Консультация для воспитателей: "Перспективное планирование по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения"
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Даны рекомендации планирования работы по развитию зрительного восприятия в средней группе для дошкольников с нарушениями зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зрительное восприятие174 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей на тему:

«Перспективное планирование по развитию зрительного восприятия

для детей с нарушениями зрения»

(средняя группа)

                                                                                     Учитель-дефектолог Буздырина О.Б.

г. Калининград

Перспективное планирование по развитию зрительного восприятия

(средняя группа)

Тема

Программное содержание

Виды и формы работы

Сентябрь

3-я неделя

1.Овощи «Что Зина принесла в корзине»

- совершенствовать способы зрительного восприятия, закреплять умение различать и называть основные признаки овощей (форма, цвет, структура поверхности, вкус)

- развивать умение обследовать предметы с помощью осязания;

- развивать осязание и мелкую моторику;

- приучать выслушивать ответы товарищей, дополнять их.

Словарная работа:

Предметы: овощи, названия овощей, корнеплоды.

Признаки: цвет, форма, величина, вкусовые качества.

- Д/и «Найди то, что я назову»

- «Разложи предметы по величине»

-« Найди предмет такой же формы»

Практическая часть:

- Раскрашивание зашумлённых рисунков

3-я неделя

Овощи «Большие и маленькие»

-закреплять представления о величине предметов;

- формировать понятие относительной величины – «большой», «маленький», «больше», «меньше»;

- учить находить два одинаковых предмета среди пяти предметов разной величины, находить в построенном сериационном ряду место промежуточному элементу

-Д/и «Разделить по группам»

- «Найди пару»

- «Найти свой домик»

- Расставь по величине»

- «Собрать бусы»

Практическое задание:

«Раскрась бусинки»

4-я неделя

Фрукты «Мы делили апельсин»

- совершенствовать способы зрительного восприятия, закреплять умение различать и называть основные признаки фруктов (форма, цвет, структура поверхности, вкус, запах);

- развивать умение обследовать предметы с помощью осязания;

Словарная работы:

Предметы: апельсин, фрукты, кожура

Признаки: жёлтый. Оранжевый, круглый, овальный, шершавый, кислый, сладкий, кисло-сладкий

- Д/и Подбери по цвету»

- Д/и «На что похоже»

- «Загадай, мы отгадаем»
Практическое задание:

«Найди и раскрась фрукты»

4-я неделя

«Овощи и фрукты»

(форма)

-закреплять умение детей анализировать основные признаки предметов, их  форму;

- формировать способы зрительного восприятия предметов в окружающей действительности, умение различать и называть форму геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, овал;

- развивать осязание и мелкую моторику

- 1. Обследование овощей и фруктов по форме и величине

- 2.Соотнесение натур. овощей и фруктов (цветных силуэтов) с изображением геом. фигур  

Дорисовать части овощей (после обводки трафарета – треугольника, круга)

-Закрасить контуры овощей, после того как их дорисовали

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

Дары леса «Путешествие в ягодную страну»

- продолжать учить различать и соотносить форму геометрических с формой плоскостных изображений ягод.

- развивать полисенсорное восприятие, активизировать зрительные, вкусовые, обонятельные анализаторы;

-развивать зрительно-моторную координацию;

- развивать осязание и мелкую моторику

- совершенствовать умение внимательно выслушивать ответы детей, дополнять их.

Словарная работа:

Предметы: ягоды, компот, варенье, клубника, вишня, слива

Признаки: клубничное…,форма

Действия: варить, собирать, есть

- Д/и «На что похоже»

- Работа с карточкой (выбери нужный карандаш)

-д/и «Продолжи ряд»

1-я неделя

«Длинные и короткие»

- закреплять представления о длине предметов;

-развивать глазомер;

- упражнять в сравнении трёх групп предметов;

-учить располагать пять предметов в убывающей и возрастающей последовательности;

-активизировать словарь понятиями «величина», «длинные предметы», «короткие предметы»

- Д/и  «Сравни дорожки»

- «Сравни ленты»

- «Найти одинаковые полоски»

- «Правильно расставь игрушки»

- «Дострой лесенку»

2-я неделя

«Деревья»

«Здравствуй, деревце»

- развивать зрительное, слуховое внимание, учить ориентироваться на слух;

-учить ориентироваться на участке д/с, различать и называть деревья по цвету коры, величине ствола, размеру веток, по форме листьев.

-продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям

Словарная работа:

Предметы: берёза, ель, тополь, рябина, клён.

Признаки: высокие, низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.

Наречия: выше, ниже, повыше, пониже

Действия: поставить, расставить, выставить, провести.

- Д/и « Найди самое высокое (низкое) дерево»

- «Веточки разной длины»

- «Раз, два, три дерево найди»

- «Принеси листок от дерева, которое стоит…»

- раскрашивание зашумлённых рисунков

2-я неделя

«Оранжевые превращения»

(цвет)

- Закреплять навыки цветовосприятия;

- учить называть точным словом оранжевый цвет, локализовать предметы оранжевого цвета из предметов красного и жёлтого цвета;

- формировать интерес к экспериментаторским действиям с красками (смешение красок, получение нового цвета)

- «узнай и правильно назови»

- «выбери такого же цвета»

- «выбери все оранжевые»

-

Практическая работа:

1. смешивать красну и желтую краски для получения оранжевой и закрасить листья оранжевой краской

2. выложить на фланелеграфе дерево с оранжевыми листьями

3-я неделя

Лес

«Лес нас в гости приглашает»

- учить определять направления, называть местоположение предметов;

- развивать слуховое восприятие, зрительно-моторную координацию, прослеживающие функции глаз;

- воспитывать любознательность, желание узнавать новое.

 

Словарная работа:

Предметы: ель, сосна, берёза, клён, лес, звери, птицы, грибы, дупло, нора, берлога.

Признаки: лесные.

Действия: живут, растут, поют.

Наречия: слева, справа, около.

- Д/и «Составь целое из частей»

- «Проследи, по какой дорожке идут зверушки»

- релаксация «Голоса птиц»

Практическое задание

Коллективная работа «Лес»

3-я неделя

Ширина

Закреплять представления о ширине предметов;

- учить сравнивать предметы по ширине путём наложения и приложения, выделять и самостоятельно располагать 5 предметов в убывающей последовательности (возрастающей);

- формировать умение зрительной дифференцировки предметов по ширине;

- упражнять в сравнении 2 предметов по ширине

- «Сравни дощечки по ширине»

-«Каждую машину в свой гараж»

-«Расставь по порядку»

- «Расставь машины»

- «Найди одинаковые по ширине полоски»

- Раскрась полоски»

4-я неделя

Осень

«В гости к Осени»

- закреплять умение анализировать основные признаки осенних листьев (форма, цвет, величина);

- учить различать движущие предметы (падающие листья), понимать и называть словом действия (кружатся, летят, опадают, падают);

- развивать умение сравнивать, выделять отличительные признаки осени;

- учить использовать лупу при рассматривании мелких предметов

Словарная работа:

Предметы: береза, осина, клён.

Признаки: берёзовый, кленовый, осиновый, с березы, с клёна.

Действия: кружатся, летят, опадают, падают

- Д/и «С какого дерева лист»

- «»Найди листок такой же формы»

-«Найди пару»

- «Нарисуй, как падает листочек»

-Установи последовательность»

4-я неделя

«Краски осени»

- закреплять знания названий основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, оранжевый), понятие о цветовосприятии;

- формировать умение анализировать цвет предмета;

- учить узнавать и называть цвет реальных предметов и придавать цвет предметам на их изображениях, поэтапно срисовывать предметы, изображая различные детали в цвете

1. « Узнать и правильно назвать цвет»

2. Собрать все листья и назвать их цвет

Практическое задание:

1.Обвести по трафарету овощ или фрукт. Закрасить его (цвет спелости, цвет незрелости)

2.Выложить на фланелеграфе картину «Краски осени» по предложенному образцу.

3. Аппликация на тему «Краски осени»

НОЯБРЬ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            2-я неделя

Домашние птицы

«Птичья Семья»

-учить зрительно различать, называть, анализировать игрушки птиц. Сравнивать их с изображением на картинке. Последовательно выделять основные признаки (цвет, форма)

- развивать моторные навыки руки

- воспитывать желание отвечать на вопросы педагога развёрнутым предложением.

Словарная работа:

Предметы: петух, куры, утки.

Действия: кукарекует, квахчет, кудахтает, крякает, плавает, подзывает.

Признаки: куриное, гусиное, утиное, петушиное, беззащитные.

- Д/и «Чем похожи и чем отличаются»

- «Подбери к предмету его изображение»

- «Кто как кричит»

- «Обведи по контуру и раскрась изображение»

2-я неделя

Длина и ширина

-учить сравнивать два предмета по двум признакам: длине и ширине одновременно, проводить сравнительную оценку величины(длиннее, короче, ещё короче, самая короткая, шире, уже, ещё уже, самая узкая)

- Д/и «Сравни ленточки»

- «Подбери дорожки»

- «Найди пару»

- « Разложи в группы»

- «Каждая машину по своей дорожке»

3-я неделя

Домашние животные

«У кого рога длиннее хвоста»

- продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений домашних животных, узнавать их по характерным признакам;

- развивать умение анализировать признаки домашних животных по величине, используя приёмы наложения и приложения;

- развивать зрительно-двигательную ориентацию при выполнении характерных движений животных, координацию движений;

- поддерживать устойчивый интерес к деятельности на занятии.

Словарная работа:

Предметы: корова, лошадь, кошка, собака, коза, овца, хвост, копыта, рога.

Признаки: длинный, короткий, пятнистый, ласковая.

Действия: чистит, кормит, строит, ухаживает.

- Д/и «Узнай, кто это?»

- «Чего не хватает»

- «Соедини по точкам»

3-я неделя

Домашние животные

(форма)

- формировать зрительные способности восприятия предметов окружающей действительности, навыки простейшего анализа предметов по форме;

- учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник), систематизировать предметы по этому признаку, расчленять изображения на составные части

- определить и правильно назвать геом.фигуры зрительно и на ощупь,

- сравнит геом.ф. по форме, размеру,

-  выполни по словесной инструкции

- «каждой игрушке своё место»

- выбрать игрушки круглой форме

Поисковая работа

-Найти в группе предметы круглой формы…

4-я неделя

Дикие животные

«Расскажем Красной Шапочке, кто живёт в лесу»

- закрепить умение использовать сенсорные эталоны при выделении, различении и назывании частей тела диких животных;

- учить определять и словесно обозначать расположение игрушек диких животных в малом пространстве;

- развивать зрительное и слуховое внимание в игровых упражнениях;

- воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

Словарная работа:

Предметы: лиса, медведь, волк, заяц; голова, туловище, лапы, хвост, шерсть, уши.

Признаки: заячья, волчья, лисья; овальный, треугольный, круглый; маленькие, дикие.

Действия: охотятся, живут, строят, заботятся.

- Д/и «Узнай, кто это»

- « Кто от животного слева, справа»

- «Составь изображение»

- «Чего не хватает» (дорисовать и раскрасить)

4-я неделя

Сравнение предметов по длине и ширине»

- учить сравнивать предметы по длине и ширине, отображать величину в практической деятельности по заданным условиям;

- формировать умение локализовать предметы по величине;

- закреплять представления о приёмах измерения длины и ширины предмета;

- развивать умение, зрительное внимание и память с опорой на представление о величине

- Д/и «Узнай величину»

- «Найди и раскрась»

- «Измеряем длину полоски»

- «Нарисуй дорожки»

- «Чего не стало»

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

Зимующие птицы

«Кто такие птицы»

- формировать способы зрительного восприятия в упражнениях на сличение контурных и силуэтных изображений и соотнесение их с реальными изображениями.

- развивать умение анализировать основные признаки птиц ( окраску оперения, величину, пространственное положение частей тела птицы)

- продолжать учить заботиться о птицах

Словарная работа:

Предметы: сорока, дятел, воробей, снегирь, ворона, клюв, перья.

Признаки: черный, белобокая, серый, маленький.

Действия: летают, поют, отдыхают, чирикают, трещат.

- Д/и « Составь из частей целое изображение»

- «Разрезные картинки»

- Разложи птиц по величине»

- «Подбери к картинке силуэтное и контурное изображение»

«Нарисуем перышки»

1-я неделя

Форма (дик. животные, зим. птицы)

- закреплять знания о разновидностях геометрических фигур, навыки зрительного восприятия предметов окружающего мира, умение воссоздать из частей целое изображение предмета, навык анализа изображения и умения соотносить форму предмета с геом.фигурой;

- учить различать и называть форму геометрических фигур, локализовать из большого количества геом.фигур одну фигуру (по словесной инструкции педагога

- узнать и назвать геом.фигуру

-узнать и назвать геом.тело

- «Выбери все шары (кубы, цилиндры)

- рассматривание и анализ- какой формы части тела

Практическая работа:

-«Составь из частей целое» (путём наложения цветных дет.на контурное изображение)

- Аппликация

- Лепка

2-я неделя

Зима

«Снежная зима пришла»

- продолжать учить узнавать, называть и сличать величину предметов (зимних веток по толщине и длине) зрительным способом;

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги, находить середину, стороны

- воспитывать умение довариваться , работать в малых группах

Словарная работа:

Предметы: лёд, зима, снеговик, ветер;

Признаки: тёмные, тонкие, голые, живые, самые длинные, самые короткие

Действия: тает, падает, стучится, трещит, засыпает, отдыхает

- Д/и «Составь картину по образцу»

- «Совмести контурное и силуэтное изображение»

- «Разложи предметы по величине»

- «Найди одинаковые снежинки»

-Обводка снежинки через кальку

2-я неделя

«Учимся сравнивать»

- Формировать умение сравнивать предметы по длине и ширине;

- учить соотносить объёмные формы предметов по этим измерениям путём приложения, наложения и зрительного соотнесения, устанавливать связи между предметами и производить необходимое обобщение, обозначать словами длину и ширину предметов;

-упражнять в выборе парных предметов по величине

- «Разложи бруски»

- «Распредели по группам»

- «Найди пару»

- «Зрительный диктант»

- «расскажи, что ты видишь»

3-я неделя

Игрушки

«Путешествие в страну игрушек»

- учить группировать игрушки по форме, цвету, величине;

- продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с объёмными игрушками;

- развивать цветовосприятие,, умение узнавать и называть цвет игрушек в окружающем

Словарная работа:

Предметы: машина, пирамида, мяч, матрёшка

Признаки: большой, маленький

Действия: играть, возить, заводить, отбивать

- Д/и «Собери целое»

- «Подбери к игрушке его изображение»

- «Подбери половинку»

- «Соедини предметы»

- «Найди в группе игрушку по силуэтному изображению»

- Раскрашивание зашумлённого рисунка

3-я неделя

Игрушки

(форма)

- учить осязательно-зрительным способом анализировать форму предметов;

- развивать глазомер, зрительное внимание, мелкую моторику;

- закрепить полученные знания и умения воспроизводить  разновидности геометрических фигур

- Определить и правильно назвать геом.тела

- «Чудесный мешочек»

- Анализ рисунка, сост. из геом.фигур

Практическая работа:

1.Составить на фланелеграфе целое из частей

2.Аппликация

3.Лепка фигур

4.Выложить игрушки из спичек (по образцу, по памяти)

4-я неделя

Новогодние праздники

ЯНВАРЬ

3-я неделя

Одежда

«Что мы надеваем»

-формировать способы зрительного восприятия предметов одежды по различным признакам (цвет, форма, величина)

- развивать зрительное восприятие, упражняя в составлении узоров для одежды из геометрических фигур

- воспитывать у детей желание быть всегда опрятными и аккуратными

-«Составь из частей целое»

- «Найди лишний предмет»

- «Найди заданный цвет в одежде»

- «Подбери одежду для бумажной куклы»

- «Выложи узор»

- Обводка по контуру

3-я неделя

Высота

- закреплять представления детей о высоте предметов, знание правила классификации предметов по высоте, умение сравнивать предметы по величине путём приложения;

- учить зрительно дифференцировать предметы по высоте, выделять и располагать 5 предметов в убывающей и возрастающей последовательности;

- упражнять в парном сравнении двух объектов по высоте, умении выбирать два одинаковых по высоте объекта на основании зрительного соотнесения из нескольких расположенных в пространстве предметов

- «Куклы и башенки»

- «Расставь матрёшек»

- «Найди пару»

- «Перестрой ряд»

- «Раскрась узор» (по словесной инструкции педагога)

4-я неделя

Обувь

-формировать способы зрительного восприятия предметов одежды по различным признакам (цвет, форма, величина)

- развивать зрительное восприятие, упражняя в составлении узоров для одежды из геометрических фигур

- воспитывать у детей желание быть всегда опрятными и аккуратными

-«Составь из частей целое»

- «Найди лишний предмет»

- «Найди заданный цвет в обуви»

- «Найди пару»

- «Выложи узор»

- Обводка по контуру и раскрашивание

4-я неделя

«Цветные пирамиды»

(цвет)

- учить раскладывать цветные предметы (геометрические тела, фигуры) в определённой последовательности, чередуя цвет;

- закреплять знание названий основных цветов, геом.фигур и умение дифференцировать цвета

- Правильно определить и назвать геом.тела, его цвет

- определить и назвать цвет геом.фигуры(овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)

-соотнести объёмное тело с плоскостной геом.фигурой такого же цвета, назвать их цвет

- локализовать предметы заданного цвета

- разложить по словесной инструкции геом.тела по цвету

Практическая работа

- Закрасить кольца пирамидки, как на образце

- Аппликация «Пирамида»

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

Мебель

«Новоселье куклы»

- закреплять умение детей зрительно анализировать основные признаки предметов мебели: форму, цвет, величину, определять пространственное положение, сличать изображение с реальными предметами;

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать желание относиться к вещам бережно, поддерживать порядок в групповом уголке

Словарная работа:

Предметы: мебель, стол, стул, табурет, шкаф, части стула

Признаки: удобная, красивая, овальный, круглый, деревянная

Действия: сидеть, спать, построить

- Д/и «Угадай, что это»

- «Чего не хватает»

- «Найди предметы, изображённые, на рисунках в кукольном уголке»

- Обводка по точкам

1-я неделя

Сравнение трёх предметов

- упражнять в сравнении 3 разных по высоте предметов зрительным соотнесением,

- формировать умение фиксировать взгляд, используя функциональные резервы, подключать зрительные и тактильные анализаторы,

- учить безошибочно размещать предметы, составлять из частей целое, ориентируясь на величину целого предмета,

- закреплять навыки конструирования, знание построения сериационного ряда в возрастающей последовательности, ориентируясь на высоту предмета;

- активизировать словарь, используя словосочетания: «средний по величине», «выше среднего», «ниже среднего»

- «Цветной диск»

- «Расставь ёлочки» (на фланелеграфе)

- Аппликация «Ёлочка»

- «В мире есть предметы большие и маленькие»

2-я неделя

Посуда

«Поможем Федоре»

- продолжать учить сличению контурных, силуэтных, цветных изображений, соотносить их с реальными предметами,

- развивать умение ориентироваться в многообразии предметов одного вида, анализируя основные признаки предметов посуды (форма, цвет, величина, пространственное положение),

- учить делать обобщение: посуда; дифференцировать предметы внутри одного вида (чайная, кухонная)

- воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца

Словарная работа:

Предметы: блюдце, чашка, кастрюля, сковорода

Признаки: кухонная, чайная

Действия: пить, варить, жарить, сервировать, мыть, чистить.

- Д/и «Найди предметы в группе по силуэтному изображению»

- «Найди пару»

- «Обведи по контуру»

- «Подбери к контурам цветное изображение»

- Раскрашивание зашумлённых рисунков

2-я неделя

«Посуда, мебель»

(форма)

- учить осязательно-зрительным способом анализировать форму предметов, в конфигурацию которой входят 2-3 простые формы, различать видоизменённую форму натуральных предметов (в контуре), группировать предметы по форме,

-формировать навык зрительного внимания,

- развивать зрительную память

- правильно назвать формы мебели, посуды в натур.величину и в изображениях на картинках,

- анализ образцов построек, аппликации

Практическая работа

-конструирование мебели

-аппликация мебели

-лепка на тему «посуда»

Поисковая деятельность

- найти одинаковую по форме мебель (посуду)

- найти по контурному изображению мебель (посуду)

-какой части нет (у мебели, у посуды)

3-я неделя

Продукты питания

«Что купили в магазине»

- учить группировать предметы по существенным признакам,

- закреплять умение правильно определять и называть направления,

- развивать умение ориентироваться на листе бумаге,

- воспитывать умение содержать в чистоте своё место

Словарная работа:

Предметы: молоко, кефир, хлеб, бублик, яблоко, морковь, салфетки

Признаки: молочные, хлебобулочные, растительные, продовольственные

- Д/и « Что слева, что справа»

- «Соедини по точка»

- «»Отметь правильно»

 

3-я неделя

«Определяем предметы по высоте»

- закреплять умение сравнивать 3 группы предметов по высоте на основании зрительного соотнесения, навык фиксировать взгляд, строить сериационные ряды в порядке возрастания и убывания высоты;

- формировать умение комбинировать предметы, изображения, рисунки

- «Цветной диск»

- « Найди одинаковые по высоте предметы»

- «Расставь по росту и найди пару»

- «Сравни и закрась домики»

- Продолжи ряд»

4-я неделя

Транспорт

- учить группировать предметы по одному из признаков: форма, цвет, величина,

- учить зрительно-осязательным способом обследовать предметы,

- развивать зрительное внимание при сличении контурных, силуэтных изображений,

- воспитывать умение работать в паре, в малой группе.

Словарная работа:

Предметы: транспорт, название транспортных средств, их деталей,

Признаки: водный, грузовой

Действия: летает, едет, ходит, гудит

- Д/и «Подбери к предмету его изображение»,

- «Чем похожи, чем отличаются»

- «Составь из частей целое»

- «Найди одинаковые карточки»

- Обводка по точкам

4-я неделя

Транспорт

(форма)

- учить анализировать более сложные постройки, называть и соотносить форму объёмных тел с геом. моделью, идентифицировать графическую модель и конструкцию, делать постройку прочной, точно соединяя детали между собой,

- формировать навыки глазомера, зрительного внимания, зрительной памяти

- Рассматривание и анализ схем построек

Практическая работа:

- Выбрать детали, которых не хватает в постройке (по схеме). Конструирование по схеме, по памяти.

- Построить по схеме «Мост для машины»

- Конструирование по собственному замыслу

МАРТ

1-я неделя

Дом

«Посмотри, как хорош дом, в котором ты живёшь»

- закрепить у детей умение анализировать основные признаки предметов: форма, цвет, величина,

- учить определять, зрительно соотносить и словесно обозначать величину домов,

- развивать мелкую моторику, используя специальные упражнения,

- воспитывать уважение к результатам труда взрослых, желание подражать

Словарная работа:

Предметы: дома, окна, двери

Признаки: одноэтажный, двухэтажный, трёхэтажный, прямоугольный, квадратный, треугольный

- Д/и « Что выше, что ниже»

- «»Найди и отметь дома»

- «Найди пару»

Обводка через кальку

1-я неделя

Величины

- закреплять навык зрительного дифференцирования по величине,

- учить устанавливать соответствие между сериационными рядами предметов,

- формировать представление о трёхмерном пространстве,

- упражнять в определении длины, ширины, высоты двух предметов и умении сравнивать их, в определении на глаз одинаковых по величине предметов и умении локализовать парные объекты из множества однородных

- «Подбери лыжи и шарфы лыжникам»

- «Разные столы»

- «Сравни коробки»

- «Дорисуй дорожки»

2-я неделя

Профессии «Путешествие в страну заколдованных писем»

- учить детей правильно воспринимать картинки, соотносить изображения с реальными предметами в играх, сличать контурное и силуэтное изображения.

- продолжать учить различать предметы по двум признакам: величина, цвет,

- развивать умение анализировать основные признаки предметов (форма, величина)

- познакомить с трудом почтальона, воспитывать уважение к людям данной профессии

Словарная работа:

Предметы: почтальон, конверт, посылка

Признаки: цвета

Действия: разносит, посылать, получать, отправлять

-Д/и « Подбери по цвету и величине»

- « Найди предмет  в группе»

- «Подбери к предмету его изображение»

- «Раскрашивание рисунков и отправление писем

2-я неделя

Измеряем бруски

Закреплять представление о ширине, длине и высоте предметов;

- учить находить, показывать и называть эти величины, сравнивать сериационные ряды и находить место пропущенному элементу в сериационном ряду;

- упражнять в умении сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте;

- ознакомить с карточками-схемами, содержащими сериационный ряд по высоте и длине (возрастающей и нисходящей)

- «Что есть у кирпичика»

- «Сравни кирпичики»

- «»Мебельный магазин»

- «Лесенка для мишки»

- «Разложи бруски по порядку»

3-я неделя

Весна

«Весна в окно стучится»

-закреплять знания об основных цветах спектра;

- учить узнавать, называть и сличать предметы по величине;

- активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия в наблюдениях за явлениями природы весной;

- продолжать развивать интерес к изучению явлений природы

Словарная работа:

Предметы: цветы, птицы, насекомые, почки, время года, день, ночь

Признаки: журчащая, поющая, ранняя, длинный, короткий

Действия: стучится, зеленеет, прилетают, набухают, распускаются

- Д/и « Лучики разной длины»

- «Проведи дорожки»

- «Разрезные картинки»

- «Дополни изображение»

- «Разложи картинки правильно»

- «Найди то, о чём скажу»

3-я неделя

Весна

(цвет)

- закреплять умение различать и называть оттенки цветов (светлые и тёмные);

- учить смешивать гуашевые краски разного цвета для получения оттенков;

- формировать любознательность и интерес к красоте и неповторимости цвета каждой краски.

- определить и назвать цвета, предложенных предметов (6 цветов)

- «разложи цвета и оттенки»

- беседа о тёплых и холодных тонах,

Практическая работа

- смешивать гуашевые краски для

АПРЕЛЬ

1-я неделя

Перелётные птицы

- формировать способы зрительного восприятия в упражнениях на сличение контурных и силуэтных изображений и соотнесение их с реальными изображениями.

- развивать умение анализировать основные признаки птиц ( окраску оперения, величину, пространственное положение частей тела птицы)

- продолжать учить заботиться о птицах

Словарная работа:

Предметы: ласточка, грач, скворец, клюв, перья.

Признаки: черный, белобокая, серый, маленький.

Действия: летают, поют, отдыхают, чирикают, трещат.

- Д/и « Составь из частей целое изображение»

- «Разрезные картинки»

- Разложи птиц по величине»

- «Подбери к картинке силуэтное и контурное изображение»

«обводка через кальку»

1-я неделя

Скворечники для птиц

(форма)

-закреплять умение различать и называть геом.объёмные формы (куб, пластина, брусок);

- учить использовать эти формы с учётом конструктивных форм, анализировать образец постройки, самостоятельно преобразовывать постройки по высоте, длине, ширине, соблюдать заданный педагогом принцип конструкции;

- формировать навыки точного соединения деталей при постройки, в соответствии с размером игрушек

- рассматривание геом.объёмных  тел, их название

- рассматривание образцов конструкции и схем постройки,

Практическая работа

- конструирование построек по образцу,

- конструирование построек по памяти,

- анализ построек

- сюжетно-ролевая игра с использованием построек

2-я неделя

«Мы по улице идём»

- учить узнавать знакомые здания на реальных изображениях, развивать зрительно-моторную координацию,

- учить выделять и словесно обозначать направления движения,

- развивать умение называть местоположение предметов в окружающей обстановке,

- закреплять умение размещать дома на фланелеграфе по указанию педагога,

- воспитывать умение выслушивать ответы детей, дополнять их

-«Поставь дома на свои места»

- «Чем похожи и чем отличаются»

-«Нарисуй (выложи) дорожки разной ширины»

- раскрашивание по заданию педагога

2-я неделя

Столбики

(величина)

- закреплять навык распознавания толщины предметов,

- учить сравнивать предметы по высоте и ширине путём наложения и приложения, группировать предметы, обозначать каждую группу соответствующим словом, концентрировать зрительное внимание при построении сериационного ряда по толщине из 5 предметов в порядке убывания величины,

- упражнять в умении находить лишний предмет на основе общих м отличительных признаков

- «Сравни столбики»

- «Разложи по группам»

- «Четвёртый лишний»
- «Разноцветные столбики»

- «Расставь по порядку»

-раскрашивание по заданию педагога

3-я неделя

«Подарок для Знайки»

- формировать способы зрительного восприятия при рассматривании книг,

- закреплять умение группировать книги по величине,

- развивать мелкую моторику, посредством специальных упражнений,

- воспитывать исполнительность,, стремление доводить начатое дело до конца

- «Найди предмет такой же формы»,

- « Расставь книжки по полкам»,

- изготовление книжки (раскрашивание – иллюстрирование)

3-я неделя

Цилиндры

(величина)

- упражнять в соотнесении предметов по толщине, в распознавании предметов по величине на ощупь, с одновременным анализом предмета по двум признакам: толщине и высоте,

- познакомить с карточкой-схемой с  условным обозначением толщины,

- учить создавать сериационный ряд из 5 предметов, разных по толщине, в убывающей последовательности,

- развивать умение запоминать величину и цвет предметов в ряду, замечать изменения

- «Подарки для животных»,

- «Выбери предмет»

- «Узнай на ощупь»

- «Найди такой же»

- «Что не так»

4-я неделя

Весна. Деревья

развивать зрительное, слуховое внимание, учить ориентироваться на слух;

-учить ориентироваться на участке д/с, различать и называть деревья по цвету коры, величине ствола, размеру веток, по форме листьев.

-продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям

Словарная работа:

Предметы: берёза, ель, тополь, рябина, клён.

Признаки: высокие, низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.

Наречия: выше, ниже, повыше, пониже

Действия: поставить, расставить, выставить, провести.

- Д/и « Найди самое высокое (низкое) дерево»

- «Веточки разной длины»

- «Раз, два, три дерево найди»

- «Принеси листок от дерева, которое стоит…»

- раскрашивание зашумлённых рисунков

4-я неделя

«Гараж»

(величина)

- умение различать размерные отношения между предметами,

- закреплять представления об изменении предметов по длине, ширине, высоте, зрительно соотносить по высоте предметные изображения

- «Два гаража»

- «Каждая машина в свой гараж»

- «Построй гараж для подъёмного крана»

- «Сравни гаражи»

- «Палочки и ёлочки»

МАЙ

1-я неделя

«Кого разбудила весна»

- развивать зрительные функции фиксации, локализации и цветоразличения,

- продолжать учить группировать насекомых по однородному признаку (цвет, форма, величина)

- воспитывать бережное отношение к природе

Словарная работа:

Предметы: божья коровка, муравей бабочка, насекомые, голова, грудка, брюшко, крылья, лапки,

Признаки: основные цвета, величина,

Действия: летает, ползает, порхает, защищается, уничтожает, строит.

- « Найди, что я покажу»

- «Посади бабочку на цветок», «Подбери предмет по цвету, по форме»

- «Изобрази правильно»

- «Найди пару» работа с перфорированным полем

Обводка по точкам

1-я неделя

Загадки-описания

- упражнять детей в умении группировать предметы по величине,

- формировать умение передавать ритмическую последовательность расположения предметов, разных по величине, и использовать его в практической деятельности, навык глазомера при определении места пропущенного элемента в сериационном ряду,

- учить составлять загадки-описания, используя в словах параметры величины предмета,

- закреплять навык работы с карточкой-схемой, обозначающей ширину предмета

- «Построим забор»

- «Придумай загадку»

- «Подбери карточку-схему»

- «Найди место пропущенному элементу»

2-я неделя

«Цветочная мозаика»

- формировать способы зрительного восприятия цветочных растений, учить различать и называть форму частей растения,

- развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра,

- приучать детей беречь цветущее растение

Словарная работа:

Предметы: ромашка, тюльпан, колокольчик, одуванчик, гвоздика,

Признаки: цвет, форма

Действия: растут, распускаются

- «Составь изображение тюльпана»

- «Угадай цветок»

- «Подбери по цвету, форме»

- «Чего не хватает»

Раскрашивание зашумлённых рисунков

2-я неделя

Сравнение величины предметов

- учить сравнивать величину предметов при построении сериационного ряда в убывающем  и возрастающем порядке, составлять сериационные ряды, используя схемы-карты по толщине и длине, правильно использовать в речи названия параметров величины,

- упражнять в умении составлять рассказы о предметах разной величины

- «Построй лесенку»

- «Разные деревья»

- «Не ошибись»

- «Опиши предмет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.

В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...

Консультация для воспитателей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения "

Основные задачи развития зрительных функций у детей с нарушением зрения...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения".

Зрительное восприятие - способность осмысливать то, что видишь. Исследования показали, что из тех детей, которые не имеют проблем со зрением, многие имеют нарушения восприятия. Восприятие включает спо...

Консультация «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»

Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...