Сенсорная интеграция
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Сенсорная интеграция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_censornoy_integratsii.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическое применение методов сенсорной интеграции в работе с детьми.

Слайд 2

Понятие сенсорной интеграции Сенсорная интеграция – это упорядоченный процесс взаимодействия всех органов чувств, с целью адекватного адаптивного ответа на внешние раздражители

Слайд 3

Основательница метода -американский эрготерапевт, специалист в области лечебной педагогики Дж. Айрес. М етодики в основном направлены на развитие баланса в двигательной, вестибулярной и тактильной системах. Приёмы работы с использованием различных спортивных снарядов, тканевых текстур, а так же бассейнов различными наполнителями. Последователи метода Айрес - Улла Кислинг, Крановиц, Як, Аквилла, Банди, привнесли собственные наработки в теорию и практику сенсорной интеграции.

Слайд 4

Сенсорный профиль - индивидуальное сочетание обработки и интеграции ощущений, позволяющие адаптироваться в окружающей среде. Модель Данн ( 1997г) – заложен принцип фокусировки на регистрации импульса, что определяет качество совладания. Г ипочувствительные - высокий порог чувствительности, находятся в поиске сенсорных ощущений, используют активную стратегию, ищут дополнительные сенсорные стимулы. Гиперчувствительные - избегание сенсорных стимулов, так как являются сензитивными к различным воздействиям.

Слайд 5

Смешанный профиль - в одних системах гипо-чувствительность, в других гипер. Существуют опросники для определения нарушений в сенсорной обработке: К.С. Крановиц, Данн, Аквилла, як, шала SIPT качественное нейропсихологическое обследование.

Слайд 6

Ощущения Гиперчувствительность Гипочувствительность Поиск ощущений Прикосновения Избегает, привередлив к одежде, чувствителен к опрятности Индифферентен к прикосновениям, не чувствителен к грязи, равнодушен к игрушкам Валяется в лужах, что-то жует, разбрасывает, натыкается на мебель и на людей Движение и баланс Избегает активности, не любит передвижений, укачивает в транспорте Не реагирует на передвижения, не замечеат падений, может долго и без последствий кружиться Снижено чувство дистанции постоянно в движении Постуральный праксис Зажатость, трудности координации, избегание напряжений Снижен позыв к игровым движениям, но любит активности по типу перенести тяжести, толкание и др. Стремиться к обнимашкам , любит перетаскивать тяжести и бегать

Слайд 7

Зрение Перевозбуждается от длительного рассматривания, избегает глазного контакта, насторожен Игнорирует новые визуальные стимулы, например препятствия, медленно реагирует, смотрит сквозь Ищет визуальных стимулов, привлекают светящиеся и движущиеся объекты Звуки гиперакузия Игнорирует обычные звуки, но может среагировать на низкие или высокие регистры Жаждет громких звуков, любит находиться в толпе Запахи Реагирует на легкие ароматы, которые никто не замечает Не замечает неприятных запахов и не чувствует запах еды Ищет сильных запахов, обнюхивает Вкусы Отвергает определенные текстуры, температуры, давится Может есть острую, холодную пищу без реакции Пробует не съедобные предметы, может предпочитать очень острую или горячую пищу.

Слайд 8

Коррекция нарушений обработки вестибулярных ощущений Пе риферический отдел – вестибулярный аппарат, расположенный во внутреннем ухе. Проводящие пути, обеспечивающиеся нейронами. Центральный отдел – вестибулярные ядра продолговатого мозга, таламуса и проекционные зоны коры в постцентральной извилине. Вестибулярная система помогает ребёнку преодолевать земное притяжение и сохранять вертикальное положение. Известно, что вестибулярная система начинает функционировать на 21 день внутриутробного развития.

Слайд 10

Приёмы работы при гиперчувствительности вестибулярных ощущений Проявление: Ребёнок избегает активности, не любит передвижений, его укачивает в транспорте. Методы и приёмы: Мягкое включение маятниковых движений, с обеспечением безопасности. «Яйцо» - сидя на полу, ребёнок находится между согнутых колен родителя или специалиста, которые совершают небольшие покачивающиеся движения вперёд-назад. Движения сопровождаются песенкой или повторением звуков, которые издаёт ребёнок. «Кочки» - сидя на коленях у родителя или специалиста, спина ребёнка плотно прижата к груди специалиста, руки специалиста обхватывают ребёнка. Под потешки: «по кочкам, по кочкам» или «Ваня-Ваня простота…» совершать небольшие подпрыгивающие движения.

Слайд 11

«Качели» - двое взрослых (папа и мама или родитель и специалист) сплетают из собственных рук «гамак», ребёнок плотно прижат с двух сторон взрослыми, которые совершают покачивающие движения. Катание с невысокой горки. Сначала ребёнка поддерживают за руку и со спины, затем, постепенно он начинает скатываться самостоятельно. Упражнение сопровождается плавной музыкой, меняющейся по темпу и высоте звука на подъеме и спусках. Качание в гамаке по типу «капля», движения вперёд-назад и справа – нелево .

Слайд 12

Приёмы работы при гипочувствительности вестибулярных ощущений Проявление: ребёнок постоянно в движении, плохо соблюдает дистанцию, любит качели и карусели. Методы и приёмы: Лучше начинать с проработки глубокой чувствительности (см. приёмы работы с проприорецепцией). Упражнения, помогающие сбалансировать хаотичные движения: Упражнения на фитболе , ребёнок сидит на мяче, взрослый его удерживает за руки, выполняются чёткие ритмические движения под считалки или песенки.

Слайд 13

«Качели», ребёнок аккуратно берётся за руки и за ноги, взрослые раскачивают его из стороны в сторону или вверх и вниз. Можно под песенки: «еле-еле, еле – еле, раскачали мы качели, раскачали, раскрутили, Васю на пол положили» или «В поле гуляли трое гуляк, после прогулки делали так –апчхи-апчхи-апчхи». «Маятник» - ребёнок стоит ногами на ногах взрослого, ноги расставлены по ширине плеч ребёнка, взрослый совершает ритмичные раскачивания из стороны в сторону, лучше под стишок, например: «шалтай-болтай сидел на стене, шалтай-болтай – свалился во сне…». « Поезд из одеяла » - ребёнок сидит на одеяле, а взрослый везёт его по полу, изображая поезд, делая остановки на станциях.

Слайд 14

Упражнения с балансирами, «кочками», «брёвнышками». Обыгрывать можно в зависимости от актуальных целей, важно, чтобы упражнения выполнялись последовательно, в ритмичном темпе.

Слайд 15

Коррекция нарушений обработки проприоцептивных, кинестетических ощущений Позволяет выполнять дифференцированные движения. Мышечное чувство формируется при изменении напряжения мышц, их оболочек, суставов, связок, сухожилий. Типы проприоцепции: Чувство позы или ощущение положения конечностей и ориентация их частей относительно друг друга. Чувство движения, когда проприоцепторы воспринимают как направление, так и скорость движения при изменении угла в суставах. Чувство силы, необходимое для поднятия чего-либо, оценивается самим человеком.

Слайд 16

Развитие кинестетической системы также начинается с первых недель внутриутробной жизни. Сталкиваясь с сопротивлением околоплодных вод он ощущает лёгкое напряжение мышц, сухожилий и суставов. После четвертого месяца он соприкасается со стенками матки, рефлекторно отталкивается от них ручками и ножками. Сосание пальчика оказывает мощное воздействие на развитие чувствительности челюсти, затылка, плеч, области бедер. Самый важный процесс для развития проприо-кинестетической чувствительности – акт рождения.

Слайд 17

Приёмы работы при гиперчувствительности проприоцептивных (постуральных) ощущений Проявления: ребёнок зажат, избегает активности и напряжений, неловкий. Методы и приёмы: Начинать с безопасных заданий из положения лёжа на животе. "Пирожок" - пассивное упражнение, ребёнок лежит на животе, взрослый (специалист или родитель), глубокими, надавливающими движениями проходит тело ребёнка от шейно-воротниковой зоны до пяточек, приговаривая потешку про пирожок.

Слайд 18

"Лепёшечка" - ребёнок лежит на животе, взрослый мячом-фитболом прокатывает его с пяточек до шеи, несильно надавливая на мяч. "Утяжелённое одеяло" - пассивная проработка глубинной чувствительности. "Тачка" - ребёнок лёжит животом на фитболе или на гимнастическом ролле, взрослый удерживает его за ноги, а ребёнок должен пройти вперёд за какой-либо целью. Игры с мячом на более поздних этапах работы. "Повтори движение", "я знаю 5", "дама сдавала в багаж".

Слайд 19

Приёмы работы при гипочувствительности проприоцептивных (постуральных) ощущений Проявления: ребёнок стремится к обнимашкам , любит перетаскивать тяжести и бегать. Методы и приёмы: "сосиска в одеяле" - ребёнок ложится в одеяло, взрослый плотно его заворачивает и аккуратно прокатывет в правую и в левую стороны. «Ролл из одеяла" - плед или байковое одеяло размером 180х220 сворачивается в 3 или 4 слоя, ребёнок плотно в него заворачивается, затем этот ролл с ребёнком прокатывается в стороны.

Слайд 20

"Тяни-толкай" - дети сидят друг против друга или взрослый напротив ребёнка, берутся за плечи и тянут каждый в свою сторону. "Лодочка" - ребёнок лежит на жвиоте , одновременно приподнимая руки и ноги на 5-7 секунд. "Корзиночка" - ребёнок лежит на животе, руками удерживает ноги и покачивается. "Утяжелённые мешочки" - метать в корзину или в любую другую мишень. "Собираем урожай" - деревянная или пластиковая тележка в которую необходимо собирать вязаные или сшитые овощи, набитые крупой, камушками, солью.

Слайд 21

Коррекция нарушений обработки тактильных ощущений Тактильная система связана с вестибулярной. Развитие этой системы также начинается внутриутробно, малыш сначала ощущает околоплодные воды, а затем и касание стенок матки и прикосновение собственных ручек и ножек. На третьем месяце внутриутробного развития ребёнок начинает сосать палец. В коже малыша формируются рецепторы, воспринимающие различные возбудители: боль, холод, тепло. Число нервных волокон, идущих от кожи к спинному мозгу более полмиллиона.

Слайд 22

Приёмы работы при тактильной гиперчувствительности

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"

Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...

НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект  «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...