Игры для детей с ЗПР
картотека по коррекционной педагогике
Игры для детей дошкольного возраста с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 250.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для детей дошкольного возраста с ЗПР
Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания
«Яблоко»
Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов в ходе игрового упражнения «Яблоко»
Дидактический материал: три похожих яблока.
Ход игры: воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко». На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.
«Зачеркни букву»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания в ходе игрового упражнения «Зачеркни букву»
Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.
Ход игры: ребенку предлагается газетная вырезка. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?»
«Слушай музыку»
Цель: развитие активного внимания в ходе игрового упражнения «Слушай музыку»
Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.
Ход игры: воспитатель: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».
«Бубен, колокольчик, дудочка»
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов в ходе игрового упражнения «Бубен, колокольчик, дудочка»
Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.
Ход игры: во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.
«Узор»
Цель: развитие слухового внимания в ходе игрового упражнения «Узор»
Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.
Ход игры: ребенок под диктовку воспитателя рисует узор.
Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.
«Выложи кружочки»
Цель: увеличение объема внимания в ходе игрового упражнения «Выложи кружочки»
Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.
Ход игры: воспитатель выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил воспитатель. Повторить 2 – 3 раза.
Игры и упражнения по коррекции и развитию памяти
«У оленя дом большой»
Цель: развитие умения использовать мнемотаблицы для запоминания текста в ходе игрового упражнения «У оленя дом большой»
Ход игры: ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.
У оленя дом большой, (Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.)
Он глядит в свое окошко. (Руки перед лицом изображают окно.)
Заяц по лесу бежит, (Производят движение руками, как при беге.)
В дверь к нему стучит: (Кулачком имитируют стук в дверь.)
Стук-стук. - Дверь открой! Там в лесу охотник злой!
(Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.)
- Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай! (Вытягивают руки вперед.)
Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
«Каскад слов»
Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти в ходе игрового упражнения «Каскад слов»
Ход игры: воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем воспитатель называет три слова и т.д.
1) огонь; 2) дом, молоко; 3) конь, гриб, игла; 4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5) крыша, пень, вода, свеча, школа; 6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;
8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.
«Что изменилось?»
Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации в ходе игрового упражнения «Что изменилось?»
Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая – с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке.
Ход игры: ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение.
Игры и упражнения по коррекции и развитию восприятия
«Актер»
Цель: обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями в ходе игрового упражнения «Актер»
Ход игры: воспитатель рассказывает детям сказку: «Однажды я шла по лесу и увидела, что вдоль лесного ручья растут елки и березы. Заглянула я под куст и нашла большой гриб. Испугавшись меня, вылетела из гнезда птичка, метнулся в сторону заяц, неслышно пробирался к своему логову волк». Прослушав сказку, ребенок должен изобразить позой, жестом, движением, мимикой то, о чем рассказывалось в сказке.
«Дорисуй фигуры»
Цель: развитие целостности восприятия в ходе игрового упражнения «Дорисуй фигуры»
Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур
Ход игры: ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.
«Форма»
Цель: развитие наблюдательности, ориентирования на форму в ходе игрового упражнения «Форма»
Дидактический материал: три предмета круглой и прямоугольной формы.
Описание задания. Предварительно в разных местах комнаты выставляются три предмета круглой и прямоугольной формы. Ребенку предлагается за 1 мин принести все выставленные предметы.
«Что забыл нарисовать художник?»
Цель: развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания в ходе игрового упражнения «Что забыл нарисовать художник?»
Дидактический материал: набор карточек (4 шт.). На первой карточке нарисована лиса без хвоста, на второй – расческа без зубчиков, на третьей – машина без колес, на четвертой – рыба без плавников.
Ход игры: ребенку предлагается поочередно каждая карточка, и воспитатель спрашивает: «Что забыл нарисовать художник?»
Игры и упражнения по коррекции и развитию мышления
«Сравнение предметов»
Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций в ходе игрового упражнения «Сравнение предметов»
Ход игры: для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.
Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Воспитатель задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова воспитатель задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем они отличаются друг от друга?»
«Четвертый лишний»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать в ходе игрового упражнения «Четвертый лишний»
Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.
Варианты карточек:
1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;
2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;
3) яблоко, груша, виноград, огурец;
4) помидор, морковь, машина, картофель;
5) шапка, машина, самолет, поезд.
Ход игры: ребенку поочередно показывают карточки. Психолог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)
«Сложи узор»
Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей в ходе игрового упражнения «Сложи узор»
Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».
Ход игры: ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор.
«Найди лишнее слово»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков в ходе игрового упражнения «Найди лишнее слово»
Ход игры: ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено.
Варианты серий слов:
1) храбрый, злой, смелый, отважный;
2) яблоко, слива, огурец, груша;
3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
4) платье, свитер, шапка, рубашка;
5) береза, дуб, сосна, земляника;
6) мыло, мочалка, шампунь, веник.
Игры и упражнения по коррекции и развитию речи
«Дай действия словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания в ходе игрового упражнения «Дай действия словам»
Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:
Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…
«Наоборот»
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова в ходе игрового упражнения «Наоборот»
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Светлое небо – …
Чистое платье – …
Хорошее настроение – …
Теплая погода -
«Четвертый лишний»
Цель: развитие умение доказывать свою точку зрения в ходе игрового упражнения «Четвертый лишний»
Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
- тарелка, стакан, корова, чашка
- чашка, стакан, тарелка, кружка
«Разговор по телефону»
Цель: развитие пространственных представлений, побуждение в использовании в речи слова: вверх, направо, налево вниз, прямо в ходе игрового упражнения «Разговор по телефону»
Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?
Игры и упражнения по коррекции и развитию навыков общения
«Эхо»
Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми входе игрового упражнения «Эхо»
Ход игры: воспитатель (ребенок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)
Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.
«Встань по пальцам»
Цель: развитие умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности в ходе игрового упражнения «Встань по пальцам»
Ход игры: воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано
«Математический футбол»
Цель: развитие навыков взаимодействия, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий в ходе игрового упражнения «Математический футбол»
Ход игры: на доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.
«Лучший космонавт»
Цель: развитие навыков взаимодействия, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в ходе игрового упражнения «Лучший космонавт»
Ход игры: воспитатель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10. Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют:
«Ждут нас быстрые ракеты
На такую полетим!
Для прогулок по планетам.
Но в игре один секрет:
На какую захотим,
Опоздавшим места нет».
Как только сказано последнее слово, учитель выдает каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.
Игры и упражнения по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы
«Дружба начинается с улыбки»
Цель: создание непринужденной атмосферы, закрепление умения передавать различные эмоциональные состояния без слов в ходе игрового упражнения «Дружба начинается с улыбки»
Ход игры: дети садятся по кругу, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и по очереди, не произносят ни слова, дарят друг другу улыбку.
«Нетрадиционное приветствие»
Цель: создание положительного настроя у детей в ходе игрового упражнения «Нетрадиционное приветствие»
Ход игры: педагог показывает детям способ выполнения предлагаемого приветствия.
Инструкция: «Как вы приветствуете друг друга при встрече? А теперь давайте попробуем поприветствовать друг друга новым, не известным никому способом. Например, ладонями, но только их тыльной стороной (педагог показывает детям), плечами, коленями, лбами».
«Ладушки»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым в ходе игрового упражнения «Ладушки»
Ход игры: (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2—3 раза.
«Хоровод с куклой»
Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле в ходе игрового упражнения «Хоровод с куклой»
Оборудование: кукла средних размеров.
Ход игры: (проводится с подгруппой из 2—3 детей). Взрослый приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Взрослый ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая дудочка» М. Красева).
Вариант: игра проводится с мишкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-299961-1486381384.jpg)
Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-806316-1474795619.jpg)
Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...
П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.
Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-733051-1452270846.jpg)
Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"
Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-1192139-1574607307.jpg)
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/15/picture-1337675-1629027090.jpg)
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...