ПЕРЕЧЕНЬ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
картотека по коррекционной педагогике

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perechen_igr_na_vnimanie.docx53.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Возрастная группа

Описание игры

Младшая группа

(не менее 15 игр)

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель: развитие объема внимания в ходе игры «Какой игрушки не хватает?»

Ход игры: поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек.

Игра «Что слышно?»

Цель: развитие произвольного внимания в ходе игры «Что слышно?»

Ход игры: 1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.  

Игра «Найди такой же»

Цель: развитие произвольного внимания в ходе игры «Найди такой же»

Ход игры: предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции в ходе игры «Что изменилось?»

Ход игры: для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек.

Когда малыш повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Игра «Гимнастика внимания»

Цель: развитие произвольного внимания в ходе игры «Гимнастика внимания»

Ход игры: раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть вы ребята не зевайте слушайте, что вам скажу и при этом покажу. Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.

Игра «Самый внимательный»

Цель: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться в ходе игры «самый внимательный»

Ход игры: дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

Игра «Кто позвал?»

Цель: развитие внимания в ходе игры «Кто позвал»

Ход игры: дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.

Игра «Что нового?»

Цель: развитие произвольного внимания в ходе игры «Что нового?»

Ход игры: взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру.  К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину.

В это время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

Игра «Ухо – нос»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам в ходе игры «Ухо-нос»

Ход игры: по команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос.  

Игра «Карлики и великаны»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции в ходе игры «Карлики и великаны»

Ход игры: детям предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» - встать.

Игра «Игра с флажками»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции в ходе игры «Игра с флажками»

Ход игры: когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладо ши, синий – шагать на месте.

«Сделай как у меня»

Цель: развитие зрительного внимания в ходе игры «Сделай как у меня»

Ход игры: ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п. (Можно использовать палочки Кюизенера)    

Игра «Расставь как было»

Цель: развитие зрительного внимания в ходе игры «Сделай как у меня»

Ход игры: перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

Игра «Дорисуй»

Цель: развитие зрительного внимания в ходе игры «Дорисуй»

Ход игры: взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.

Игра «Повтори за мной»

Цель: развитие внимания в ходе игры «Повтори за мной»

Ход игры: дошкольникам  предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.

Средняя группа

(не менее 15 игр)

Игра «Хлоп» («Топ»)

Цель: развитие внимания в ходе игры «Хлоп» («Топ»)

Ход игры: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог назовет животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом». Более сложный вариант: ребенок должен проделать какое-либо действие (на усмотрение педагога), если педагог назвал предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

Игра «Будь внимателен!»

Цель: развитие внимания, навыка самоконтроля в ходе игры «Будь внимателен!»

Ход игры: ребенок повторяет слова, которые педагог произносит. Слова определенной категории повторять нельзя

Игра «Волшебное слово»

Цель: развивать внимание; способствовать освоению правил этикета в ходе игры «Волшебное слово»

Ход игры: ребенок должен выполнять просьбу педагога только в том случае, если он произнесет слово «пожалуйста». Например: звучит фраза «Дай мне куклу» - ребенок не должен реагировать на слова. Звучит: «Сходи, пожалуйста, на кухню. Принеси мне тарелку». Малыш должен сходить на кухню, но вернуться без тарелки, потому что слово «пожалуйста» не произнесли.

Игра «Съедобное - несъедобное»

Цель: развитие внимания, координация движений в ходе игры «Съедобное – несъедобное»

Оборудование: мяч.

Ход игры: ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица - животное, живое - неживое, тихое - громкое и т. п.

Игра «Я скажу, а ты - запомни»

Цель: развитие внимания, наблюдательность в ходе игры «Я скажу, а ты запомни»

Ход игры: предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например: перечислять предметы посуды, мебели и т. п. В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп: дерево, ствол, ветка; дом, стена окно, дверь; диван, стол, кресло, чашка, мяч и т. п.

Игра «Кто-то наследил»

Цель: развитие внимания, поисковых навыков в ходе игры «Кто-то наследил»

Оборудование: «следы» зайца, вырезанные из бумаги.

Ход игры: разложить по комнате заячьи следы в виде запутанной тропы. Обратить на них внимание ребенка: «Смотри- ка! К нам зайчик приходил, вот его следы, да как много! Попробуй пройди по ним, может быть, он спрятал какой-нибудь гостинец!» В конце тропы положить морковку, угостить ребенка.

Игра «Посмотри и сделай так же»

Цель: развитие внимания в ходе игры «Посмотри и сделай так же»

Ход игры: взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.

Игра «Успей дотронуться»

Цель: развитие внимания в ходе игры «Успей дотронуться»

Ход игры: предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т. д.». Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься до двух круглых предметов».

Игра «Чем похожи – чем отличаются»

Цель: развитие внимания в ходе игры «Чем похожи – чем отличаются»

Ход игры: возьмите две игрушки, похожие по цвету или форме. Спросите у ребёнка: похожи ли игрушки друг на друга? Они одинакового цвета (размера). А чем игрушки отличаются? Например, у зайчика длинные, большие ушки, а у медведя маленькие. Для того, чтобы играть в эту игру, сначала научите ребёнка правильно рассматривать игрушку. Внимательно рассмотрите все части игрушки, цвет. На ощупь определите, какая игрушка, из чего сделана. Вспомните, как можно с ней играть.

Игра «Пуговицы»

Цель: развитие концентрации внимания в ходе игры «Пуговицы»

Ход игры: играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6 клеток.  Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть (20-30сек.) и запомнить, где какая пуговица лежит. После первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо". Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и сложней. 

Игра «Зеваки»

Цель:  развитие волевого (произвольного) внимания в ходе игры «Зеваки» 

Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего ("Стоп!") останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. 

Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончится, когда 2-3 детей остаются в игре.

Игра «Сорока-белобока»

Цель: развитие концентрации внимания в ходе игры «Сорока-белобока»

Материал: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Ход игры: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат. Затем ребенок отворачивается. В это время убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Муха»

Цель: развитие устойчивости, распределения и переключение внимания в ходе игры «Муха»

Ход игры:  игровое поле, расчерченное на 9 или 16 клеток и кусочек пластилина.
Предложить ребенку помочь «мухе» (пластилин) добраться до другого края поля, предупредив. Что «муха» летает только зигзагами. Взрослый обозначает путь «мухи»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен проделать этот путь «мухой» по игровому полю. Исходное положение – центральная клетка игрового поля.

С освоением правил в игру могут играть два ребенка. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением «мухи», не допустить ее вылета за пределы игрового поля. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала. 

Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие слухового внимания в ходе игры «Четыре стихии»

Ход игры: по команде ведущего дети выполняют определенное движение руками. 

"Земля" Дети опускают руки вниз.

"Вода" Дети вытягивают руки вперед

"Воздух" Дети поднимают руки вверх

"Огонь" Дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах 

Игра «Я беру с собой в чемодан….»

Цель: развитие слухового внимания в ходе игры «Я беру с собой в чемодан»

Ход игры: взрослый начинает игру: «Я еду в отпуск и пакую чемодан. Я возьму с собой зубную щётку!»

Ребенок продолжает: «Я возьму с собой зубную щётку и зубную пасту»

Взрослый: «Я возьму с собой зубную щётку, зубную пасту и красную футболку»

Ребенок: «Я возьму с собой зубную щётку, зубную пасту, красную футболку и синий карандаш»

Потом взрослый всё это повторяет и добавляет ещё одну вещь. И так до тех пор, пока кто-то не собьётся и перепутает или порядок, или цвет вещей.

Старшая группа

(не менее 15 игр)

Игра «Что слышно?»

Цель: развитие внимания, умение быстро сосредоточиваться в ходе игры «Что слышно?»

Ход игры: ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

Игра «Будь внимателен!»

Цель: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы в ходе игры «Будь внимателен!»

Ход игры: на слове «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны «аист» - стоять на одной ноге.

Игра «Слушай хлопки!»

Цель: развитие активного внимания в ходе игры «Слушай хлопки»

Ход игры: играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Игра «Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания в ходе игры «Найди отличия»

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Ход игры: ребенку предлагаются:

а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

«Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Игра «Выложи из палочек»

Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки в ходе игры «Выложи из палочек»

Ход игры: посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т. д.? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик.). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе.

 Игра «Разведчики»

Цель: развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности в ходе игры «Разведчики»

Оборудование: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг)

Ход игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку м задает по ней несколько вопросов. Например: «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.

Игра «Строители»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания в ходе игрового упражнения «Строители»

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш.

Ход игры: ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

Игра «Найди героев передачи»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания в ходе игры «Найди героев передачи»

Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи - Хрюшки, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.

Ход игры: ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

 Игра «Найди дорожку»

Цель: развитие произвольного внимания в ходе игры «Найди дорожку»

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

Ход игры: ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

Игра «Найди двух одинаковых животных»

Цель: развитие произвольного внимания в ходе игры «Найди двух одинаковых животных»

Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов)

Ход игры: ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.

«Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых» .

Игра «Найди фото»

Цель: развитие концентрации и распределение внимания,  активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предмет-силуэт» при наличии спорных (похожих на предмет) изображений в ходе игры «Найди фото»

Оборудование: наглядные пособия и раздаточный материал (необходимо изготовить по две картинки «фотокарточки» клоунов, с различным изображением лиц)

Ход игры: клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотокарточки, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотокарточек. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотокарточки.

Когда ребенок сделал выбор ему можно задать вопросы: «У тебя какой клоун?» (веселый, грустный и т. д.) «Как бы нам его назвать?» (Плакса, Ворчун, Хохотун и т. д.)

Игра «Слушай хлопки!»

Цель: развитие произвольного внимания в ходе игры «Слушай хлопки»

Ход игры: движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.

Игра «Лото»

Цель: развитие произвольного внимания в ходе игры «Лото»

Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.

Ход игры: карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу, изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки этой карты.

Игра «Будь внимательнее»

Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции в ходе игры «Будь внимательнее»

Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.

Ход игры: ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая, где самое большее (меньшее) количество предметов.

«Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы бор. Начинай играть».

Игра «Танграм»

Цель: развитие устойчивости внимания, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу в ходе игры «Танграм»

Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.

Ход игры: ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.

«Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».

При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

«Что, где лежит?»

Цель: развитие произвольного внимания в ходе игры «Что, где лежит?»

Оборудование: бланк с эталонами фигур предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.

Ход игры: ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.

1. На отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).

2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.

«Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками,на которых обозначены геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные предметы тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».

Подготовительная группа

(не менее 15 игр)

Игра «Запрещенные движения»

Цель: формирование собранности внимания в ходе игрового упражнения «Запрещенные движения»

Ход игры: ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

Игра «Прямой и обратный счет»

Цель: развитие способности к распределению внимания в ходе игры «Прямой и обратный счет»

Ход игры: повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

Игра «Нарисуй»

Цель: развитие произвольного внимания в ходе игры «Нарисуй»

Ход игры: нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д

Игра «Наблюдательность»

Цель: развивать активное внимание, связь внимания и зрительной памяти в ходе игры «Наблюдательность»

Ход игры: вам необходимо по памяти описать участок  детского  сада, путь из дома в детский  сад и обратно — все то, что вы видели сотни раз.

Игра «Сосчитай глазами»

Цель: формировать активное внимание, реакцию сосредоточения в ходе игры «Сосчитай глазами»

Ход игры: посмотри внимательно на этот рисунок. Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков в каждой строчек. Рядом со строкой напишите ответ. Вначале — сколько кружков, затем — количество крестиков. Нужно стараться работать очень быстро.

Игра «Запрещенная цифра»

Цель: развитие внимательности, умения слушать в ходе игры «Запрещенная цифра»

Ход игры: играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа (от 1 до 10). Перед этим выбирается одно какое – то число, которое нельзя произносить вслух, вместо него играющий хлопает  в ладоши. (Затем количество запретных чисел увеличивается)

Игра «Запретные движения»

Цель: развитие скорости реакции и произвольного внимания в ходе игры «Запрещенные движения»

Ход игры: в начале ведущий показывает какое-либо движение, которое будет являться запретным к исполнению. Далее он изображает любые действия, которые повторяются всеми участниками. В серии своих действий ведущий показывает и запретное, которое не следует повторять.

Запретных действий может быть и не одно.

Игра «Едем на пароходе»

Цель: развитие внимания, навыков социальной адаптации в ходе игры «Едем на пароходе»

Ход игры: едущий говорит: «Мы отправляемся в путешествие и собираем  багаж. Каждый имеет возможность взять по одной вещи». Участники по кругу называют желаемое. Ведущий записывает последовательно все названное. После этого продолжает рассказ: «Наш пароход поворачивает в обратную сторону, поэтому сейчас мы будем последовательно вспоминать, кто что брал, в обратном порядке». Первый участник теперь должен воспроизвести вещь, названную последним участником, второй — предпоследним и т.д.

Игра «Не пропусти профессию»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора в ходе игры «Не пропусти профессию»

Ход игры: дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.

Варианты слов: лампа, водитель, ножницы, архитектор, карандаш, строитель, пекарь, обруч, попугай, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, воспитатель, штука, солнце

Игра «Зеваки»

Цель: развитие произвольного внимания в ходе игры «Зеваки»

Ход игры: играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходит из круга и внимательно наблюдает за игрой.

Игра «Назови соседей» (вариант с числами)

Цель: развитие внимания, памяти, скорости, мыслительных процессов в ходе игры «Назови соседей»

Ход игры: играющие сидят в кружок. Ведущий бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

Еще одно упражнение на тренировку распределения внимания (для детей, знающих цифры).

Попросите ребёнка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если ребёнок не может записать цифры, то он просто сообщает их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребёнку для выполнения этого задания.

Игра «Угадай, из чего сделан предмет»

Цель: развитие внимания, умение быстро сосредотачиваться, закрепление названия видов материалов «Угадай, из чего сделан предмет»
Ход игры: детям завязываются глаза и вкладываются в руки разные предметы. Дети должны назвать предмет и определить, из чего он сделан.

число, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается.

Игра «Построй дорожку»

Цель: развитие устойчивости внимания в ходе игры «Построй дорожку»

Оборудование: таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки.

Ход игры: ребенку предлагают помочь герою сказки доб раться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

«Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:  все треугольники (круги, квадраты);

Игра «Найди  предмет»

Цель: развитие  саморегуляции и умение концентрировать внимание в ходе игры «Найди предмет»

Оборудование: рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей).

Ход игры: ребенку предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.

«Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности. Приступай к выполнению задания».

Примечание: на первом этапе работы целесообразно предложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.

Игра «Найди тень»

Цель: развитие концентрации внимания в ходе игры «Найди тень»

Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.

Ход игры: ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней (листы 35—36).

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».

Примечание. Правильный ответ — вторая тень у рыцаря. Задания с использованием листа 36 (фигурки белочки и дельфина) выполняются аналогично.

Игра «Строители»

Цель: развитие  концентрации и распределения внимания в ходе игры «Строители»

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых — образец, а три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой карандаш.

Ход игры: ребенку предлагают лист с четырьмя рисунка ми, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

«Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

Игра «Быстрее нарисуй»

Цель: развитие умения переключать внимание в ходе игры «Быстрее нарисуй»

Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.

Ход игры: ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов.

«Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а на  каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания».

Примечание. Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

1.  РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.    2.  РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.   ИГРЫ  Д...

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Перечень игр на развитие внимания у детей 4-5 лет

Игры, способствующие развитию внимания у детей 4-5 лет....

Обобщение опыта работы с детьми 3-7 лет по развитию внимания на тему: «Игра на развитие устойчивости, объема и переключаемости внимания детей 3-7 лет «Найди и покажи»

Коллеги, в своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использов...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...