Адаптированная образовательная программа на воспитанника подготовительной группы
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сорокина Ирина Анатольевна

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 3 уровня).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx133.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида №   »

Ознакомлен (а)

Родитель/законный представитель

_____________________________

_____________________________

Утверждено

Заведующий  МБДОУ «Детский сад №   »

_______________

«___» _______________20______г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  

на воспитанницу подготовительной группы

г. Ачинск

202 г.

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

1.1.1 Общие сведения

Информация о ребенке, родителях, специалистах ДОО:

ФИО ребенка:

Дата рождения:

Отец:

Мать:

Воспитатели:

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

Музыкальный руководитель:

Педиатр:

Заключение ПМПК: Протокол №   от «  »         202  г.

По результатам психолого-медико-педагогического обследования имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонения в поведении.

Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа обучения: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 3 уровня).

Форма обучения: Совместное обучение (инклюзия)

Сроки реализации АОП, наличие инвалидности:

Период реализации АОП: 202 -202  уч. г.

Наличие инвалидности: нет.

1.1.2. Заключение и рекомендации ППк ДОО

2.1. Основные особенности развития ребенка с ТНР, заключение по результатам   комплексной диагностики

Результаты логопедического обследования:

Общее звучание речи Разборчивость речи снижена. Словесное ударение употребляет с ошибками. Голос нормальный. Дыхание недостаточно плавное, речевой выдох непродолжительный.

Состояние общей и мелкой моторики общая моторика развита в пределах возрастной нормы, мелкая моторика развита недостаточно (объем движений неполный, переключаемость неточная, движения и последовательность движений выполняет с ошибками). Ведущая рука - левая.

Строение и подвижность артикуляционного аппарата нарушение в артикуляционной моторике (выполнение упражнений с ошибками, неполный объем движения)

Словарный запас не соответствует возрасту ( не знает части тела – ладонь, локоть, виски, затылок, как подают голос животные и птицы, слова антонимы). Четвертый лишний исключает с ошибками.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез фонематическое восприятие нарушено, цепочку слогов с оппозиционными звуками воспроизводит с ошибками. Не выделяет первый и последний согласный в слове, последовательность звуков. Слова на слоги делить не умеет.

Звукопроизношение межзубный сигматизм, оглушает звук Ж, требуется дифференциация звуков автоматизация звуков  С, СЬ, З, ЗЬ;

Слоговая структура слова нарушена, элизии, парафазии (снакатолог – косметолог, кугрый – круглый, атобус – автобус, танрвай – трамвай, деверяный - деревяный)

Грамматический строй речи навыки словообразования и словоизменения недостаточно сформированы. Наблюдаются аграмматизмы при согласовании существительных с числительным (пять ведров – пять вёдер, пять листа – пять листьев), образование множественного числа существительного (лист – листы), образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом (крыльцо – крыльцочко, кресло – креслочко), образование притяжательных прилагательных (хвост лисы чей – лисы, хвост кошки – кошки), ошибки в употреблении предложно - падежных конструкций.

Связная речь Рассказ очень бедный, нет смысловых звеньев. Употребляет  существительные и глаголы (Мальчик тонет. Пес спас. Собака плыла.)

Логопедическое заключение общее недоразвитие речи третьего уровня.

Результаты психологического обследования:

Эмоционально – волевая сфера сформирована по возрасту.

Психические процессы сформированы недостаточно,  концентрация и переключаемость внимания не затруднена, анализ понятий недостаточный, слухоречевая память несколько снижена, зрительная память на среднем уровне. Операции классификации, сравнения проводит с помощью, скрытый смысл улавливает, обобщающие понятия проводит самостоятельно.

Понимание речи развито достаточно, нарушено звукопроизношение, затрудняется выстраивать серию рассказов по картинкам, при составлении рассказа, перечисляет объекты, перечисляя объекты.

Развитие общей моторики соответствует возрасту, мелкая моторика развита недостаточно, двигательные умения сформированы по возрасту. Недостаточно сформирован конструктивный праксис.

Заключение: Данные психологического обследования свидетельствуют о нарушении речевого развития, при сохранности невербального интеллекта.

Результаты медицинского обследования:

II группа здоровья

Результаты педагогической диагностики:

ОО «Познавательное развитие»

Не пользуется числами и арифметическими знаками. Не владеет способами измерения величин: длины, объем, массы. Не владеет временным понятием минута – час.

Создает, но не анализирует конструкции по рисунку и словесной инструкции.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Принимает роль в игре со сверстниками, но не соблюдает ролевое поведение.

Не владеет специальными видами транспорта, не объясняет их назначение.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Не различает декоративно-прикладное, народное искусство, жанры литературных произведений.

Нет выразительности в чтении стихотворений, рассказыванию сказок.

ОО «Физическое развитие»

Имеет представления о здоровом образе жизни, не знает способы сохранения его. Нет четкости и ритмичности в выполнении общеразвивающих упражнений. Не соблюдает интервалы в передвижении.

1.1.3. Цели и задачи

Цель: Освоение «АООПДО для детей раннего и дошкольного возраста с ТНР»

Задачи: - создать благоприятные условия развития в соответствии с  индивидуальными особенностями ребенка, развивать способности и творческий потенциал ребенка;

- обогащение и активизация словаря;

- развитие фонематических процессов;

- развитие связной речи;

- развитие  регуляторного компонента  с применением двигательных и когнитивных техник;

-развитие сенсорно-перцептивных навыков;

-развитие вербального компонента  деятельности.

1.2.        Целевые ориентиры освоения обучающимся  по АОП

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС  ДО

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

•        обязательная часть

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- способен  договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

•        часть, формируемая участниками образовательных отношений

- с удовольствием участвует в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему

результату.

- проявляет самостоятельность и инициативу в труде, способен принять цель от взрослого или поставить цель самостоятельно, осуществить процесс, получить результат и оценить его;

- ребенок имеет представление о безопасном поведении, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.

ОО «Познавательное развитие»

•        обязательная часть

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

•        часть, формируемая участниками образовательных отношений

- проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели;

- имеет достаточный запас представлений о многообразии народов населяющих Россию и мир, о природе разных климатических зон (тундра, лесостепь, пустыня, тропики).

ОО «Речевое развитие»

•        обязательная часть

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

•        часть, формируемая участниками образовательных отношений

- владеет культурой речевого общения,  речевыми формулами этикета

- ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, может организовать детей на совместную деятельность;

- задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни;

- успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет  загадки, сказки, рассказы.

ОО «Художественно эстетическое развитие»

•        обязательная часть

- в разных видах художественно - творческой деятельности способен  планировать свою деятельность, выбирать способы изображения и изобразительный материал, доводить начатую работу до конца;

- проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы,        темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям;

•        часть, формируемая участниками образовательных отношений

- различает основные виды искусства (живопись, архитектура, литература, театр);

- самостоятелен  в выборе художественно-творческой деятельности.

ОО «Физическое развитие»

•        обязательная часть

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; она подвижна, вынослива, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

•        часть, формируемая участниками образовательных отношений

- проявляет самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта;      

- имеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;

- ребенок владеет здоровье сберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов АОП

       Для оценки результатов реализации АОП используются:

- Методика обследования речи (О.С.Ушаковой) – воспитатели

- Карты наблюдения за развитием ребенка (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;  художественно-эстетическое развитие; физическое развитие) (автор-составитель Верещагина Н.В.) –

      - Методика речевого обследования (Н.В. Нищева) – учитель-логопед

      -Методика психолого-педагогического обследования (Е.А. Стребелева) – педагог-    психолог

Освоение образовательных областей

Образовательная область

Индивидуальные планируемые результаты на период

Результативность

«Социально-коммуникативное развитие»

Самостоятельно выбирает вид игровой деятельности.

Проявляет инициативу в игре.

Знает и называет представителей разных профессий, а также их орудия труда.

«Познавательное развитие»

Знает  имя, отчество, профессии родителей и ближайших родственников.

Имеет представления о родном городе.

Различает объекты  живой и неживой природы.

Знает и называет детенышей животных.

Различает и называет объемные геометрические фигуры (шар, куб, конус).

Знает структуру арифметической задачи.

Создает модели из конструктора по рисунку (с помощью воспитателя).

«Речевое развитие»

Самостоятельно  классифицирует предметы по характерным признакам: животные,   транспорт, бытовые приборы.

Самостоятельно подбирает антонимы, с помощью воспитателя синонимы.

Пересказывает короткие рассказы с использованием мнемотехник (с помощью воспитателя).

Различает  литературные жанры: сказка, рассказ, стихотворение,  загадка.

Выразительно читает небольшие стихи.

Определяет количество  слов в предложении

Художественно-эстетическое развитие»

Самостоятельно лепит  несложные  сюжетные композиции

Рисует, используя всю поверхность листа.

Рисует фигуру человека, соблюдая пропорции (с помощью воспитателя).

Знает и применяет

 в аппликации метод обрывания.

Различает и называет предметы декоративно-прикладного творчества: дымковская игрушка, гжель, хохлома.

Активно участвует в певческой исполнительной деятельности.

Внимательно слушает и воспринимает музыку, ведет активный диалог, касающийся восприятия музыкальных произведений.

Освоил музыкально-ритмические движения: поскоки.

«Физическое развитие»

При ходьбе соблюдает осанку, согласовывает движения рук и ног.

Знает и  выполняет доступные для данного возраста виды прыжков (в длину с места, в высоту, с разбега).

Соблюдает и выполняет правила  в играх  с мячом индивидуально и в парах.

Коррекционно-развивающая область

Направления деятельности

Индивидуальные планируемые результаты на период

Результативность

Исполнители

Формирование навыков правильного звукопроизношения

Постановка и автоматизация звуков  С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Учитель-логопед

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Формирование умения различать звуки речи изолированно, в слогах и в словах; умение выделять первый звук в слове.

Формирование умения выделять последний звук  в слове;

Формирование умения различать гласные и согласные звуки.

Продолжать учить различать гласные и согласные звуки; Дифференцировать согласные по мягкости и твердости;

Формирование умения определять место звука в слове.

Учитель-логопед

Актуализация и обогащение словарного запаса

Обогащение словаря прилагательными и глаголами в рамках изучаемых лексических тем; Обогащение и активизация словаря предлогами и приставочными глаголами.

Учитель-логопед

Формирование навыков правильного грамматического оформления речи

Формирование умения словообразования и словоизменения;

Учить образовывать притяжательные и относительные прилагательные.

Учитель-логопед

Формирование связной речи

Учить пересказывать короткие тексты по картинному плану;

Учить отвечать полным ответом;

Продолжать учить пересказывать с наглядной опорой;

Формирование умения составлять описательный рассказ с использованием схемы;

Учитель-логопед

Формирование целостной картины мира

Формировать представления о себе, своей семье, предметном мире и мире природы в соответствии с требованиями воспитательно – образовательной программы дошкольных учреждений

Педагог-психолог

Формирование познавательных процессов

Формировать умение считать, отсчитывать в пределах 10, отвечать на вопрос сколько? Который по счёту? Сравнивать количество предметов (больше, меньше, равно) на основе счёта,       поштучного соотнесения, уравнивать неравные группы предметов двумя способами

Педагог-психолог

Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.

Формировать умение называть круг     квадрат     треугольник,  прямоугольник, шар,   куб,     указывать особенности фигур (количество углов, сторон), сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине, толщине;    размещать 7-10 предметов в порядке убывания (возрастания) величины называть основные цвета, белый и чёрный

Педагог-психолог

Развитие пространственно-временной  ориентировки

Развивать навыки ориентировки в пространстве по отношению к себе, другим предметам. Формировать называть последовательно времена года, их особенности, определять части суток, называть в последовательности, определять текущий   день недели.

Педагог-психолог

Развитие речемыслительной деятельности, вербального компонента

Формировать умение  выделять первый звук в слове, определять место звука в слове, называть любимые сказки и рассказы,   любимого писателя, читать наизусть 2 -3 стихотворения, загадки, считалки, рассказывать о содержании сюжетной картинки

Педагог-психолог

«Результативность» - оценка достижения планируемых результатов указывается одним из трех числовых значений соответственно:

0 – планируемые результаты не достигнуты;

1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;

2 - достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику;

  1. Содержательный раздел
  1. Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Дошкольник входит в мир социальных отношений

Задачи образовательной деятельности

  • обязательная часть

- развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

- обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми;

- развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр;

- воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

- воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах;

- способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.

Содержание образовательной деятельности

  • обязательная часть

Эмоции. Представление о богатстве эмоционального мира человека, средствах внешнего выражения эмоций (мимика, пантомимика, интонации голоса, движения, позы). Понимание созвучности эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией. Разнообразие форм и способов проявления эмоциональной отзывчивости и сопереживания. Отражение эмоций в театрализованной деятельности, в рисовании, играх.

Взаимоотношения и сотрудничество. Мы самые старшие в детском саду. Представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценка поступков с позиции норм и правил. Жизнь человека как ценность. Представления  о  дружбе,  о  качествах  и  поступках  настоящих  друзей. Развитие у детей чувства «единой семьи» в детском саду, интереса к сверстнику, желания лучше узнать личностные особенности друг друга. Готовность помогать тому, кому трудно, поделиться своими знаниями и умениями, научить, проявлять справедливость.

Приучение самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других детей, проявлять настойчивость.

Представление о том, что шестилетки — самые старшие среди детей в детском саду, они показывают другим хороший пример, заботятся о малышах, помогают взрослым, готовятся к школе.

Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.

Дальнейшее освоение правил культуры общения со взрослыми и детьми (сверстники и малыши), норм этикета (культура поведения за столом, поведение в гостях, культурные нормы разговора и пр.). Представления, конкретные формы проявления уважения к старшим, заботливого отношения к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями.

Семья. Активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, семейный  бюджет, значимые и памятные события. Гордость своей семьей, умение выразить близким свою любовь, внимание, готовность помочь. Интерес детей к школьным годам родителей, желание общаться в семье на школьную тему. Знание стихов, песен о школе, школьниках.

Школа. Представления о школе, школьниках, учителе; стремление к школьному обучению, к познанию, освоению чтения, письма. Расширение представлений детей роли школы в жизни людей, о том, что школа открывает человеку окно в удивительный мир знаний, что люди разных профессий (врачи, писатели, создатели космических кораблей и пр.) учились в школе.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Различение и называние широкого круга эмоций (радость, грусть, любовь, удивление, страх, нежность, печаль, злость, восхищение).

Правила поведения в общественных местах, правила уличного движения.

Освоение при поддержке воспитателя организационных умений: определять общий замысел, планировать работу, уметь договориться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения «Играли дружно, и получился красивый дворец». Умение использовать разные способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, предварительная договоренность).

Представления о семейных и родственных отношениях, некоторые сведения о родословной семьи.

Развиваем ценностное отношение к труду

Задачи образовательной деятельности

  • обязательная часть

- формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи  видов труда и профессий;

- формировать первоосновы экономического образа мышления, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продукты питания, вода, электричество и пр.) в современном мире;

- развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступного труда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.;

- воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи;

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

- обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде, элементарного планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда.

Содержание образовательной деятельности

  • обязательная часть

Труд взрослых и рукотворный мир. Представления о личностных качествах представителей разных профессий (пожарные, военные,– люди смелые и отважные, они должны быстро принимать решения, от которых часто зависит жизнь людей).

Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, совместно с родителями формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. Культура потребления: бережное отношение к воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.

Самообслуживание и детский труд. Расширение круга обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде (Привычное самостоятельное и аккуратное выполнение культурно-гигиенических навыков, освоение приемов чистки одежды и обуви; участие в наведении порядка в группе и на участке детского сада, помощь родителям в уборке квартиры и мытье чайной посуды и пр.). Под контролем взрослого освоение обращения с инструментами (иглами, ножницами, пилами, ножами и пр.) и бытовой техникой (пылесос, миксер). В ручном труде и конструировании при поддержке взрослого самостоятельная постановка цели, планирование замысла, осуществление процесса труда, оценка результата, бережное обращение с инструментами, соблюдение порядка на рабочем месте. Развитие инициативы и творчества в ручном труде.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Знания о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.

Развитие ответственности за  выполнение трудовых поручений.

Развитие взаимодействия со сверстниками в процессе самостоятельного выполнения обязанностей дежурных по столовой, уголку природы, подготовке к занятиям. Освоение способов распределения коллективной работы, планирования деятельности, распределения обязанностей по способу общего и совместного труда.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Задачи образовательной деятельности

  • обязательная часть

- продолжать формировать представления об опасных  для  человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе;

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в предлагаемых ситуациях, делать выводы и понимать способы выхода из опасных ситуаций.

Содержание образовательной деятельности

  • обязательная часть

Обогащение и закрепление правил и способов безопасного поведения в быту, природе, на улице, в городе, в общении с незнакомыми людьми. Освоение правил безопасного обращения с электроприборами. Представления о приемах элементарной первой помощи при травмах, ушибах, признаках недомогания.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Правила обращения за помощью в опасных ситуациях, номера телефона вызова экстренной помощи (скорая мед.помощь, пожар, полиция). Соблюдение правила безопасной организации индивидуальной и совместной деятельности, подвижных игр, спортивных развлечений.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание Программы педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Задачи образовательной деятельности

  • обязательная часть

- совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности;

- воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру  на  основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем;

- обогащать представления о людях, их нравственных  качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей;

- способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства;

- развивать самоконтроль и ответственности за свои действия и поступки;

- формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей;

- развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности;

- развивать толерантность по отношению к людям  разных национальностей.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

- развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно- исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов;

- обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско- патриотические чувства;

- развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

ОО «Познавательное развитие»

Содержание образовательной деятельности

Развитие сенсорной культуры

  • обязательная часть

- различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов; 5- 7 дополнительных тонов цвета, оттенков цвета, освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка;

- понимание  особенностей  свойств  материалов  (разные виды        бумаги, картона, тканей,        резины,        пластмассы,        дерева,        металла), осознанный выбор их для продуктивной деятельности;

- сравнение нескольких предметов по 4-6 основаниям с выделением сходства  и  отличия.  

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

- различение и называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур. Освоение классификации фигур по внешним структурным признакам (треугольные, пятиугольные и т.п.). Понимание взаимосвязи (с помощью воспитателя) между плоскими и объемными геометрическими фигурами.

Формирование первичных представлений о себе, других людях

  • обязательная часть

Люди (взрослые и дети).

 -понимание разнообразие социальных и профессиональных ролей людей. Освоение правил и норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях.

-понимание ожиданий взрослых относительно детей - их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в школе.

-освоение общечеловеческих норм поведения - везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых.

Освоение представлений ребенка о себе - своем имени, отчестве, фамилии, национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания. Освоение представлений о своей семье: имя, отчество, профессии родителей и ближайших родственников, памятных событиях, традициях семьи.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

-овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни.

-освоение представлений о родном городе и крае, символы (флаг, герб), названия   улиц города Ачинска, некоторых архитектурных особенностях и достопримечательностях. Понимания назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах.

Ребенок открывает мир природы

  • обязательная часть

- наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Представления о небесных телах и светилах;

- сравнение объектов и явлений природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация;

- выявление благоприятного и неблагоприятного состояния растений (завял, пожелтел и т. п.) подбор соответствующих способов помощи;

- развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата);

- установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года, как последовательная смена времен года);

- представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признак живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах;

- обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют);

- накопление представлений о городе как сообществе растений животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля - общий дом для всех растений, животных, людей;

- раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь);

- осознанное         применение        правил        взаимодействия        с        растениями        и животными при осуществлении различной деятельности.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

- самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т.п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов;

- освоение особенностей поведения в природе культурного  человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).

- высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения, о красоте природы, обмен догадки о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы;

- расширение представлений о редких животных и растениях Красноярского края.

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем

  • обязательная часть

- освоение умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения как общепринятые, так и  предложенные детьми;

- проявление особого интереса к цифрам, как знакам чисел, к их написанию, использованию в разных видах практической деятельности. Освоение состава чисел в пределах первого десятка;

- проявление умений практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т.ч. причинно- следственные в рядах и столбцах);

- проявление умения предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

- освоение умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; решать логические задачи.

ОО «Речевое развитие»

Задачи образовательной деятельности

  • обязательная часть

- поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений;

- развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей с ТНР;

- развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь;

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

- поддерживать проявление субъектной позиции ребенка с ТНР в речевом общении со взрослыми и сверстниками;

- развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия;

- обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

Содержание образовательной деятельности

Владение речью как средством общения и культуры.

  • обязательная часть

 - использовать правила этикета в новых ситуациях: кто здоровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что означает рукопожатие,   кто  первым  подает  руку;   почему  следует   вставать  при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах и здороваться и прощаться через порог или другое препятствие; представить своего друга родителям, товарищам по игре: кого представляют первым: девочку или мальчика, мужчину или женщину; познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; умение делать комплименты другим и принимать их;

следовать правилам этикета в тяжелых жизненных обстоятельствах (болезнь, неприятности в семье);

- использовать формулы речевого этикета в процессе спора;

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

 - освоение умений: коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий (организовать работу группы, распределить обязанности, согласовать действия, регулировать активность друг друга, дать отчет о выполненном поручении);

- освоение умений использования  вариативные этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях приветствия («Как я рад тебя видеть». «Как я по вам соскучился», «Как хорошо, что мы встретились»), в ситуациях прощания (С нетерпением жду нашей следующей встречи», «Как жаль расставаться с тобой», «До новых и радостных встреч», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!».

Развитие        связной,        грамматически        правильной        диалогической        и монологической речи.

  • обязательная часть

 Освоение умений:

- пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при пересказе, в собственной речи, замечать в рассказах сверстников;

- в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения;

- самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности;

- составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования;

- образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина);

- самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания;

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

 - самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.

Развитие речевого творчества.

  •  обязательная часть

 Освоение умений:  

- самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем,

- в творческих рассказах использовать личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности;

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

 - внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправлять их.

Обогащение активного словаря:
  • обязательная часть

 - освоение умений: подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда - кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь - зимняя, летняя, демисезонная; транспорт - пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.; находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов;

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

 - развитие умений подбирать антонимы и синонимы к основным частям речи (существительное, глагол, прилагательное, наречие)

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:

- автоматизация сложных для произношения звуков в речи; коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении;

- развитие навыков самоконтроля над звукопроизношением.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • обязательная часть

 - освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий), составление схемы звукового состава  слова, выделение ударного гласного звука в слове;

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

 - освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

  • обязательная часть

 - представления о некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, загадка; проявление интереса к текстам познавательного содержания;

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

 - расширение представлений о произведениях, написанными известными писателями и поэтами, их содержании.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность

Изобразительное искусство

Задачи образовательной деятельности

  • обязательная часть

Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.

Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.

Совершенствовать        художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Поддерживать проявления у детей интересов,  эстетических предпочтений, желания познавать искусство и  осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности.

Содержание образовательной деятельности

  • обязательная часть

Проявление интереса к проявлению  красоты в окружающем  мире, желание подмечать проявления красоты, задавать вопросы и высказывать собственные предпочтения, рассматривать произведения искусства, привлекательные предметы быта и природные объекты.

Представления и опыт восприятия различных произведений изобразительного искусства, разных видов архитектурных объектов: представления о специфике видов искусства (скульптуры, живописи, графики), используемых изобразительных и строительных материалах и инструментах:

Народное декоративно-прикладное искусство разных  видов  на примере промыслов России и зарубежья; разнообразие и сходство, назначение и особенности, связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры. Стилевые особенности. Ценность народного искусства; воспитание гордости и желания его    сохранять    и    познавать.    Своеобразие    декоративно-оформительского искусства; виды. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.

Графика: виды и особенности средств выразительности. Специфики труда художника-иллюстратора, способы создания иллюстрации. Макет книги. Художники-анималисты, иллюстраторы-сказочники, иллюстраторы «веселой» книги.

Живопись: жанровое разнообразие, особенности средств выразительности. Авторская манера известных художников-живописцев (на ознакомительном уровне).

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Интерес к посещению музейно-выставочного центра Ачинска и краеведческого музея, разнообразие музейных экспонатов, понимание ценности музейного предмета. Стремление соблюдать правила поведения в учреждениях культуры. Отражать впечатления в деятельности, проявлять уважительное отношение к художественному наследию России.

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Задачи образовательной деятельности

  • обязательная часть

Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения.

Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.

Содержание образовательной деятельности

  • обязательная часть

Создание выразительного образа с помощью осознанного выбора и сочетания выразительных средств; умений разрабатывать образ; предлагать варианты образа; выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и их сочетать, по собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Умения планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить изменения в работу, включать детали, «дорабатывать» изображение.  Самостоятельное  использование способов экономичного применения материалов и проявление бережного отношения к материалам и инструментам.

Освоение и самостоятельное использование разных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с натуры.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Умения самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать впечатления, переживания для выразительного образа, интересного сюжета. Проявление индивидуального почерка, инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок, передавать своё отношение.

Изобразительно-выразительные умения
  • обязательная часть

Развитие умений самостоятельно и верно использовать разные средства выразительности: цвет, композицию, форму, фактуру. Использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому; использовать в деятельности свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма);

Развитие умений анализировать объект; стремление передавать в собственном изображении разнообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходство с реальными объектами; при изображении с натуры - типичные и характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов - признаки сказочности; в сюжетном изображении: изображать  линию  горизонта  согласно  создаваемому  образу,  предметы  на близком, среднем и дальнем планах, передавать; в декоративном изображении: создавать нарядные стилизированные образы.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Развитие умений смешивать краски с целью получения оттенков; подбирать фон бумаги и сочетание красок; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров; украшать плоские и объемные формы, предметные и геометрические основы; создавать декоративные изображениям разными способами построения композиции

Технические умения
  • обязательная часть

Совершенствование моторных характеристик умений.

Развитие умений рисования контура предмета простым карандашом, создавать набросок.

В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов, их сочетания. Создание новых цветовых тонов и оттенков. Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических техник.

В аппликации: самостоятельного использование разнообразных материалов. Применение техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания; разнообразных способов прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации; освоения последовательности работы над сюжетной аппликацией. Умения создавать разнообразные формы, преобразовывать их.

В лепке: самостоятельное создание объемных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительные материалы для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы.

В конструировании Конструирование из бумаги, природного и бросовых материалов: создание интересных игрушек, предметов по замыслу и по схеме сложения; самостоятельное применение разных способов и приемов создания, способов крепления деталей, различных инструментов; создание интересных образов в технике оригами.

Освоение и применение способов плоского, объемного и объемно- пространственного оформления. Умения моделирования и макетирования простых предметов. Совершенствование умений планировать процесс создания предмета; создавать разметки по шаблону.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Совместное со взрослым и детьми коллективное изобразительное творчество, наряду с успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремление к совершенствованию умений, качественному результату, желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

Художественная литература

Задачи образовательной деятельности

  • обязательная часть

Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.

Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста; развивать умения  элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значение), развивать литературную речь.

Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.

Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.

Содержание образовательной деятельности

  • обязательная часть

Расширение читательских интересов детей. Проявление устойчивого стремления к постоянному общению с книгой, избирательности по отношению к произведениям определенного  вида, жанра, тематики.

Восприятие литературного текста. Освоение умений  воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы, устанавливать многообразные связи в тексте, понимать авторский замысел. Восприятие литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), стремление давать оценку действиям и поступкам героя.

   Творческая деятельность на основе литературного текста.

Освоение способов выражения своего отношения к произведению, его героям и событиям в разных видах творческой деятельности. Выразительное пересказывание вновь прочитанных литературных произведений близко к тексту и от лица литературного героя. Выразительное чтение поэтических произведений разного характера. Проявление творчества в придумывании своих вариантов продолжения произведения, сочинении сказки и истории по аналогии с фольклорным и литературным текстом. Понимание необходимости сохранения стилистических и жанровых особенностей литературных текстов в процессе рассказывания и придумывания.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Активное участие в общении по поводу литературных произведений со взрослыми и другими детьми. Проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к содержанию произведения, его смысловому и эмоциональному подтексту, образам героев, художественной форме. Понимание значения некоторых средств языковой выразительности (многозначность слова, сравнение и др.).

Музыка

Задачи образовательной деятельности

  • обязательная часть

Учить детей выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления. Учить танцевальным движениям: шаг польки, переменный шаг, боковой галоп, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием. Учить выразительно исполнять танцы, состоящие из этих движений.

Учить выразительно передавать различные игровые образы, выполнять движения с предметами, инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх, хороводах.

Учить детей играть на различных музыкальных инструментах несложные мелодии (металлофон, бубны, ложки, барабан, кастаньеты и др.) Учить играть по одному и в ансамбле.

Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления. Продолжать развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность.

Познакомить детей с музыкой русских и советских композиторов-классиков (П.И. Чайковский, М.И. Глинка, С.В. Рахманинов, Д.Б. Кабалевский, С.В. Прокофьев), зарубежных композиторов (Р. Шуман, В. Моцарт, Л. Бетховен). Познакомить детей с вокальной музыкой (русские народные песни, песни других народов, эстрадные песни), инструментальной (фортепиано, скрипка, аккордеон), оркестровой (народных инструментов, симфонической, духовой).

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Продолжать учить детей различать звуки по высоте (в пределах квинты), узнавать знакомые произведения, называть любимые; различать и называть танец (полька, вальс, народная пляска), песню, марш; части произведения (вступление, заключение, запев, припев).  Познакомить детей с Государственным гимном Российской Федерации, приучать их слушать его стоя, мальчиков – со снятыми головными уборами.

Учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание в пределах до1 – ре2), правильно передавая мелодию, брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню, петь индивидуально и коллективно.

Содержание образовательной деятельности

  • обязательная часть

Узнавание музыки разных композиторов, стилей и жанров. Владение элементарными представлениями о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, о элементарных музыкальных формах. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.

Соотнесение новых музыкальных впечатлений с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Различение музыки разных  жанров  и  стилей.

Умение рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа, суждения развернутые, глубокие, интересные, оригинальные.

ОО «Физическое развитие»

Задачи образовательной деятельности

  • обязательная часть

- развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности;

- развивать и закреплять двигательные умения и  знания  правил  в спортивных играх и спортивных упражнениях;

- закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;

- развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений;

- развивать физические качества (силу, гибкость, выносливость), особенно - ведущие в этом возрасте  быстроту и ловкость- координацию движений;

- формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- развивать самостоятельность в применении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления о гигиенической культуре;

- воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей;

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

- формировать представления о связи между соблюдением норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности;

- формировать представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту;

- поддерживать самостоятельность, активность, инициативность  детей в их развитии во всех видах деятельности.

Содержание образовательной деятельности

Двигательная деятельность

  • обязательная часть

Порядковые упражнения. Способы перестроения. Самостоятельное, быстрое и организованное построение и и перестроение во время движения. Перестроение четверками.

Общеразвивающие упражнения. Четырехчастные, шестичастные, восьмичастные традиционные общеразвивающие упражнения с одноименными, разноименные, разнонаправленными,  поочередные движениями рук и ног, парные упражнения. Упражнения в парах и подгруппах. Выполнение упражнений активное, точное, выразительное, с должным напряжением, из разных исходных положений в соответствии с музыкальной фразой или указаниями с различными предметами. Упражнения с разными предметами, тренажерами.

Основные движения. Соблюдение требований к выполнению основных элементов техники бега, прыжков, лазанья по лестнице и канату: в беге - энергичная работа рук; в прыжках - группировка в полете, устойчивое равновесие при приземлении; в метании - энергичный толчок кистью, уверенные разнообразные действия с мячом, в лазании — ритмичность при подъеме и спуске. Подводящие и подготовительные упражнения. Ходьба. Разные виды и способы: обычная, гимнастическая, скрестным шагом; выпадами, в приседе, спиной вперед, приставными шагами вперед и назад, с закрытыми глазами. Упражнения в равновесии. Сохранение динамического и статического равновесия в сложных условиях. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом; неся мешочек с песком на спине; приседая на одной ноге, а другую махом перенося вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу вперед и делая под ней хлопок. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием предметов, приседанием, поворотами кругом, перепрыгиванием ленты. Ходьба по узкой стороне гимнастической скамейки прямо и боком. Стоя на скамейке, подпрыгивать и мягко приземляться на нее; прыгать, продвигаясь вперед на двух ногах по наклонной поверхности. Стоять на носках; стоять на одной ноге, закрыв по сигналу глаза; то же, стоя на кубе, гимнастической скамейке; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх.  Бег. Сохранение скорости и заданного темпа, направления, равновесия. Через препятствия - высотой 10-15 см, спиной вперед, со скакалкой, с мячом, по доске, по бревну, из разных стартовых положений (сидя, сидя «по-турецки», лежа на спине, на животе, сидя спиной к направлению движения и т. п.). Сочетать бег с ходьбой, прыжками, подлезанием; с преодолением препятствий в естественных условиях. Пробегать 10 м с наименьшим числом шагов. Бегать в спокойном темпе до 2-3 минут. Пробегать 2-4 отрезка по 100-150 м в чередовании с ходьбой. Пробегать в среднем темпе по пересеченной местности до 300 м. Выполнять челночный бег (5х10 м). Пробегать в быстром темпе 10 м 3-4 раза с перерывами. Бегать наперегонки; на скорость - 30 м. Прыжки. Ритмично выполнять прыжки, мягко приземляться, сохранять равновесие после приземления. Подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом; смещая ноги вправо - влево; сериями по 30-40 прыжков 3-4 раза. Прыжки, продвигаясь вперед на 5-6 м; перепрыгивание линии, веревки боком, с зажатым между ног мешочком с песком, с набитым мячом; через 6-8 набивных мячей (вес 1 кг) на месте и с продвижением вперед. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа. Подпрыгивние на месте и с разбега с целью достать предмет.  Прыжки в длину с места (не менее 100 см); в длину с разбега (не менее 170-180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см). Прыжки через короткую скакалку разными способами: на двух ногах с промежуточными прыжками и без них, с ноги на ногу; бег со скакалкой. Прыжки через длинную скакалку: пробегание под вращающейся скакалкой, перепрыгивание через нее с места, вбегание под вращающуюся скакалку, перепрыгивание через нее; пробегание под вращающейся скакалкой парами. Метание. Отбивать, передавать, подбрасывать мячей разного размера разными способами. Метание вдаль и в цель (горизонтальную, вертикальную, кольцеброс и другие) разными способами. Точное поражение цели. Лазанье. Энергичное подтягивание на скамейке различными способами: на животе и на спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну; проползание под гимнастической скамейкой, под несколькими пособиями подряд. Быстрое и ритмичное лазание по наклонной и вертикальной лестнице; по канату (шесту) способом «в три приема».Подвижные игры. Организовать знакомые игры игру с подгруппой сверстников.  Игры-эстафеты.

 Спортивные  игры.    Правила  спортивных  игр.

 Ба скетбол. Забрасывать мяч в баскетбольное кольцо, вести и передавать мяч друг другу в движении. Контролировать свои действия в соответствии с правилами. Вбрасывать мяч в игру двумя руками из-за головы.

 Ба дми нто н. Правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывать его в сторону партнера без сетки и через нее.
 В подготовительной к школе группе особое значение приобретают подвижные игры и упражнения, позволяющие преодолеть излишнюю медлительность некоторых детей: игры со  сменой темпа движений, максимально быстрыми движениями, на развитие внутреннего торможения, запаздывательного торможения.
  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

«Школа мяча» - разнообразные упражнения, игры, элементы спортивных игр с мячом.

Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
  • обязательная часть

- здоровье как жизненная ценность. Некоторые способы оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость внимания и заботы о здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к взрослым и детям в детском саду. Гигиенические основы организации деятельности (необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы, чистоты материалов и инструментов и пр.);

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

- правила здорового образа жизни. Некоторые способы сохранения и приумножения здоровья, профилактики болезней, значение закаливания, занятий спортом и физической культурой для укрепления здоровья. Связь между соблюдением норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности.

Описание форм, способов, средств реализации программы

Организованная образовательная деятельность

- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

- создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

- изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

- оформление выставок  произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

- викторины, сочинение загадок;

- инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

- слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

- пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

- танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

- физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

  • часть, формируемая участниками образовательных отношений

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские

- физкультурные досуги  (проводятся 1-2 раза в месяц);

- спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);

- соревнования;

- дни здоровья (1 раз в месяц);

- вечер досуга (викторины, соревнования, игры-драматизации) проводятся в каждой группе еженедельно;

- музыкальные праздники проводятся согласно календарным праздникам;

- театрализованные представления;

- смотры и конкурсы;

- экскурсии, целевые прогулки (проводятся с детьми среднего и  старшего дошкольного возраста)

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

- образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

- образовательная область «Познавательное развитие» и  «Речевое развитие»: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

- образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек;

- образовательная область «Физическое развитие»: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды. воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.

Самостоятельная деятельность

- образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

- образовательная область «Познавательное развитие» и  «Речевое развитие»: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

   - образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

- образовательная область «Физическое развитие»: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия.

  1. Содержание коррекционной работы

Основными направлениями коррекционной работы являются

ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- развитие двигательной деятельности, развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

- развитие навыков самообслуживания и гигиены;

- развитие игровой деятельности.

ОО «Речевое развитие»

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

ОО «Познавательное развитие»

- развитие сенсорных функций. Развитие пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.

- развитие математических представлений.

     Коррекционно-развивающая работа строится с учетом образовательных потребностей ребенка  и заключений ПМПК, ППк МБДОУ «Детский сад №   » (         202 г.)

  1. Организационный раздел
  1. Условия реализации адаптированной образовательной программы

Создание специальных условий для ребенка с  ТНР

3.1.1.Психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты

Направления коррекционной работы

Форма занятий

Продолжительность и частота

Учитель-логопед

Коррекция звукопроизношения

Развитие звукового анализа и синтеза

Обогащение и активизация словарного запаса

Развитие лексико-грамматического строя речи

Развитие связной речи

Индивидуально

Подгрупповое

2 раза в неделю

по 25-30 мин

Педагог-психолог

Развитие регуляторного компонента на этапе программирования и контроля

Развитие вербально-логического компонента деятельности

Подгрупповое

2 раза в неделю

по 30 мин

Воспитатели

Развитие познавательной активности;

Развитие  всех видов детской деятельности

Индивидуально

Подгрупповое

2 раза в неделю

по 25-30 мин

3.1.2. Специальные условия  обучения

Создание безбарьерной среды жизнедеятельности, игровой и учебной деятельности.

Соблюдение допустимого уровня образовательной нагрузки.

Применение технологий:

- технология моделирования

- технология коррекции речевых нарушений (логоритмика, артикуляционная гимнастика)

-элементы арттерапевтической технологии;

-элементы дыхательной гимнастики»;

- работа в сенсорной комнате по снятию мышечного напряжения;

- игры Воскобовича.

3.2. Работа с родителями

Направления работы

Планируемые результаты на период

Формы работы

Частота

Участие в составление АОП

Оценка возможностей ребенка и социального окружения (родителей/законных представителей)

Беседа

Консультация

Мониторинг в начале и в конце учебного года

Обсуждение с родителями/утверждение АОП

Динамика развития ребенка и эффективность АОП  с точки зрения родителей

Анализ результатов

Участие в реализации АОП

Осуществляют развивающее взаимодействие с ребенком в домашних условиях в соответствии с рекомендациями специалистов.

Игры, чтение х/л, беседы с ребенком

Регулярно

Выполняют рекомендации учителя-логопеда

Работа с ребенком в тетради домашних заданий

2 раза в неделю

Посещают коррекционно-развивающие занятия учителя -логопеда, педагога - психолога

Посещение занятий

Не менее 3 раз в год

Проводят необходимые диагностические и лечебно-профилактические мероприятия  (наблюдение  офтальмолога)

Посещение учреждений здравоохранения

По направлению фельдшера ДОО

Повышение родительской компетентности

Посещают консультации учителя-логопеда, педагога-психолога:

обучение родителей эффективным приемам взаимодействия  с ребенком

Индивидуальные, групповые консультации.  Родительские собрания.

По мере необходимости (не менее 3 раз в год)

Привлечение семьи к включению в совместную   деятельность с детьми, педагогическими работниками, другими родителями

Совместные досуговые мероприятия

В течение года

Дата составления АОП: _______________________

Воспитатель:                             _________________    

                                                    _________________                            

Специалисты психолого-педагогического сопровождения:

Учитель-логопед:                      ________________    

Педагог-психолог:                     _______________                        

Старший воспитатель:                 ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная образовательная программа воспитанника группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7лет

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание поддержки и помощи в освоении основной образовательной п...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа воспитанника группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7лет

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание поддержки и помощи в освоении основной образователь...

АДАПТИРОВАННАЯ образовательная программа воспитанника подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи

Психолого-психологическая характеристика воспитанника  с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную  разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмо...

Адаптированная образовательная программа воспитанника с ТНР

Адаптированная образовательная программавоспитанника с ограниченными возможностями здоровья подготовительной к школе группы...

Адаптированная образовательная программа воспитанника с ЗПР

адаптированной образовательной программой для детей с задержкой психического развития...

Адаптированная образовательная программа воспитанника подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи (ТНР)

Адаптированная образовательная программа воспитанника подготовительной группы  с тяжёлым нарушением речи (ТНР)...

Результаты освоения адаптированной образовательной программы воспитанниками

Результаты освоения адаптированной  образовательной программы воспитанниками...