Опыт работы по сказкотерапии
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сказкотерапия-метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознвня, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_skazkoterapii.docx45.52 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

1.1. Аннотация.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. В работе используется не только традиционные методы и приемы. В опыте отражена система элементов ТРИЗ, которая решает проблемные ситуации и вопросы, используются игровые задания, игры - экспериментирования с предметами и материалами, элементы театрализации, творческие задания.

Возрастные особенности.

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.

Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм — стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают совсем.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра. 

1.2. Цель, задачи.

Цель моей работы - развитие личности дошкольника посредством сказкотерапии.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

-разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием сказкотерапии;

- применять в работе с детьми приёмы, используемые в сказкотерапии;

изготовить атрибуты для использования в сказкотерапии;

- развивать коммуникативные навыки;

-развивать воображение, мышление (дети сами могут придумать замечательные сказки);

- воспитывать чувство доброты;

- укрепление психического здоровья ребёнка

1.3. Актуальность и перспективность опыта, его значение для

совершенствования воспитательно - образовательного процесса.

Проблема эмоционально - личностной сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается основа человеческой личности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На стресс, трудности он чаще отвечает эмоциональными реакциями - гневом, агрессией, обидой, страхом.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапии – процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.

Сказкотерапию можно назвать поистине «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника.

Ведущая идея опыта заключается в создании условий для развития эмоционально-личностной сферы, развития адаптационных навыков, взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции дошкольника через использование метода сказкотерапии.

1.4. Условия возникновения и становления опыта. Адресная направленность.

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию в развитии личности детей. Развитие личности дошкольника может рассматриваться в свете формирования у него внутренней позиции, результатом действия которой является его произвольное поведение - стратегическая цель всего психического развития в этом возрасте. В развитии личности ребенка ведущим фактором становления произвольного поведения является учебная деятельность, отчасти труд в семье. Для того чтобы более качественно подойти к данному вопросу, были изучены работы педагогов : В. Бехтерева, А. Гнездилов, Т. Сергеева, Т. В. Селищева, Л. В. Чернецкая, Н. К. Кру пская (Ульянова). В результате заинтересовала проблема, как использовать сказку для психологического развития дошкольников.

Изучив педагогические технологии, отметила, что сказкотерапия может использоваться как средство целенаправленного педагогического влияния на личность с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. Так как сказкотерапии является одной из современных технологий коррекционной работы.

1.5. Новизна данного опыта

Новизна опыта состоит в оптимальном комбинировании различных методов и приемов и в использовании метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития и коррекции эмоционально – личностной сферы, поэтому взяла тему «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста».

2. Основная аналитическая часть.

Передо мной встала проблема: как сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности.

Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе сказкотерапию, как средство для развития речи детей дошкольного возраста.

Для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком, то, как она ему преподноситься. Сказки преподносятся дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов по мотивам сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

1. Формирование у детей адекватных реакции в отношении себя, своих возможностей.

2. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

3. Развивать нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость.

4. Воспитывать доброжелательные отношения к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам люде, желание помочь, порадовать окружающих.

Поставленные мной задачи отвечают требованиям ФГОС ДО.

Когда мы читаем добрые сказки, мы становимся добрее.
В наше время из СМИ мы получаем столько ненужной негативной информации. Газеты и журналы пестрят заголовками рекламы, которую навязчиво нам предлагают. По телевидению показывают различные техногенные, социальные, природные катастрофы, а именно: убийства, теракты, войны, бунты, аварии. Магазины и интернет переполнены жестокими комьютерными играми, некачественными и даже, я бы сказала, непонятными для моего сознания, игрушками: трансформерами, монстрами, стрелялками, куклами из зарубежных мультфильмов. И всё чаще дети приносят их в детский сад, «заражая» других. Родители вместе с детьми смотрят фильмы-боевики со сценами насилия, где главные герои бандиты, воры, убийцы, не осознавая того, как всё это отрицательно сказывается на детской, ещё толком не сложившейся, психике. 
Если мы хотим, чтобы  дети выросли добрыми, заботливыми, уверенными в завтрашнем дне, необходимо, в первую очередь, воспитать у себя и окружающих нас людей жизнерадостное отношение к миру, духовно-нравственные качества. В мире столько хорошего, полезного и прекрасного. Найти время, понаблюдайте за звёздным небом, как тает снег, как набухают почки, как распускаются первые цветочки, послушайте как весело щебечут птицы, как движутся облака на небе, на что они похожи, как всходит и уходит за горизонт солнце и так далее. Вспомнить сказку Геннадия Цыферова «Паровозик из Ромашково»: « Иногда не стоит торопиться. Если видишь красивое, если видишь хорошее- остановись!»
Открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка. Когда мы говорим о сказкотерапии, мы подразумеваем лечение, которое направлено на повышение детской самооценки, путём снижения уровня тревожности и агрессивности. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и правильные пути их решения, то есть учим детей преодолевать трудности и страхи. Таким образом, сказочные события переносим в реальную жизнь.
 Известно ли вам, что правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна устранить практически любые проблемы ребёнка?

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудиосопровождением, оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций.

Мною был подобран список произведений, которые в дальнейшем я использовала в образовательной деятельности. На основе этого списка составила перспективный план работы по формированию навыков социализации личности в процессе организации детской деятельности.

Виды сказок

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:

  • по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.)
  • для снижения гиперактивности
  • для преодоления агрессивности
  • направленные на работу с расстройствами поведения
  • по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)
  • в случае потери любимых родственников или животных.

В качестве детских терапевтических сказок используются:

  • притча
  • сказка
  • басня
  • легенда или миф
  • былина
  • анекдот

Сказки бывают следующих видов:

  • Художественные.
  • Народные.
  • Авторские.
  • Дидактические.
  • Психокоррекционные.
  • Психотерапевтические.

Сюжеты сказок разнообразны:

  • Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказки (отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.
  • Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям.
  • Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.
  • Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила — основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.
  • Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.
  • «Осознав проблему ребёнка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных писателей или же придумать историю самостоятельно».

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

«Морозко»

  • «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Снегурочка»
  • «Аленький цветочек»
  • «Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

  • «Спящая красавица»
  • «Госпожа Метелица»
  • «Церевна-Лягушка»
  • «Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

  • «Мальчик-с-пальчик»
  • «Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

  • «Красная Шапочка»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Баба Яга»

и много других сказок.

Правильно подобранная сказка поможет преодолеть любой страх.

Очень часто сказки используют для преодоления детских страхов.

Выявить, какие страхи мучают ребёнка, помогают специальные методики (например, «Два дома», где ребёнку предлагается нарисовать чёрный и красный домики, в которые нужно «расселить» свои страхи — самые сильные и не очень). 

Обычно детские страхи делятся на:

  • медицинские (страх боли, уколов, докторов, заболеваний)
  • физические (боязнь получить ущерб от средств транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихий)
  • страх своей смерти
  • страх, связанный с боязнью животных
  • боязнь сказочных персонажей
  • страх темноты и ночных кошмаров
  • социальные страхи (людей, детей, одиночества и пр.)
  • боязнь пространства (глубины, высоты, замкнутых пространств).

Как только со страхами будет всё понятно, можно применить программу преодоления страхов дошкольников:

  • Проиграть этюд, основанный на сказке «У страха глаза велики».
  • Поиграть в игру-инсценировку «Зайцы и волк».
  • Организовать поиск путей борьбы с чувством страха с помощью упражнений-релаксаций «Беседа с лесом» и «Полёт бабочки», этюдов «Вкусная была капуста!» и «Разное настроение».
  • Способствовать формированию навыков выражения разных эмоций с помощью сказок «Почему грустил трусишка?», «Смелый трусишка».
  • Развивать смелость, преодолевая страхи с помощью сказки «Страх мой — враг мой» и игр «Пятнашки» и «Прятки с голосом».
  • Формировать нужные навыки поведения с помощью сказки «Спать пора».
  • Дошкольники играют в игру «Зайцы и волк»
  • Эффективны групповые занятия для детей одного возраста.

Такую программу лучше всего проводить с группой детей одного возраста в. При индивидуальной работе с ребёнком программу можно варьировать, учитывая характер проблемы, наполняя сказки новым смыслом.

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил:

  • Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.
  • Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.

Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:

  • главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно — возрасту и характеру
  • далее — описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой
  • далее — описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)
  • далее — поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)
  • в конце — осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов), нужно учитывать возраст ребёнка:

  • в 3-4 года — главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка
  • с 5 лет — вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.
  • с 5-6 лет — делайте сказки наполненными волшебством.

«Один из важных компонентов психологического воздействия сказок — метафора, которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе общего признака. Точность и образность метафоры — залог эффективности терапевтических приёмов».
У каждого ребёнка может быть своя сказка, направленная на ту или иную проблему, например, если ребёнок боится прививок можно сказать, что это не просто лекарство-защита, а волшебный эликсир, дающая жизненную силу и энергию и связать это всё со сказкой, придумать сказочный сюжет с героями. Другой пример, ребенок  ужасно боится  пауков, я предложила ей самой сочинить сказку. По - началу может быть  очень сложно. Тогда попросите нарисовать несколько насекомых. К Вашему  удивлению, все как на подбор будут  смешными, в нарядных одеждах: на голове  шляпки, на лапках туфельки,  возможно кто-то будет  грустным ,попросите оъяснить почему . Через некоторое время навязчивый страх к паукообразным исчезнет.
Многие педагог-психологи рекомендуют приёмы релаксации.  Очень часто использую их в своей работе. После прочитанного основного текста, после его обсуждения детям предлагаю удобно лечь на ковёр и закрыть глаза. Данная техника помогает детям расслабиться, учит сбрасывать с себя лишнюю негативную информацию, о которой я говорила, ранее. Но читать их нужно тихо, спокойно, медленно, с небольшими паузами.
Очень хорошие приёмы релаксации для детей дошкольного возраста у педагога Татьяны Анатольевны Куликовской. Некоторые из них  использую в своей работе. Представлю их  здесь для того, чтобы вы  имели представление как работать с готовым текстом. В её работе представлены небольшие по объёму тексты, основной сюжет которых составили предметы и явления окружающего нас мира. (обратите внимание, что все неодушевлённые предметы написаны с большой буквы, это значит, что автор, вложил в них, определённые человеческие качества.) Вот варианты из них:
Как на берёзках появились чёрные полоски
На стволе берёзки-
Чёрные полоски.
Может чёрным угольком
Кто-то чертит их тайком?
Летом в барсучьей норе появился Барсучонок. Он быстрее рос и становился самостоятельным. И вот однажды Барсучонок решил один отправиться к речке. На пути к речке стояли большие белые берёзки. Только в те времена на них не было ещё чёрных полосок.
Чтобы малыш не заблудился, Барсучиха нарисовала ему на некоторых берёзках чёрные полоски. Пошёл малыш от одной разрисованной берёзке к другой. Так до речки и добрался.
Хорошо Барсучонку, и Барсучихе не страшно его отпускать: не заблудится.
Увидела Лисичка берёзки с чёрными полосками. Удивилась. Понравились они ей! Взяла она уголёк и разрисовала остальные берёзки. И теперь у всех берёзок появились чёрные полоски. Но они от этого ещё краше стали.
А барсучонок совсем вырос. И дорожку к речке хорошо знает.
Примерные вопросы для обсуждения:
Зачем Барсучиха нарисовала на берёзках чёрные полоски?
Почему Лисе нравились берёзки с чёрными полосками?
Как он чёрные полоски помогли Барсучонку?
Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе стройную зелёную берёзку. Подойди к ней. Постой около берёзки. Почувствуй, как её мягкие, гибкие веточки наклоняются к тебе. Они, словно лёгкое, нежное одеяло, укрывают и согревают и тебя. Они отдают тебе своё тепло и добро. Ты становишься сильнее, тебе хочется сделать много разных добрых дел. Поблагодари берёзку за её подарок. Ты спокоен и счастлив.

(Т.А Куликовская)
После сна, во второй половине дня, мы с детьми старшей группы снова возвращались к этой сказке, только уже воспроизводили её на бумаге. Готовые рисунки дети уносили домой, пересказывали родителям содержание сказки.
Горка
Дети горкой снег сложили,
А потом водой залили.
И на радость детворе
Вышла горка во дворе.
Рано утром Петя вышел во двор. Кругом лежал белый снег. Хорошо было бы из него слепить что-нибудь! Но Снежную Бабу лепили вчера. Вот она стоит, слегка наклонив голову в старом ведре. Снежную крепость тоже уже сделали. Она служит надёжной защитой от снежков. А вот Горки нет.
Стал Петя снег в большую кучу сгребать. Много снега собрал. Высокая горка получилась. Только пора Пете было домой возвращаться. Оставил он Горку и ушёл.
Тут Маша из школы вернулась. Решила погулять немного. Увидела Горку: «Хорошая Горка, большая, только ступенек не хватает». Взяла Маша лопатку и сделала ровные ступенечки. А потом пошла домой. Уроки надо ещё выучить.
Дима пришёл из детского сада и залюбовался Горкой: « Замечательная Горка, только водой её надо залить!». Взял он леечку с водой и полил Горку.
Быстро застыла Горка. Огляделась вокруг. Вот Качели стоят рядом с Песочницей. Вот Фонарь ждёт вечера, чтобы вспыхнуть своим тёплым светом. Вот Снежная Баба озорно поглядывает глазами-угольками. Понравился ей двор. Хорошее место.
Скоро и Петя с Машей появились. Взяли дети картонки да ледянки, стали с горки кататься. То по одному, то «паровозиком». И ребятам хорошо, и Горке весело!
Через некоторое время пришёл Никита. Он нёс тяжёлый снегокат. Горка испугалась « Сейчас я развалюсь. Недолго я простояла во дворе!»
Дети попросили Никиту не кататься на снегокате. Но он никого не хотел слушать. Забрался Никита на Горку и снегокат затащил. Рассердилась Горка: « Ишь, ты какой, сам ничего не сделал, а сломать норовишь!» Тряхнула она макушкой и сбросила Никиту вниз. Упал мальчик в сугроб, обиделся: «Плохая у вас Горка, пойду я в парк кататься».
А ребята остались. Для них эта Горка была самая лучшая на свете. Потому что сами её сделали!
Примерные вопросы для обсуждения:
Почему Петя решил слепить Горку?
Зачем Маша сделала ступеньки?
Для чего Дима полил Горку водой?
Почему Горке понравился двор?
Отчего Горке было весело?
Зачем Горка сбросила Никиту?
Почему Горка для детей была самой лучшей?

Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе тёплый зимний день. Снег легка растаял и хорошо лепится. У тебя на руках тёплые перчатки. А снег мягкий и податливый. Из него можно слепить всё что захочешь. Вот Горка, вот снеговик, вот снежная крепость. А тебе хочется лепить домик. Ты лепишь стены, крышу, дверь, ступеньки. Входишь в домик и включаешь волшебный фонарик. Фонарик светит мягким ровным светом. В домике становится тепло и уютно. Появляются пушистый коврик, столик, диванчик. Ты садишься на диванчик. Тебе хочется отдохнуть. Ты отдыхаешь.

(Т.А.Куликовская)
Секрет терапевтических сказок в том, что малыш воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Малыш сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение. В процессе работы с ребёнком воспитатель акцентирует внимание на приобретение ребенком нужных ему знаний для решения его проблемы, а главное — формирует полезные навыки.

При сказкотерапии очень важной является коммуникация взрослого и ребёнка, а также яркая эмоциональная окраска занятий.

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила:

  • Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица.
  • Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев.
  • Нельзя допускать затянувшиеся паузы.
  • Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.
  • Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому.

Работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.

По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий с использованием русских народных сказок. В своей работе с детьми я использую методы предложенные психологами и педагогами В. А. Запорожцем, Ф. А. Сохиным, Л. И. Журовой, Т. Д. Зенкевич-Евстигнеевой, Л. Б. Фесюковой.

В моей работе мне помогает классификация сказок :

1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)

2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре имечтают – воображают).

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т. е.

знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)

6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть).

Чтобы более широко раскрыть индивидуальные способности и углубить знания детей, использую ИКТ. Они, благодаря своей наглядности, красочности позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, систематизации знаний.

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность ребёнка. На занятиях по сказкотерапии учу составлять словесные образы, в процессы чего у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становиться интереснее, богаче.

Погружаясь в сказку вместе с детьми я использую и такие методы и приёмы, которые позволяют не только послушать сказку, но и посмотреть, потрогать, услышать. Можно нарисовать сказку, можно услышать. Использую музыку с учётом места действия (лес, пруд, замок и т. д.) и характера действия.

3. Выводы и рекомендации.

Реализуя, аналитическое направление в занятиях с элементами сказкотерапии были решены следующие задачи:

Дети стали более активными и внимательными. У детей стало богатое воображение и фантазия. Научились доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Группа детей стала сплоченной, овладели умением ставить себя на место другого, смотреть на мир с разных сторон.

Разные формы рассказывания сказок помогли научить детей слушать друг друга, не перебивать, следить за ходом мыслей товарищей и пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Обогатился словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение. Рассказывая сказки перед другими детьми, появилась раскрепощеность, уверенность в себе, отсутствие страха. Накопился опыт общения со взрослыми и сверстниками. Овладели анализом положительных и отрицательных поступков.

Дети овладели навыками определять эмоциональное содержание сказки, настроения.

Использование направления в занятиях с элементами сказкотерапии показали нам, что дети научились решать сказочные задачи, находить выход из сложившейся ситуации, используя свой жизненный опыт. Научились переживать, радоваться, сочувствовать, грустить. Овладели умением выражать свои мысли вслух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать положительные и отрицательные поступки героев. Научились перевоплощаться в различные, эмоциональные образы и соотносить их с музыкой, научились регулировать свои психические процессы, снимать эмоциональное и телесное напряжение, стали более свободными и уверенными в себе.

Использование сказкотерапии позволило воспитать культуру речевого общения дошкольников. По тому, как ребенок строит свои высказывания, насколько интересно, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

4. Список использованной литературы

1. Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или Как стать победителем. -Ростов н/Д. :Феникс,2006.

2. Грабенко Т. Д. Сказки для маленьких и больших. Статья. Педиатрия для родителей. СПб. : №1, 2008. 100/5

3. Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки! " / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.

4. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. : Пособие для практических работников детских садов?/Автор – составитель И. А. Пазухина – Спб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.

5. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических методик, Москва Издательство «Принт», 2000.

6. Ивлева И. А., Млодик И. Ю., Сафуанова О. В. Консультирование родителей в детском саду.

7. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] /А. М. Прихожан. – СПб. : Питер, 2009. – 192 с. – ISBN 978-5-469-01499-7

8. Практические материалы для психологов детских дошкольных учреждений. ИД «Генезис», 2009.

9. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб. : Речь, 2001.

10. Р. М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем. -СПб. : Речь, 2010.

11. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии под радакцией Т. Д. Зинкевич -Евстигнеевой. -Спб. : Речь, 2007.

12. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М. : Генезис, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом воспитания маленького человека....

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"...

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района»       ОПЫТ РАБОТЫТема: ...

Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"

Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Опыт работы. Тема "Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии"

Опыт работы.Тема: «Формированиекоммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии»Актуальность:Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореал...

Опыт работы "Метод сказкотерапии как средство развития речи старших дошкольников".

Содержит материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...