Конспект лексико-грамматческого занятия в средней инклюзивной группе. Лексическая тема: домашние животные. Грамматическая тема: образование существительных единственного числа в форме родительного падежа.
план-конспект занятия (логопедия, средняя группа) на тему

Максимова Елена Владиславовна

Конспект лексико-грамматческого занятия в средней инклюзивной группе. Лексическая тема: домашние животные. Грамматическая тема:  образование существительных единственного числа в форме родительного падежа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект лексико-грамматческого занятия в средней инклюзивной группе

Лексическая тема: домашние животные.

Грамматическая тема:  образование существительных единственного числа в форме родительного падежа.

Подготовила: учитель-логопед Максимова Е.В.

Цель: закрепление навыка образование существительных единственного числа в форме родительного падежа.

Образовательные и корррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме (для всех уровней развития).
  • Совершенствование грамматического строя речи.

Группа: закрепление навыка образование существительных единственного числа в форме родительного падежа и использования в самостоятельной речи; согласование имени существительных в именительном падеже с именем числительным. Усвоение предлогов перед, за, между, на.

ОНР (II-III уровень речевого развития): закрепление навыка образование существительных единственного числа в форме родительного падежа и использования в самостоятельной речи; согласование имени существительных в именительном падеже с именем числительным. Усвоение предлогов перед, за, на.

ОНР (I уровень речевого развития):  формирование понимания числа имени существительного.  Усвоение простых пространственных конструкций (на - под).

  • Дифференциация звуков [и] – [у] – [а] в ряду звуков, слогов, слов.

Развивающие и коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие словесно-логического мышления.
  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие зрительного внимания.
  • Развитие артикуляционной, мелкой моторики.
  • Развитие фонематических представлений.

Воспитательные и коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности.
  • Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Предметный словарь:

I уровень речевого развития (понимание):  корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, свинья, кролик, трава, овощи, овёс, сено, косточка, молоко.

II –III уровень речевого развития, группа: корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, свинья, кролик, трава, овощи, овёс, сено, косточка, молоко.

Словарь глаголов: 

I уровень речевого развития(понимание): мяукать, гавкать,  мычать, хрюкать, мекать, блеять, ржать.

I уровень речевого развития(активный словарь): гав-гав, му-му, и-го-го, ме-ме, хрю-хрю, бе-бе

II –III уровень речевого развития, группа: мяукать, гавкать,  мычать, хрюкать, мекать, блеять, ржать.

Словарь признаков:

I уровень речевого развития(понимание): мягкий, острый.

II –III уровень речевого развития, группа: мягкий, острый.

Оборудование: предметные картинки  на тему «Домашние животные», магнитная доска, символ гласных звуков [о], [у], [а] по Т. А.Ткаченко, карточки для упражнения «Сосчитай», карточки для артикуляционной гимнастики, «Волшебный мешок»,  муляжи домашних животных, бельевые прищепки, картинки для упражнения «Накорми животных», разрезная кошка, мышки, пенёк.

I. Организационный этап:

Дети входят в кабинет, здороваются с логопедом и занимают места около столика, на котором лежат карточки.

1. Игра «Сосчитай»

Л: Посмотрите на свои карточки, сосчитайте козлят на них. Сядет тот, кто скажет, сколько у него козлят.

1-й Р: Один козлёнок .

Садится.

2-й Р: Пять козлят. 

Садится.

3-й Р: Три козлёнка.

Садится.

4-й Р: Четыре козлёнка.

Садится.

Ребёнка с I уровнем речевого развития логопед просит показать сколько у него на карточке козлят.

Л: Ребята, козлёнок это какое животное?

Д: Козлёнок – это домашнее животное.

Л: Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о домашних животных.

II. Обучающий этап:

1. Артикуляционная гимнастика, элементы самомассажа.

Л:Давайте разогреем наши ручки и лицо.

Ручки растираем

Дети потирают ладони.

И разогреваем,

Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим

Нежно умываем.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

Пальчики сгребают

Все плохие мысли,

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем,

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки

А потом руками

Трогаем мы щечки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

Тянем подбородок и его щипаем

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам.

А потом по шейке ручками стекаем

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.

Глобальная гимнастика (не включая специализированные комплексы для определённой группы звуков).

2. Игра «Волшебный мешочек»

В мешке фигурки: корова, лошадь, овечка, свинья, кошка, собака, коза.

Дети по очереди достают из мешка фигурки и говорят кто это, как голос подаёт, что он делает.

Л: Ребят, сейчас вы по очереди будете из волшебного мешка доставать фигурки домашних животных и говорить кто это, как он голос подаёт, что он делает.

1-й Р: Кошка: мяу-мяу.

Л: Что она делает?

1-й Р: Мяукает.

Ребёнок с I уровнем речевого развития достаёт из волшебного мешка фигуру домашнего животного.

Л: Как … (логопед называет того животного, которого ребёнок достал) голос подаёт?

Варианты ответов детей: 

Собака: гав-гав – гавкает.

Корова: му-му – мычит.

Лошадь: и-го-го – ржёт.

Коза: ме-ме – мекает.

Овца: бе-бе – блеет.

Свинья: хрю-хрю – хрюкает.

3. Игра «Узнай по описанию»

Л: Сейчас я загадаю вам загадки о домашних животных. А вы постарайтесь отгадать их. Вот первая загадка, слушайте внимательно: мягкие лапки, а в лапках царапки. Кто это?

1-й Р: Это кошка.

Л: Правильно. Садись. А как ты догадался?

1-й Р: У кошки мягкие лапки и острые когти.

Загадки-описания:

Корова: домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; даёт молоко.

Собака: домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост колечком, морда; охраняет дом.

Лошадь: домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном, травой.

Овца:  домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; даёт шерсть и мясо.

Коза: домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода.

Свинья: домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост крючком, на морде – пятачок.

Р (I уровень речевого развития): Покажи кто мяукает? (Ребёнок с I уровнем речевого развития показывает) Как он голос подаёт? (Ребёнок с I уровнем речевого развития воспроизводит звукоподражание соответствующее домашнему животному)

Логопед параллельно выставляет картинки названных домашних животных на магнитную доску.

4. Движения, сочетаемые с речью «Прищепки». (Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха).

Л: А сейчас разогреем наши пальчики. Повторяйте за мной.

Кусается сильно кошка-глупышка,
Думает, что это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Ребенку с I уровнем речевого развития помогает тьютор.

5.  Упражнение «Накорми животных»

Л: Давайте вспомним, чем питаются домашние животные, и подберём угощения для них. Вы будете прикреплять угощение рядом с животным и начинать свой ответ словами «я дам …»

Ответы детей: Я дам корове траву, я дам кошке рыбу, я дам свинье овощи, я дам собаке косточку, я дам кролику морковку, я дам козе капусту, я дам лошадке сено и др. 

Ребёнка с I уровнем речевого развития логопед просит накормить конкретного домашнего животного конкретной едой. Например: Дай кошке молока.

6. Дидактическая игра «Кошка и мышка»

Л: Давайте попробуем составить фигурку кошки из частей. Вы будете прикреплять часть изображения на магнитную доску и называть её. (Достаёт части, из которых дети будут составлять изображение кошки.)

Логопед достаёт изображения мышки и пенька.

Л: Молодцы! Вот какая красивая кошка у нас получилась. А теперь давайте поиграем в игру «Кошка и мышка». Возьми мышку и поставь её перед кошкой, Ваня.

Ребёнок выполняет поручения.

Л: Где стоит мышка?

Р: Перед кошкой.

Л: Теперь возьми мышку и поставь её за кошкой …

 Ребёнок выполняет поручения.

Л: Где стоит мышка?

Р: За кошкой.

Л: Возьми мышку и поставь её между лапками кошки, …

Ребёнок выполняет поручения.

Л: Где стоит мышка?

Р: Между лапками кошки.

Л: Возьми мышку и поставь её на пенёк, …

Ребёнок выполняет поручения.

Л: Где стоит мышка?

Р: На пеньке.

Р (I уровень речевого развития): Поставь мышку на хвостик кошки.

Л: Покажи где мышка?

Ребёнок с I уровнем речевого развития показывает.

Л: Отлично! Вы выполнили все мои задания. Похлопайте себе.

7. Игра «Угадай кто это?»

Л: Посмотрите на рисунки. Девочка поёт: «А-а-а», волк воет «У-у-у», мышка пищит: «И-и-и».

Дети повторяют.

Л: Угадайте, кто это?

Логопед произносит эти звуки, а дети угадывают.

III. Этап подведения итога занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнения, оценивает работу детей, дарит им «похвалюшки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в средне-старшей группе на тему: «Дикие животные зимой».

Основная цель: Научить первоначальному самостоятельному словоизменению существительных. Цели. Логопедические: I. Неречевые: 1. Координация речи с движением, развитие слухо-моторных координ...

Конспект фронтального занятия у детей с ТНР в подготовительной группе Лексическая тема «Домашние животные». Звук [к].

Развитие фонематических навыков у детей с Общим недоразвитием речи, на основе лексической темы "Домашние животные" ...

Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе на тему "Домашние животные".

Интегрированное  итоговое занятие во второй  младшей группе на тему "Домашние животные"....

Конспект занятия по театрализованной деятельности "Весёлые превращения" в подготовительной группе (лексическая тема "Домашние животные")

В конспекте все театрализованные игры и упражнения объединены одной лексической темой "Домашние животные"...

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема: «Домашние животные»

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе.Лексическая тема: «Домашние животные»Подготовила: Дементьева Любовь Васильевна,воспитатель, ГБДОУ детский сад N20компенсиру...

Тематическое планирование индивидуальных занятий в условиях логопункта по лексической теме «Домашние животные»

Данный документ содержит материал для проведения индивидуальных занятий в старшем дошкольном возрасте в условиях логопункта по лексической теме "Домашние животные"Здесь можно найти:- пальчик...