Проект «Успешный путь коррекции речи у детей с ОВЗ (ТНР) через использование эффективных инновационных методов логопедической работы»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Елена Николаевна Русак

Актуальность проекта

Актуальность данной темы проекта определяется проблемой исправления тяжелых нарушений речи и продуктивной подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению в школе.

Е. Ф. Архипова подчеркивает: «Дети цифрового поколения требуют оптимизации постановки звуков и коррекции речи. Классическая система постановки звуков не подходит для работы в настоящее время. Она появилась более 50 лет назад. Дети совершенно другие. 75% - открытый рот, хроническая гипоксия».

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе мы  используем  инновационную и проектную деятельность. В воспитательно-образовательном процессе ДОО  проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой речевой деятельности вместе с родителями, воспитателями, учителем-логопедом, коррекционными специалистами.

Цель проекта:  оптимизация речевого развития
у старших дошкольников с ОВЗ (ТНР) через  использование современных  инновационных методов и приемов

 

Задачи проекта:

  1. ускорить процесс коррекции звукопроизношения и речевых нарушений;
  2. совершенствовать лексико-грамматический строй речи, навыки словообразования, словоизменения и словотворчества;
  3. формировать интонационную выразительность речи и ритмические способности;
  4. воспитывать речевую активность, интерес к народному словесно-музыкальному творчеству;
  5. развивать у детей творческие способности, коммуникативность, эмоционально-волевые качества: самоконтроль и саморегуляцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ № 15 п. Кулой»

СП «Детский сад № 123 «Снежинка»

Русак Елена Николаевна,

учитель-логопед

группы компенсирующей направленности

для обучающихся с ТНР (ОВЗ)

Проект

«Успешный путь коррекции речи у детей с ОВЗ (ТНР) через использование эффективных инновационных методов логопедической работы»

Паспорт проекта:

Тема проекта: «Успешный путь коррекции речи у детей с ОВЗ (ТНР) через использование наиболее эффективных инновационных методов логопедической работы»

Вид проекта: долгосрочный.

Тип: коррекционный.

Сроки реализации: один учебный год

Руководитель проекта: учитель – логопед Елена Николаевна Русак

Участники проекта: дети 6-7 лет с ТНР (ОВЗ), педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта:  оптимизация речевого развития
у старших дошкольников с ОВЗ (ТНР)
 через  использование современных  инновационных методов и приемов

Задачи проекта:

  1. ускорить процесс коррекции звукопроизношения и речевых нарушений;
  2. совершенствовать лексико-грамматический строй речи, навыки словообразования, словоизменения и словотворчества;
  3. формировать интонационную выразительность речи и ритмические способности;
  4. воспитывать речевую активность, интерес к народному словесно-музыкальному творчеству;
  5. развивать у детей творческие способности, коммуникативность, эмоционально-волевые качества: самоконтроль и саморегуляцию.

Актуальность проекта

Актуальность данной темы проекта определяется проблемой исправления тяжелых нарушений речи и продуктивной подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению в школе.

Е. Ф. Архипова подчеркивает: «Дети цифрового поколения требуют оптимизации постановки звуков и коррекции речи. Классическая система постановки звуков не подходит для работы в настоящее время. Она появилась более 50 лет назад. Дети совершенно другие. 75% - открытый рот, хроническая гипоксия».

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе мы  используем  инновационную и проектную деятельность. В воспитательно-образовательном процессе ДОО  проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой речевой деятельности вместе с родителями, воспитателями, учителем-логопедом, коррекционными специалистами.

Этапы реализации проекта:

Предварительный: внедрение в коррекционную работу авторского музыкально-словесного метода «Частушечное творчество у старших дошкольников с ТНР», участие в вебинарах и мастер-классах портала интерактивных речевых игр «Мерсибо» support@mersibo.ru, обучение на лекциях и вебинарах Е.Ф. Архиповой в ЧОУ ДПО «Логопед Профи» logopedprofiportal.ru, изучение методической литературы.

Организационный: опрос и анкетирование родителей, консультирование педагогов, разработка плана; объявление о проекте; создание кружка по частушечному направлению «Веселый Язычок»;  оформление индивидуальных тетрадей взаимосвязи родителей с учителем-логопедом по использованию приемов методики Е, Ф. Архиповой «Экспресс-коррекция нарушений звукопроизношения по системе «Дерево».

Основной: оформление стенда «Наш кружок «Веселый Язычок»;  разработка Программы кружка «Веселый Язычок»; взаимодействие с родителями и с воспитателями; проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и работа  в кружке «Веселый Язычок»; создание детского ансамбля  «Частушечка»; участие в родительских собраниях с просмотром видеофильмов выступлений детей в ансамбле «Частушечка» на различных уровнях, проведение мастер-классов по развитию артикуляционной моторики под музыку;  организация выступлений детей в различных фестивалях и конкурсах детского творчества.

Итоговый: отчет на педсовете ДОО.

Наш девиз:

«Раскрыть ребенка, как цветок,

Развить его способности, талант, умение,

Использовать при этом все свое терпение,

Чтоб слышать чистый речевой поток!»

Для достижения цели мы используем в комплексе три, наиболее эффективные, на наш взгляд, инновационные методики. Это:

  1. Метод «Экспресс-коррекция нарушений звукопроизношения по системе «Дерево» (авторская методика Е.Ф. Архиповой»)
  2. Метод   интерактивных игр студии «Мерсибо».
  3. Авторский метод «Частушечное творчество» в рамках дополнительного коррекционного образования.

В основе планирования работы по проекту лежит комплексно-тематическое планирование коррекционной деятельности учителя-логопеда в логопедической группе (Н.В. Нищева).

План работы:

Месяц

Мероприятия

Участники

1

сентябрь

1.Индивидуальные консультации для родителей, воспитателей и специалистов «Знакомство с инновационными направлениями работы учителя-логопеда в логопедической группе».

2.Опрос и анкетирование родителей «Использование в коррекционной работе с детьми инновационных методов и приемов: «Частушечное творчество», «Система «Дерево» Е.Ф. Архиповой», интерактивные игры «Мерсибо».

Учитель-логопед, родители, воспитатели, педагоги-психологи.

2

октябрь

1.Круглый стол «Логопед и Я».

2.Оформление стенда «Наш кружок «Веселый Язычок».

3. Открытые индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия в логопедическом кабинете по системе «Дерево».

4.Занятия с детьми в кружке «Веселый Язычок» по осенней тематике. Организация ансамбля «Частушечка».

Учитель-логопед, родители, воспитатели, педагоги-психологи.

ноябрь

1.Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми и артгимнастика по системе «Дерево» (постановка трудных звуков).

2.Занятия в кружке «Веселый Язычок» по теме «Мамин день» (подготовка детей к участию в конкурсных мероприятиях)

Учитель-логопед, родители, воспитатели,

3

декабрь

1.Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми и артгимнастика по системе «Дерево» (постановка и закрепление трудных звуков в словах и чистоговорках).

2.Занятия с детьми в кружке «Веселый Язычок» по теме «Новый год у ворот».

3.Подготовка к совместному семейному творческому конкурсу «Сочиняем частушки о Зиме вместе с детьми».

Учитель-логопед, родители, воспитатели.

4

январь

1. Занятия в кружке «Веселый Язычок» по теме «Новый год у ворот».

2.Совместный семейный творческий конкурс «Сочиняем частушки о Зиме вместе с детьми».

3.Оформление стенда «Наш кружок «Веселый язычок» с результатами участия семей воспитанников и активностью родителей и воспитателей по подготовке участия детей в конкурсных мероприятиях.

Учитель-логопед, родители, воспитатели.

5

февраль

1.Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми и артгимнастика по системе «Дерево».

2.Занятия в кружке «Веселый Язычок» по теме «23 февраля – Красный день календаря».

3.Совместный семейный творческий конкурс «Сочиняем частушки о папе и о дедушке вместе с детьми».

4.Оформление стенда «Наш кружок «Веселый язычок» с результатами участия семей воспитанников и активностью родителей и воспитателей по подготовке к конкурсу «Сочиняем частушки о папе и о дедушке вместе с детьми».

Учитель-логопед, родители, воспитатели.

6

март

1.Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми и артгимнастика по системе «Дерево».

2.Занятия в кружке «Веселый Язычок» по теме «Мама и весна».

3. Подготовка детей к участию в конкурсных мероприятиях (фестиваль «Веселое ассорти» в РКЦ г. Вельска  и др.)

Учитель-логопед, родители, воспитатели.

7

апрель

1. Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми (по развитию лексико-грамматических категорий и формированию связной речи) и автоматизация трудных звуков в словах  по системе «Дерево».

2.Занятия в кружке «Веселый Язычок» по весенней тематике.

3. Подготовка детей к участию в утреннике, посвященном дню Победы.

4. Подготовка детей к участию в конкурсных мероприятиях (фестиваль «Делу-время, потехе-час» в ДК п. Кулой и др.)

Учитель-логопед, родители, воспитатели.

8

май

1.Участие детей в ансамбле «Частушечка» на фестивале «Делу-время, потехе-час» в ДК п. Кулой.

2. Оформление стенда «Наш кружок «Веселый язычок» с результатами участия ансамбля «Частушечка» на фестивале «Делу-время, потехе-час» в ДК п. Кулой.

3. Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми (по развитию лексико-грамматических категорий и формированию связной речи) и дифференциации  трудных звуков в словах  по системе «Дерево».

4. Итоги по использованию инновационной коррекционно-педагогической деятельности по проекту на родительском собрании «Наши успехи». Отчет работы по проекту на заключительном педсовете.

Выступление детей с Выпускными частушками на утреннике «Мы - выпускники». Благодарности педагогам и родителям.

Учитель-логопед, родители, воспитатели.

Начиная с дошкольной скамьи, мы привлекаем воспитанников к участию в различных фестивалях и конкурсах детского творчества. Наши достижения и успехи в различных мероприятиях социума  говорят о высокой результативности и речевой активности. Активная помощь логопеду родителей и воспитателей по использованию инноваций создает благоприятный прогноз на положительную динамику формирования правильной речи и успешную  подготовку детей к школе.

Предполагаемые результаты.

  • Дети с ОВЗ значительно в короткие сроки овладевают трудными звуками речи и активно закрепляют их в частушечных четверостишиях.
  • Дети с ОВЗ владеют навыками словообразования и словоизменения, применяют их в частушечном  словотворчестве.
  • Дети с ОВЗ быстро адаптируются в социуме. Вместе с развитием правильной речи у них воспитываются творческие способности, без которых в современном мире не может быть успешной школьной жизни.

Литература:

  1. Нищева Н.В. Современная система  коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017г.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. Высшая школа. СПб,  ООО "Издательство "Астрель", 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».

В статье отражен мой опыт работы по применению передовых пед. технологий, в частности применение проектного метода, представлены авторские методические пособия....

Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию...

Статья: "Логопедическая ритмика как один из эффективных методов вызывания речевого подражания и форма коррекции речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ".

В статье представлен теоретический материал по вопросам взаимосвязи общей и речевой моторики, а также практический материал по использованию методов коррекции многообразных речевых и неречевых нарушен...

Использование инновационных приемов и методов логопедической работы

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. ...

Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....