статье рассмотрена проблема организации надомного обучения детей дошкольного возраста. Проанализированы основные социальные   аспекты, регулирующие механизмы помощи детям с ограниченными в...

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Коррекционная работа по формированию речи и правильного звукопроизношения у детей проводится дифференцированно, с учетом логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей.  В группе ...

Подсказки, как один из системных походов в обучении неговорящего ребёнка с РАС .

Анализ реальной  ситуации сложившейся в настоящее время в системе дошкольного образования показал, что численность безречевых детей с РАС неуклонно растет. Без полноценного общения ход развития н...