Особенности работы с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Смирнова Наталья Александровна

Консультация для педагогов. В статье  даются рекомендации для педагогов, работающих с детьми с особенностями развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz.docx205.27 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  педагогической работы

 с детьми с ОВЗ в ДО

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группы дошкольников с ОВЗ  не однородны,  в нее входят дети с разными нарушениями развития:

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- дети с нарушением речи;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);

- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с умственной отсталостью;

- дети с расстройством аутистического спектра.

  Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем педагогам, которые  взаимодействуют с ребенком с ОВЗ. Положения коррекционной работы включают:

  • работа проводится со  всеми детьми группы, независимо от дефекта
  • разрабатывается для каждого из них индивидуальная развивающая и коррекционная программа;
  • при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ нельзя сравнивать его с другими детьми, а только с самим с собой на предыдущем уровне развития;
  • важно создавать для ребенка атмосферу доброжелательности и психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;
  • корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка.  
  • педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Обследованием детей ОВЗ занимаются специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагогам в образовательном процессе рекомендуется использовать:

  • дыхательную и артикуляционную гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • динамические паузы;
  • релаксационные упражнения;
  • логоритмические упражнения;
  • приемы самомассажа;
  • массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики).

 Важным направлением коррекционных мероприятий  является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность и т.д.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Особое внимание при работе с детьми с ОВЗ следует уделить таким направлениям их развития, как:

- физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);

- познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);

- социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);

- художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Для работы со всеми категориями детей с ОВЗ будут полезны следующие правила для педагога:

1) давать короткие, четкие и конкретные инструкции;

2) для выполнения задания ребенку ОВЗ требуется больше времени чем остальным детям;

3) делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки;

4) снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

5) предоставлять ребенку возможность выбора;

6) поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

7) договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

У многих детей с ОВЗ в той или иной степени наблюдаются поведенческие  трудности, нарушение произвольности. Это приходится учитывать при организации игровой деятельности дошкольников. Ведь у таких детей можно отметить импульсивность, очень высокую активность, неумение подчиняться правилам (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому рекомендуется включать этих детей в подвижные коллективные игры поэтапно. Начинать целесообразно с индивидуальных игр и игр в малых подгруппах, и только потом привлекать их к коллективным играм. Желательно подбирать игры с четкими правилами, игры направленные на снятие излишней двигательной активности детей.

Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с антистрессами, с песком. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, развитию познавательной деятельности.

Таким образом, поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в общество – задача всех и каждого. И профессионализм и гуманное отношение, в основе которого лежит безусловная  любовь к детям, основополагающая характеристика современного педагога.

F:\Психолог фото\фото 2173\IMG_5043.JPGF:\Психолог фото\Работа\IMG-20200210-WA0060.jpg

Педагог-психолог ДО Смирнова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.

работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...

Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...

Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»

Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»...