выступление
статья по коррекционной педагогике

Бахолдина Ольга Петровна

выступление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ  К ШКОЛЕ  У  ДЕТЕЙ  С  ОВЗ  К  УСПЕШНОМУ  ОБУЧЕНИЮ  В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье. У нас воспитываются разные дети, имеющие не только отклонения в речевом развитии, но и агрессивные, застенчивые, тревожные, гиперактивные, с ЗПР, с аутистическими проявлениями. И в каждом из этих случаев формы и методы работы будут разными. В своей работе мы учитываем тот факт, что многое зависит от взрослого, но еще больше зависит от возможностей ребенка.

Работать с детьми, имеющими разные проблемы в развитии, воспитании и здоровье легко, но и в то же время не просто.

Что необходимо, важно, результативно, чтобы работать с нашими детьми:

-надо обладатьпрофессиональными знаниями, которые постоянно применяешь на практике и адаптируешь к ребенку. Только через ошибки приобретаешь свой собственный профессиональный опыт;

- в коллективе должно быть тесное взаимосотрудничество между всеми педагогами (мы приходим к единому мнению на консилиуме, затем выходим на родителя, озвучиваем проблемы, плюсы (на которые в дальнейшем можем опираться), минусы, которые будем корректировать,пользуясь помощью врачей. Чем тяжелей болезнь, чем больше «клубок» проблем, тем более ребенок нуждается во враче.

Более 50% детей проходят лечение в Туле и Москве, Казани,Самаре… У нас уесть выходы на клиники, врачей, даже , где лечить зубы ребенку с аутистическими чертами со сложным поведением.. Конечно, это работа возможна только при наличии согласия, понимания и большого желания оказать помощь своему ребенку со стороны родителей. Поэтому большая работа проводится с родителями. Работа с родителями самая сложная: тяжело принять диагнозы, проблемы ребенка, проводим работу осторожно, учитывая прошлые ошибки, мы выстроили тактику убеждения до 2-х подходов по оказанию помощи ребенку и родителю…Работа строится тактично, гибко.Не дается информация родителям, мы нарушаем этический кодекс.Родители первыми должны знать о проблемах ребенка. Но бывают ситуации,  когда время идет, родители после проведенной нами работы, ничего не предпринимают, время уходит, а спохватываются они только перед  школой, и то не всегда. Как правило, проблема становятся явной для родителя в среднем, когда ребенку 9 лет.  Наша задача – предупредить, озвучить проблему, дать выходы. Много зависит от родителей, готовы они это воспринимать или нет, применяем убеждения).

-принимать ребенка таким, какой он есть, уметь играть с ним, любить.Дети чувствуют, когда их не любят. Когда взрослый умеет играть, это дает возможность ребенку получать удовольствие учиться, узнавать новое.Все это является залогом успешности для ребенка. Я провожу занятия на адаптацию в начале года в течении 2-х недель. Во всех возрастных группах. Также  работаю по программе в старшей группе «Мое настроение», где мы учимся сочувствию, пониманию, эмпатии (Взрослый показывает на испуганное настроение (пиктограмму) спрашивает девочку стар.гр.: Какое настроение? Кричит. Почему кричит? Что чувствует? От чего кричит? От бешенства.),

, и готовлю детей к школе в подготовительной группе  по программе «Хочу в школу!». И все время, обучаясь, мы играем. Почему? Общаясь с учителями начальных классах, мы получили информацию о тех проблемах, с которыми сталкиваются учителя в начальной школе.

О школе….

ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ  СТАЛКИВАЮТСЯ  УЧИТЕЛЯ  ПРИ ПОСТУПЛЕНИЕ  ДЕТЕЙ  В  ШКОЛУ

1.Дети приходят в школу не наигравшиеся (играют под партой, во время урока, везде, из-за этого трудности в усвоении материала, играют вплоть до 4-ого класса).

2.Дети не знают правил (не собран портфель, безалаберное отношение к книгам, тетрадям, забывают); залазиют в шкаф, стол учителя без разрешения). Причины: попустительство родителей, не умеют общаться.

3. Не удерживают вербальную информацию более 2-х минут, «сползают» с материала. Причина: отсутствие правильного общения – умения слушать и слышать.

4.Нарушения в моторном развитии: не поставлена рука, дети быстро устают писать, неправильно держат карандаш, не умеют закрашивать.

5. Дети приходят читающими, но при этом не понимают чего читают, отсутствует звуко-буквенный анализ слова.

Работая с ребенком, мы помогаем ему развиваться. От условий жизни, от нас взрослых, зависят дальнейшие перспективы его развития.

Знаешь проблему, ищешь причину, находишь выход.

    Работаем  на успех….. и здоровье детей. Успешен, значит здоров!Об этом сейчас все забыли все  крутится на буквах, цифрах, чтении, репетиторах к школе, а потом через время «вылазеет» нездоровье, психосоматика, родителями кругами ходят по врачам, а причины не в плохом учителе и школе , а  в неправильной построенной установке, учете возможностей ребенкак школу.

1 раз в неделю я провожу коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе по программе «Хочу в школу»(20 занятий)по подготовке к школе.

В чем заключается готовность к школе?

Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться

Л.А. Венгер, А.Л. Венгер.

УСПЕХ для ребенка – АДАПТИРОВАННОСТЬ, АВТОНОМЕН, САМОДОСТАТОЧЕН, МОТИВИРОВАННОСТЬ (ЖИТЬ ХОРОШО), РЕБЕНОК КРИТИЧЕН, ВЫСКАЗЫВАЕТ СВОЕ МНЕНИЕ, ЧУВСТВУЕТ САМ СЕБЯ И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ!

Вся программа по подготовке к школе построена на игровом сюжете, (каждое занятие), ритуалах – звенит звонок, начинается уроки переменах,  где дети учатся снимать психоэмоциональное напряжения и контролировать свое поведение с помощью саморегуляции, проблемных ситуациях, положительных установках, индивидуальном подходе, коммуникативном взаимодействии, элементах нейропсихологии.Потренировать ребенка в преодоление трудностей. Дети должны быть заняты полезным для них делом. Ребенок должен быть  занят, но не перегружен.

Главное помнить об

Условиях   сохранения психического здоровья ребенка:

Необходимо создать условия для возникновения адекватной самооценки (признать, исправить свои минусы, ошибки, осознавать свои положительные стороны; умения соотносить собственные возможности, силы, ресурсы с действительностью, то есть умение ставить реалистичные цели), причем адекватно высокой самооценки.

Чторебенок должен понимать, что он способен добиться успеха, Родителям надо верить в ребенка всегда, даже, когда он сам в себя не верит.Поэтому стоит хвалить его за  продвижения, достижения!Это касается тревожных, нервных детей с пониженной самооценкой, флегматиков.

Очень важно формировать у ребенка право на ошибку, принимать разные ситуации, находить из них выход. Дошкольник, уверенный в своих силах, оказавшись в школьных условиях, может растеряться, начать сомневаться в своих способностях.

Адекватно реагировать на замечание, отметку.Необходимо помочь  совладать с негативными переживаниями, неудачей предварительно, узнав, чем вызван подобный протест, затруднение и исходя из этого, организовывать свою деятельность. (Пример)

Создавать ситуациюуспеха!Давать  положительные установки «Ты сможешь», «Ты справишься», «У тебя все получится», «Давай попробуем вместе».(Пример: « Я чуть переборщил, значит Я – КЛУША», Взрослый зовет девочку старшей группы, специально искажая фамилию ребенка. Девочка подходит. Взрослый спрашивает: разве ты Петрушкина? Нет, я Козлова. Кто тебя так называет? Бабушка.Мне кирдык. Что это значит? Это значит мне хана. А хана – что это?  Хана- мне конец. А конец что это пора домой? Нет, конец это у меня ничего не получается.)

  Ребенок должен знать, зачем он идет в школу – учиться писать, считать, решать задачи, много знать, познакомиться с новыми друзьями – его нужно замотивировать.  Никогда не пугайте школой!

- Создание теплой душевной атмосферы в группе (когда тебе рады принимают таким, какой ты есть)

Мы рекомендуем  родителям в какую школу идти, а выбор за ними. Важно не забывать о том, будет ли там ребенок успешным, будет ли ему там комфортно. Одного желания родителей мало, надо учитывать возможности ребенка, уровень его развития.

        С помощью данной программы реализуем решение актуальных проблем у детей с ОВЗ в сфере познавательного и социально-личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....