Музыкально - коррекционные занятия с дошкольниками
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Ждановских Вера Григорьевна

Занятие -Песенка маленьких часиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-korrektsionnye_zanyatiya_s_doshkolnikami.docx21.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая копилка

«Музыкально-коррекционные занятия с дошкольниками»

В системе комплексного метода работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях компенсирующего ДОУ особое место занимают музыкально-коррекционные занятия, которые объединяют психотерапевтические, музыкально-коррекционные и общевоспитательные задачи.

Музыкально-коррекционное занятие является составной частью общей системы коррекционной помощи в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Подобные занятия являются своеобразным итогом коррекционно-педагогической и музыкально-воспитательной работы с детьми за определенный период. Такие занятия проводятся один раз в месяц вместо последнего музыкального занятия и направлены на решение следующих задач:

  • закрепить знания детей по некоторым темам;
  • обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития;
  • развивать музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух;
  • развивать пространственную организацию движений у детей;
  • совершенствовать слуховое внимание, память, мышление;
  • учить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса;
  • учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног;
  • формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма;
  • учить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им;
  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.

Как и все другие занятия в ДОУ компенсирующего вида, музыкально-коррекционные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности, улучшение качественных характеристик движений. Помимо этого подобные занятия развивают такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Музыкально-коррекционные занятия проходят на фоне эмоционального подъема, что обеспечивается тщательным отбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением. При проведении таких занятий следует постоянно учитывать быструю психическую и физическую истощаемость детей, а значит чередовать нагрузку и отдых, напряжение и расслабление.

В основе музыкально-коррекционных занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей с ЗПР.

Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкально-коррекционных занятий, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания-восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.

В процессе певческой деятельности у детей с ЗПР развивается речь, совершенствуется звукопроизношение, артикуляция, развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость).

При построении музыкально-коррекционных занятий следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:

  • умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
  • обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;
  • учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;
  • обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.

Занятие “Песенка маленьких часиков”

Задачи:

  • вызвать у детей радостный эмоциональный настрой;
  • развивать пространственную ориентировку;
  • развивать мелкую и общую моторику, музыкальный слух; расширять двигательный опыт детей;
  • учить детей сочетать пение с движениями;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.

Ход занятия

Музыкальный руководитель под звучание спокойной музыки встречает детей со словами:

Наш красивый зал опять
Очень рад детей встречать!
Тише, детки, не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса…
Сказка спряталась пока!
Не грусти и улыбнись,
Сказка дарит нам сюрприз!

Тихо звучит отрывок из пьесы С.Вольфензона “Песенка маленьких часиков”.

Музыкальный руководитель:  Дети, вы слышите? (Ответы детей.)

Да, это действительно наши знакомые маленькие часики. Давайте мы сначала их найдем, а поможет нам в этом уже знакомая музыка.

Дети вместе с воспитателем ищут игрушечные часики под звучание все той же пьесы. Чем ближе они подходят к часикам, тем громче звучит музыка. Дети с воспитателем находят часики. Рассматривают их. Воспитатель предлагает детям показать язычком, как тикают часики.

1. Артикуляционная гимнастика “Часики”

(На развитие подвижности артикуляционного аппарата).

“Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так!”
“Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так!”

Воспитатель показывает детям, как нужно высунуть язык и двигать им вправо-влево, не касаясь нижней губы.

Музыкальный руководитель: Дети, а для чего нужны часы, вы знаете? (Ответы детей).

Часы нужны нам, чтобы знать, когда спать, когда играть, когда гулять.

2. Музыкально-речевая игра “Часы”, муз. Е.Макшанцевой.

(На развитие чувства ритма и координации движений, отработку имитационных движений).

Слышен звон будильника в записи.

М.р. Вы слышите, наши часики торопят нас сделать утреннюю зарядку.

Ну-ка дружно по порядку
Становитесь на зарядку!

3. Музыкально-ритмическое упражнение “Зарядка”, муз. Е.Тиличеевой

(На развитие умения согласовывать движения с текстом песни, выразительности и ритмичности имитационных движений).

Вновь раздается звон будильника.

Музыкальный руководитель:  Ребята, вы слышите, как наши часы говорят о том, что пришло время завтрака.

Воспитатель. А что у нас на завтрак?

Музыкальный руководитель:  А на завтрак у нас сегодня вкусная каша, которую сварила нам любимая бабушка.

4. Песенка-игра “Ладушки” ( рус. нар. мелодия в обработке Г.Фрида)

(На развитие певческих навыков, координации пения с движением).

5. Чистоговорка “Каша”

(На развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, интонационной выразительности, координации слова с движением).

“Ша-ша-ша –                          похлопывание правой рукой по животу
Ша-ша-ша                              
похлопывание левой рукой по животу
Наша каша хороша!               Поглаживание живота обеими руками

Снова раздается звон будильника.

Наш будильник вновь звенит –
Поиграть он нам велит!

(На развитие динамического, ритмического и музыкального слуха, внимания, памяти).

(На развитие быстроты реакции, ритмичности и выразительности движений, ориентировки в пространстве).

Звон послышался опять –
Значит, время нам гулять!

Что-то на дворе пасмурно, давайте позовем солнышко, чтоб оно вышло из-за тучки и улыбнулось нам.

8. Песня “Солнышко-ведрышко”, муз. В.Карасевой.

(На развитие согласованности пения с движениями, мелкой и общей моторики, формирования навыка эмоционального пения).

Музыкальный руководитель:  Ну вот, и солнышко появилось, значит можно смело идти во двор на прогулку. Вставайте парами.

9. Парная пляска “Погуляем”, муз. Е. Макшанцевой.

(На развитие ритмичности и выразительности плясовых движений, чувства ритма и темпа, межличностного общения, согласованности действий с партнером).

Музыкальный руководитель:  Наши часики говорят нам о том, что настало время всем отдыхать. Я предлагаю вам удобнее сесть и послушать прощальную песенку часиков.

Дети вместе с воспитателем рассаживаются на ковре и слушают песню.

10. Слушание песни “Есть часы во всех домах”, муз. А.Островского.

(На развитие эмоциональной отзывчивости на песню изобразительного характера, развитие слухового внимания).

Воспитатель предлагает взять с собой в группу часы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-коррекционного занятия "Весна пришла!"

Музыкально-ритмическое занятие для дошкольников с ограниченными возможностями здоровь, группы "Особый ребенок"...

музыкально-коррекционное занятие во 2-й младшей группе "Колобок"

Музыкально-коррекционное занятие во 2-й младшей группе "Колобок"...

Конспект музыкального коррекционного занятия для детей с ОНР "Прогулка в зимний лес"

Цель: преодоление речевых нарушений путем  развития и коррекции у детей с ОНР речевых, двигательных, ритмических способностей  в соответствии со словом и музыкой.Задачи:- Формировать правиль...

Музыкально-коррекционные занятия для детей младшего дошкольного возраста,имеющих нарушения речи.

Музыкально-коррекционная терапия-метод,хорошо зарекомендовавший себя в работе педагогов с детьми с самыми разными нарушениями речи....

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма дополнительных музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА

У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходи...