Тема: «Несклоняемые существительные».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Харисова Светлана Борисовна

Конспект

фронтального занятия

в подготовительной группе.

Тема: «Несклоняемые существительные».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesklonyaemye_sushchestvitelnye.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект

фронтального занятия

в подготовительной группе.

Тема: «Несклоняемые существительные».

Харисова С.Б.

        

 Тема: Несклоняемые существительные.

Цель:

Обучение навыкам правильного употребления несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях.

Задачи:

Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.

Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости.

Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях.

Учить составлять предложения с этими несклоняемыми  существительными и различными предлогами.

Расширять словарный запас.

Закрепление обобщающих понятий.

Оборудование:

Предметные картинки, кукла Буратино, игрушки.

  1. Организационный момент.

- Воспитатель

     Посмотрите, какая у меня машина. Давайте о ней расскажем.

Сейчас сядет тот, кто закончит мое предложение со словом «машина».

Подведение к теме занятия. Объяснение нового материала.

Воспитатель приводит пример: « У меня есть машина».

- Я купила в магазине свою новую ……….машину.

- Я поеду в гости на своей новой ……….машине.

- Я доволен своей новой…….машиной.

Ребята, а вы заметили, что в каждом предложении слово «машина», меняется конец слова. Вот послушайте: машина, машину, машине, машиной.

Но, есть слова в русском языке, которые никогда не меняются. Они не хотят меняться.

2. Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что это?

Дети: шуба, пальто.

Как можно эти два предмета назвать одним словом? ( одежда)

В. Давайте сравним слово Шуба и слово Пальто. Я начну, а вы закончите.

Игра: «Закончите мою фразу».

-Красивый воротник у ………шубы.

-Красивый воротник у ……….пальто.

-Катя вышла на прогулку в ….шубе.

-Катя вышла на прогулку в …..пальто.

-Ребята, а вы заметили какое слово не изменилось в наших предложениях.

Д. Слово «Пальто».

3.Обучающий этап.

      Игра: «Закончи фразу»

В. Посмотрите, кто это? Это бегемот. Это кенгуру.

Это животные жарких стран.

     В. Я начну, а вы продолжите:

      -В зоопарке я видел ……бегемота.

- В зоопарке я видел …..кенгуру.

-Я наблюдал за …….бегемотом.

- Я наблюдал за …….кенгуру.

-Я расскажу своему другу о …..бегемоте.

-Я расскажу своему другу о ……..кенгуру.

-Ребята, какое слово не изменилось?

Д. Слово «Кунгуру»

В. Теперь рассмотрим эти картинки.

-Как вы думаете , какой здесь напиток в стакане?

Это апельсиновый сок

Сок-это напиток.

-Какой напиток в этой чашке?

В чашке какао.

Сок и какао – это напитки.

4.Игра: « Продолжите мое предложение»

-Дима выпил стакан ……сока.

- Дима выпил стакан ……какао.

- Вова угостил своих гостей ……соком.

-Вова угостил своих гостей …….какао.

-Много витаминов в ……соке.

-Много витаминов в ……..какао.

В. Какое слово не изменилось?

Д. Слово «Какао».

5. В. Теперь посмотрите, что это?

Метро и автобус.

В. Я начну, а вы продолжите мое предложение:

- Витя подошел к …..автобусу.

- Витя подошел к …..метро.

-Витя поедет в театр на ……автобусе.

-Витя поедет в театр на …….метро.

В. Ребята, какое слово не меняется в предложении.

Д. Правильно «Метро».

Таких слов много, которые не меняются, посмотрите на картинки и повторите за мной.

-Эскимо, пони, пианино, кафе, кино, суфле, желе, ателье.

В. Их нужно уметь  правильно произносить.

6. Теперь послушайте мое стихотворение.

Слова ты эти твердо знай

И в предложеньях не меняй!

Кофе, радио, пальто,

Пианино и кино,

И какао, и метро-

Как придумано хитро:

Если нам встречаются,

Вовсе не меняется!

7. Игра «Путаница»

В. Составьте предложения по данным словам.

В.Машина, по, ехать, шоссе.

Д. Машина едет по шоссе.

В. Дети, кафе, в, идти.

Д. Дети идут в кафе.

В. Катя, на, играть, пианино

Д. Катя играет на пианино.

В. Маша, в,  гулять, пальто, новое.

Д. Маша гуляет  в новом пальто.

В. Я сегодня жду гостей, интересно вы,  кто  к вам придет?

Но сначала ответьте на мои вопросы.

В. С кем занималась Мальвина?

Д. Мальвина занималась с Буратино.

В. О ком тосковал папа Карло?

Д. Папа Карло тосковал по Буратино.

В. Кому помогал Пьеро?

Д. Пьеро помогал Буратино.

В. Вы догадались кто придет в гости?

Слово Буратино тоже не меняется.

Воспитатель выходит за дверь и возвращается с куклой Буратино.

-Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?

-Давайте с вами поиграем.

8. Физкультминутка.

Буратино потянулся, руки в стороны развел,

Низко над землей нагнулся – видно, ключик не нашеВ.

Чтобы ключ ему достать, надо на носочки встать.

Крепче Буратино, стой!

Вот он ключик золотой!

( правая рука вперед).

Вы знаете ребята, что слова Буратино, Пьеро, Карло тоже не меняются.

- Ребята Буратино написал нам письмо, но не могу разобрать некоторые слова, одни кляксы.

Вы поможете мне прочитать письмо?

В. Читает письмо. Дети пополняют предложения подходящими словами.

Дорогие ребята!

Недавно Мальвина  пригласила меня в гости, я поехал к ней на мет…

Мальвина угощала меня вкусным кака…

Еще Мальвина играла на пиани…, а Артемон танцевал вместе с Пье…

А вы ходите друг к другу в гости? Напишите мне «Буратино», а я прочитаю.

9. Игра «Составить предложения».

В. Каждому ребенку даются предметные картинки. (ателье, пони, шоссе, кафе, желе, пианино, кино)

Дети составляют предложения.

Подведение итогов и анализ работы детей на занятии.

Итог: Что же интересного в этих словах? Чем они отличаются от других слов?

В.Давайте назовем картинки (слова не изменяются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматческого занятия в средней инклюзивной группе. Лексическая тема: домашние животные. Грамматическая тема: образование существительных единственного числа в форме родительного падежа.

Конспект лексико-грамматческого занятия в средней инклюзивной группе. Лексическая тема: домашние животные. Грамматическая тема:  образование существительных единственного числа в форме родительно...

Знакомство дошкольников с несклоняемыми существительными через игровые упражнения.

Данный материал поможет педагогу  в игровой форме закрепить умение детей правильно употреблять несклоняемые существительные....

Совместная деятельность логопеда с детьми с ТНР-ОНР в подготовительной группе на тему: «Образование существительных множественного числа по лексической теме: «Зимняя одежда». Закрепление звука «Р», буквы «Р». (с использованием игровой технологии)

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ТНР-ОНР на тему: «Образование существительных множественного числа по лексической теме: «Зимняя одежда». Закреплен...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...