Рекомендации для родителей по развитию зрительного восприятия и зрительного внимания у детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Жеглова Елена Анатольевна

Рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей  учителя – дефектолога по развитию зрительного восприятия  и зрительного внимания у детей с ОВЗ

Дети учатся собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей), узнавать и называть собранный предмет.

Обучение соотнесению геометрических форм с предметами.

Например: «Подбери, что круглое? (колесо, мяч), что овальное? (рыба, ежик), Что квадратное? (часы, стол) и т.д.

Развитие зрительного внимания

Формировать умение выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции), где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме.

Например: «Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг».

 Развитию зрительного восприятия способствуют задания на соотнесение контурных, силуэтных цветных изображений с реальными предметами, например, «Найди сходство и различие», «Найди другую половинку изображения» и другие

 Для формирования навыков сличения предметов и «чтения» изображения используются обводка по контуру, силуэту, трафарету.

При этом детей можно активизировать игровыми приемами: «Кто быстрее обведёт по контуру, трафарету», «Кто больше фигур заштрихует» и т. д.

 При выполнении ребёнком занятий, важно создавать соответствующие условия.

 Детям легче и интереснее рисовать те предметы, которые доступны или обследованы для понимания. Размер объектов при этом должен быть достаточно крупным, цвет ярким, контрастно выделяющимся на фоне.

 Также важно использование точных словесных установок, например: «Ощупай предмет», «Возьми в обе руки шар» и др.

При тесном контакте с предметом, важно учить детей выделять сначала основные, потом отдельные признаки, давая характеристику объекту, подчеркивая его выразительность, индивидуальность.

Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия:

  • Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.

 Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

  • Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.
  • Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других.
  • Поиск отличий в сходных изображениях.
  • ·Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.
  • Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.
  • Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.
  • Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других.
  •  Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.
  •  Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.
  • Срисовывание по образцу фигуру или букву;
  •  Складывание из палочек фигуру (по образцу);
  • Дополнение недостающего элемента фигуры или буквы;
  •  Соотнесение буквы с предметами (по представлению) (О - обруч, З - змея);
  • ·Реконструирование буквы, добавляя элемент (например, из А -Л -Д).

 Игры на развитие оперативной памяти

  • Игра «Чего не стало?» (из 3-4 картинок). Перед ребенком размещают картинки (предметы) он должен запомнить их, затем взрослый что-то убирает, а ребенок, повернувшись, угадывает предмет.
  •  Запоминание и отбор картинок среди других (также с буквами, цифрами, фигурами);
  • «Что изменилось?» (запоминание расположения).
  • «Эхо» Крикните ребенку сначала одно слово, потом два, три (до шести). «Эхо» их повторяет.
  •  Игра «Фотоаппараты». Детям на секунду показывается карточка с любым изображением. Дети должны ее «сфотографировать», т.е. как можно подробнее описать изображение.
  • · Игра «Опиши соседа». Детям предлагается внимательно рассмотреть своего соседа, а затем с закрытыми глазами припомнить и описать его внешний вид.

Постепенно вводятся упражнения, развивающие произвольное внимание при выполнении которых дети учатся удерживать внимание волевым усилием на задании важном, хотя и не слишком занимательном.

Помимо способности к концентрации внимания развивали умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

В задачах на концентрацию внимания детей учат произвольно сосредотачиваться на зрительных, слуховых впечатлениях и даже на внутренних ощущениях (дыхание, биение пульса и т.п).

 Игра «Волшебный круг»

Предлагаем детям направить лучик своего внимания на нарисованную круге звездочку (постарайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку…) и удерживаем их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд), затем переводим «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик…, затем на палочку…, наконец, в точку.

 Игра «Угадай!»

Дети рассматривают и запоминают пять фигур одного размера. Фигуры закрываются. Учитель описывает одну из них и предлагает ребенку вновь рассмотреть фигуры и выбрать соответствующую описанию.

 «Разложи карточки».

У каждого ребенка набор карточек с различными изображениями, в т.ч. - цифрами и буквами. Подобные карточки имеются и у педагога, он выставляет их на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят.

«День и ночь».

На доске 8-10 картинок.

Ночь! Дети закрывают глаза, мама переворачивает две картинки.

День! - дети открывают глаза.

Дети называют перевернутые картинки.

 «Запомни точки».

Вывешиваются плакаты и предлагаются задания: внимательно рассмотреть и запомнить расположение точек. Затем эти плакаты убираются, и дети по памяти воспроизводят увиденное.

 Игры на смысловое соотнесение.

Этот способ заключается в становлении связи между словом и картинкой.

Упражнение 1.

Детям предъявляются 4 картинки для запоминания. Одновременно зачитываются 4 слова, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Предлагается назвать слова к вновь показанным картинкам.

Упражнение 2.

Детям предлагается из разложенных перед ним картинок найти такую, которая помогла бы ему запомнить данное слово.

Игра «Зеркало».

Ведущий стоит в центре полукруга детей. Он демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним.

Важным способом логического запоминания является классификация. Начинают работу с самых простых игр на группировку однородных предметов, знакомят с обобщенным названием групп. Например, игры «Чудесный мешочек», «Кто в домике живет», «Нам прислали подарки», «Поможем кукле», «Кто соберет скорее», «Разведчики».

После этого как дети научатся осуществлять практическое действие отнесения и группировки, им предлагают словесные игры: «назови, что знаешь», «Продолжай», «Кто больше назовет», «назови одним словом».

Дети учатся группировать предметы, анализируя их признаки. Операции обобщения и обозначения проводились в играх: «Четвертый лишний», «Найди что подходит», «Лото», «Не зевай».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей"

Дидактические (развивающие) игры помогут развитию зрительной памяти дошкольников. Так как, это необходимо и актуально сегодня для разностороннего развития ребенка, и поможет ему лучше усвоить социальн...

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"

quot;Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"- игры и упражнения, которыми можно позаниматься дома...

Особенности оценки родителями уровня развития зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения

   С первых месяцев жизни ребёнок осознаёт себя через отношения с другими людьми. Отношения между ребёнком и окружающим его социумом определяет развитие ребёнка. Семейные отношения иг...

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Одним из основных условий гармоничного развития детей с нарушением зрения является правильная организация педагогического процесса и создание оптимальной развивающей предметно - пространственной среды...