«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»
методическая разработка

Майорова Татьяна Вячеславовна
Основным назначением музыкально-дидактических игр является формирование у детей с ОВЗ музыкальных способностей.Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различию основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayorova_doklad.docx27.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»

Музыкальный руководитель:

Майорова Т.В.

2023г.

В чём же ценность дидактических игр и пособий в работе с детьми? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.

Проработав несколько лет с детьми с ограниченными возможностями здоровья, хочу поделиться опытом работы по развитию у них музыкальных способностей  через музыкально- дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры использую во всех видах музыкальной деятельности дошкольников:

 - в процессе слушания музыки,

- в процессе пения,

 - в процессе музыкально-ритмических движений,

- в процессе игры на детских музыкальных инструментах,

- самостоятельной  деятельности

Современное дошкольное образование предполагает равные возможности для всех детей, в том числе, для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Я работаю со следующей категорией детей:

• дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

• дети с нарушениями речи;  

• дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).

Использование музыкально-дидактических игр  с детьми  с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)

Музыкально - дидактические игры являются важным средством сенсорного развития, в частности развития у детей слуховых ощущений.

Работа с дошкольниками с нарушениями слуха  имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений. Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляю определённые требования. Так, например, иллюстрационный материал, не имеет множества лишних деталей, соответствует изучаемой теме. Схемы предельно четкие и доступные пониманию детей.

Дидактические игры на определение характера музыки:

 «Три цветка», «Зайцы».

Дидактические игры на определение ритма:

«Кто как идет», «Осенний паровозик» «Весёлые ладошки».

Дидактические игры на определение тембра музыки:

 «Угадай, что играет?», «Слушаем внимательно», «Три   медведя»

Дидактические игры на развитие  разновысотного слуха:

«Птица и птенчики», «Угадай- ка», «Помоги Маше»

Дидактические игры на развитие  динамического слуха:

 «Тише, громче заиграй»

Дидактические игры на развитие  ритмических движений:

«Песня-танец-марш», «Круги Луллия»

Дидактические игры на развитие  пения:

«Кузнечик», «Кукушка», «Качели», «Эхо»

Использование музыкально-дидактических игр  с детьми  с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).

 Особые требования к наглядным пособиям предъявляю в работе с детьми с ослабленным зрением,– они более крупные по сравнению с общепринятыми размерами. Использование наряду с плоскостными фигурами объемных предметов дает возможность детям получать дополнительные представления о форме, цвете, величине.  

В процессе обучения детей музыкально-дидактическим играм часто использую музыкальные инструменты. Некоторые игры предусматривают игру детей на металлофоне, то есть ведется работа над звукоизвлечением. Например, музыкально-дидактическая игра «Лесенка» Е. Тиличеевой, которая помогает решить сразу несколько задач (в том числе и коррекционных). Эта игра развивает звуковысотный слух, а также помогает развивать прослеживающую функцию глаз («Вот иду я вверх, вот иду я вниз») и учит ориентировке в малом пространстве (вверх-вниз)

«Сколько нас поет?», «Сколько слышишь звуков?»

Развивать зрительную ориентировку помогают игры «Какого инструмента не стало?», «Какие инструменты поменялись местами?», «Цветные диски)  и т.д. Различать признаки предметов по фактуре, определять, из чего они сделаны, дети учатся в игре «Волшебный мешочек», где воспитатель напевает знакомую песенку, а дети на ощупь находят персонажей этой песни (мишку, зайку, кошку, петушка).

Дидактические игры на развитие чувства ритма.

«Огородные ритмы», «Осенние ритмы», «Парад Снеговиков»

Можно сказать, что в результате использования в воспитательно-образовательном процессе музыкально-дидактических игр у детей с нарушением зрения повышается уровень умственного и эмоционального развития, формируются полисенсорные взаимосвязи, развивается зрительное восприятие.

Использование музыкально-дидактических игр  с детьми  с нарушениями речи

Пение  коррегирует темп речи, нормализует дыхание, формирует тембр и силу голоса. (В этом разделе используются: музыкально-дидактические игры («Эхо», «Горошина», «Музыкальная цепочка», «Дирижер» и др.), элементы моделирования, наглядные пособия, жестовые и мимические упражнения).

Дидактические игры на развитие музыкального слуха, памяти.

«В гости песенка пришла»,  «Сложи песенку»,  «Сыграй, как я»

Особенности логоритмики:

  • формирование умений ребенка выполнять движения с музыкой должно носить характер игры;
  • в работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям.

Применение приемов логоритмики способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, исполнения качества движений: выразительности, координации, ритмичности, плавности, развитию ощущений, восприятий, представлений, стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи, (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Таким образом, музыкально- дидактические игры и пособия способствуют развитию у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Основное их назначение - в доступной игровой форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, обогатить детей новыми впечатлениями, развить у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

   Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной ф...

"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...

Педагогический проект "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

Одним из важнейших средств развития музыкальности у ребенка являются музыкально-дидактические игры. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основ...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»

Хочу поделиться опытом работы по развитию у детей с ОВЗ музыкальных способностей  через музыкально- дидактические игры....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционные техники изобразительной деятельности

Нетрадиционная техника рисования-это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов необычным способом. Занятие в данном виде рисования  способствует в большей мере развитию – фа...