Мастер-класс педагога-психолога ДОУ
консультация по коррекционной педагогике

Бакиевич Татьяна Петровна

"Нейроигры - как инструмент в работе современного педагога-психолога"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нейроигры – как инструмент в работе современного педагога-психолога»

Добрый день уважаемые педагоги. Рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Нейроигры  в работе современного педагога»

Свое выступление я хочу начать с высказывания знаменитого ученого, физиолога Ивана Петровича Павлова «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». А ведь так и есть! И если вдуматься – насколько важна связь руки и головы! Приведу еще один пример великого философа Иммануила Канта

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»

Актуальность.

Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

Развивающие упражнения для детей: кому будут полезны?
- дошкольникам при подготовке к школьному обучению;
-  детям раннего возраста для общего развития мелкой моторики и когнитивных способностей;
- детям с нарушениями развития (ЗПР, ЗПРР, УО, ДЦП) для коррекции и компенсации имеющихся дефектов развития;
-
детям с речевыми нарушениями для развития речевых навыков;
детям с нарушениями моторного планирования и сенсорной интеграции;
-
школьникам и подросткам для повышения общей работоспособности мозга: внимания, памяти, мыслительных процессов;
взрослым людям после инсультов, травм головы и заболеваний ЦНС, а также в виде профилактики возрастных изменений пластичности мозга (ухудшение памяти, внимания, мыслительных процессов);
-
для всех, кто хочет сделать работу своего мозга эффективнее.

Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны.

 В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход. Нейропсихология – это наука о взаимосвязи психических процессов (память внимание, речь, мышление и т.д.) с работой головного мозга и его отделов.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Что же такое межполушарное взаимодействие? Для начала вспомним за что отвечают оба полушария.

Правое полушарие:

Мечты, фантазии, воображение, ориентирование в 3д пространстве, чувство ритма, интуиция, эмоции – творческое полушарие.

Левое полушарие: логика, помогает говорить и писать, рациональность, анализ, решение задач, решает примеры с числами – логическое полушарие.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. 

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. 

Развивающие упражнения для детей: кому будут полезны?
- дошкольникам при подготовке к школьному обучению;
-  детям раннего возраста для общего развития мелкой моторики и когнитивных способностей;
- детям с нарушениями развития (ЗПР, ЗПРР, УО, ДЦП) для коррекции и компенсации имеющихся дефектов развития;
-
детям с речевыми нарушениями для развития речевых навыков;
детям с нарушениями моторного планирования и сенсорной интеграции;
-
школьникам и подросткам для повышения общей работоспособности мозга: внимания, памяти, мыслительных процессов;
взрослым людям после инсультов, травм головы и заболеваний ЦНС, а также в виде профилактики возрастных изменений пластичности мозга (ухудшение памяти, внимания, мыслительных процессов);
-
для всех, кто хочет сделать работу своего мозга эффективнее.

Какие проблемы решаем с помощью нейроигр:
1. Зависание, медлительность.
Ребёнок долго выполняет задание, витает в облаках, не может сконцентрироваться, пропускает все мимо ушей.
2. Расторможенность, гиперактивность.
Ребёнку сложно усидеть на месте и контролировать своё тело, постоянно что-то теребит в руках, не реагирует на происходящее вокруг (не слышит), низкая критичность своих действий.
3. Нарушения памяти, внимания, мышления.
Низкий уровень запоминания и воспроизведения информации, низкая концентрация, объём и переключаемость внимания. Низкая успеваемость.
4. Несогласованность движений.
Плохая координация как мелкой, так и крупной моторики. Нарушение темпа, ритма и объёма движений. Когда дети путаются в собственных руках и ногах, не могут их скоординировать, куда-то врезаются, спотыкаются (моторная неловкость). Также если сложно держать письменные принадлежности, плохой нажим, плохой почерк.
5. Нарушение схемы тела и пространственной ориентировки. Если ребенок путает право/ лево, наблюдаются трудности в освоении пространства, дезориентация на местности

Что развиваем?
👌Моторику. Хорошая координация - основа интеллектуальной деятельности.
👀 Зрительно-моторную координацию. Избирательность и точность визуального восприятия.
💡Внимание и усидчивость. Хороший уровень внимания обеспечит нам успех в любой деятельности.
🧠Гибкость мышления. Способность переключаться с одной деятельности на другую, обдумывать несколько задач и находить творческие решения.

Приведу пример игр на развитие межполушарного взаимодействия:

1. Пальчики здороваются: сначала ладони вместе, потом руки широко разводим, потом усложняем закрытыми глазами.

2. Ухо- нос.

Извесное всем упражнение, но мало кто знает, как учить ему ребенка. Ребенок может напугаться трудности и отказаться от выполнения упр-я. ПОКАЗ   Можно усложнить хлопочком

3. Червячок – яблочко

Если трудно делать синхронно, можно делать по очереди. Потом получится синхронно.

4. Блинчики

5. 1 – 2:  просим деток на одной руке поставить один пальчик, на второй руке два…   Постепенно ускоряем. Усложняем хлопочком

6. Мизинчик – указательный.

7. Перебор пальчиками (большой - указательный): перебираем постепенно ускоряясь и стараясь не смотреть на пальчики. Усложняем, меняя пальцы.

8. Рога- копыта: делаем упрощенный вариант.

9. Зайчик-зайка

10. Можно делать упражнения не только пальчиками, но и руками.

Одна рука делает упражнение  на 2 такта, вторая на 4 такта. Потом             соединяем вместе.

11. Карточки с точками

Чем хороши нейроигры и где их можно проводить

1. Любое упражнение требует сосредоточенности. Концентрации внимания. Поэтому, выполняя даже то упр-е, которое хорошо получается, может не получиться от невнимательности.

И это большой плюс – дети сосредотачиваются и нет необходимости их успокаивать. Им же хочется, чтобы и у них получилось.

2. Эти игры не требуют много времени. Их можно варьировать по количеству, по продолжительности. Поэтому использовать их можно везде: в качестве разминки, на занятиях, как динамическую паузу, в режимных моментах.

3. Эти игры детям очень интересны.

4. Мы сами развиваемся, обучая детей.

Следующий вариант игры – Это нейромоторные и графомоторные задания.

 Мелкая моторика, расширяет объем зрительного восприятия, положительно влияют на функции речи, внимания, памяти, пространственная ориентировка, графомоторные навыки, межполушарное взаимодействие.

Вариантов игр великое множество. Надо пользоваться, развивать детей с удовольствием.

А теперь я предлагаю немного подвигаться, поиграть.

1. Игра «Лифт» - на дыхание.

2. «Крабик» делаем сами себе, но дети делают друг-другу.

3. «Дождик» - легкий массаж по спине друг-другу. Проговариваем время года, месяц, природные явления. Проявляем фантазию – падает снежок, дует ветер, падают шишки с елок…

4. Передаем мячик – на правую положили, левой прикрыли, взяли, передаем дальше. Когда мяч в правой руке – передаем за головой. Кроме моторики, координации добавляем мышление.

4. Сосед присядь.

5. Сороконожка.

6. Упражнение «Нарисуй фигуру на спине»   

7. Человечек шагает

8. «Скалолаз» Перекрестные движения

Как вы видите, вариантов игр очень много. Детям эти игры очень нравятся, при этом происходит развитие.

А теперь я попрошу на правую руку положить те знания, с которыми вы сюда пришли. На левую руку те знания, которые вы получили сегодня во время мастер-класса. И соединить эти знания во - единое.

Благодарю вас за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые методы психокоррекционной работы с детьми и подростками ( мастер- класс для педагогов- психологов).

Описание психотехничеких игр " Домики" ( модификация игры "Лепёшка" Г.Хорта), "Продавец страхов" ( Д. Соколов), "О чём грустит щенок ( авторская разработка). Техника стандартизированного наблюдения за...

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Мастер-класс для педагогов-психологов "Рисование песком"

1.Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования.2.Преодолеть негативные эмоциональные состояния дошкольников.3.Развивать речь и мелкую моторику рук детей....

Мастер-класс для педагогов-психологов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений на тему «Использование метода рифмотерапии в работе с родителями дошкольников и младших школьников»

В данном материале рассмотрен вопрос использования метода рифмотерапии в работе педагога-психолога. Проанализированы характерные особенности рифмотерапии. Показана значимость и весомость рифмотерапии ...

Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РДА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ»

Целью данного мастер-класса является повышение профессиональных  умений педагогов-психологов ДОУ через повышение знаний и умений в вопросе диагностического обследования детей дошкольного воз...