Игры для детей с ДЦП
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Игры для детей дошкольного возраста с ДЦП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для детей дошкольного возраста с ДЦП
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ
«Разложи правильно»
Цель: фиксация внимания детей на различии и тождестве. Вводить в активный словарь слова кубик и шарик в ходе игрового упражнения «Разложи правильно»
Оборудование: однотипные кубики, шарики, коробки.
Ход: на столе стоит 2 коробки. В одной лежит кубик, в другой – шарик. Взрослый берет из коробки кубик и говорит: «Это кубик». Кладет его в коробку. То же проделывает с шариком. Указывая на каждый предмет, взрослый спрашивает: «Витя, что это?» - побуждая ребенка к произнесению слов кубик, шарик. В конце игры взрослый ставит перед ребенком коробку с кубиками и шариками, предлагает разложить их по коробкам, в одной из которых лежит кубик, а в другой – шарик. «Положи шарик к шарику (показывает на шарик в коробке), кубики к кубику». Ребенок выполняет задание путем зрительного соотнесения.
При выполнения задания взрослый требует, чтобы ребенок называл раскладываемые игрушки.
«Мяч по кругу»
Цель: развитие внимания и точности движений в ходе игрового упражнения «Мяч по кругу»
Оборудование: волейбольный мяч.
Ход игры: играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые номера — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.
«Горячий мяч»
Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания в ходе игрового упражнения «Горячий мяч»
Оборудование: фитбол.
Ход игры: дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.
Варианты
1. По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.
2. При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.
Методические указания: ведущему следует напоминать детям об осанке.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ
«Что это такое?»
Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур в ходе игровогого упражнения «Что это такое?»
Оборудование: объемные геометрические фигуры: шарик, кубик, брусок (кирпичик), кольцо, палочка, треугольная призма (крыша).
Ход игры: взрослый кладет на стол шарик, кубик, брусок, кольцо, палочку, призму. «Посмотри, какие разные игрушки». — обращается он к ребенку. Показывая их поочередно, взрослый предлагает ребенку назвать предметы. Те из них, которые ребенок не может назвать, взрослый называет сам. После этого взрослый убирает все фигурки в коробку. Вынимая из коробки по 1 фигурке, взрослый просит ребенка вновь назвать каждую игрушку.
Так обыгрываются все предметы. При этом взрослый сам по несколько раз называет каждую фигурку, привлекая зрительное и слуховое внимание ребенка к форме предметов.
«Попробуй повторить»
Цель: развитие слуховой памяти в ходе игрового упражнения «Попробуй повторить»
Ход игры. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:
- Дарья дарит Дине дыню.
- Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
- В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.
- Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.
- Шёл Саша по шоссе, нёс сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ
«Где звучит игрушка?»
Цель: формирование зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий в ходе игрового упражнения «Где звучит игрушка?»
Оборудование: бубен.
Ход игры: взрослый показывает детям бубен, затем стучит по нему рукой и напевает ля-ля-ля. Берет ребенка за руку, побуждает его постучать по бубну, продолжая четко нараспев произносить ля-ля-ля., т.е. взрослый привлекает внимание детей к звукоподражанию.
Игра повторяется с каждым ребенком 3 – 4 раза. Передвигаясь по группе и продолжая играть на бубне взрослый учит детей следить за движущимся источником звуком.
Аналогично игра проводится с другими звучащими предметами: погремушкой (тук-тук-тук), колокольчиком (динь-динь-динь), барабаном (та-та-та).
«Прятки»
Цель: формирование зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий в ходе игрового упражнения «Прятки»
Оборудование: цветные платки на каждого.
Ход: дети сидят на стульчиках (коврике). Взрослый накрывает платочком голову одного из детей, пряча его от остальных. Обращается к детям: «Где Вова?» - «Нет Вовы». Снимает платок и радостно восклицает: «Вот Вова!». Игра проводится с каждым ребенком 2 – 3 раза, но при повторении взрослый побуждает ребенка снимать платок с головы самостоятельно.
«Волшебный мешочек»
Цель: развивать тактильно-двигательное восприятие в ходе игрового упражнения «Волшебный мешочек»
Ход игры: понадобится любой небольшой мешочек, наполненный знакомыми ребенку игрушками. Поочередной левой или правой рукой ребенок «ловит» предметы, не заглядывая внутрь. Вытаскивая предмет взрослый описывает предмет, показывая ребенку.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ
«Мы - музыканты»
Цель: развитие мышления в процессе игрового упражнения «Мы музыканты»
Ход игры. В присутствии ребенка насыпать разные виды круп в одинаковые емкости и показать, как они звучат. А затем предложить ребенку побыть музыкантом, уточняя, что крупная крупа громче, а мелкая тише.
«Сравни предметы»
Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций в ходе игрового упражнения «Сравни предметы»
Ход игры: для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.
Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Воспитатель задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова воспитатель задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем они отличаются друг от друга?»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«Веселый мяч»
Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи в ходе игрового упражнения «Веселый мяч»
Оборудование: фитбол.
Ход игры: играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:
Ты катись, веселый мяч,
Быстро-быстро по рукам,
У кого веселый мяч,
Тот исполнит песню нам.
Методические указания. Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.
«Замок»
Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, в ходе игрового упражнения «Замок»
Ход игры. Текст движения
На двери весит замок
Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».
Кто открыть его бы мог?
Повторение движений.
Потянули,
Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону.
Постучали,
Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.
И – открыли!
Пальцы расцепились, ладони в стороны
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
«Ласковое имя»
Цель: формирование умения взаимодействовать со сверстниками в ходе игрового упражнения «Ласковое имя»
Ход игры: дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
«Гримаса перед зеркалом»
Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком; формирование навыка действия по образцу в ходе игрового упражнения «Гримаса перед зеркалом»
Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает внимание на его отражение, комментируя и показывая: «я – Ира, ты – Петя». Далее задать вопросы: «Где Ира (я)?, Где Петя (ты). Предложить повторить гримасу обезьянки, собачка, зайчика, выполнить конкретные действия по подражанию.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
«Пожалей котёнка»
Цель: способствовать развитию проявления эмоций в процессе игрового упражнения «Пожалей котенка»
Оборудование: игрушка котёнка
Ход игры: появление игрового персонажа Котёнка, который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь котёнку, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к котёнку, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют котёнка.
«Ласковый ребенок»
Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером в ходе игрового упражнения «Ласковый ребенок»
Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-299961-1486381384.jpg)
Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-806316-1474795619.jpg)
Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...
П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.
Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-733051-1452270846.jpg)
Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"
Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-1192139-1574607307.jpg)
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/15/picture-1337675-1629027090.jpg)
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...