Комплексная психолого-педагогическая помощь детям с различными нарушениями
статья по коррекционной педагогике

Сюрха Наталья Владиленовна

Создание единой системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного специального (коррекционного) образования. Признание ценности социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии и отказ от понятия «необразованные дети» обусловили появление двух взаимосвязанных процессов. Современный уровень развития научных достижений медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики в целом позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимый для успешной интеграции уровень психического развития отдельных категорий детей с ОВЗ. С другой стороны, увеличивается доля «трудных» детей со сложными нарушениями в специальных (коррекционных) учреждениях. Согласно исследованиям, эта категория в настоящее время составляет 40% контингента специальных образовательных учреждений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Комплексная психолого-педагогическая помощь детям с различными нарушениями»

Сюрха Наталья Владиленовна

ВВЕДЕНИЕ

Создание единой системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного специального (коррекционного) образования. Признание ценности социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии и отказ от понятия «необразованные дети» обусловили появление двух взаимосвязанных процессов. Современный уровень развития научных достижений медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики в целом позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимый для успешной интеграции уровень психического развития отдельных категорий детей с ОВЗ. С другой стороны, увеличивается доля «трудных» детей со сложными нарушениями в специальных (коррекционных) учреждениях. Согласно исследованиям, эта категория в настоящее время составляет 40% контингента специальных образовательных учреждений.

Однако система воспитания и сопровождения детей со сложными (комплексными) нарушениями развития находится пока только в зачаточном состоянии. В то же время специалисты и педагоги зачастую не готовы оказать действенную помощь таким детям.

Это связано с несколькими факторами:

- На современном этапе существуют апробированные, научно обоснованные программы обучения и воспитания детей с ОВЗ (ОВЗ), ориентированные на одно крупное (первичное) нарушение. Однако использование этих программ в работе с детьми с сочетанием нескольких первичных нарушений не в полной мере обеспечивает эффективность коррекционного воздействия.

 - Категория детей со сложными нарушениями чрезвычайно разнообразна по структуре, степени и характере проявлений, в связи с этим довольно сложно разработать какие-то единые подходы к обучению и сопровождению таких детей с учетом всех факторов.

 - Необходим комплексный подход к обучению и поддержке,

систематическая многолетняя коррекционная работа, организованная в любом возрасте усилиями различных специалистов. При этом сложно постоянно и беспрерывно координировать взаимодействие специалистов разных ведомств и служб (здравоохранения, социального обеспечения и образования).

 - Система ранней помощи для таких детей недостаточно развита, а именно вызывает у ребенка устойчивость и фиксацию нарушений, возникновение многих вторичных отклонений и трудную компенсацию нарушенных функций.

- Определяет тенденцию к новым вариациям сложных расстройств

проблемы диагностики и планирования содержания коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей

детей.

Как видно, вопрос об обучении и воспитании детей данной категории малоизучен и дискуссионен. При этом крайне высока практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также в развитии системы их социализации высока.

1. Понятие о психолого-педагогической помощи. Цель, задачи, принципы оказания психолого-педагогической помощи

Психологическая помощь представляет собой систему комплексного психореабилитационного воздействия, направленного на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социального статуса ребенка с нарушением развития, формирование системы ценностей и ориентаций, развитие интеллектуальных процессов, соответствующих психическим и физические способности (И.И. Мамайчук).

В процессе психологической помощи детям с ОВЗ необходимо учитывать сложную структуру, специфику их развития, характер сочетания факторов биологического и социального развития в их состоянии, особенности социального развития, степень тяжести изменения личности в связи с болезнью, чертами характера и в обществе.

В более широком смысле психологическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на коррекцию недостатков в развитии психических функций и свойств личности у детей.

В более узком смысле психологическая помощь — это один из методов психологического воздействия, целью которого является гармонизация развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, создание соответствующих межличностных отношений.

Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, могут быть, помимо психологов, психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники.

В связи с этим существует несколько моделей психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья.

педагогическая модель. Педагогическая модель включает в себя помощь родителям в воспитании детей. Педагог-консультант совместно с родителями анализирует сложившуюся ситуацию и разрабатывает программу мероприятий, направленных на ее изменение.

диагностическая модель. Объектом диагностики обычно являются дети или подростки с ограниченными возможностями, трудностями в обучении и отклонениями в поведении. Кроме того, сам диагностический процесс сложен и предполагает участие группы специалистов в проведении медицинской, педагогической или психологической диагностики. Диагностическая модель широко используется на врачебных, психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос дальнейшего воспитания ребенка.

Социальная модель помощи чаще используется в семейном консультировании. Такой помощью может быть, например, знакомство родителей детей с проблемами в развитии с целью общения, ознакомление родителей с имеющимися в городе социальными службами, такими как родительские объединения, семейные клубы и тому подобное.

Медицинская модель помощи включает в себя усилия специалистов, направленные на лечение и реабилитацию детей с отклонениями в развитии, а также психологическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.

Психологическая модель помощи, основанная на закономерностях психического развития ребенка и подростка, включает анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка или подростка с проблемами в развитии и разработку адекватных методов психологического воздействия, т.е. комплексная психологическая помощь.

По своему характеру психологическая помощь может состоять из:

• в рекомендациях по дальнейшему обучению и воспитанию ребенка;

• в рекомендации методов воспитания, образования;

• в рекомендации по профориентации подростков;

• определение готовности ребенка к школе и выявление причин трудностей в обучении;

• в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Цель, задачи, принципы оказания психолого-педагогической помощи.

Целью психологической помощи является создание психолого-педагогических условий для психореабилитационного воздействия, способствующего повышению социальной активности, развитию самостоятельности, укреплению социального статуса ребенка с нарушением развития, формированию системы ценностей и ориентиров, развитию интеллектуальных процессов, с учётом психических и физических возможностей ребенка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, к которым относятся: устранение вторичных личностных реакций на имеющийся психический или физический дефект, неадекватность стиля семейного воспитания, госпитализация и др.

Основными принципами организации психологической помощи являются:

• принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии – в процессе оказания психологической помощи ребенку учитываются не особенности отдельной психической функции, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями;

каузальный принцип – психологическая помощь детям с нарушениями развития должна ориентироваться не на внешние проявления отклонений в развитии, а на действительные источники, из которых эти отклонения возникают;

• принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе клинических, психолого-педагогических воздействий;

принцип деятельностного подхода – психологическая помощь должна оказываться с учетом ведущего вида деятельности ребенка.

2. Теоретические основы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития.

Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями развития представляет собой комплекс мероприятий психолого-педагогического воздействия, направленных на выявление, устранение или коррекцию недостатков в развитии психических процессов, личностных качеств у детей, повышение социальной компетентности ребенка, способствующих адаптации и социализации  в обществе.

Целью психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития является создание условий для того, чтобы ребенок в процессе воспитания и обучения переживал конструктивное преодоление или решение проблем и адаптировался к социальной среде. Решаются следующие задачи: комплексное психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями; построение комплексного специально организованного процесса развития и воспитания детей изучаемой категории; применение дифференцированного подхода при определении содержания и методов работы; укрепление социального статуса ребенка с комплексной инвалидностью в жизненном пространстве; активное участие родителей в образовательном процессе.

2.1. Концепция психолого-педагогической работы с детьми, 
имеющими сложное нарушение

     Концепция психолого-педагогической работы с детьми, должна руководствоваться определенными положениями и принципами, разработанными научными исследованиями и многолетним опытом работы с детьми.

1. Принцип индивидуализации.

Благодаря большому количеству опций для каждой функции, необходимо учитывать детей в обучении и воспитании эти различия, чтобы обеспечить адекватные возможности для развития  каждого отдельного ребенка.

2. Принцип вариативности и структурированности образовательной концепции.

Базовая система обучения детей с комплексом нарушения развития следует использовать по-разному, и один в то же время они должны быть четко структурированы с учетом всех различных картины индивидуальных предпосылок развития ребенка.

Практической реализацией этого принципа является переход от нормативной общепедагогической модели обучения и воспитания к особой заботе о детях, где упор делается разработка индивидуальных учебных планов, программ. Такой доступ к образованию и воспитанию детей с комплексом решения для развития перспективны, потому что их трудно стереть границы между типовыми структурами (что означает особые исправительных учреждений), расширяет возможности взаимодействие, взаимопонимание.

3. Принцип социальной мотивации.

Ребенок со сложными нарушениями развития с одной стороны, считается явлением с индивидуально - патологическими проявлениями, с другой стороны, существуют, функции в контексте общественной жизни. Его развитие под воздействие воспитания и образования прогрессирует со временем и зависание от изменяющихся форм существования и окружающей среды мира, а потому педагогический процесс регулирует социальные условия.

4. Принцип единства обучения и воспитания.

Пути реализации коррекционно-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития являются обучение и воспитание. Попробуем сослаться на известные и определить их отношения.

Обучение – это целенаправленно организованный способ систематически и планомерно непрерывный процесс приобретения знаний, навыков и умений под руководством опытных педагогов.

Воспитание - процесс систематического воздействия, ориентированного на духовное и физическое развития человека, чтобы подготовить его к производственной, социальной и культурной деятельности.

Если обучение есть собственная нормативность знаний и умений, то  воспитание основано на межличностных отношениях, жизненном опыте и явления окружающей действительности, способные вызвать у человека эмоциональные переживания. В  образовании доминирует ценностная ориентация, мотивационная, поведенческая, эмоциональная составляющая.

Подводя итог сказанному, подчеркнем это во время обучения передача методов, средств борьбы с интеллектом технологические задачи, а обучение обеспечивает влияние на развитие человеческого характера. Такое деление возможно только теоретически и неприемлемо по отношению к детям со сложными нарушениями развития. Ассоциации воспитание и обучение служат общей смысловой конструкцией образовательной области, ее содержание, методы развития, подчинены единой цели - помочь развитию ребенка и в реализации своего потенциала в реальной жизни.

Образование и воспитание являются социальными средствами организации присвоения исторически сложившимися личностями способности, поведение и его необходимая форма умственное развитие. Он ориентирован на все виды обучения и воспитания организация генетически последовательных различных типов репродуктивная деятельность человека. Поэтому образовательный эта деятельность в основном формируется учебным процессом,

во-вторых, посредством своей реализации обеспечивает выделение человек с соответствующими навыками и поведением.

5. Принцип деятельностного подхода.

При проведении коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными расстройствами должны полагаться на деятельности, которая в определенной степени является результатом уже сказанного. Одной из основных частей образования является формирование действий у ребенка. Знания могут быть усвоены им полностью только тогда, когда определенный объект и специально сформированные в нем психические акты.

Однако при принятии мер решение некоторых задач контролируется не только конкретные знания, но и соответствующие умственные способности и поведение. В этом суть активный подход к образовательным и обучающим процессам.

Успех обучения возможен в случае осознанности овладение предметом, которое достигается за счет виды деятельности.

6. Принцип дифференцированного подхода.

Различные расстройства, встречающиеся у детей в сочетании определяют специфику сложной структуры расстройства каждого ребенка, который требует различия во всем коррекционно-педагогическом процессе. Характеристики детей со сложными расстройствами важны для  индивидуального развития в сочетании с медицинскими реабилитационными процедурами (по показаниям), после выбора методов, приемов работы, создание особой социокультурной среды. Это должно быть в коррекционно-педагогическом процессе.

В этом направлении планируется внести изменения в учебную программу,

увеличить или уменьшить количество часов, отведенных на их изучение или других дисциплин, включение предметов, направленных на исправление выявленных отклонений. Например, у детей снижение слуха и моторные расстройства наблюдаются нарушения зрительной фиксации, развитие задерживается начальные элементы ориентирования в окружающей местности, и к школьному возрасту более выражено пространственные нарушения и задержка речевого развития. Поэтому особенно важно для детей этой категории, например, когда осваивает письмо, имеет организацию занятий для ориентации в пространство, на которое выделяется значительная сумма часы. Следует также обратить внимание на обработку упражнения и подготовка руки к письму. Программа должна иметь  различные занятия по формированию и развитию двигательной функции (работа со строительными материалами, глина, аппликации, ЛФК).

Это вызывает потерю слуха обязательное включение в программу специальных учебных предметов на развитие слуховой функции и формирование устной речи.

Для слабовидящих детей, программа вводит специальные занятия по ремонту на

развитие зрительного восприятия, социального и бытового ориентация.

7. Принцип коммуникативной направленности.

Особое место в коррекционно-педагогической работе дается развитие коммуникативной функции. От одного стороны, общение постепенно превращается в сложный осознанная форма повседневного поведения человека, с другой стороны - развитие личности возможно только в условиях общение с другими людьми. Общение – самый важный способ формирование мышления, сознания, психики.

Необходимо принять меры по исправлению положения регулярность процесса общения, а значит в доступной форме, постепенное приобретение многозначной системы родного Язык. О развитии речи как средстве общения детей  они используют сложные нарушения невербально средства коммуникации: определенные жесты, пиктограммы, календарь система; специальные логопедические занятия формирование и развитие структурных компонентов языка. Работа над формирование и развитие речи должно быть разным универсальность и разнообразие форм с учетом анализатора и умственной отсталости у детей.

Методы обучения определяются в соответствии с способности детей со сложными нарушениями развития.  Планируя работу, важно использовать максимально доступные методы и методы - наглядные, практические, словесные.

Одним из важных условий организации учебного процесса для детей с множественной инвалидностью  требуется специальное оборудование. В случае нарушения следует использовать опорно-двигательный аппарат (индивидуально их выбор) специальные стулья со спинками и подлокотники, корректоры положения (реклайнеры).

Различные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.), тактильные панели (наборы материалов разной фактуры), которые можно трогать и выполнять с ними различные манипуляции, они используются в нарушения зрения. Если у ребенка проблемы со слухом, научить для этого нужен правильный выбор звукоусиления оборудование (стационарные системы и индивидуальные слуховые аппараты, другое техническое оборудование) и для проверки слуха – аудио счетчики, импедансометры и другие приборы.

Организация обучения и воспитания детей со сложными и  осложненным нарушениям развития относят введение изменение форм коррекционно-развивающей работы. За у большинства таких детей проблемы с моторикой,

растормаживание двигателя, требуется малая мощность изменения в учебной программе и в распорядке дня.

      Эффективность работы с детьми с комплексом нарушение зависит от компетентности и высокой профессионализм дефектологов. Такой педагог должен хорошо разбираться практически во всех областях специального образования. (олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика и глухота)

и специальной психологии. Кроме того, должно быть хорошо разбирается в некоторых медицинских проблемах дисциплины.

2.2 Коррекционно-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития

Коррекционно-педагогическая помощь детям с комплекс нарушений развития направлен на их устранение индивидуальные и социальные потребности, что требует эффективности формы и функциональные системы.

В настоящее время в нашей стране большое различные специальные учебные заведения. Для детей детские сады работают в дошкольном возрасте,

коррекционно-развивающие центры и др. Школьники с различные отклонения в развитии, обучаются в специальных (исправительные учреждения) типа I-VIII.

На основании изучения различных категорий детей с комплексом нарушения развития должны подчеркивать определенные принципы и положения, относящиеся к теоретическому обоснованию таких системы успешности коррекционной работы с детьми.

1.В основе построения системы педагогической помощи детям  с комплексными нарушениями развития лежит принцип гуманизма, который означает веру в потенциальные возможности ребенка, признание человека высшей жизненной ценностью. Все направления коррекционно-педагогической помощи должны  способствовать развитию ребенка, максимальному безболезненному его вхождению в социальную жизнь.

Реализация этого принципа позволяет подчеркнуть внимание не на выявленные отрицательные стороны, которые являются результатом отклонений и определения резервов, положительные качества ребенка, на которые можно положиться педагогический процесс.

  1. Психолого-педагогическая помощь таким детям прежде всего ориентирована на социализацию. Для детей со сложными заболеваниями

развитие, формирование вит. навыки, которые могут быть задействованы в достижении навыка выполнять определенные функции и действия под влиянием

специальное образование и обучение коррекционно-психолого-педагогический процесс. Для человека при сочетании различных нарушений развития, необходимо найти такие формы и направления воздействия, которые будут иметь решающее значение для его социального включения в жизнь людей.

3. Принцип целостности, предполагающий единство диагностика и коррекция. Как известно, конкретной воспитательной и педагогической работе предшествует этап всестороннего диагностического опроса, на основе которого определяется окончательный вывод об уровне развития ребенка цели и задачи. В то же время, необходимое для реализации плана корректирующих действий систематический мониторинг динамических изменений в развитии ребенок, его поведение, деятельность и т. Его результаты позволять своевременно вносить необходимые коррективы грамм учебного пособия.

4. К числу важнейших положений организации коррекционно - педагогической работы относится принцип комплексного воздействия.

Речь идет о создании единой унифицированной системы научно-практическая служба - педагогическая, психологическая, медицинская. На этот счет должны быть исследования О.Н. Усановой (1995), которая раскрывает понятие комплекс параллельных услуг в системе образования, направлена ​​на оказание психологической, коррекционно-педагогической, социально-педагогическая и медицинская помощь и поддержка детей.

Слаженное взаимодействие специалистов из разных профиль выполняется в течение следующих постоянно активные динамические модули:

Эта система может быть реализована как учреждение, специально созданное для детей с дефектами, в любом специальном исправительном учреждении.

Модуль I - комплексная диагностика.

Этот этап считается организационным и осмысленная и активная единая система, в которой различные специалисты (врачи, педагоги-дефектологи, психологи) и семья. Его основная цель – осуществление комплексного подхода к изучению личности ребенка со сложным нарушением, и первый шаг в развитии индивидуального процесса пути развития.

В задачи модуля I входит создание интегрированной диагностической карты, выявление и квалификация видов нарушений, выявить их возможные причины. Реализация этих задач зависит от профессиональной компетентности специалистов и выполнение ряда условий при реализации комплексной программы диагностической работы.

Принято на основании исчерпывающих диагностических данных решение поставить ребенку тот или иной диагноз группы.

Модуль II - коррекционно-диагностический.

Целью этого модуля является определение свойств развития детей со сложными нарушениями, что определяет перспектива построения коррекционно-педагогической работы.

В рамках динамического наблюдения за детьми в коррекционном образовании. Процесс разработки предназначен для:

• состояние мотивации и навыков;

• индивидуальные особенности активности ребенка (показатель материальный оборот, объем усвоения учебного материала,

• степень независимости и т.д.);

Уровень общения со взрослыми и другими детьми в процессе видов деятельности.

Наблюдение за ребенком в процессе обучения. Моменты  активности позволяют собрать комплект понимание природы и содержания лидерства, (возможности для самостоятельного действия, активность в достижении результатов, использованная помощь).

Внедрение устройств Модуля II приводит к приемке коллегиальные решения по каждому ребенку на основе результатов комплексной диагностики и психолого-педагогическое изучение ребенка в коррекционном процессе на начальном этапе, а именно: указать группу, класс, где ребенок должен научиться, позиции конструкции определяются коррекционно-педагогическая работа.

2.3    Обзор программно-методических материалов обучения и воспитания детей со сложными нарушениями развития

В настоящее время существует ограниченное количество программно-методических разработок для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся программа обучения слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития и программно-методические материалы по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Также предусмотрены программно-методические направления разработки, основанные на опыте работы и рекомендованные для разных категорий детей со сложными и множественными нарушениями. Несмотря на значительную вариативность содержания, представленного в методических материалах, можно выделить общие подходы к оказанию коррекционной помощи детям со сложными (комплексными) нарушениями развития независимо от структуры дефекта. В качестве необходимых компонентов коррекционной работы рекомендуются:

1. Ранняя диагностика и включение в систему специальной помощи сразу после выявления первичной патологии.

2. Оказание комплексной коррекционной помощи специалистами различных служб и ведомств, направленной на устранение индивидуальных проблем каждого ребенка.

3. Расширение коррекционного пространства за пределы учреждения: оказание помощи не только в условиях образовательного учреждения, но и на дому.

4. Определение приоритетного направления коррекционной помощи для социальной адаптации и развития индивидуального жизненного опыта ребенка на максимально доступном ему уровне.

5. Обеспечение вариативности форм обучения детей со сложными нарушениями с учетом возможностей ребенка. Содержанием большинства программ является предметная подготовка с возможностью перехода на внепредметное обучение требовательных детей или усложнение содержания по некоторым учебным дисциплинам для детей с более высоким уровнем развития.

6. Планирование содержания программы воспитания и обучения детей и молодежи со сложными нарушениями осуществляется с учетом уровня развития и компенсаторных возможностей, индивидуально-типологических особенностей, структуры расстройства и степени потребности в внешняя помощь. а не возраст ребенка.

7. Предоставление разных форм детской организации в зависимости от уровня образования: на начальном этапе осуществляется индивидуальное обучение и сопровождение каждого ребенка, в остальных подгрупповых и фронтальных занятиях.

8. Включение членов семьи как активных участников исправительного процесса. Использование различных форм работы с семьей.

Авторы программы и методических материалов, рекомендованных для детей со сложными (комплексными) нарушениями, определяют аналогичные условия организации образовательной среды на уровне учреждения.

• Максимальное количество человек в группе (классе) для детей со сложными нарушениями развития – 5 человек. А вот в условиях интегрированного обучения количество детей может быть меньше.

• Введение дополнительных ставок для специалистов (психолог, дефектолог, логопед) для оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Медицинскую помощь оказывают контрактные специалисты.

• Организация щадящего режима обеспечивает оптимальное чередование режима занятий и отдыха, определяя доступную нагрузку индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов. Включение в структуру физических перерывов. Рациональное чередование разнотипных заданий: практических, игровых, речевых, познавательных с преобладанием практических. Постоянная психологическая поддержка в обучении.

• Особая организация максимально насыщенной сенсорной среды для развития компенсаторных функций ребенка на основе всех сохранных анализаторов. Разделение коррекционной территории на зоны (столовая, игровая, коррекционная, двигательная и др.) для оказания различных видов помощи.

• Введение дополнительных подготовительных (пропедевтических) этапов в предметные и внепредметные образовательные программы и использование стратегии «малых шагов» в обучении, т.е. Дж. разделение сложного алгоритма действий на составляющие, проработка каждой составляющей с последующим объединением в единое действие.

• Параллельное использование материалов из разных разделов на всех занятиях, взаимосвязь и взаимодополняемость программных тем.

• Разработка индивидуальной программы для каждого ребенка с учетом уровня текущего развития и зоны ближайшего развития.

• Включение в учебную программу специальных репетиторских занятий с учетом вида и состава правонарушений. Например, занятия ЛФК, логопедические занятия, СБО, ритмика и др.

• Мониторинг динамики развития ребенка и усвоения программы на основе качественной оценки показателей.

• Оказание своевременной и доступной помощи на всех уровнях обучения в трудных ситуациях (дифференцированных по типу и уровню).

• Необходимость обновления и дополнения методической базы за счет использования современных технологий обучения с учетом структуры правонарушения.

• Использование комплекса методов обучения с преобладанием наглядно-практических и игровых методов.

• Дифференциация форм обучения с учетом степени и структуры нарушений, уровня психического развития, потребности ребенка в посторонней помощи (предметное, непредметное обучение).

Непредметное образование включает в себя планирование содержания работы по следующим направлениям:

• формирование представлений ребенка о себе и окружающем мире,

• развитие коммуникативных навыков,

• формирование навыков самообслуживания и безопасного проживания,

• подготовка к освоению простейших видов учебной деятельности,

• социальная интеграция и преодоление повседневной зависимости от ближайшего окружения.

Предметное образование включает в себя освоение содержания основных учебных дисциплин. В учебный план включены предметы, учитывающие вид и структуру нарушения. Например, для детей с тяжелой умственной отсталостью в учебную программу включены следующие предметы:

1. Родной язык (развитие речи, чтение, письмо)

2. Математика (элементарный расчет)

3. Мир животных, мир растений

4. Изобразительное искусство

5. Музыка, пение

6. Физкультура, самообслуживание, работа по дому

7. Ремесло

Программно-методические материалы обеспечивают комплексную коррекционную помощь по трем основным направлениям:

I. Лечебно-профилактическая и реабилитационная работа.

II. Коррекционно-психолого-педагогическая помощь.

III. Социальное и доступное профессиональное обучение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое исследование, направленное на изучение развития детей со сложными нарушениями и изучение системы психолого-педагогической помощи в образовательной сфере, позволило сделать следующие общие выводы.

1. На основе анализа теоретических построений о сложной структуре аномального развития были сформулированы определения «комплексного (сложного) нарушения», «множественного нарушения», что позволило проникнуть в суть и понять идеи и формирование структурных элементов комплекса нарушений и определить степень интенсивности их взаимодействия, влияющих на общее развитие ребенка.

2. Изучена концепция психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития, включающая цели, намерения, основные принципы (гуманизм, социальная направленность, системный подход, комплексный подход, межпредметные связи, личностно-ориентированный подход коррекционной направленности).

3. На основе многопланового изучения развития детей со сложными нарушениями с использованием психолого-педагогических средств диагностики установлена ​​вариативность структур сложных нарушений, выявлены специфические закономерности развития детей со сложными нарушениями, этиопатогенез и особенности нарушений, определяющие многообразие смешанных психических расстройств. .

      4. Подтверждена теоретическая гипотеза о единстве научной и практической основы инновационных достижений в различных областях знаний, таких как специальная психология, специальная педагогика, что является основным условием организации психолого-педагогической помощи. Специальная психология, создавая закономерности развития познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления, воображения, памяти) способствует научному построению процесса обучения, создает возможность определять содержание и объем материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, умения и способности. Эти исследования направлены на выделение «Специальной психологии детей со сложными нарушениями развития» в системе наук о детях с нарушениями развития как особого направления, служащего теоретической базой для разработки доказательных педагогических технологий.

Список  использованной литературы

 

  1.  Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития // 
    Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2002.
  2. Жигорева М.В. Слепоглухие дети с локальными речевыми расстройствами //Дефектология. 1993. №3. – С. 51-54 (0,25 п.л.).
  3.  Жигорева М.В. Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития // Социально-гуманитарные знания. 2007. №2. – С. 334-338 (0,25 п.л.).
  4.  Жигорева М.В. Особенности работы с детьми, имеющими комплексные нарушения психического развития //Среднее профессиональное образование. 2009. №4. – С.46-48 (0,25 п.л.).
  5. Клинико-психологическое исследование детей со сложным дефектом / под ред. М.С.Певзнер, Т.В.Розановой. — М., 1980.
  6. Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушения- 
    ми развития // Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха

Методики обследоввания, адресованные детям с нормой развития, не могут быть использованны при обследовании ребенка с нарушением слуха. В настоящее время одной из методик комплексного психолого-педагог...

Выступление – презентация на тему: «Осуществление индивидуальной психолого – педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи» на февральском педсовете 2016 года ГБОУ школы №297 дошкольного отделения Пушкмнского района СПб учителя логопеда А

Осуществление индивидуальной психолого- педагогической помощи детям с ТНР. раскрыты основные направления индивидуальной коррекционной работы в дошкольном учереждении по пяти основным стандартам образо...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Пояснительная записка к образовательной программе "Открываем горизонты" (оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью)

В пояснительной записке отражено основное назначение предлагаемой программы – выявление детей с умеренной умственной отсталостью, определение интеллектуального потенциала ребенка, развитие сохра...

Методическая рекомендации "Помощь детям с различными нарушениями речи"

как в игровой форме развить у дошкольников внимание. память. логику...

Индивидуально-ориентированная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка (с интеллектуальными нарушениями)

Индивидуальный образовательный маршрут предназначен для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении программы своей возрастной группы и индивидуальные обра...