Проект «Успешный путь коррекции речи у детей с ОВЗ (ТНР) через использование эффективных инновационных методов логопедической работы»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Актуальность проекта
Актуальность данной темы проекта определяется проблемой исправления тяжелых нарушений речи и продуктивной подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению в школе.
Е. Ф. Архипова подчеркивает: «Дети цифрового поколения требуют оптимизации постановки звуков и коррекции речи. Классическая система постановки звуков не подходит для работы в настоящее время. Она появилась более 50 лет назад. Дети совершенно другие. 75% - открытый рот, хроническая гипоксия».
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе мы используем инновационную и проектную деятельность. В воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой речевой деятельности вместе с родителями, воспитателями, учителем-логопедом, коррекционными специалистами.
Цель проекта: оптимизация речевого развития
у старших дошкольников с ОВЗ (ТНР) через использование современных инновационных методов и приемов
Задачи проекта:
- ускорить процесс коррекции звукопроизношения и речевых нарушений;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи, навыки словообразования, словоизменения и словотворчества;
- формировать интонационную выразительность речи и ритмические способности;
- воспитывать речевую активность, интерес к народному словесно-музыкальному творчеству;
- развивать у детей творческие способности, коммуникативность, эмоционально-волевые качества: самоконтроль и саморегуляцию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ № 15 п. Кулой»
СП «Детский сад № 123 «Снежинка»
Русак Елена Николаевна,
учитель-логопед
группы компенсирующей направленности
для обучающихся с ТНР (ОВЗ)
Проект
«Успешный путь коррекции речи у детей с ОВЗ (ТНР) через использование эффективных инновационных методов логопедической работы»
Паспорт проекта:
Тема проекта: «Успешный путь коррекции речи у детей с ОВЗ (ТНР) через использование наиболее эффективных инновационных методов логопедической работы»
Вид проекта: долгосрочный.
Тип: коррекционный.
Сроки реализации: один учебный год
Руководитель проекта: учитель – логопед Елена Николаевна Русак
Участники проекта: дети 6-7 лет с ТНР (ОВЗ), педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта: оптимизация речевого развития
у старших дошкольников с ОВЗ (ТНР) через использование современных инновационных методов и приемов
Задачи проекта:
- ускорить процесс коррекции звукопроизношения и речевых нарушений;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи, навыки словообразования, словоизменения и словотворчества;
- формировать интонационную выразительность речи и ритмические способности;
- воспитывать речевую активность, интерес к народному словесно-музыкальному творчеству;
- развивать у детей творческие способности, коммуникативность, эмоционально-волевые качества: самоконтроль и саморегуляцию.
Актуальность проекта
Актуальность данной темы проекта определяется проблемой исправления тяжелых нарушений речи и продуктивной подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению в школе.
Е. Ф. Архипова подчеркивает: «Дети цифрового поколения требуют оптимизации постановки звуков и коррекции речи. Классическая система постановки звуков не подходит для работы в настоящее время. Она появилась более 50 лет назад. Дети совершенно другие. 75% - открытый рот, хроническая гипоксия».
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе мы используем инновационную и проектную деятельность. В воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой речевой деятельности вместе с родителями, воспитателями, учителем-логопедом, коррекционными специалистами.
Этапы реализации проекта:
Предварительный: внедрение в коррекционную работу авторского музыкально-словесного метода «Частушечное творчество у старших дошкольников с ТНР», участие в вебинарах и мастер-классах портала интерактивных речевых игр «Мерсибо» support@mersibo.ru, обучение на лекциях и вебинарах Е.Ф. Архиповой в ЧОУ ДПО «Логопед Профи» logopedprofiportal.ru, изучение методической литературы.
Организационный: опрос и анкетирование родителей, консультирование педагогов, разработка плана; объявление о проекте; создание кружка по частушечному направлению «Веселый Язычок»; оформление индивидуальных тетрадей взаимосвязи родителей с учителем-логопедом по использованию приемов методики Е, Ф. Архиповой «Экспресс-коррекция нарушений звукопроизношения по системе «Дерево».
Основной: оформление стенда «Наш кружок «Веселый Язычок»; разработка Программы кружка «Веселый Язычок»; взаимодействие с родителями и с воспитателями; проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и работа в кружке «Веселый Язычок»; создание детского ансамбля «Частушечка»; участие в родительских собраниях с просмотром видеофильмов выступлений детей в ансамбле «Частушечка» на различных уровнях, проведение мастер-классов по развитию артикуляционной моторики под музыку; организация выступлений детей в различных фестивалях и конкурсах детского творчества.
Итоговый: отчет на педсовете ДОО.
Наш девиз:
«Раскрыть ребенка, как цветок,
Развить его способности, талант, умение,
Использовать при этом все свое терпение,
Чтоб слышать чистый речевой поток!»
Для достижения цели мы используем в комплексе три, наиболее эффективные, на наш взгляд, инновационные методики. Это:
- Метод «Экспресс-коррекция нарушений звукопроизношения по системе «Дерево» (авторская методика Е.Ф. Архиповой»)
- Метод интерактивных игр студии «Мерсибо».
- Авторский метод «Частушечное творчество» в рамках дополнительного коррекционного образования.
В основе планирования работы по проекту лежит комплексно-тематическое планирование коррекционной деятельности учителя-логопеда в логопедической группе (Н.В. Нищева).
План работы:
№ | Месяц | Мероприятия | Участники |
1 | сентябрь | 1.Индивидуальные консультации для родителей, воспитателей и специалистов «Знакомство с инновационными направлениями работы учителя-логопеда в логопедической группе». 2.Опрос и анкетирование родителей «Использование в коррекционной работе с детьми инновационных методов и приемов: «Частушечное творчество», «Система «Дерево» Е.Ф. Архиповой», интерактивные игры «Мерсибо». | Учитель-логопед, родители, воспитатели, педагоги-психологи. |
2 | октябрь | 1.Круглый стол «Логопед и Я». 2.Оформление стенда «Наш кружок «Веселый Язычок». 3. Открытые индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия в логопедическом кабинете по системе «Дерево». 4.Занятия с детьми в кружке «Веселый Язычок» по осенней тематике. Организация ансамбля «Частушечка». | Учитель-логопед, родители, воспитатели, педагоги-психологи. |
ноябрь | 1.Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми и артгимнастика по системе «Дерево» (постановка трудных звуков). 2.Занятия в кружке «Веселый Язычок» по теме «Мамин день» (подготовка детей к участию в конкурсных мероприятиях) | Учитель-логопед, родители, воспитатели, | |
3 | декабрь | 1.Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми и артгимнастика по системе «Дерево» (постановка и закрепление трудных звуков в словах и чистоговорках). 2.Занятия с детьми в кружке «Веселый Язычок» по теме «Новый год у ворот». 3.Подготовка к совместному семейному творческому конкурсу «Сочиняем частушки о Зиме вместе с детьми». | Учитель-логопед, родители, воспитатели. |
4 | январь | 1. Занятия в кружке «Веселый Язычок» по теме «Новый год у ворот». 2.Совместный семейный творческий конкурс «Сочиняем частушки о Зиме вместе с детьми». 3.Оформление стенда «Наш кружок «Веселый язычок» с результатами участия семей воспитанников и активностью родителей и воспитателей по подготовке участия детей в конкурсных мероприятиях. | Учитель-логопед, родители, воспитатели. |
5 | февраль | 1.Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми и артгимнастика по системе «Дерево». 2.Занятия в кружке «Веселый Язычок» по теме «23 февраля – Красный день календаря». 3.Совместный семейный творческий конкурс «Сочиняем частушки о папе и о дедушке вместе с детьми». 4.Оформление стенда «Наш кружок «Веселый язычок» с результатами участия семей воспитанников и активностью родителей и воспитателей по подготовке к конкурсу «Сочиняем частушки о папе и о дедушке вместе с детьми». | Учитель-логопед, родители, воспитатели. |
6 | март | 1.Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми и артгимнастика по системе «Дерево». 2.Занятия в кружке «Веселый Язычок» по теме «Мама и весна». 3. Подготовка детей к участию в конкурсных мероприятиях (фестиваль «Веселое ассорти» в РКЦ г. Вельска и др.) | Учитель-логопед, родители, воспитатели. |
7 | апрель | 1. Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми (по развитию лексико-грамматических категорий и формированию связной речи) и автоматизация трудных звуков в словах по системе «Дерево». 2.Занятия в кружке «Веселый Язычок» по весенней тематике. 3. Подготовка детей к участию в утреннике, посвященном дню Победы. 4. Подготовка детей к участию в конкурсных мероприятиях (фестиваль «Делу-время, потехе-час» в ДК п. Кулой и др.) | Учитель-логопед, родители, воспитатели. |
8 | май | 1.Участие детей в ансамбле «Частушечка» на фестивале «Делу-время, потехе-час» в ДК п. Кулой. 2. Оформление стенда «Наш кружок «Веселый язычок» с результатами участия ансамбля «Частушечка» на фестивале «Делу-время, потехе-час» в ДК п. Кулой. 3. Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми (по развитию лексико-грамматических категорий и формированию связной речи) и дифференциации трудных звуков в словах по системе «Дерево». 4. Итоги по использованию инновационной коррекционно-педагогической деятельности по проекту на родительском собрании «Наши успехи». Отчет работы по проекту на заключительном педсовете. Выступление детей с Выпускными частушками на утреннике «Мы - выпускники». Благодарности педагогам и родителям. | Учитель-логопед, родители, воспитатели. |
Начиная с дошкольной скамьи, мы привлекаем воспитанников к участию в различных фестивалях и конкурсах детского творчества. Наши достижения и успехи в различных мероприятиях социума говорят о высокой результативности и речевой активности. Активная помощь логопеду родителей и воспитателей по использованию инноваций создает благоприятный прогноз на положительную динамику формирования правильной речи и успешную подготовку детей к школе.
Предполагаемые результаты.
- Дети с ОВЗ значительно в короткие сроки овладевают трудными звуками речи и активно закрепляют их в частушечных четверостишиях.
- Дети с ОВЗ владеют навыками словообразования и словоизменения, применяют их в частушечном словотворчестве.
- Дети с ОВЗ быстро адаптируются в социуме. Вместе с развитием правильной речи у них воспитываются творческие способности, без которых в современном мире не может быть успешной школьной жизни.
Литература:
- Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017г.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. Высшая школа. СПб, ООО "Издательство "Астрель", 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/17/picture-939704-1502967636.jpg)
Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».
В статье отражен мой опыт работы по применению передовых пед. технологий, в частности применение проектного метода, представлены авторские методические пособия....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/24/picture-1011864-1682334149.jpg)
Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»
Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-1178285-1571672116.jpg)
Статья: "Логопедическая ритмика как один из эффективных методов вызывания речевого подражания и форма коррекции речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ".
В статье представлен теоретический материал по вопросам взаимосвязи общей и речевой моторики, а также практический материал по использованию методов коррекции многообразных речевых и неречевых нарушен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/26/picture-936362-1587933608.jpg)
Использование инновационных приемов и методов логопедической работы
Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. ...
РМО Доклад «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование современных инновационных технологий»
Доклад «Речевое развит...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322167-1615865296.jpg)
Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673425-1443108384.jpg)
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....