«Особенности работы с детьми РАС»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Леухина Ксения Сергеевна

Специальные стандарты образования детей с аутизмом должны стать неотъемлемой частью государственных стандартов образования детей с ОВЗ и, соответственно, федеральных государственных стандартов общего образования. Так же как все другие дети с ОВЗ дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_osobennosti_raboty_s_detmi_ras.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №94
"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития воспитанников"

Педагогический совет «Особенности работы с детьми РАС»

Разработала:

Учитель-дефектолог  Леухина К. С.

Кемерово, 2023

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наш педсовет я начну с мудрой китайской притчи.

У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.

Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:

Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.

Но мудрая старая женщина только улыбнулась:

А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!

Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее. И мы продолжаем разговор о детях с РАС.

Странный ребенок-ребенок чудак, дети - загадка  "дети дождя".  Почему аутисты - "дети дождя"? Людьми дождя их звали задолго до одноименного фильма. Было замечено, что в большинстве своем аутисты очень любят смотреть на дождь - только без грозы, грома и молнии. Для примера: все "нормальные люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны. Аутисты наедине всегда. Их называют «детьми дождя», «детьми Снежной королевы». В их сердце и мозг словно вонзились осколки сказочного ледяного зеркала. На всё море любви и нежности, которое изливают на них близкие, маленькие Каи и «ледяные принцессы», кажется, не отвечают и каплей взаимности. Когда измученные этой холодностью мамы начинают плакать, дети Снежной королевы разражаются веселым смехом. Почему? Не уж то, им забавно смотреть на материнские слёзы? Вовсе нет! Просто они не знают, что такое слёзы. А как течёт вода из водопроводного крана – знают. У мамы крана нет, а водичка из глаз капает. Поэтому и весело.

Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл, Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.

2 апреля - Всемирный день информации об аутизме.

В целях привлечения международного внимания к проблеме аутизма, затрагивающего миллионы людей в мире, в  2008 году Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля был провозглашён Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма, который с тех пор отмечается ежегодно. В этот день во всем мире говорят об этих людях, чтобы окружающие могли знать, как понять и взаимодействовать с ними, какие существуют проблемы, мешающие им чувствовать себя полноценными членами общества . 2 апреля во всем мире зажгаются синие огни. Синий свет на себя «примеряют» самые известные памятники, здания и мосты по всему миру. Синий цвет — символ борьбы с аутизмом. Официальной и повсеместной символикой аутизма является свернутая головоломка-лента из разноцветных пазлов. Узор в виде пазла на ленточке символизирует сложность заболевания, разные цвета и формы – то, как много совершенно разных людей живёт с этим заболеванием.

Технологии воспитания и обучения детей с РАС не стоят на месте. В первую очередь меняется концептуальная модель сопровождения людей с аутизмом. Если прежде преобладала медицинская модель, то в течение последних десятилетий на первый план выходит образовательная.

 Поскольку ядро аутизма еще не научились лечить, медицинская модель становится не столь актуальной. В современной системе акцент делается на психолого-педагогические технологии, обучающие методы, благодаря которым ребенок социализируется.

Специальные стандарты образования детей с аутизмом должны стать неотъемлемой частью государственных стандартов образования детей с ОВЗ и, соответственно, федеральных государственных стандартов общего образования. Так же как все другие дети с ОВЗ дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития.

Известно, что люди с аутизмом в своем большинстве нуждаются в специальной образовательной поддержке с раннего возраста и на протяжении всей жизни, при этом адекватно организованный школьный период образования является решающим условием дальнейшего социального развития ребенка.

Итак, ребенок с РАС идет в школу… Кто решает, где и как учиться ребенку с РАС? Фактически, решение всегда принимают родители, и здесь возможны два сценария. Первый – если родители успели заметить, узнать и принять тот факт, что у их ребенка аутизм. Они вовремя обратились к врачу, ребенку был поставлен диагноз, на врачебной комиссии было уточнено, что интеллект ребенка сохранен (нарушения интеллекта являются единственным фактическим препятствием). Будущий школьник регулярно наблюдался у специалистов и получал необходимую психолого-педагогическую коррекцию. Таким образом, к семи годам многие аутистические симптомы у ребенка уже сглажены и, скорее всего, он готов к школе настолько, насколько позволяет его расстройство.

Второй сценарий – когда родители не знают, не видят, умышленно умалчивают о болезни своего ребенка. Естественно, в данном случае не было никаких комиссий, консультаций, никакой психолого-педагогической работы, и ребенок с запущенным расстройством оказывается в школе, где тоже никто не предупрежден. Это более сложная история для всех участников: мучительная для ребенка, сложная для педагогов и в конечном счете неприятная для родителей, так как РАС – не из тех диагнозов, которые пройдут сами собой. Рано или поздно всем участникам учебного процесса станет ясно, что у ребенка проблемы со здоровьем.

В первом случае родители будут прислушиваться к советам специалистов, выбирая для ребенка образовательный путь, во втором – это будет «игра в одни ворота», до тех пор, пока к родителям не придет осознание, и тогда придется все начинать сначала: постановка диагноза, коррекция и т.д. 

Должны ли родители сообщить школе, что у их ребенка РАС? По закону – нет, никто не обязывает родителей сообщать школе о том, что у ребенка аутизм. Они не должны предоставлять какие-либо справки – но, чтобы ребенок попал в подходящие для него условия, важно поставить администрацию школы в известность о том, что ребенок особый. В случае если родители своевременно не проинформировали школу о существующих у ребенка трудностях, это приведет в итоге к серьезным затруднениям в организации учебного процесса – и для самого ребенка, и для всего класса.

В соответствии с ФГОС существуют четыре разных варианта программы обучения детей с РАС, подразделяемые по степени интеллектуального развития ребенка.

Программа 8.1: по ней обучаются дети с сохранным интеллектом. Уровень их итоговых достижений должен быть таким же, как у сверстников. Дети учатся по обычным учебникам, по обычной программе и стандартному учебному плану. Разница заключается в том, что им обязательно дополнительно заниматься с психологом, логопедом. На период адаптации к школе ребенку может потребоваться тьютор.

 Программа 8.2: обучаются дети с РАС, имеющие задержку психического развития. Их уровень итоговых достижений также должен соответствовать уровню сверстников, но учатся они в более пролонгированные сроки. Если ребенок ранее посещал дошкольную организацию и получал психолого-педагогическую коррекцию, срок его обучения в начальной школе составит пять лет. Если он не посещал дошкольную организацию – он будет учиться шесть лет.

Программа 8.3 – по этой программе обучаются дети с легкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Это пограничная ситуация: с одной стороны, такие дети могли бы учиться в специализированных школах.. Предполагаемый уровень их итоговых достижений не соответствует уровню сверстников, они учатся по адаптированным учебникам. Срок обучения в начальной школе для таких детей – 6 лет.

 Программа 8.4 – для детей с тяжелой степенью задержки интеллекта и множественными нарушениями развития. Как правило, такие дети имеют серьезные логопедические проблемы (не говорят совсем или имеют серьезные задержки речевого развития). Срок обучения по программе  8.4 – 6 лет, предполагаемый уровень достижений значительно отличается от уровня сверстников, при этом основной акцент делается в большей степени на социализацию ребенка, чем на академические успехи. Примерно 70% образовательной программы будет направлено на освоение ребенком бытовых навыков и жизненных компетенций.

Как может быть организовано обучение? Что касается вариантов организации обучения для детей с РАС, то они могут быть следующие. -Полная инклюзия. Ребенок обучается в обычном классе вместе со сверстниками. Инклюзивное образование с использованием технологии ресурсной зоны. Коррекционные классы в общеобразовательной или специальной коррекционной школе. И здесь возможны варианты – например, ребенок с аутизмом может попасть в класс, где собраны очень разные дети с очень разными нарушениями развития (интегрированный класс). Индивидуальное обучение на дому. Некоторым детям в силу их поведенческих нарушений рекомендуется учиться индивидуально на дому, но даже в этой ситуации стоит задуматься о социализации – например, подключаться к классу сверстников хотя бы раз в неделю на те или иные предметы, на выездные мероприятия. Индивидуальный план. Обратите внимание: прямой связи между уровнем программы и формой организации обучения нет. Важно, чтобы форма организации обучения подбиралась индивидуально, в соответствии с потребностями и уровнем социализации ребенка. И еще! У каждого ребенка есть возможность составить индивидуальный учебный план. Это особое расписание для ребенка – где, чему и в какой момент он будет учиться. Например, для ребенка с РАС крайне сложна математика, поэтому он проводит в классе почти все время, а во время уроков математики отправляется на индивидуальные занятия с дефектологом. Вариант 8.4 обучаются по СИПР. СИПР составляется  по совместному решению специалистов: классного руководителя, психолога, логопеда, учителей-предметников. Как правило, решение об индивидуальном плане для детей варианта 8.3 принимается по истечении диагностического периода, который длится около месяца. Таким образом, к концу первой четверти ребенок уже может получить свой индивидуальный план.

Нужны ли детям с РАС особые учебники? Это больной вопрос, так как универсального учебника для детей с РАС нет и, вероятно, создать его будет практически невозможно: слишком разнообразны проявления этого расстройства. Каждому ребенку с РАС требуется индивидуальный подход. В настоящий момент, обучая детей с РАС по программам 8.1 или 8.2, учителя могут брать за основу линейку для общеобразовательной школы, но и в этой ситуации учебники нуждаются в адаптации. Если же ребенок обучается по программе 8.3 или 8.4, то за основу берутся учебники для детей с интеллектуальными нарушениями, которые тоже нужно адаптировать. Например, уменьшать число упражнений на одном листе, делать крупнее шрифт, уменьшать количество мелких незначимых деталей в рисунках, добавлять визуальную поддержку (рисунки, упрощающие понимание). Обычно учителя сами, как могут, адаптируют те или иные главы учебников под нужды учеников.

Согласно современной образовательной политике - образовательные организации могут посещать дети с нарушениями развития различной этиологии, в том числе с РАС.

С каждым годом количество детей с РАС в нашей школе увеличивается. Сначала был один Саша Т.(ученик 6 класса). На сегодняшний день детей с таким диагнозом 8 человек (из них 7 занимаются по СИПР, один - вариант 8.3). В работе с такими детьми занято 17 педагогов, что составляет 39,5 % от общего количества. Не факт, чо завтра их будет еще больше.

К чему готовиться учителю? Итак, к вам в класс придет ребенок с расстройством аутистического спектра… Появление в классе ребенка с РАС – это серьезный вызов педагогу. Скорее всего, вы будете шокированы: перед вами окажется ученик, у которого, к примеру, не сформирован учебный стереотип – то есть, он не готов сидеть за партой, быть смирным, молча слушать, отвечать на вопросы. Или он будет постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрироваться, его эмоции непредсказуемы, и нередко их просто невозможно легко усмирить. Может ли учитель без специальной подготовки начать обучать ребенка с РАС? Это крайне тяжело. Опытный учитель с развитой профессиональной интуицией действительно способен быстро «нащупать» ситуацию. Однако не стоит заставлять хорошего педагога действовать методом проб и ошибок: гораздо полезнее будет дать ему все необходимые знания об особенностях развития и поведения детей с РАС, помочь ему освоить эффективные методики коррекции и обучения.

На методическом объединении учителей классов с ууо для себя мы обозначили следующие задачи:

• Изучить литературу об особенностях детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

• Ознакомиться с коррекционными методиками, технологиями по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, в частности с детьми с РАС.

• Подобрать и изготовить дидактические материалы для коррекционной работы с ребёнком с РАС.

• Разработать рекомендации, консультации с родителями по коррекции проблемы.

           Стоит отметить, что все педагоги, а дети «аутисты» есть в каждом классе, повысили в некоторой степени своё самообразование, выстроили некоторую систему психолого-педагогической работы с детьми, имеющими расстройство аустистического спектра.

В целях повышения педагогической компетентности в рамках работы с ребенком с расстройством аутистического спектра познакомились с коррекционными методиками и технологиями:

• Методикой Т.В. Грузиновой "Запуск речи неговорящих детей".

• Развитием коммуникации у детей с РАС по системе PECS;

• Системой «Макатон» - способом альтернативной и вспомогательной коммуникации для аутистов;

• Методикой глобального чтения для аутистов.

Изучив опыт работы таких учёных, как Е.Р. Баенская, К.С.Лебединская, О.С. Никольская и др. стало известно, что основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются:

• недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

• отгороженность от внешнего мира;

• слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним;

• неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

• недостаточная реакция на зрительные, слуховые раздражители;

• приверженность к сохранению неизменности окружающего;

• неофобии (боязнь всего нового);

• однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

• разнообразные речевые нарушения при РАС;

• у детей с РАС наблюдаются различные интеллектуальные нарушения, чаще это умственная отсталость.

Исследования таких ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Граборов, Г. М.Дульнев и существующий опыт работы с детским аутизмом показывают, что в основу должны быть положены следующие принципы:

принцип принятия ребенка - принцип предполагает, формирование атмосферы, в которой воспитывается ребенок, уважение к ребенку, вера в его возможности и создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы;

принцип помощи- принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития;

принцип индивидуального подхода - принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями;

принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий - медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком;

принцип сотрудничества с семьей - создание комфортной атмосферы в семье, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию.

Тем не менее, эксперты могут дать вам несколько советов, которые помогут легче справиться с ситуацией.

 1. Соберите всю информацию – в первую очередь, о самом расстройстве. Чем больше вы знаете о сложностях, с которыми сталкиваются люди с РАС, тем легче вам будет справиться с собственным волнением. В конечном счете, аутичный ребенок – не столько угроза для вас, сколько человек, которому очень нужна ваша помощь. Постарайтесь занять сильную позицию терпеливого помощника, а не жертвы обстоятельств, и тогда включиться в новые обстоятельства будет проще.

2. Наблюдайте за ребенком. Хоть вы ему не родитель и не тьютор, но вам для успешной работы необходимо знать, как он ведет себя в той или иной ситуации, что его пугает, раздражает, успокаивает. Если родители ребенка готовы к контакту, расспросите их, узнайте как можно больше о том, как помочь себе и ребенку в затруднительной ситуации.

3. Проявите интерес. Да, ребенок с РАС – не самый легкий ученик. В некотором смысле его появление бросает вам вызов: достаточно ли вы любите детей, чтобы продолжать с блеском выполнять свою работу? Ваш интерес, внимание, увлеченность жизнью и интересами ребенка – наиболее адекватный путь взаимодействия.

 4. Преобразуйте учебное пространство. Вам потребуется особым образом структурировать среду, в которой находится ребенок. Если обычным детям достаточно расписания в дневнике, ребенку с РАС просто необходимо всю важную информацию видеть перед глазами. Повесьте расписание на доске, приклейте к парте бумажку с подсказками, обозначьте направление движения стрелками. Вы сможете учить ребенка с РАС только в том случае, если образовательная среда будет для него предсказуемой и безопасной

Сегодня в каждом классе   готова физическая среда к обучению и воспитанию ребенка с РАС.

Это Организация пространства:

  • расположение материалов и мебели так, чтобы ничего не отвлекало ребенка (игры и дидактика расположены в специальных закрытых боксах для контроля над ними со стороны педагога);
  • нет очевидно отвлекающих факторов (блестящие, подвижные, издающие звуки стимулы);
  • есть «зона уединения», в которой ребенок может отдохнуть от внешних стимулов и успокоиться;
  • выделены «особые зоны» и сделана их маркировка (зона игры, сна, туалет);
  • подготовлено «визуальное расписание» в масштабе занятия, дня, чтобы увеличить предсказуемость переходов от одной деятельности к другой;
  • обеспечена безопасность, удалены все мелкие и опасные предметы;
  • осуществляется контроль за зонами- «входа-выхода;
  • предусмотрены альтернативные средства коммуникации (карточки, жесты) для обеспечения возможности ребенка сообщить о своих потребностях.

В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея о том, что не ребенок должен адаптироваться к своему окружению, а окружению нужно приспособиться к нему.

Людей с нарушениями развития следует воспринимать такими, какие они есть, а не исходя из желания узкого круга людей.

         Обучая ребёнка с расстройством аутистического спектра, следует помнить о том, чему будет учиться такой ребёнок дальше. Его подготовка должна иметь практическую пользу. Во многих случаях когнитивным навыкам следует предпочесть навыки самообслуживания, социальные, коммуникативные

          Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.

работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...

Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...

Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»

Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»...