Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей группы раннего возраста.
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры".  Игры эти  очень  эмоциональны, увлекательны.  Они способствуют развитию  речи,  творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palch._igr.docx102.06 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

пальчиковых игр и упражнений для детей группы раннего возраста

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры".  Игры эти  очень  эмоциональны, увлекательны.  Они способствуют развитию  речи,  творческой деятельности.  

"Пальчиковые игры" способствуют отображению  реальности окружающего  мира - предметов, животных,  людей,  их деятельности, явлений природы.

В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику  рук,  что  влияет  на  вырабатывание ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность  родителям  и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать  речь  и  мелкую  моторику.  

Благодаря таким  играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается  внимательность  и  способность  сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Цель: Развитие речи детей через развитие мелкой моторики рук.

Задачи:  

  • Создавать условия для развития пальцев рук.
  • Проводить целенаправленную работу по развитию моторных функций руки.
  • Развивать творческую активность и наглядно-образное мышление.
  • Помогать развивать речь у ребенка.  
  • Развивать у ребенка: мышление, внимание, память, воображение.

Ожидаемый результат:

  • Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
  • Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.  
  • Интеллектуальное развитие детей.

 

 

 

 

 

 

 

«Детский сад»        

(1-2 неделя сентября) 

«Дружат наши дети» 

Дружат наши дети Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

 

Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.

 

«В детский сад идти пора» 

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, тише, не шуми, Пальчики не разбуди.

Встали пальчики – «Ура!» В детский сад идти пора!  

 

 

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца.

 

 

Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить».

 С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко расставив пальцы.

«Катя гуляет» 

Раз, два, три, четыре, пять. Собираемся гулять. Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький. Катя по дорожке идет Топ-топ-топ.

 

 

Дети катают карандаш между ладонями

и повторяют слова: «Топ-топ- топ».

 

«Пальчики здороваются» Я здороваюсь везде –  Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю  Я соседской курице.

 

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

 

«Моя семья»          

(3 неделя сентября) 

«Моя семья» 

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я,          

Вот и вся моя семья.

 

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать, начиная с большого пальца.

 

«Моя семья» 

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья. 

 

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватить кулачок. 

«На полянке дом стоит» На поляне дом стоит.

Путь к нему пока закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем.

 

 Сложить ладони домиком, так, чтобы большие пальцы не соприкасались. Большие пальцы опускаются и соприкасаются друг с другом.

Пальцы по-прежнему под углом, только широко расставлены.

«В гости к большому пальчику» 

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга нам нельзя.

 

 

Поднять вверх большой пальчик. Соединить вместе пальцы, которые  перечисляются.

 

Сжать пальцы обеих рук и постучать друг об друга.

Ритмично сжимать и разжимать  кулак.

 

«Кто приехал?» 

Кто приехал? Мы, мы, мы.

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

Братец, братец, это ты? Да, да, да.

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

 

 

Хлопать кончиками пальцев:  

  • больших и указательных пальцев,
  • большие и средние пальцы,
  • большие и безымянные пальцы, - большие пальцы и мизинцы.

Пальчиковая игра «Как живешь?» - Как живешь?

  • Вот так!  
  • Как плывешь?
  • Вот так!  
  • Как бежишь?
  • Вот так!
  • Вдаль глядишь?
  • Вот так!  
  • Ждешь обед?
  • Вот так!  

 

 

Большие пальцы вперед,

 

имитация плавания,

указательные и средние пальцы

«бегут»,

 

«бинокль»,

 

подпереть щеку кулачком,

  • Машешь вслед?
  • Вот так!  
  • Утром спишь?
  • Вот так!  
  • А шалишь?
  • Вот так!  

 

помахать кистью руки,

 

обе руки под щеку,

 

хлопнуть по надутым щекам.

«Замок» 

  • На двери висит замок.
  • Кто его открыть бы мог?
  • Постучали,
  • Покрутили,
  • Потянули
  • И открыли!

 

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок». На  слове»постучали» ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы. «Покрутили» - не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их. Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью. Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Дом и ворота» 

  • На поляне дом стоит  
  • Ну а к дому путь закрыт  
  • Мы ворота открываем  - В этот домик приглашаем.

 

Изображаем "дом", изображаем "ворота", ладони разворачиваются параллельно друг другу, изображаем "дом".

«Дары осени»           (4 неделя сентября) 

«Овощи-фрукты» 

В огороде много гряд,  

Тут и репа, и салат,  

Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

 

Сжимают и разжимают пальцы.

Загибают пальцы поочерёдно.

 

 

Хлопают в ладоши.

«Капуста» 

Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим.

Мы капусту трем, трем.

Мы капусту жмем, жмем.

 

 

Движения ладонями вверх, вниз.

Поглаживание подушечек пальцев.

Потираем кулачок о кулачок.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

 «Ягоды» 

С ветки ягодки снимаю,  И в лукошко собираю.  

Будет полное лукошко,  

Я попробую немножко.  

Я поем ещё чуть-чуть,

Лёгким будет к дому путь!  

Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. Обе ладошки сложить перед собой чашечкой. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

«Осенняя пора, очей очарованье»     (1 неделя октября) 

«Дождик, дождик» 

Дождик, дождик,

Кап да кап, кап...

Мокрые дорожки.

Все ровно пойду гулять,

Пусть промокнут ножки.

 

Дети повернули ладошку кверху и указательным пальцем имитируют капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап...». Одной, потом другой рукой.

 

«Если листья пожелтели» 

Если листья пожелтели,  

Дождь холодный моросит,  

Птицы к югу полетели,

-  Значит, осень к нам спешит.  

 

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Стучим пальцем.

Изображаем крылья.

Хлопаем в ладоши.

«Тихий, тихий, тихий дождик» Тихий, тихий, тихий дождик. 

Дождик, дождик кап-кап-кап. А потом сильнее дождик. 

Дождик, дождик кап-кап-кап. 

Сильный, сильный, сильный ливень. 

Гром, гром, гром. 

В небе молния кругом. 

И тишина тс-с-с, тс-с-с.

Вдруг силою ветра сменилась она. 

И вот снова дождик, тихонько, 

Ты слышишь? Закапал, закапал, по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет, Уже барабанит, уже барабанит. 

 

Садимся на пол и стучим по нему ладошками. Быстрее стучим.

 

Быстро и сильно стучим.

Хлопаем в ладоши.

Поднимаем руки вверх и трясём ими. Подносим палец ко рту, как будто показываем «тише».

Поднимаем ручки вверх и качаемся.

Снова стучим ладошками по полу тихо.

Стучим быстро.

«Золотая осень» 

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,  Если небо хмурится, если дождик льется,  Это время года осенью зовется.

 

Сжимают и разжимают пальцы.

Машут кистями рук.

Закрывают ладонями глаза, открывают и поднимают руки вверх, вниз.

«Дует, дует ветер» 

Дует, дует ветер,  

Дует, задувает,  

Желтые листочки  С дерева срывает.  

 

Дуют на кисти рук.

Трясут кистями рук.

Руки медленно опускаются вниз.

«Нехворайка»          (2 неделя октября) 

«Этот пальчик хочет спать» 

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики - «Ура!»

В детский сад идти пора!

 

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

 

«Вот какие мы большие!» 

У меня есть голова,  

Грудь, живот, а там – спина, Ножки – чтобы поскакать,  Ручки – чтобы поиграть.

 

Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.

«Безопасность и здоровье» Айболит зверей лечил, Всех зверюшек угостил: Белочке – орешки,

Морковку – зайчишке,

Мишке – медок,

Ежику – грибок,

Ну, а лисоньке – цветок!

Каждый зверь благодарит:

- Вот спасибо, Айболит!

 

 

Дети загибают пальчики, начиная с  мизинца.

 

«Фрукты» 

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

 

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Загибают пальчики начиная с большого.

 

Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

 

 Опять «варят» и «помешивают».

Развести руки в стороны.

Игра «Апельсин» 

Мы делили апельсин.  

Много нас, а он один!  

Эта долька для ежа,  

Эта долька для чижа,  

Эта долька для утят,  

Эта долька для котят,  

Эта долька для бобра,   Ну, а волку - кожура.  

Он сердит на нас - беда!  

В домик прячемся - сюда!  

 

Рука сжата в кулачок.

Крутим кулачком вправо-влево. Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого.

 

Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево. Двумя руками показываем волчью пасть. Складываем руки домиком.

«Птицы»

(3 неделя октября) 

«Дикие птицы» Дятел дерево долбит:  

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит Стук-стук-стук.

 

Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё. Смена рук.

«Сорока-белобока» 

Сорока – белобока, Кашу варила Деток кормила. Этому дала,

Этому дала.

Этому дала.

Этому дала.

А этому не дала. Ты воды не носил, кашу не варил, тебе нет ничего.

 

Указательный палец правой руки делает круговые движения на левой  ладони.

Поочередно, загибаем пальцы левой руки.

 

 

Большой палец поднять вверх.

 

«Перелетные птицы» 

Снова осень наступает.

И до следующей весны

В птичьих стаях улетают

 

Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого.

То же самое левой рукой.

Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого.

Ласточки, скворцы, грачи, Лебеди и журавли.

Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого.

«Совушка-сова» 

Ах, ты совушка-сова, Ты большая голова!  

Ты на дереве сидела,  

Головою всё вертела –  Во траву валилася,

В яму покатилася!  

 

Соединить подушечки пальцев друг с другом. Пальцы согнуты – образуется «шар». Покачать запястьями рук. Запястья соединены, пальцы растопырены – «дерево».  

Соединить пальчики друг с другом и согнуть их – «шар». Покачать запястьями рук.

Опустить руки вниз и покрутить кистями рук.

«Дикие животные»      (4 неделя октября) 

«Зверята» 

Это зайчонок, это бельчонок,  

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

 

Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Вращают большим пальцем.

«Повстречал ежонка ёж» 

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

 

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

«На лужок» 

На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот.

На зеленый, на лужок, Приходи и ты, дружок.

 

Сгибают пальчики поочередно в кулачок.

 

«Заяц и ёжик» 

Заяц и ёжик навстречу друг другу      Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      

Быстро бежали – поди догони!        

 

Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.

Стукнуть кулачками.

Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.

«Я катаю мой орех» 

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.  

 

 

Ребенок катает грецкий орех (можно использовать попрыгунчик) между ладонями и проговаривает слова.

«Дорожка» 

Я взяла горошка

Выложить дорожку, Чтобы бегали по ней Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.

 

«Зайка и барабан» Зайка взял свой барабан  И ударил: трам-трам-трам!

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

 

        «Поздняя осень»                (5 неделя октября) 

«Осень» 

Ветер по лесу летал, Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.

 

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Загибаем по одному пальчику на обеих руках.

 

 

 

Спокойно укладываем ладони на стол.

«Осенние листья» 

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем.

 

Загибают пальчики, начиная с большого.

Сжимают и разжимают кулачки.

 

 

 

 

«Шагают» пальчики по столу.

«Осень, осень к нам пришла…» Осень, осень к нам пришла, Дождь и ветер принесла. Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,

 

Стучим пальцем левой руки по ладони правой.

 

 Трём ладонью о ладонь.

Листья кружатся, летят.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, Листья кружатся, летят. Песни птичек не слышны, Подождем их до весны.

Чик-чирик, чик-чирик, Подождем их до весны.  

 

 

 

Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз.

«Грибы» 

Мы сегодня рано встали,

За грибами в лес пошли. Грузди, рыжики, волнушки

В кузовочке принесли.

 

 Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках.

Сжать кулаки, шагающие движения указательным и средним пальцами. Сложить пальцы обеих рук в щепоть. Округлить ладони, соединить обе руки вместе, прикасаясь мизинцами.

«Осенняя одежда» Я одежду надеваю И ее вам называю:

Майка, брюки, а еще Свитер, шарфик и пальто.

 

 

Поочередно соединять пальцы правой руки с большим пальцем.  

Поочередно соединять пальцы левой руки с большим пальцем.

«Путешествие в прошлое»    (1 неделя ноября) 

«Одежда» 

Обуваем ножки бегать по дорожке.  

Повторяй за мной слова:  

Ножка – раз, ножка – два!  

В магазине покупают  

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –  

Любит обувь вся семья.

 

Двумя пальцами «шагают» по столу.

Сжимают и разжимают пальцы.

Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.

Сжимают и разжимают пальцы.

Загибают пальцы на руках.

«Шагают» пальцами по столу.

«Я надену сапоги» 

Я надену сапоги,  Курточку и шапку. И на руку каждую  Натяну перчатку.  

 

 

Показываем на ноги, туловище, голову. Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток. Смена рук.

«Мебель» 

На кроватке мы поспали,  

Вещи в шкаф уже убрали.  

Мы на стуле посидели  

И за столиком поели.  

 

Руки под щёку.

Свободно двигаем руками – «убираем вещи».

Ладонью одной руки накрываем кулак другой.

Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.

«Транспорт» 

По шоссе идут машины,  

По асфальту едут шины.  

 По дороге не беги,

 Я скажу тебе: «Би-би».  

 

 

Крутим воображаемый руль. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.

Погрозили пальцем.

Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».

«Математика»          (2 неделя ноября) 

«Будем пальчики считать» 

Раз, два, три, четыре, пять Будем пальчики считать. Крепкие и дружные Все такие нужные.

На другой руке опять Пальчики быстрые Хотя не очень чистые.

 

Дети загибают пальчики на левой  руке.

Сжимают и разгибают кулачки. Дети загибают пальчики на правой  руке.

Сжимают и разгибают кулачки.

 

«Цвет и форма» 

Мой весёлый круглый мяч,  Щёки круглые не прячь!  Я тебя поймаю,  В ручках покатаю!  

 

 

Одной рукой бьём по воображаемому мячу. Смена рук.

Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч, Покатали воображаемый мяч между ладоней.

«Две веселые лягушки» 

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят,

Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят.

 

 

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз. Резко  разжимают пальцы (руки как бы  подпрыгивают над столом) и кладут  ладони на стол. Затем резко  сжимают кулачки и опять кладут их  на стол.

«Ярмарка»        (3 неделя ноября) 

«Сидит белка» 

Сидит Белка на тележке, Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

 

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Сжать все пальцы в кулак и поочередно разгибать их, начиная с большого.

«Еду к бабе, еду к деду» 

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке,

По ровненькой дорожке,

На одной ножке Гоп-гоп-гоп...  

 

Дети катают карандаш между ладонями и повторяют слова за взрослыми:

«Гоп-гоп-гоп».

«Из-за леса, из-за гор» Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.

 

Пальчики передвигаются по столу с разным темпом.

 

«За работу» 

Ну-ка братцы, за работу, Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить, А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять.

 

Поочередно загибать пальцы,  начиная с большого пальца. Энергично шевелить пальцами.

 

«На базар ходили» 

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз!

 

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку, при этом ладони не соприкасаются. Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.

«Кольцо» 

Выйду на крылечко,  Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки  Подарить хочу Валюшке.

 

Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.

 

«Колокольчик» 

Колокольчик все звенит,  Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребенок им свободно вращает.

«Игрушки»        

(4 неделя ноября) 

«Я с игрушками играю» 

Я с игрушками играю:  

 

Мячик я тебе бросаю,  

 

Пирамидку собираю,  

 

Грузовик везде катаю.

 

Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.

Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».

Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга. Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью руки – «катаем машинку».

«Посуда» 

Из тарелок, как один,  Суп мы ложками едим.  

Вилкой кушаем котлеты,  Ножик режет нам омлеты.

 

 

 

Ладони вместе перед собой «тарелка».

Вращать рукой с «ложкой». Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец– «держим вилку». «Режем» прямой ладонью взад-вперёд.

«Мой весёлый круглый мяч» Мой весёлый круглый мяч,  

Щёки круглые не прячь!      

 

Я тебя поймаю,                    

 В ручках покатаю!                

 

Одной рукой бьём по воображаемому мячу. Смена рук.

Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.

Покатали воображаемый мяч между ладоней.

«Качели» 

Ручку пальчиками взяли,  Вправо-влево покачали. - «Что такое? Неужели  

Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

«Ладушки-ладошки» 

Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,          Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           Поиграли снова в  ладушки – ладошки!            

Гладили котенка чистыми ладошками,            

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!       Улеглись ладошки прямо на дорожку…            

Как они устали - ладушки – ладошки!            

 

Имитация мытья рук, хлопки в ладоши,

 «крошим хлеб», хлопки в ладоши.

Одной рукой поглаживаем другую, хлопки в ладоши, руки положили на колени, поглаживание рука об руку.

«Машинка» 

Заведу мою машину                            

– Би-би-би, налью бензину.

Крепко-крепко руль держу                

На педаль ногою жму.                        

 

«Мотор»,

3 хлопка, топать, «держать руль», топать правой ногой.

«Кораблик» 

Вот плывет кораблик мой.                          

Он плывет ко мне домой.                        

Крепко я держу штурвал,                          

 Я ведь  главный  капитан.                            

 

Руки – «полочка», покачиваются  руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос), «держать штурвал», 4 хлопка.

«Здравствуй, гостья зима»    (1 неделя декабря) 

«Мальчик-пальчик» 

Мальчик–пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем песни пел.

 

 

Поочередно загибать пальцы на руках.

«Рубим дрова» 

Чтобы печку растопить,  

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки –  Пусть тепло будет детишкам.

 

Складываем пальцы в замок.

 

Имитируем действия дровосека.

«Зима» 

Снег ложится на дома,  

Улицы и крыши.  

Тихо к нам идёт зима,  

Мы её не слышим…

 

Руки разводим в стороны, ладонями вниз.  

Руки «домиком».  

Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Рука за ухом.

        «Нехворайка»                (2 неделя декабря) 

«Я – зелёная капуста» 

Я – зелёная капуста,              

Без меня в кастрюле пусто.   Листья снимете с меня,          

И останусь только я!

 

Руки перед собой образуют круг. Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».

Разводим руки в стороны.

«Жёлтый-жёлтый наш лимон» 

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  

Кислым соком брызжет он.     

В чай его положим      

Вместе с жёлтой кожей.          

 

Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.

Пальцы резко разводим в стороны. Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».

Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай»

«Новый год спешит к нам в дом»  (3-4 неделя декабря) 

«Новогодняя елочка» 

Праздник приближается, ёлка наряжается:

Шарики висят  

Звёздочки горят,

А хлопушка – бом  Конфетти кругом!

 

Упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе.

Хлопок в ладоши.

Разводим руки в стороны.

«Елочка» 

Перед нами елочка:                

Шишечки,                                

Иголочки,                                  

Шарики,                                    

Фонарики,                                

Зайчики,                                    

И свечки,      

Звезды,                                      

Человечки.                              

сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку», показывают кулачки, указательные пальцы, пальцы сжимают в круг, показывают «фонарики», показывают «ушки зайца», прижимают ладони и пальчики друг к другу, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами, ставят средний и указательный пальцы на колени.

 

 

«Кот на печи» 

Кот на печи                                    

Сухари толчет,

Кошка в окошке                                

Полотенце шьет.

Маленькие котята                            

На печке сидят,                                

На печке сидят

Да на котика глядят.                        

Все на котика глядят

И сухарики едет».                            

 

Стучат кулачком о кулачок,

 

показывают как шьют иголкой, поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз, и качают головой вправо-влево.

 

Показывают руками «очки».

 

Щелкают зубками.

«Рождество»            (1 неделя января) 

«Зайчик» 

Раз, два, три, четыре, пять,  Вышел зайчик погулять.  

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку ловить!  

Снова будем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.  

 

Пальчики растопырить и загибать. Указательный и средний пальцы выпрямлены – «ушки», остальные сжаты в кулачок. Все пальчики «бегут» по столу. Пальчики сжать в кулак. Разжимать по одному, начиная с мизинца.

 

«Новый год» 

- Здравствуй, Дедушка Мороз!  

 Что в подарок нам принёс?  

- Громкие хлопушки,  

Сладости, игрушки.  

 

 

Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.

Руки вперёд ладонями вверх.

Хлопнуть в ладоши.

Вертим кистями.

        «Зимние забавы»                (2 неделя января) 

«Что зимой мы любим делать? » Что зимой мы любим делать?  

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

 

Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.

«Мы во двор пошли гулять» Мы во двор пошли гулять, Бабу снежную лепить. 

Птичек крошками кормить. 

 

 

Делаем вид, что лепим снежки.

Пальцы щепоткой, будто крошим хлеб.

А ещё с горы кататься, А потом в снегу валяться. 

 

Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли. 

 

Одной ручкой проводим по другой от плеча вниз, поворачиваем ладони из стороны в сторону.

Отряхиваем с себя снег.

Подкладываем ладони под голову.

«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок) 

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. 

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог. То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 

«Птицы»            (3 неделя января) 

«Снегири» 

Раз, два, три! Раз, два, три!

Прилетели снегири.

Грудки показали.

Ягод поклевали.

Прыгали во веткам.

 

«Снегири» бегают,  выпячивают грудь, изображают, что клюют ягоды, прыгают.

«Птичка-птичка» 

Птичка-птичка - Вот тебе водичка!  Вот тебе крошки  На моей ладошке.  

 

Водим пальчиком по ладошке, барабаним пальчиками по ладошке, стучим пальчиками по ладошке.

«Воробьи – воробушки» Воробьи – воробушки, Серенькие перышки! Клюйте, клюйте крошки У меня с ладошки! Нет, с ладошки не клюют И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

 

 

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат казательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочередно.

Хлопки в ладоши. Потереть ладоши друг о друга.

«Сколько птиц в кормушке» 

Сколько птиц в кормушке

Нашей прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.  

 

Сжимать и разжимать кулачки.

На каждое название птицы загибать пальцы. 

Сжимать и разжимать кулачки.

«Воробей» 

Шустро скачет воробьишка, Птичка – серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

 

 

Стучат пальцами по столу.

Сжимают и разжимают пальцы в кулак. Пальцами «ходят» по столу.

Стучат пальцами по столу.

        «Зимние заботы»                   (4 неделя января) 

«Зима» 

Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять.

Катя саночки везет

От крылечка до ворот, А Сережа по дорожке Голубям бросает крошки. Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики.

 

По очереди разгибают пальчики, сжатые в кулачок, показывают  растопыренные пальцы руки.

 

Сложив пальцы «щепоточкой», делать бросающие движения.

Машут кистями правой и левой руки.

«Снежок» 

 Раз, два, три, четыре, пять,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

 Раз — подбросим,

Два — поймаем,

Три — уроним

И… сломаем.

 

Загибают пальчики, дети «лепят», показывают круг, сжимают ладони,  гладят одной ладонью другую, грозят пальчиком.

«Подбрасывают»,

«ловят»,

«роняют», Топают.

«Проказы матушки зимы»     (1 неделя февраля) 

«Погреемся» 

Поиграем-ка немножко И похлопаем в ладошки. Пальчики мы согреваем

И сжимаем, разжимаем.

 

Показ ладоней, повернутых вверх, затем вниз, хлопки ладонями.

Потирание ладоней.

Пальцы в кулак, затем разжать.

«Белый пух, снежный пух» Белый пух, снежный пух, Все-все-все в пуху вокруг.

Пух на шапках,

Пух на шубках, пух на бровках, Пух на губках. Как щекотно — ух!

Кто  щекочет  —  пух!

 

Показываем вокруг, показываем на названные вещи, щекочем талию.

Мороз 

Ой, сердит мороз!

Ветки снегом занес.

Хватает за нос.

Щиплет до слез.

Ребятишки не испугаются

И на лыжах,

И на саночках катаются, Над морозом сердитым Потешаются.

 

Качают головой, взявшись за нее руками. Взмахивают кистями рук. Хватают себя за нос, щиплют себя за щеки.

Грозят пальчиком,

«едут на лыжах», «едут на санках», прыгают, одновременно хлопая в ладоши.

«Дикие животные»          (2 неделя февраля) 

«У кого какая шуба?» У кого какая шуба?

Шуба серая у волка,

Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы – Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя – бурая. Не страшны ему дожди И погода хмурая.

 

Дети  поочередно  загибают  пальцы  на  руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб».

 

 

 

 

Качают головой из стороны в сторону.

 

«Белка» 

Я –белка в шубке меховой,

Пушистый хвост –  Помощник мой,

Он помогает мне скакать Везде успею побывать.

Прыг-скок, прыг-скок.

 

Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым:  

«Прыг-скок, прыг-скок».

 

«Лесное население» 

Животных следы мы как книгу читаем.

В  лесу  кто  живет  мы  легко отгадаем: Вот лисьи следы,

 

Ладонями рук дети изображают открытую книгу.

Закрывают «книгу».

Вот волчьи, лосиные, Кабаньи и заячьи, Медвежьи, ежиные. Вот беличьи, рысьи, А это –оленьи.

Какое большое в лесу население!

Загибают  пальцы  на  руках,  перечисляя  следы животных. Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз.

 

«Зайчик» 

Жил-был зайчик,

Длинные ушки, Отморозил зайчик Носик на опушке.

Отморозил носик,

Отморозил хвостик И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и славно, волка нет.

И дают морковку на обед.

 

Пальцы в кулаке, выставляют два пальца – «ушки».

Поглаживают указательный и средний пальцы.

Поглаживают безымянный палец и мизинец.

Растирают ладони.

Сжимают и разжимают кулаки.

Стучат пальцами по столу.

 

«Наши Защитники»        (3 неделя февраля) 

«Солдаты» 

Мы солдаты, мы солдаты, Бодрым шагом мы идём.  В нашу армию, ребята, Просто так не попадёшь.  Нужно быть умелыми, Сильными и смелыми.

 

Пальцы маршируют по столу. Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.

Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.

«Пальцы эти – все бойцы»

 Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки – Очень славные мальчишки!

 

 

Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

Приподнять         два         больших         пальца, другие крепко прижать к столу.

Приподнять         указательные         пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять         безымянные         пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять         мизинцы.         Хлопнуть ладонями по столу.

        «Масленица»                 (4 неделя февраля) 

Бублик

Баранку,

Батон

И буханку

Пекарь из теста

Испёк спозаранку.

Большой         и         указательный пальцы образуют круг.

Большой и средний пальцы образуют круг.

Большой и безымянный пальцы образуют круг.

Большой и мизинец образуют круг.

Имитация лепки хлеба.

        «Наши любимые»                (1 неделя марта) 

«Помощники» 

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли:

Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

 

Удары кулачками друг о друга.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики, начиная с большого.

 

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики, начиная с большого.

 Удары кулачками друг о друга.

«Очки» 

Бабушка очки надела И детишек разглядела. И детишки очки надели –  Бабушку разглядели.

 

Колечки подносят к глазам. Дети повторяют действия за воспитателем.

 

«Мама – солнышко мое» Мамочка хорошая,  Мамочка любимая!  Очень я её люблю,  Поцелуи ей дарю!  

 

 

Воздушный поцелуй над ладонью.

Поцелуй над другой ладонью.

Сдуваем с ладони поцелуй.

Сдуваем поцелуй с другой ладони.

«Туалетные принадлежности» 

Мы белье стирали,  

В речке полоскали,

Выжали, развесили  

 

 

Тереть один кулачок об другой, движения ладонями вправо - влево, сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения развешивания.

То-то стало весело!  

 

Круговые движения кистями, ладони вверх , пальцы разведены в стороны (фонарики).  

«Шаги весны»          (2 неделя марта) 

«Здравствуй, Солнце золотое!» Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

 

        Пальцами         правой         руки         по         очереди

«здороваться» с пальцами левой руки,

похлопывая друг друга кончиками.

 

«Солнце» 

Пальцы широко раздвину.  

Руки так соединю.  

Это солнышко с лучами.  

Рады все его теплу.

 

Перекрещенные ладони прижать друг к другу, пальцы раздвинуты в стороны, пошевелить пальцами.

«Птицы»          (3 неделя марта) 

«Ласточка» 

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка, Ты где была,

Ты с чем пришла?

— За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну-красну.

 

На каждую строчку большой пальчик «здоровается» дважды со всеми пальцами, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке. 

«Птички» 

В гости к нашей сестричке Весной прилетали птички: Эта птичка — совушка,

Ну а эта — скворушка.

Эта птичка — воробей,

Ну а эта — соловей.

Эта — дятел, эта — стриж,

Эта же — поющий чиж,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — свиристель,

Ну, а это издалека

Прилетела к нам сорока.

 

Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц.

Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец.

«Книжкина неделя»          (4 неделя марта) 

«Всех помощников опять…» Всех помощников опять  

Надо быстро сосчитать:  

Этот брат дрова рубил,  

Этот братец щи варил,  

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.  

Этот веником махал,  

Чисто-чисто подметал,  

Ну а этот маленький  Спал у нашей маменьки.  

 

Хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

В соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

«Вот кулак…» 

Вот кулак  

А вот ладошка  

На ладошку села кошка  

И крадется потихоньку  

Видно мышка там живет.

 

Показываем кулачек, показываем ладошку, ставим пальцы на ладонь, 2-3 раза пальцы шагают по руке, Щекочем.

«Очки» 

На коне верхом  

Сидит Пахом,  

Книги читает,

А грамоты не знает.

 

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.

Колечки поднести к глазам.

«Флажок» 

Горит на солнышке флажок,  Как будто я Огонь зажег. 

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

«Нехворайка»          (1 неделя апреля) 

«С добрым утром!» С добрым утром, глазки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки.

Вы проснулись?

С добрым утром, солнце.

Мы проснулись!

 

Дети поглаживают глазки, смотрят в  бинокль.

Прикладывают ладони к ушкам.

 

Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши.

Поглаживают ножки, притопывают.

 

Руки протягивают к солнцу и улыбаются.

«Я – зелёная капуста…» 

Я – зелёная капуста,

Без меня в кастрюле пусто.  

Листья снимете с меня,

И останусь только я!

 

Руки перед собой образуют круг.  Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».

Разводим руки в стороны.

«Жёлтый-жёлтый наш лимон» 

Жёлтый-жёлтый наш лимон,

 

Кислым соком брызжет он. В чай его положим 

Вместе с жёлтой кожей. 

 

Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон. Пальцы резко разводим в стороны.  Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и 

«опускаем лимон в чай». Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».

«Город»              

(2 неделя апреля) 

«Транспорт» 

Будем пальчики сгибать,  Будем пальцы называть: Автомобиль и вертолёт,  Трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали.

 

По очереди загибаем пальцы.

«Посчитаем» 

Один-два-три-четыре-пять, Буду транспорт я считать:

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт, Корабль, поезд, вертолёт.

 

Сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно.

«Дом» 

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

 

Чтоб у дома дверь была,

 

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

 

Руки над головой "домиком".

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Пальцы растопырены.Руки тянем вверх. Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.

 

Солнце было,

Дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл. 

 

Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.

Скрестить кисти, пальцы растопырены.

"Стряхивающие" движения.

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

        «Пасха»                            (3 неделя апреля) 

«Ручкою ручку погладим» 

Ручкою ручку погладим,  

Пальчик пальчиком потрем,  Отдохнем совсем немножко  А потом опять начнем.

 

Выполнять действия в соответствии стекстом.

«Избушка на лужочке» 

Избушка на лужочке,  

 

Двери на замочке,  

 

Ключик быстро подберем  И избушку отопрем.  

 

Отряхнем ладошки,  

Отдохнем немножко.  

 

 «Домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.  

Соединяем пальцы в замок.  

Выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.  Размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.

 

«Солнышко, солнышко» 

Солнышко, солнышко, выйди из-за речки,  

Солнышко, солнышко, сядем на крылечке, Посчитаем лучики: раз, два, три… Не закроют тучи яркие лучи.

Солнышко, солнышко, выйди из-за речки,  

Солнышко, солнышко, сядем на крылечке, Мы давно тебя всё ждем, посвети своим лучом!

Солнышко вставай, лучики бросай.

 

Раскрыть ладони, сложить руки «полочкой», загибаем пальцы, скрестить руки перед собой. Раскрыть ладони, сложить руки «полочкой», хлопки в ладоши.  

Постепенно поднять и опустить руки вниз. 

«Пряничек» 

Мы вот так, мы вот так,                Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,                   Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,                        

 

«Мнут тесто» руками,

 

пальчики вместе, движение рук от себя и к себе.  

Широко в стороны развести руки,

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,                        

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек                          

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                            

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,                      

Очень, очень просим!

 

поглаживание ладошек по очереди.

 

Движение «пекут пирожки»,

 

 

 

Руки вытягивают вперед, ладонями вверх, манят к себе. 

«Я слепил пять караваев» 

Я слепил пять караваев

И несу домой.

Этот – папе, -  

Этот – маме, -        

Этот – деду, -        

Этот – бабе,-

Ну а этот – мой.

 

Растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью. Указательным пальцем правой руки загибать пальцы на левой руке, начиная с мизинца.

 

«Дикие и домашние животные»     (4 неделя апреля) 

«Хома-хомка-хомячок» Хома-хомка-хомячок, Полосатенький бочок. Хомка рано встаёт,

Щёчки моет, ушки трёт.  Подметает дом, оградку  И выходит на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять.

Хомка хочет сильным стать.

 

 

Надуваем щёки,

 

Потягиваемся, трём соответствующие части тела.

«Подметаем».

 

Делаем зарядку, показываем бицепсы.

«Кошка моет» 

Вот, убрав царапки,  кошка моет лапки.  Мордочку и ушки  На своей макушке.  

 

Побежали вдоль реки Котята наперегонки.

 

«Моем руки».

 

Круговые движения ладонью по лицу. Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет. Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.

«Зёрна курочка клюёт» 

Зёрна курочка клюёт,  И цыплятки тут как тут.  В воду уточка нырнёт,  А цыплятки не нырнут.  

 

 

Обе ладошки вместе отклоняем от себя.

Щепотки «клюют» по очереди.

Ладошки вместе «ныряют» вперёд.

Погрозили пальчиком.

«Разукрашенные животные» 

У жирафа пятна, пятнышки везде.  

На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках.  

 

 

У слонов есть складки, складочки везде.

На лбу, на носу, на ушах и т.д.

У котяток шёрстка, шёрсточка везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

 

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. На лбу, на носу, на ушах и т.д.

и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.

 

Хлопаем по всему телу ладонями. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.

Щипаем, как бы собирая складки.

 

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки).

 

 

 

«Котенок» (пальчиковая игра с 

Прищепками) 

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

 (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

 

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха.

 

«Никто не забыт, ничто не забыто»   (1 неделя мая) 

«Пальцы эти — все бойцы» 

Пальцы эти — все бойцы,  

 

Удалые молодцы.

 

Два — больших и крепких.

И солдат в боях бывалых. Два — гвардейца-храбреца,  Два — сметливых молодца.  

 

Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.  

Показывают указательные пальцы.

Показывают средние пальцы.

Два — героя безымянных, Но в работе очень рьяных. Два мизинца — коротышки —  Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять.  

Будем молодцев считать.  Пальцы встали дружно в ряд —  Десять крепеньких солдат.  

 

Показывают безымянные пальцы.

 

Показывают мизинцы.

 

Поочередно считают пальцы на левой руке, начиная с мизинца, затем на правой руке. Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их. Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.

«Карандаш» 

Мы зажали карандаш, Отогнулся пальчик наш. Он теперь у нас пилот – Отправляется в полёт.

 

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

«Расцвела земля родная»        (2,3,4 неделя мая) 

«Скоро лето» 

Солнцем ласковым согрето,  За весной приходит лето. Будем в озере нырять  И цветочки собирать.  

 

 

«Идём» указательным и средним пальцами одной руки. «Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд. «Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.

«Наши алые цветки» 

Наши алые цветки  Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит Лепестки колышет.

Наши алые цветки 

Закрывают лепестки  

Тихо засыпают, 

Головой качают. 

 

Ручки соединены в форме тюльпана.

(пальчики «распускаются»)

 

(покачиваем кистями).  

 

(пальчики «закрываются»),  

(покачиваем сжатыми пальцами).

«Цветочек» 

Как у деток маленьких

Есть цветочек аленький,

А его лепестки —  

Это пальцы у руки.

Раз, два, три, четыре, пять —  

Учимся сейчас считать.

 

Сложить пальцы одной руки щепотью.

 

Раскрыть ладонь, развести пальцы в стороны.

Перебирать пальцы другой рукой. 

«Пять маленьких рыбок» 

Пять маленьких рыбок 

Играли в реке, 

Лежало большое 

Бревно на песке, И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»  Вторая сказала: 

«Ведь здесь глубоко».  

А третья сказала: 

«Мне хочется спать!»  Четвёртая стала Чуть-чуть замерзать.  

А пятая крикнула: 

«Здесь крокодил!  

Плывите скорей, 

Чтобы не проглотил!»  

 

 

Сложенные ладони колышутся, как будто плывут.

 

 

 

Переворачиваем ладони с боку на бок.  

 

Качаем соединёнными ладонями.

 

Поворачиваем ладони на бок.

 

Дрожь в руках.

 

Ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.  Быстро убираем ладони.

«Комнатные растения» 

У нас в горшке расцвёл цветок.  

Чтоб стал красив он и высок,  

Раскрыл на утро лепестки,  

Должны работать корешки.  

 

 

Ладошки изображают бутон.

Поднимаем «бутон» вверх.

Раскрываем ладошки.

Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной стороной.

«Цветы» 

Ромашки белые цветки –  

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки  

Считать ромашки лепестки.

 

Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».

Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.

«Жук» 

Жук летит, жужжит, жужжит  

И усами шевелит. 

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими. 

 

«Гусеница» 

Маленькая гусеница по листу ползёт,  

 

Листик, как конфеточку, целый день грызёт.  

 

Наконец, накушалась, кокон вдруг свила.  

 

В коконе, как в домике, зиму проспала.  

 

 

Указательный палец правой руки – "гусеница ползёт по листочку"- ладони левой руки. «Скребём» пальцем правой руки "гусеница" по ладони левой руки.  Большими пальчиками – «моталочка» перед собой.  

Прячем указательный палец правой руки в кулаке левой руки.

А весной той куколке надоело спать.

Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.  

 

Ладони раскрываем, скрещиваем руки в области кистей, бабочка, «машем крылышками».  

«Божья коровка» 

По листку ползет букашка,

 

На ней красная рубашка.

 

Маленькая крошка,

 

На спине горошки.

Выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» божьей коровки.

Накрыть спинку божьей коровки правой ладонью.  

Правой рукой погладить божью коровку.

Указательным пальцем правой руки  «ставить» точки на «спинке» божьей коровки.

«Рыбка плавает в водице» Рыбка плавает в водице.            

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спину изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула, Быстро-быстро уплыла.

 

Сложенными ладонями изображать как плывет рыбка. Погрозить пальцем, медленно сжимать ладони.

«Рыбка» плывет.

Хватательное движение щепоткой.

Снова «плывет».                                  

«Рыбка» 

Как в аквариуме нашем Рыбки золотые пляшут. Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,        

То помашут плавниками, То закружатся кругами.

 

Плавные движения кистями.

 

 

 

Сжимаем кулаки, «моем» руки, Кружимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека общеразвивающих упражнений для детей группы раннего возраста (2 - 3 года)

Картотека общеразвивающих упражнений длязанятий физкультуры с детьми раннего возраста. Картотека созданна по метадическим разработкам Г. И. Винниковой (используемая литература: занятия с детьми 2...

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей группы раннего возраста

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые  игры".  Игры  эти  очень  эмоциональны, увлекательны.  Они  способствуют...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Картотека пальчиковых игр Для 1 и 2 группы раннего возраста Подготовила воспитатель Адинаева Нина Михайловна

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.В. А. Сухомлинский  Пальчиковые игры увлекательны, способствуют и развитию мелкой моторики, развитию речи, и творческой деятельности. Они как бы ...

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей группы раннего возраста

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности."П...

Пальчиковые игры и упражнения для детей группы раннего возраста

Цель: Развитие речи детей через развитие мелкой моторики рук....

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей группы раннего возраста

Пальчиковые игры очень нужны и полезны для детей дошкольного возраста.Их значение и важность отмечают все педагоги и психологи, работающие с детьми....