Формирование навыков самообслуживания у детей с РАС в раннем возрасте.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

В раннем возрасте у ребенка формируются первые навыки самообслуживания. Уже к трехлетнему возрасту дети могут самостоятельно и аккуратно кушать, одеваться и раздеваться, убирать за собой игрушки, пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него и т.д. То есть особенностью развития ребёнка раннего возраста является стремление делать то, что делают окружающие его взрослые.

У детей с РАС процесс социализации идет по нестандартному пути. Поэтому навыки самообслуживания формируются достаточно трудно и при постоянном контроле со стороны взрослых.

Наиболее эффективным методом формирования навыков самообслуживания в данном случае являются так называемые поведенческие цепочки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_samoobsluzhivaniya.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самообслуживания у детей с РАС в раннем возрасте.

В раннем возрасте у ребенка формируются первые навыки самообслуживания. Уже к трехлетнему возрасту дети могут самостоятельно и аккуратно кушать, одеваться и раздеваться, убирать за собой игрушки, пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него и т.д. То есть особенностью развития ребёнка раннего возраста является стремление делать то, что делают окружающие его взрослые.

У детей с РАС процесс социализации идет по нестандартному пути. Поэтому навыки самообслуживания формируются достаточно трудно и при постоянном контроле со стороны взрослых.

Наиболее эффективным методом формирования навыков самообслуживания в данном случае являются так называемые поведенческие цепочки.

Поведенческая цепочка — это специфическая последовательность отдельных реакций. Каждая из таких реакций ассоциируется с определенным стимулом и формирует определенное звено цепочки. Когда отдельные звенья соединены вместе, они формируют цепочку поведения, которая приводит к конечному результату.

Пример поведенческой цепочки при формировании навыка умывания может выглядеть так: ребенок видит кран, значит надо его повернуть, из крана течет вода – надо намочить руки, мокрые руки это сигнал для того чтобы взять мыло и намылить руки, в свою очередь мыльные руки дают знак для следующего звена – смыть мыло струей из под крана, что будет последним шагом в нашей цепочке. Для каждого ребенка такая цепочка прописывается индивидуально, так же как и количество звеньев в ней.

Для того чтобы начать этот процесс у ребёнка с РАС необходимо учитывать следующие факторы:

- требуется точный анализ всех звеньев цепочки и всех этапов ее обучения;

- вырабатывается алгоритм задачи – это дробление сложного на более легкие и доступные элементы, результатом которого является создание пошагового плана обучения навыку самообслуживания. Успешность выбора алгоритма зависит от наблюдений за сверстниками ребенка, выполняющими последовательные действия в выбранной нами цепочке и индивидуальных особенностей психомоторного развития ребенка с РАС;

- В зависимости от исходных данных, следует выбрать вариант обучения.

Существует 3 варианта обучения навыкам самообслуживания с помощью поведенческих цепочек:

1. Формирование поведенческой цепочки в обратной последовательности.

В данном методе все звенья вплоть до последнего выполняются с физической или жестовой подсказкой. При выполнении последней реакции начинается процесс уменьшения подсказки – до ее полного исчезновения. Данный метод часто используется при обучении мытью рук, принятия душа, чистки зубов, и т.д.

2. Формирование поведенческой цепочки в прямой последовательности.

В данном методе процесс уменьшения подсказки, начинается с первого звена в цепочке. Все последующие звенья выполняются с подсказками. По мере того, как первая реакция начинает выполняться самостоятельно, процесс уменьшения подсказки переходит на следующее звено и так далее.

3. Метод формирования поведенческой цепочки целиком. Педагог использует подсказки в тех звеньях, где ученик затрудняется выполнить реакцию самостоятельно. В основном подходит для обучения тем навыкам, в которых сформирована большая часть реакций.

Так же можно использовать визуальные алгоритмы действий при формировании навыков самообслуживания. Такие подсказки могут быть размещены в раздевалке с поэтапно изображенным алгоритмом одевания, в туалетной комнате с алгоритмом умывания и т.д.

Таким образом, используя поведенческие цепочки и учитывая индивидуальные особенности психомоторного развития ребенка с РАС можно достаточно быстро сформировать навыки самообслуживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)

Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"     ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...