Игры для детей с ЗПР
картотека по коррекционной педагогике

Игры для детей дошкольного возраста с ЗПР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_zpr.docx250.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей дошкольного возраста с ЗПР

Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания

«Яблоко»

Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов в ходе игрового упражнения «Яблоко»

Дидактический материал: три похожих яблока.

Ход игры: воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко». На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.

«Зачеркни букву»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания в ходе игрового упражнения «Зачеркни букву»

Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.

Ход игры: ребенку предлагается газетная вырезка. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?»

           

        «Слушай музыку»

Цель: развитие активного внимания в ходе игрового упражнения «Слушай музыку»

Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Ход игры: воспитатель: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».

                 

    «Бубен, колокольчик, дудочка»

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов в ходе игрового упражнения «Бубен, колокольчик, дудочка»

Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.

Ход игры: во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.

«Узор»

Цель: развитие слухового внимания в ходе игрового упражнения «Узор»

Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.

Ход игры: ребенок под диктовку воспитателя рисует узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.

                       

    «Выложи кружочки»

Цель: увеличение объема внимания в ходе игрового упражнения «Выложи кружочки»

Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.

Ход игры: воспитатель выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил воспитатель. Повторить 2 – 3 раза.

Игры и упражнения по коррекции и развитию памяти

«У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемотаблицы для запоминания текста в ходе игрового упражнения «У оленя дом большой»

Ход игры: ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя дом большой, (Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.)

Он глядит в свое окошко. (Руки перед лицом изображают окно.)

Заяц по лесу бежит, (Производят движение руками, как при беге.)

В дверь к нему стучит: (Кулачком имитируют стук в дверь.)

Стук-стук. - Дверь открой! Там в лесу охотник злой!

(Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.)

- Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай! (Вытягивают руки вперед.)

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

«Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти в ходе игрового упражнения «Каскад слов»

Ход игры: воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем воспитатель называет три слова и т.д.

1) огонь; 2) дом, молоко; 3) конь, гриб, игла; 4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа; 6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.

«Что изменилось?»

Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации в ходе игрового упражнения «Что изменилось?»

Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая – с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке.

Ход игры: ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение.

Игры и упражнения по коррекции и развитию восприятия

«Актер»

Цель: обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями в ходе игрового упражнения «Актер»

Ход игры: воспитатель рассказывает детям сказку: «Однажды я шла по лесу и увидела, что вдоль лесного ручья растут елки и березы. Заглянула я под куст и нашла большой гриб. Испугавшись меня, вылетела из гнезда птичка, метнулся в сторону заяц, неслышно пробирался к своему логову волк». Прослушав сказку, ребенок должен изобразить позой, жестом, движением, мимикой то, о чем рассказывалось в сказке.

«Дорисуй фигуры»

Цель: развитие целостности восприятия в ходе игрового упражнения «Дорисуй фигуры»

Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур

Ход игры: ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

 

«Форма»

Цель: развитие наблюдательности, ориентирования на форму в ходе игрового упражнения «Форма»

Дидактический материал: три предмета круглой и прямоугольной формы.

Описание задания. Предварительно в разных местах комнаты выставляются три предмета круглой и прямоугольной формы. Ребенку предлагается за 1 мин принести все выставленные предметы.

 «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания в ходе игрового упражнения «Что забыл нарисовать художник?»

Дидактический материал: набор карточек (4 шт.). На первой карточке нарисована лиса без хвоста, на второй – расческа без зубчиков, на третьей – машина без колес, на четвертой – рыба без плавников.

Ход игры: ребенку предлагается поочередно каждая карточка, и воспитатель спрашивает: «Что забыл нарисовать художник?»

Игры и упражнения по коррекции и развитию мышления

«Сравнение предметов»

Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций в ходе игрового упражнения «Сравнение предметов»

Ход игры: для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Воспитатель задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова воспитатель задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем они отличаются друг от друга?»

«Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать в ходе игрового упражнения «Четвертый лишний»

Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.

Варианты карточек:

1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;

2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;

3) яблоко, груша, виноград, огурец;

4) помидор, морковь, машина, картофель;

5) шапка, машина, самолет, поезд.

Ход игры: ребенку поочередно показывают карточки. Психолог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)

«Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей в ходе игрового упражнения «Сложи узор»

Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».

Ход игры: ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор.

«Найди лишнее слово»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков в ходе игрового упражнения «Найди лишнее слово»

Ход игры: ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено.

Варианты серий слов:

1) храбрый, злой, смелый, отважный;

2) яблоко, слива, огурец, груша;

3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

4) платье, свитер, шапка, рубашка;

5) береза, дуб, сосна, земляника;

6) мыло, мочалка, шампунь, веник.

Игры и упражнения по коррекции и развитию речи

«Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания в ходе игрового упражнения «Дай действия словам»

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…

«Наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова в ходе игрового упражнения «Наоборот»

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - 

«Четвертый лишний»

Цель: развитие умение доказывать свою точку зрения в ходе игрового упражнения «Четвертый лишний»

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

- тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

«Разговор по телефону»

Цель: развитие пространственных представлений, побуждение в использовании в речи слова: вверх, направо, налево вниз, прямо в ходе игрового упражнения «Разговор по телефону»

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

Игры и упражнения по коррекции и развитию навыков общения

«Эхо»

Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми  входе игрового упражнения «Эхо»

Ход игры: воспитатель (ребенок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)

Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

«Встань по пальцам»

Цель: развитие умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности в ходе игрового упражнения «Встань по пальцам»

Ход игры: воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано

«Математический футбол»

Цель: развитие навыков взаимодействия, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий в ходе игрового упражнения «Математический футбол»

Ход игры: на доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.

«Лучший космонавт»

Цель: развитие навыков взаимодействия, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  в ходе игрового упражнения «Лучший космонавт»

Ход игры: воспитатель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10. Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют:

«Ждут нас быстрые ракеты

На такую полетим!

Для прогулок по планетам.

Но в игре один секрет:

На какую захотим,

Опоздавшим места нет».

Как только сказано последнее слово, учитель выдает каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.

Игры и упражнения по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы

«Дружба начинается с улыбки»

Цель: создание непринужденной атмосферы, закрепление умения передавать различные эмоциональные состояния без слов в ходе игрового упражнения «Дружба начинается с улыбки»

Ход игры: дети садятся по кругу, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и по очереди, не произносят ни слова, дарят друг другу улыбку.

«Нетрадиционное приветствие»

Цель: создание положительного настроя у детей в ходе игрового упражнения «Нетрадиционное приветствие»

Ход игры: педагог показывает детям способ выполнения предлагаемого приветствия.

Инструкция: «Как вы приветствуете друг друга при встрече? А теперь давайте попробуем поприветствовать друг друга новым, не известным никому способом. Например, ладонями, но только их тыльной стороной (педагог показывает детям), плечами, коленями, лбами».

«Ладушки»

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым в ходе игрового упражнения «Ладушки»

Ход игры: (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2—3 раза.

«Хоровод с куклой»

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле в ходе игрового упражнения «Хоровод с куклой»

Оборудование: кукла средних размеров.

Ход игры: (проводится с подгруппой из 2—3 детей). Взрослый приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Взрослый ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая дудочка» М. Красева).

Вариант: игра проводится с мишкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...