Формирование моторного праксиса у детей дошкольного возраста с ТНР в процессе дидактической игры «Дорожка»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Наш интеллект находится на кончиках пальцев, поэтому нужно уделять особое внимание развитию мелкой моторики. Разнообразные манипуляции руками влияют на умственное, речевое развитие, являются одним из показателей дальнейшего интеллектуального развития ребенка.

Иван Петрович Павлов, утверждал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Термин «праксис» (от греч. Praxis – действие) трактуется как возможность и способность выполнения человеком комплекса последовательных движений и совершения целенаправленных действий согласно выбранному плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи, предупреждая и исправляя различные нарушения.        

Из практики работы с детьми речевой группы, можно, проследить прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у воспитанников. 

Слайд 2

Наш интеллект находится на кончиках пальцев, поэтому нужно уделять особое внимание развитию мелкой моторики. Разнообразные манипуляции руками влияют на умственное, речевое развитие, являются одним из показателей дальнейшего интеллектуального развития ребенка.

Иван Петрович Павлов, утверждал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Термин «праксис» (от греч. Praxis – действие) трактуется как возможность и способность выполнения человеком комплекса последовательных движений и совершения целенаправленных действий согласно выбранному плану.

У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи развитие моторных навыков имеет существенное отклонение от нормы. Двигательная недостаточность у большей части детей выражается в трудностях выполнения двигательных упражнений по словесной инструкции, недостаточной координации движений, нарушении плавности, переключаемости, снижении скорости и ловкости их выполнения. Различные отклонения приводят к трудностям захвата, удержания мелких предметов, манипулирования ими, что задерживает формирование игровой деятельности и бытовых умений и навыков.

Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, а совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма.

Слайд 3

В своей работе мы используем разнообразные звуковые дорожки, когда от одного символа тянется дорожка к другому, ребёнок сначала пробегает её глазами, затем ведёт пальчиком, при этом тянет звук, развивая голос. Таким образом, используя упражнения и игры на развитие моторного праксиса и мелкой моторики решаем сразу несколько задач:

- во-первых, занятия положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка. Хочу такой сайт

-   во-вторых, упражнения и игры готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Слайд 4

Графо моторные дорожки - отличный способ научить ребенка проводить самые разные линии: прямые, косые, изогнутые, спиральные. Кроме того, такие задания влияют на развитие ребенка: улучшают мелкую моторику, развивают усидчивость, внимание. А еще это очень весело!

Графо моторные дорожки нужны для подготовки руки к письму и

 позволят ребенку:

  • Научиться регулировать силу нажатия на ручку или карандаш.
  • Развить правильный темп письма и плавность движений.
  • Тренировать координацию движений, зрительное восприятие, внимание и память.

Графо моторные дорожки содержат веселые картинки и увлекательные задания, которые заинтересуют любого ребенка. Мы сделали графо моторные дорожки многоразовыми. Для этого за ламинировали листы и пишем на таких листах смываемыми фломастерами. Данный тренажер отлично развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, способствует гармоничному и всестороннему развитию ребенка.

Слайд 5

Для развития мелкой моторики используем декоративные камешки. Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки вызывают положительные эмоции у детей. С этим материалом дети работают с большим удовольствием. С их помощью можно решить множество коррекционных задач. Таких как:

  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие восприятия, наглядно-образное мышления, логическое мышления, пространственного воображения.

Для совершенствования моторного праксиса проводим игры с использованием декоративных камешков:

  • «Выложи дорожку» Ребенок выкладывает дорожку с помощью камешков, называет слоги, чередуя работу рук.
  • «Продолжи ряд» Ребенку предлагают продолжить узор или ряд.
  • «Выложи по контуру» Ребенок выкладывает камешки по контуру картинок при изучении различных лексических тем, геометрических фигур и т.д.

Слайд 6

Нейромоторика — это комплекс упражнений с использованием мелкой моторики (пальцев рук) и направленный на развитие межполушарного взаимодействия и развитие познавательных функций. Такие игры задействуют мозг ребенка, развивают межполушарные связи, активизируют речь, повышают концентрацию внимания, память, мышление, работоспособность, развивают мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

Ребенок «рисует» одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки в разных направлениях или шагает пальчиками обеих рук по одинаковым дорожкам, произнося автоматизируемый звук.

Дидактическое пособие «Весёлые дорожки» для межполушарного развития у дошкольников, развитие ловкости и координации обеих рук. Детям предлагаются карты-схемы замечательных дорожек, по которым можно пройтись. Игрок берет игрушку и передвигает её по этим волшебным дорожкам.

Если все получается хорошо, то ребенку предлагается сделать то же самое другой рукой. А затем и двумя руками одновременно. На усложнение игры можно предложить поработать с закрытыми глазами отработанную карту-схему. 

Игра «Цветные дорожки»: симметричные и несимметричные пары»

Перед ребёнком таблица разноцветных кругов. Ребёнок «шагает» указательными пальцами правой и левой руки одновременно по заданному педагогом цвету.

Игра «Прокати мячи»

Ребёнок прокатывает мячи (СУ-ДЖОК) двумя руками одновременно по направлениям, указанным стрелками на цветных картах, соответствующих цвету мяча.

Игра «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости стола, сжатая в кулак ладонь(круг), ладонь ребром на столе(овал), распрямленная ладонь на плоскости стола (прямоугольник). Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.

Слайд 7

С целью дальнейшего развития моторных навыков и коррекции недостатков в речевой деятельности детей используем дидактическую игру.

 «Путешествие колобка».

   Цель.  Формировать умение работать в команде.

   Задачи. 

  • Развивать моторную ловкость и зрительно-моторную координацию.
  • Развивать ориентацию на горизонтальной плоскости.
  • Формировать умение работать по команде взрослого.

  Дидактический материал. 

Тренажёры «Дорожки» размером 8x25 см, сделанные из картона и желтые мячики диаметром от 5 мм до 2см - по количеству детей, колокольчик.

Правила игры.

Количество игроков – от 3 человек. Дети садятся за круглый стол, ведущий – взрослый. Необходимо по команде взрослого прокатить мячик (колобка) так, чтобы он не скатился с заданной дорожки.

Ход игры.

Дети садятся за круглый стол, каждый кладёт перед собой тренажёр и мячик. Таким образом, дорожки выкладываются по кругу. Предлагается найти среднюю дорожку и после сигнала колокольчика, дети прокатывают мячик по средней дорожке, слева на право: правой рукой катят мяч соседу справа, а левой рукой принимают мяч от соседа слева. Все игроки должны работать синхронно. После сигнала колокольчика игра останавливается.

Вариативность.

-увеличение темпа;

-при выполнении каждого шага смотреть одним глазом. Закрывая попеременно то левый, то правый глаз;

-варьировать способы прокатывания мяча: кулачком, ребром, ладонью, отдельно каждым пальчиком, тремя пальчиками;

- прокатывать мячики по верхней(нижней) дорожке, по узкой, широкой дорожке;

-использовать мячи разных фактур, массы, материала, величины.

 

Слайд 8

В результате использования данных игр у детей развивается мелкая моторики пальцев рук, эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков, быстрее развивается речь. Чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, тем быстрее и лучше развивается речь и мышление. При обучении элементам письма дети делают лучше нажим, ведут более уверенные линии, рисуют. Кисть рук приобретают хорошую подвижность и гибкость. 

  Применение игровых средств в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием.

Важно проводить занятия по развитию моторного праксиса регулярно, тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Занятия обязательно доставят детям радость, помогут обрести уверенность в себе, научат аккуратности, будут способствовать развитию координации, глазомера, точности движений, улучшению памяти, внимания, связной речи, стимуляции фантазии, умению логически мыслить, рассуждать, разовьют необходимые навыки для овладения письмом, что обеспечит полноценное развитие ребенка, необходимое при подготовке к школе.

Таким образом, развитие моторного праксиса у детей с ТНР играет важную роль, так как именно он оказывает большое влияние на уровень сформированности высших познавательных процессов, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Развитие манипуляции с предметами создают положительный эмоциональный фон, формируют навыки выполнения учебных действий и бытовых заданий, способствуют обогащению речевой деятельности.

 Через совершенствование моторного праксиса ребёнок расширяет свой круг знаний об окружающем мире, развивает память и зрительное восприятие. А самое главное, данный процесс повышает познавательную активность детей, вызывает большой интерес и радость от выполняемой ими работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Особенности общей моторики у детей с детским церебральным параличом.Специфика мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом....

Формирование моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных методов.

Представлено обобщение опыта работы по теме самообразования   "Формирование моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных методов" Пробл...

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В данной статье представлена классификация дидактических игр и упражнений по развитию конструктивных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"

Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре.

В процессе формирования познавательной деятельности детей с задержкой психического развития следует учитывать, что для развития познавательного интереса особенно важным возрастным этапом является дошк...

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»

Хочу поделиться опытом работы по развитию у детей с ОВЗ музыкальных способностей  через музыкально- дидактические игры....

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»

Основным назначением музыкально-дидактических игр является формирование у детей с ОВЗ музыкальных способностей. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них иниц...